Образование
#Мнения

Цитаты недели: о нерыночности образования, воспитании в магистратуре и аспирантуре

Озвученные идеи чётко показывают, куда теперь будет уклон высшего профессионального образования.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Сергей Кабышев

председатель комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ


Где: профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»


— Обеспечение гражданственности, патриотизма и критического восприятия студентами информации выходит на передний план в реализации задач высшего образования. В связи с этим существует необходимость актуализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации с учётом изменившихся условий, распространения воспитательной работы на реализацию образовательных программ как магистратуры, так и аспирантуры.

Сергей Кравцов

министр просвещения РФ


Где: профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»


— Сегодня ключевая задача — это формирование мировоззрения. Многие говорили: «Нам идеология не нужна, нам всё определит рынок, расставит всё на свои места». Мы видим итоги этого псевдорынка. Хотя лично я не против рыночной экономики, это нужно… Но просто есть ряд отраслей, например образование, где рыночные механизмы не работают. Ну потому что не работают.

Ольга Васильева

президент Российской академии образования


Где: профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»


— Благодаря Константину Дмитриевичу Ушинскому российское общество понимает очень чётко, и здесь я хочу продекламировать: ни один технологический процесс невозможен без гуманитарной составляющей. Ещё совсем недавно, 20–30 лет назад, эта гуманитарная составляющая была в каждом вузе. Плохо ли, хорошо, но она работала. И вот к этой гуманитарной составляющей нам следует вернуться.

Контекст

В Москве состоялся Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Выступая с приветственным словом, все участники кратко обозначили основные задачи, которые сейчас стоят перед высшим образованием в России. Большинство так или иначе затронуло тему воспитания, которое, похоже, встаёт во главе угла.

Наиболее подробно высказался об этом Сергей Кабышев. Во-первых, одним из приоритетных направлений развития системы высшего образования он назвал «активизацию, усиление его ценностно-мировоззренческого воздействия на основе национальной конституционной идеологии». Что это означает практически, кроме увеличения обязательного курса по истории? Изучение основ российского конституционного строя, пояснил спикер, тоже должно быть обязательным на всех уровнях высшего образования.

Во-вторых, воспитание студенчества не стоит ограничивать отдельными мероприятиями. Оно должно носить сквозной интегрированный характер и быть встроенным непосредственно в образовательный процесс, сказал глава Думского комитета по науке и высшему образованию. Каким образом этого можно достичь? Похоже, предполагается, что преподаватели должны служить идеологическим примером. Роль педагога в глазах молодёжи, считает Сергей Кабышев, так или иначе связывается с государством. Поэтому, объясняет депутат, преподаватель должен «поддерживать активный и авторитетный диалог со студентами, уметь понятно, доступно, аргументированно высказывать свою позицию по существу злободневных вопросов».

«Конечно, та же математика не имеет ценностного каркаса, но математики — носители определённого мировоззрения, граждане со своей социальной общественно-политической биографией, их пример может служить серьёзным руководящим ориентиром», — подчеркнул спикер.

Наконец, в-третьих, воспитательная работа должна опираться на студенческие объединения, которые «во взаимодействии с педагогами, наставниками могут служить лучшими естественными и непринуждёнными проводниками общих, эстетических, мировоззренческих стандартов».

При этом воспитательную работу, считает Кабышев, необходимо распространить на программы магистратуры и аспирантуры (сейчас они обязательны только в бакалавриате и специалитете).

В связи с таким глубоким уклоном высшего образования в воспитательную работу возникает вопрос: как это скажется на спросе на него? Дело в том, что люди стремятся в вузы с разными целями. Типичные причины известны из иностранного исследования, однако и у нас в России цели получения образования тоже наверняка бывают разными. Вряд ли большинство идёт за общим развитием, в том числе за идеологическим. Скорее всего, наиболее распространённый вариант — сугубо прагматичный, то есть люди хотят приобрести профессию и полезные для работы социальные связи. Об этом свидетельствуют и некоторые российские исследования. Причём к фактической ценности образования с точки зрения карьерных перспектив и так есть вопросы.

Высшее образование во всём мире сейчас переживает кризис, в том числе потому, что зачастую не может донести свою ценность до современного молодого поколения. Университеты гордятся фундаментальностью знаний, которые они дают, но молодые люди не всегда понимают, зачем им тратить на них несколько лет жизни, если востребованные и нужные для работы чисто прикладные знания и навыки можно получить гораздо быстрее другими способами.

Если в высшем образовании станет чуть меньше прикладной составляющей за счёт увеличения общегуманитарного, а фактически идеологически-воспитательного блока, то не исключено, что это ещё снизит ценность университетов в глазах той молодёжи, которая прагматично заинтересована лишь в получении профессии. Во всяком случае у тех, кто намерен учиться платно и тем более в магистратуре, и тем более людей зрелых, а не вчерашних выпускников школ, могут возникнуть подобные сомнения — за что мы платим и какие у нас ещё есть варианты?

Конечно, есть профессии, состояться в которых без высшего образования в принципе невозможно (тогда альтернативы ему нет), но есть и такие, где оно не является ключевым условием для устройства на работу. В этом смысле может ли рыночный фактор сработать на уменьшение спроса на формальное образование и повышение спроса на неформальное у некоторой части целевой аудитории — просто потому что неформальное образование, будучи избавленным от дополнительного наполнения (сверх профессиональных знаний и навыков), окажется быстрее и дешевле? Так это будет или нет, покажет время.

Кстати, на том же форуме президент РАО Ольга Васильева предложила сместить акценты в педагогическом образовании с развития компетенций на духовно-нравственное воспитание педагогов.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована