Образование
#Мнения

«Вузы живут в ситуации сапожника без сапог»

Почему университеты не зарабатывают на программах допобразования столько, сколько могли бы? Проблема в непродуманных бизнес-процессах.

Иллюстрация: Mark Wolberg / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media

Фото: личный архив Александра Молчанова

Александр Молчанов

Основатель компании «Е-проф: профессиональное электронное образование», куратор кластера «Высшее образование» ММСО, ранее руководил информатизацией и организацией электронного обучения в нескольких вузах. Эксперт в области цифровизации образования, развитии вузов, колледжей и дополнительного профессионального образования.

В недавнем посте Александр обобщил проблемы организации программ дополнительного профессионального образования в вузах. Публикуем текст с его разрешения.

Уже три года веду рубрику #ДПО, а вузы и ныне там же. Не видно ощутимых сдвигов в реализации политики ДПО в университетах, нет ощущения изменений в построенных в вузах процессах и сервисах.

И самое удивительное, нет у вузов кратного увеличения внебюджетки за счет ДПО… Казалось бы — клондайк, вот новые игроки на рынке появляются, не успев появиться, уже откусили от рынка 100 млн рублей выручки, а старожилы и побольше снимают. И это не про инфобиз и не про продажу корочек в сети.

А что вузы? А вузы всё радуются цифрам по ДПО, которые с трудом переваливают за 15–20 млн рублей. Есть, конечно, десяток-другой вузов, где выручка кратно выше, но и там есть большой вопрос с процессами и сервисами. Так что же мне опять не нравится?

Расчёт на чудо вместо маркетингового бюджета

Во-первых, организация процесса от самого входа. Вузы живут в ситуации сапожника без сапог. Они готовят маркетологов, айтишников, менеджеров, да кого угодно, но маркетинговый бюджет у вузов в большинстве своём очень странный, в лучшем случае привязанный к основным образовательным программам, а часто и к ним не привязан. Что касается ДПО, то нет даже оценки бюджета на маркетинг на такие программы.

Ректоры, дорогие, спросите у своих руководителей программ по ДПО, у подразделений профильных, во сколько вузу обходится приведение одного слушателя на программу ДПО? И тишина будет вам ответом или масса слов про то, что на каждую программу по-своему и так далее.

А по факту средний чек на качественный лид (это ещё не контракт, но уже явный интерес со стороны человека) в этом году — примерно 1,5 тысячи рублей. То есть программы, где заложена стоимость меньше, — это цифры заведомо провальные или там чёткий расчёт на чудо. А в чудеса я не верю, не работают они постоянно, только однажды и случайно.

Месяцы безрезультатных согласований

Во-вторых, сроки всех процессов, да и логика их реализации… Вот я прихожу в вуз со своей идеей, готов её реализовать, готов в неё инвестировать время, силы, деньги даже. Скажите, с кем надо начать разговор, чтобы эта программа была реализована?

Где на сайте вуза тот единственный человек, который не будет кивать наверх, мол, на их усмотрение? Ректор вуза. Но ведь обсуждение программы ДПО, которая может принести 3–5 млн рублей, — не уровень ректора вуза.

Его уровень — кратно большая цифра. В итоге в согласованиях пролетают месяцы. Нет, вузу понятно, как «запаковать» своих преподавателей, — просто издать приказ и через неделю 200–300 программ повышения квалификации по форме и шаблону будут сданы и даже выложены на сайт. Ну OK, а что делать с внешними спикерами? А как их «законтрактовать»? А как они должны подготовить материалы? А у кого подписать?

Верите, в большинстве вузов рабочая команда на запуск программы в считаные дни разрастается до 15 человек, включённых в процесс. Серьёзно? Вы считаете, что они между собой могут договориться, особенно если в разных вертикалях власти в вузе? Нет.

Для примера: в одном вузе готовую промопрезентацию с посчитанными «костами» переупаковывали больше месяца, за это время даже настроение реализовывать её прошло. Во втором выдали 13 (!) положений и инструкций по подготовке форм и документов для согласования, порядок согласования — это отдельная инструкция… И каждый из документов рассчитан только на сотрудников, которые работают в вузе. Я, со стороны зная, как работают вузы, не смог понять, в какой момент куда и что надо сдавать.

Третий вуз никак не мог понять, как это я буду инвестировать свои средства в программу, а потом, когда вуз получит выручку, хочу средства распределить согласно смете обратно. И не за преподавание. А нет такого механизма, нестандартное решение. Снова к ректору? Ещё один вуз порадовал скоростью подготовки всех материалов, но с продажей была просто беда. Ни воронки продаж, ни схемы процесса, ни нормальных продавцов… Программа так и не была реализована. Список можно продолжать, но стоит ли… И так всё ясно.

Сервисы отсутствуют

В-третьих, сервисы. Оформить договор, подписать, принять деньги, запросить документы, выдать документ — всё должно быть отлажено как часы. Регламенты должны отрабатываться в считаные минуты. Но почему за обучение, прошедшее два года назад, люди ещё не получили документы? Кто в этом виноват? Все документы сданы, оплата внесена… А документа нет. И нет крайнего, кто может ответить на этот вопрос.

Фото: Mykola Komarovskyy / Shutterstock

Или договор надо оформить не по стандартной форме. Ну вот две бюджетные организации, в обеих юристы сидят и показывают свою значимость. Почему нет сервиса, чтобы юристы сами созвонились и согласовали договоры, почему этим заняты педагоги, которые в юридических аспектах ничего не понимают, а юрист не согласовывает договор на подпись, ему там что-то не нравится. Не нравится — запросите контакт второго юриста и согласуйте всё в сжатые сроки… А не по две недели рассматривайте договор. За это время программа повышения квалификации уже того, реализовалась. Дальше уже никому не надо…

И последнее: ста вузам достались дополнительные средства по программе «Приоритет-2030». Одной из задач программы является развитие коротких программ на территориях и в отраслях. KPI, как всегда, в количествах денег и в слушателях.

Это означает, что как минимум 100 вузов сейчас начнут утюжить деньгами региональные рынки активного населения. Причём часто будут хотеть это делать не меняя существенно процессов внутри, а просто издав очередной приказ. А значит, стоимость лида на рынке снова поднимется. И если госвузам из «Приоритета» можно позволить себе работать в убыток, то небольшим вузам, что остались за бортом, и коммерческим центрам — точно нет. Если вы, дорогие вузы, хотите качественно изменить процессы, выйти хотя бы в другие ниши и другие целевые аудитории, то вам надо начинать с изменения всего, что связано с процессом ДПО в вузе.


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована