Образование
#Мнения

Важное — в цитатах месяца: услуги в образовании, проблемы университетов и формат обучения

Собрали самые яркие высказывания августа на острые темы.

Polina Vari для Skillbox Media

Вот что эксперты сказали в прошедшем месяце про:


Об услугах в образовании

Фото: Администрация президента РФ / Kremlin.ru

Владимир Путин

президент России


Где: на заседании президиума Госсовета


— Если это людей как-то задевает по отношению к учительскому труду и они считают, что это обедняет смысл этого труда и его высокую общественную значимость, — давайте подумаем о том, чтобы проработать вопрос корректировки законодательства, чтобы это слово никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах.

Сергей Таскаев

ректор Челябинского государственного университета, доктор физико-математических наук


Где: авторская колонка в издании «Полит74»


— С момента принятия закона об образовании оно перестало быть общественным благом и стало услугой. С последующим введением «подушевого финансирования» — выделением средств на каждого отдельного обучающегося.

В таком контексте отчисление студентов, не способных освоить программу высшего образования, становится губительным для вузов, потому что за ним следует автоматическое уменьшение объёмов финансирования и, как следствие, сокращение штатов. Поэтому вузы только в крайних случаях идут на такую меру и вынуждены порой выпускать специалистов с невысокой квалификацией, вызывая справедливые претензии со стороны работодателей.

На заседании президиума Госсовета обсуждали ключевые вопросы развития сферы школьного образования. Мы сделали обзор самых важных идей.

О формате обучения и вакцинации

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования


Где: на заседании совета Российского союза ректоров


— Почти 100% вузов начнут учебный год в привычном формате, очно, при соблюдении рекомендованных мер санитарной безопасности. <…> Нельзя ставить в зависимость от вакцинации использование инфраструктуры или включённость студентов и сотрудников в образовательную, исследовательскую, творческую, спортивную деятельность. Локальные акты университетов в этой части также являются недопустимыми.

Александр Запесоцкий

ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент РАН, профессор


Где: сообщение на сайте СПбГУП


— Отказаться от прививки сегодня, по сути, то же самое, что утверждать, что Земля стоит на трёх китах, а вокруг неё вращается солнце. Любой гражданин России имеет право на подобное мнение. Выдавать ли такому студенту диплом университета — вопрос чести вузовской профессуры, но я не думаю, что ковид-диссиденты имеют право на университетский диплом.

Сергей Кравцов

министр просвещения


Где: рабочая встреча с Уполномоченным при Президенте России Анной Кузнецовой


— Учебный год начнётся в обычном очном режиме, нам важно, чтобы ребята пришли в классы, встретились со своими учителями. Мы понимаем, что это событие — одно из самых важных для миллионов россиян: школьников, студентов и их семей, для педагогов. Так что дистанционного формата начала учебного года не предполагается.

Анна Попова

глава Роспотребнадзора


Где: интервью на телеканале «Россия-24»


— Конечно, очень хочется, чтобы педагоги пришли в школу уже привитыми, чтобы для них рисков никаких не возникало. Так же как и родители, которые будут приводить детей в школу. Вот иммунизация населения и должна в первую очередь обеспечить безопасное начало учебного года.

О том, как развивалась и менялась ситуация с вакцинацией в образовании, читайте в нашем обзоре. В этом месяце, кстати, Минобрнауки сначала дало антиковидные рекомендации для вузов, которые вызвали общественный резонанс, но затем пояснило их в совсем другом ключе.

О приёмной кампании 2021 года

Ирина Белых

депутат Госдумы


Источник: «Российская газета»


— Совершенно недопустимо, что поступление становится своего рода лотерей, когда абитуриент не имеет возможности и времени сделать осознанный выбор учебного заведения. Правила зачисления должны быть понятны, прозрачны, учитывать интересы абитуриентов, а не создавать ненужный ажиотаж.

Никита Анисимов

ректор Высшей школы экономики


Источник: ТАСС


— По нашим оценкам, существовавшая ранее система с двумя волнами была менее справедливой по отношению к поступающим, гораздо большую роль могли сыграть случайности. Так, если ранее наш абитуриент оказывался в хвосте списка, то есть в тех 20%, что должны были попасть во вторую волну, он зачастую боялся ждать, поэтому забирал своё согласие и переносил в другой вуз, чтобы попасть в первую волну. Таким образом, его реальные пожелания не были реализованы из-за искусственного барьера. Поэтому те, кто могли с высокими баллами попасть в одну волну, но не в первые 80%, были вынуждены поступать не в приоритетный для них вуз, а хоть куда-то на бюджетное место в составе первой волны.

Михаил Эскиндаров

ректор Финансового университета при Правительстве РФ


Где: совет экспертов с ректорами вузов России в редакции «Российской газеты»


— Говорить о том, правильно ли было отменять вторую волну, пока рано: мы только-только подписали приказы о зачислении. Но отмечу: вторая волна тоже доставляла хлопот. До последнего дня ребята бегали из одного университета в другой, вузы до последнего не знали, кто к ним придёт и придёт ли. Сейчас нужен серьёзный анализ ситуации, чтобы мы все вместе — вузы, родители, абитуриенты и Минобрнауки — нашли оптимальное для всех решение.

Владимир Мау

ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Источник: ТАСС


— В 2021 году в Президентскую академию без вступительных испытаний было зачислено 296 победителей и призёров олимпиад школьников. Олимпиадники заняли порядка 35% всех бюджетных мест московского кампуса. 20% всех программ, объявленных к набору, были полностью закрыты только победителями и призёрами олимпиад.

В этом году приёмная кампания в вузы прошла по новым правилам. В результате некоторые вузы (включая МГУ) были вынуждены объявить донабор студентов, а абитуриенты создали петицию о пересмотре правил поступления. При этом победителей олимпиад кое-где оказалось больше, чем бюджетных мест (кстати, в 2022 году Минобрнауки планирует ввести сертификаты для олимпиадников). Ранее мы рассказывали об основных проблемах действующей системы поступления.

О высшем образовании и его проблемах

Фото: Администрация президента РФ / Kremlin.ru

Андрей Фурсенко

помощник президента России


Где: молодёжный форум «Территория смыслов»


— Я абсолютно уверен, что в течение ближайших 5–10 лет эта проблема станет императивом. Мы должны будем ещё раз начать перестраивать существенно систему образования, обеспечив большую дробность. <…> Сегодня рассматривается вопрос, что система высшей школы должна рассматриваться не как четыре (четыре года бакалавриата) плюс два (два года магистратуры), а два плюс два плюс два. То есть два года — один блок, ты получаешь фундаментальные знания, два года — следующий блок, ты начинаешь работать по какому-то конкретному направлению, но может так статься, что возникнет резкое изменение и вам потребуется перестроиться.

Сергей Таскаев

ректор Челябинского государственного университета, доктор физико-математических наук


Где: авторская колонка в издании «Полит74»


— Думаю, очевидно, что высшая школа сегодня переживает трансформацию. С одной стороны, это требование времени, с другой — необходимость: без оперативных и качественных изменений университетам не выжить, ведь они постоянно балансируют в противоречащих друг другу условиях.

Например, деятельность вузов жёстко подчинена законам рынка, при этом механизмы государственного регулирования не позволяют нам заниматься эффективной коммерческой деятельностью. Мы наблюдаем изменение абитуриентского спроса, связанного со сменой поколения, однако запросы школьников не совпадают с требованиями их будущих работодателей. И так далее…

Фото: предоставлено Павлом Лукшей

Павел Лукша

профессор практики Московской школы управления «Сколково», эксперт Центра трансформации образования «Сколково», основатель инициативы «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures).


Где: интенсив «Архипелаг 2121» (проходил с 21 июля по 10 августа в Великом Новгороде).


— Нужно культивировать среду, в которой вырастает классный университет, очень долго. Она не вырастает быстро. Университеты — это длинные проекты. И хороших университетов по определению будет мало. Не может быть много. Я считаю, если честно, что большая часть существующих университетов должна конвертироваться в колледжи. Она должна превратиться в СПО. Они не заслуживают права называться университетами. Чтобы называться университетом, нужно пересобрать свою модель образования, пересобрать свою модель науки, иметь возможность взаимодействовать с окружающей средой и развивать её. Ну не все должны попадать в это светлое будущее.

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования


Где: интервью газете «Коммерсантъ»


— Высшее образование не должно охватывать 100% выпускников школ. Должен быть разумный баланс, который определяется и жизненной траекторией абитуриента, и потребностями экономики, национальной и региональной. Жизненная траектория вполне может предполагать сначала среднее профессиональное образование, а потом, по прошествии времени, и высшее — в зависимости от того, какие цели вы себе в жизни поставите. Зачастую со средним профессиональным образованием можно гораздо быстрее выйти на рынок труда.

Мы разбирались, правда ли, что выпускники школ всё чаще предпочитают высшему образованию колледжи, и писали о том, что в мировой Шанхайский рейтинг вошли только девять вузов из России. А чуть ранее рассказывали о цифровой трансформации вузов, развитии в них индивидуальных образовательных траекторий и кризисе лекционного формата.


Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована