Образование
#Мнения

Важное — в цитатах месяца: безопасность, онлайн и офлайн, «Приоритет-2030», кампусы и СПО

Сентябрь оказался доверху набит событиями в мире образования. Вот что говорили эксперты по ряду ключевых тем.

Альберто Блинчиков для Skillbox Media

В этом месяце обсуждали:


О физической безопасности в учебных заведениях

Александр Бастрыкин

председатель Следственного комитета РФ


Где: в интервью ТАСС


— После трагедии в Казани, где в мае этого года были расстреляны девять учеников, руководство образовательных учреждений по всей стране обязано было усилить меры безопасности школьников, студентов и преподавателей, повсеместно внедрив системы видеонаблюдения и электронного допуска в здания, рамки металлоискателя, тревожные кнопки. Обеспечить комплексное взаимодействие на этом важнейшем направлении с представителями всех правоохранительных органов. Однако этого сделано не было. Трагедия в Перми показала отсутствие у ответственных лиц администрации и персонала чёткого алгоритма действий в экстремальных ситуациях.

20 сентября снова случилась трагедия — вооружённое нападение в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Представители власти снова высказываются о причинах происшествия и необходимых мерах предотвращения. Подробнее мы рассказывали об этом здесь и здесь.

Про онлайн с офлайном

Фото: администрация президента РФ / Kremlin.ru.

Валерий Фадеев

глава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека


Где: на круглом столе по правам человека в эпоху цифровизации

Источник: ТАСС


— Те, кто с пафосом говорит, что теперь будет новый мир, где останется только дистанционное образование, не правы. По нашему мнению, это нарушает права людей на полноценное образование.

Также Валерий Фадеев на встрече со студентами Тобольского педагогического института имени Менделеева поделился мнением о том, что стоило бы радикально поменять дух образования.

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования


Где: на круглом столе по правам человека в эпоху цифровизации

Источник: ТАСС


— После пандемии уже очевидно, что удалённого обучения, онлайн-обучения в традиционном формате обучения будет больше. <…> Так вот, очевидно, что очный формат обучения тоже трансформируется, и даже если завтра все ограничения снимут, то университеты, конечно, в полном объёме вернутся в традиционный формат, но вот эти вкрапления, скажем так, удалённого взаимодействия студента и преподавателя, они останутся уже с нами навсегда. Соответственно, из этого что следует: будет развиваться новая дидактика, цифровая дидактика.

В конце июля было объявлено о создании консорциума «Цифровая дидактика». В него вошли несколько вузов, цифровых платформ, издательство «Просвещение» и банк «ВТБ». Одна из задач консорциума — создание методических материалов.

Ольга Васильева

президент Российской академии образования


Где: интервью «Российской газете»


— Современные инструменты, конечно, помогают сделать уроки интереснее. Но в каком объёме применять технологии на уроках, как правильно их использовать, где они действительно уместны — на этот вопрос должна ответить наука. Сейчас как никогда нужно опираться именно на научные данные — педагогические и психологические.

Татьяна Серебрякова

директор департамента АО «Издательство „Просвещение“»директор департамента АО «Издательство „Просвещение“»


Где: интервью «Российской газете»


— Появляется новая технология, начинает применяться в какой-то инновационной школе, возникает площадка применения или реализации в виде образовательной практики, только потом проводится педагогическое исследование, и уже после этого самые удачные примеры превращаются в некие подходы уже в документе. Это пример вёрстки образовательной политики, мы с этим имеем дело сейчас. Всё стало с ног на голову, и учителя ещё не успели к этому адаптироваться, с моей точки зрения. Они все ждут каких-то нормативных актов, которые объяснят, как жить дальше и что делать завтра.

Представители власти неоднократно высказывались о том, что тотального дистанта не будет ни в школах, ни в вузах. В том числе об этом говорил Владимир Путин. Похоже, что реальное будущее — за смешанным форматом (офлайн плюс онлайн), поэтому цифровизация образования продолжается. В сентябре эксперты обсуждали, что происходит с цифровизацией школ на самом деле, а также возможности Big Data для высшего образования.

О задачах вузов

Фото: МФТИ

Дмитрий Ливанов

ректор МФТИ


Где: в интервью «Российской газете»


— Вообще, сегодня вузам необходимо делать акцент именно на работе со школами. Именно там зарождается мотивация к изучению сложных предметов. Работа со школами — важное дело для всего академического сообщества. Нужно постоянно улучшать качество школьных учебников, обращать внимание на квалификацию учителей физики, математики, информатики, поддерживать тех, кто ведёт кружки и факультативы, то есть учит детей решать нестандартные задачи.

Фото: «Газпром»

Владимир Мау

ректор РАНХиГС


Где: в интервью «Российской газете»


— Наша задача — дать набор фундаментальных знаний, которые не устаревают. Таблица Менделеева, таблица умножения, иностранные языки точно не устареют. Подчеркну: важнейшая задача каждого университета сейчас — сделать так, чтобы выпускники были способны чувствовать вызовы времени и отвечать на них, постоянно учиться и переучиваться. И студенты, кстати, уже понимают это. На многопрофильные бакалавриаты огромный конкурс — десятки человек на место.

Никита Анисимов

ректор ВШЭ


Где: на II марафоне «Новое знание»

Источник: Skillbox Media


— Если кто-то начал предлагать вам курсы по развитию коммуникативных навыков, по развитию самоорганизации — поверьте, это гонка за модой. Только классическое университетское образование через классические дисциплины, через предметы, которые вы осваиваете в университетах, а не просто на образовательном рынке, набрав что-то в корзину и пойдя учиться, позволяет формировать эти soft skills одновременно с вашим погружением в реальные проекты, которые приходят от реальных заказчиков, в том числе с возможностью заработать в рамках работы над этими проектами. Это и есть будущее образования.

Фото: страница Андрея Очеретного в Facebook*

Андрей Очеретный

исполнительный директор Центра академических партнёрств ПАО «Сбербанк»


Где: на панельной дискуссии «Центры карьеры» в рамках Российской креативной недели

Источник: Skillbox Media


— Понятно, что сейчас спасение утопающих ― дело рук самих утопающих: если бизнесу нужны кадры и он их не получает в высшей школе, он вынужден сам готовить какие-то образовательные программы, что-то с этим делать. Но вузы вроде бы как готовят кадры, чтобы они дальше сразу устраивались на понятные позиции.

Ректоры ряда ведущих вузов страны обсудили будущее высшего образования. Подробнее об этом можно прочитать в нашем репортаже. А о том, каким должно стать сотрудничество университетов и бизнеса, говорили во время дискуссии о центрах карьеры. Об этом мы тоже подробно рассказывали.

О строительстве кампусов мирового уровня

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования


Где: на Восточном экономическом форуме

Источник: «Интерфакс»


— Часть заявок плохо проработаны. Коллеги, заявить амбицию — это одно дело, а представить проработанный вариант — это другое дело. Я бы очень призвал те субъекты и те университеты, которые заинтересованы, такую серьёзную интеллектуальную работу проводить. Потому что поддержку получили заявки на данный момент не те, которые по каким-то причинам больше или меньше нравятся министерству или правительству, а те, которые были обстоятельно проработаны и с точки зрения смысловой.

Фото: сайт Минобрнауки России

Михаил Алашкевич

управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ


Где: на презентации исследования «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности»

Источник: фонд «Центр стратегических разработок»


— Мне кажется, выживут только те вузы, которые будут ориентироваться на модель активных экономических субъектов рынка. <…> Привлекая инвесторов, мы стараемся создать такую модель кампуса, которая позволит в конечном итоге инвестору получать доход. Перекладывать деньги из одного бюджетного кармана в другой все умеют, трудно зарабатывать деньги. Поэтому модель кампусов, которая сегодня предлагается, — это модель, в которой межвузовский кампус будет обеспечивать кооперацию всех участников процесса, не только вузов, но и научных организаций. Второе — это кампус, который будет управляться частной управляющей компанией, поскольку он будет строиться в рамках государственно-частного партнёрства.

Речь идёт о большой программе строительства в России не менее 30 новых университетских кампусов мирового уровня. Мы рассказывали о ней в новостях и обзоре исследования «Центра стратегических разработок», Университета 20.35 и ВЭБ.РФ — оно было посвящено тому, какими должны быть новые кампусы.

Об итогах отбора в программу «Приоритет-2030»

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования


Где: на конкурсе управленцев «Лидеры России»

Источник: ТАСС


— Что мы фиксируем: много разных выводов можно сделать — где-то трети университетов нечего предложить с точки зрения развития. То есть они в лучшем случае фиксируют статус-кво, просто говорят: «Дайте дополнительные ресурсы на текущую деятельность». Но интересных проектов, которые изменили бы образ университета или региона, недостаточно.

Андрей Волков

научный руководитель программы «Приоритет-2030»


Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»


— С одной стороны, эта программа позволит продолжить развивать достижения всех предыдущих глобальных образовательных проектов. С другой — заставит участников мыслить о себе в международной парадигме высшего образования и научного лидерства, что неизбежно приведёт к прогрессу и выходу вузов на новый уровень.

27 сентября был объявлен список вузов, которые вошли в программу «Приоритет-2030». Тем, кто в него пока не попал, глава Минобрнауки рекомендовал поработать над программами развития и подать заявки снова.

О реформе среднего специального образования

Александр Бугаев

первый заместитель министра просвещения РФ


Где: на Восточном экономическом форуме

Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»


— Профессионалитет — стратегическая инициатива скрещивания производства и образовательного процесса. Мы хотим попробовать дать возможность заказывать те кадры, которые нужны в системе СПО. Здесь подходы должны быть разные, в зависимости от профиля образования. В частности создание структур как управляющие компании в колледжах, чтобы работодатель задавал требования, но и нёс ответственность за тех, кого готовят. Важен вопрос трудоустройства.

Эти слова прозвучали в рамках сессии «Вызовы и перспективы российского рынка труда». Узнать, что на ней обсуждали, можно из нашего репортажа.

Татьяна Голикова

заместитель председателя Правительства РФ


Где: на совещании президента России с Правительством РФ и руководством «Единой России»

Источник: РИА Новости


— Мы планируем изменить механизм взаимодействия колледжей с отраслями промышленности и сформировать отраслевую систему подготовки кадров, отвечающую запросам рынка труда. На эти цели планируется направить 30 миллиардов рублей.

Про рост популярности колледжей и введение профессионалитета мы рассказывали здесь и здесь. Также недавно стало известно, что в России планируют развивать модель колледжей-заводов.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована