Цитаты недели: как вузы становятся конструкторами и почему надо менять учебный процесс
Ректоры ведущих университетов страны — о том, как меняется высшее образование и как под эти тренды придётся подстраиваться.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Виктор Садовничий
Ректор МГУ им. Ломоносова
Где: на пленарном заседании «COVID-19 как катализатор создания новой мировой системы ценностей в обществе и экономике».
Источник: информагентство Ura.ru
— Необходим радикальный пересмотр учебного процесса, который сейчас идёт. С таких авторитарных форм, типа лекций, в сторону проектных и групповых форм. Это наша задача. В этих условиях особое значение приобретает педагогическая и методическая подготовка преподавателей, их переподготовка. Этому мы мало уделяли раньше внимания.
Ректор отметил, что вузы должны применять новые технологии для организации занятий и учебного процесса. Однако Садовничий подчеркнул, что полный переход на онлайн-формат обучения возможен только в самых кризисных ситуациях.
Никита Анисимов
Ректор НИУ ВШЭ
Источник: «Российская газета»
— Во многом университеты становятся образовательными «конструкторами». Вуз становится экосистемой, сочетающей офлайн- и онлайн-дисциплины и модули, основное и дополнительное образование для разных аудиторий и разного уровня, комфортную и развивающую среду для обучения и общения. Фактически создаётся новый продукт, который слушатели готовы покупать и потреблять на своих условиях, в собственном ритме. Цифра — уже не будущее, а неизбежная реальность, альтернативы ей нет. Перед нами стоит серьёзный вызов — необходимость совершить цифровой прорыв в высшем образовании. Для этого все вузы должны достичь полной цифровой зрелости, используя как основу решения передовых университетов, поддержанных технологическими компаниями. Преподавателям и студентам предстоит на ходу обучаться работать в онлайн-среде.
Контекст
Трансформация высшего образования вообще и вузов в частности — одна из ключевых тем этого года, причём не только в России, а во всём мире. Многие говорят о пересборке самой концепции высшего образования. Дискуссия о его ценности и роли университетов в жизни общества началась ещё до пандемии, но пандемия и массовый переход в онлайн обострили её и добавили в повестку вопросы о влиянии цифровизации на высшее образование и о конкуренции вузов с образовательными онлайн-платформами (EdTech).
Так, в этом году в преподавательском сообществе бурно обсуждалось, устарел ли формат традиционных лекций, — и мнения оказались очень разными, а ректоры ведущих вузов рассуждали о том, как в целом меняется «вышка». Один из ключевых международных докладов о трендах в мире образования — Horizon Report — представил четыре сценария перемен, которые произойдут в высшем образовании в ближайшее время.
Летом была опубликована государственная стратегия цифровой трансформации высшего образования, а осенью Минобрнауки представило аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Skillbox Media подробно разбирал главные выводы исследования. Один из них: онлайн-форматы становятся всё более привычными, однако предпочтительнее всё-таки смешанный формат, а не полностью дистанционный. Недавнее исследование, проведённое в Китае, тоже подтвердило, что смешанный формат обучения по эффективности превосходит полностью дистанционный. То есть постепенно всё сводится к гибриду — но уже очевидно, что полного отказа от онлайна не будет.
При этом существует проблема неприятия преподавателями цифровых технологий. Иными словами, цифровые решения есть, и они могли бы дать вузам большие новые возможности, но ими не пользуются, а продолжают преподавать в онлайне точно так же, как офлайн, а те цифровые компетенции, которыми обладают преподаватели, часто оторваны от реальной педагогической практики. Это показал недавний отчёт «Яндекса» о проблемах образования.
В наиболее продвинутых вузах, понимая, что онлайн-преподавание имеет особенности, уже начали обучать преподавательский состав педагогическому дизайну, но пока такая практика есть не везде. В этом году был создан консорциум «Цифровая дидактика», задача которого — разработать подходы к онлайн-преподаванию.
В целом, вероятно, пора менять отношение к цифровым технологиям от агрессивно-негативного на спокойное, потому что в любом случае для новых поколений студентов цифровой мир — естественная среда обитания. В этом ключе недавно высказалась Галина Можаева, директор Института онлайн-образования Финансового института при Правительстве РФ, заведующая кафедрой «Цифровизация образования».
При этом нужно понимать, что решения, которые предлагает вузам современный EdTech, меняют высшее образование не только в части форматов — вслед за ними перестраиваются и социальные отношения, характерные для традиционных университетов. Об этом говорил, в частности, на состоявшейся недавно в НИУ ВШЭ дискуссии нидерландский эксперт Баренд ван дер Мюлен, директор Центра исследований центра политики высшего образования в Университете Твенте. Он подчеркнул, что, хотя университеты вряд ли превратятся в пережиток прошлого, они уже не так прочны и устойчивы, как в прошлом.
Словом, нравится нам это или нет, но мир изменился.