Поступать ли в колледж после 9‑го класса? Плюсы, минусы, подводные камни
Среднее профессиональное образование стало очень популярно в последние годы. Но, как говорится, есть нюансы.
Иллюстрация: David Smith / さば3323 / Audrius Meskauskas / Wikimedia Commons / freepik / Freepik / Khara Woods / Tobias Keller / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Популярность среднего профессионального образования (СПО) в России растёт давно — и сейчас больше половины выпускников девятого класса не идут в старшую школу, а поступают в колледжи и техникумы. А в 2023 году выпуск из колледжей превысил выпуск из вузов.
В чём причины роста популярности колледжей, что может послужить хорошими аргументами за поступление в колледж и над чем стоит хорошенько подумать.
Почему колледжи стали популярными
Причины популярности называют разные. Например, часто звучат слова о том, что среднее профессиональное образование перестало считаться «непрестижным» по сравнению с вузовским, да и вообще для современной молодёжи, похоже, не так важен диплом о высшем образовании, как это было раньше. Об этом говорит такой факт: если раньше колледжи были в основном вынужденным выбором тех, кто не может поступить в вуз, то сейчас там заметная доля подростков из обеспеченных семей, хорошо учившихся в школе, а значит, это их осознанный выбор. Более того, многие учатся платно, что тоже свидетельствует о сознательном решении.
Ещё часто говорят о том, что современные колледжи — не те, что раньше, они модернизированные и дают востребованное у работодателей образование (сразу оговоримся, что такая ситуация далеко не везде). Да и вообще колледжи сейчас зачастую мало чем отличаются от вуза — например, модную профессию программиста или дизайнера можно получить и там, и там.
С другой стороны, есть основания полагать, что для многих ребят выбор колледжа обусловлен экономическими причинами: их семьи просто не могут им обеспечить должную подготовку с репетиторами для поступления в вуз и не могут их содержать во время долгой учёбы (два года в старшей школе плюс четыре-пять лет в вузе). То есть для кого-то это всё-таки вынужденный выбор.
Наконец, многие студенты колледжей признаются в опросах, что решили уйти из школы после девятого класса, просто чтобы не сдавать ЕГЭ, но при этом после колледжа они всё равно планируют поступать в вуз. Однако, забегая вперёд, поясним: сейчас такая возможность есть не в любом университете.
В то же время опросы показывают, что некоторые молодые люди видят в СПО самостоятельную ценность, то есть действительно выбирают его осознанно. Это подтверждает и тот факт, что растёт число частных колледжей, и они довольно востребованы у абитуриентов.
Получается, причины роста популярности колледжей комплексные и очень разные. Для кого-то это — просто наиболее доступный в их обстоятельствах выбор образования, а кто-то видит в учёбе там свои преимущества по сравнению с вариантом остаться в старших классах и потом пойти в вуз.
Аргументы за поступление в колледж
Перечислим выгодные стороны получения среднего профессионального образования. Но эти аргументы актуальны с рядом оговорок, о которых мы скажем дальше.
Можно пораньше «избавиться» от школы, если она надоела
Выступая на тематической сессии ММСО-2024, руководитель продуктовой команды Цифрового колледжа Skillbox Виктория Хохрякова отметила, что к старшим классам многие ребята устают от изучения школьных предметов, потому что в них много «фундаментального» — отвлечённых тем, которые кажутся неприменимыми на практике. У подростков есть запрос на прикладные знания и навыки. И современные колледжи на этот запрос отвечают.
Конечно, программа обучения в колледже на базе 9-го класса предполагает, что там будут не только профессиональные, но и общеобразовательные (то есть школьные) предметы. Однако — в меньшем объёме, чем у тех, кто учится в 10–11-х классах. К тому же параллельно пойдёт освоение профессии.
Можно раньше начать работать по конкретной профессии, а не на всяких подработках
По данным опросов, желание поскорее выйти на работу — одна из наиболее популярных причин, почему подростки выбирают СПО. Это позволяет им как можно раньше встать на ноги и перестать зависеть от родителей.
Если у молодого человека есть такая задача, то возможны разные варианты, как её осуществить:
- поступить в колледж на очное обучение и начать подрабатывать после выпуска либо параллельно с учёбой (обычно — курса со второго-третьего);
- окончить 10–11-й классы, поступить в вуз на очное обучение и начать подрабатывать параллельно с учёбой (тоже обычно — курса со второго-третьего);
- поступить в вуз или колледж на очно-заочное или заочное обучение и параллельно полноценно работать;
- вообще никуда не поступать после школы и сразу начать работать.
Вариант с заочной или очно-заочной учёбой не очень удобен парням, потому что у них ещё год уйдёт на срочную службу в армии (отсрочку даёт лишь очная форма обучения). К тому же не любую прикладную профессию можно получить заочно, да и очно-заочное обучение предлагают не в каждом колледже и не по каждой интересующей профессии. И время занятий на такой форме обучения, кстати, всё равно часто бывает не очень удобным для полноценной работы.
Вариант никуда не поступать и идти сразу работать кажется самым быстрым в смысле начала заработка, но в долгосрочной перспективе он проигрышный, потому что возможности для заработка без профессионального образования ограничены. Можно, конечно, устроиться курьером или, например, официантом, но потом, скорее всего, всё равно возникнет вопрос о дальнейших жизненных перспективах, и потребуется получить профессию. Так что вариант побыстрее начать работать по конкретной специальности, а не на разного рода подработках, более надёжен и перспективен.
Профессию же для этого быстрее всего можно получить либо в колледже, либо на курсах. Сроки обучения в СПО сильно варьируются, но в любом случае по времени студент колледжа выиграет у ровесников, которые идут в 10–11-й классы, а потом в вуз. Они будут второкурсниками, когда выпускник колледжа уже получит специальность.
Выбирая же между учёбой в колледже и на обычных онлайн-курсах, нужно учитывать следующие обстоятельства:
- курсы — это платное обучение, и если принципиально важно получить профессию бесплатно, то нужно поступать в колледж на бюджетное место;
- для работы в некоторых сферах (прежде всего, в государственных и производственных) обязательно требуется наличие профильного образования. Так бывает, если того требуют единые тарифно-квалификационные справочники и профстандарты. Их обязаны применять, например, производственные предприятия и заводы с тарифной системой оплаты труда. В таком случае для устройства на работу по определённой специальности недостаточно окончить только курсы. С этой точки зрения диплом СПО предпочтительнее.
Можно получить простую надёжную профессию
Хорошо оплачиваемую и востребованную профессию можно приобрести не только в вузах, но и в колледжах с техникумами. Это касается как тех же программистов с дизайнерами, так и рабочих профессий, таких как слесарь, сварщик, механик, электрик. Уже не первый год спрос на квалифицированных рабочих на рынке труда даже выше, чем на айтишников, и из-за дефицита им готовы предлагать привлекательные зарплаты.
При этом программы подготовки рабочих в колледжах и техникумах обычно менее популярны у абитуриентов, чем программы подготовки специалистов среднего звена — а значит, там не такой высокий конкурс и больше шансов пройти на бюджетное место.
Этот вариант может подойти как тем, кто не чувствует ни потребности в высшем образовании, ни желания работать в офисе, так и тем, кто не исключает, что в будущем будет получать высшее, но пока не готов выбрать вузовскую профессию. Иметь рабочую специальность, которая всегда в случае чего выручит, точно не помешает.
Многим людям нравится работать руками (шить, готовить, возиться с растениями, что-то мастерить) или привлекает сфера сервиса — например, индустрия красоты. В таком случае тоже логично получить связанную с этим профессию в СПО. Бывает, этому мешает убеждённость в том, что якобы офисные сотрудники с высшим образованием всегда зарабатывают намного больше, а значит, непременно «надо идти на юриста или экономиста». Но это миф, и его легко развеять, поискав на работных сайтах (hh.ru, SuperJob, «Работа.ру») и сравнив реальные вакансии из разных сфер. Ниже — примеры вакансий, выложенных в один и тот же период в Москве, с близким диапазоном зарплат для специалистов с опытом 1–3 года. Одни предполагают высшее образование, другие — среднее профессиональное.
Кроме того, большой плюс в том, что многие профессии, которые можно получить в СПО, дают возможность не только работать в найме, но и, набравшись опыта, открыть своё дело по той же специальности.
После колледжа можно более осознанно выбрать высшее образование
Есть профессиональные сферы, в которых образовательный путь можно начать в СПО, а продолжить в вузе — например, это медицина, ветеринария, юриспруденция, бухгалтерия, банковское дело, архитектура, IT и другие. То есть это касается не рабочих профессий, а профессий специалистов среднего звена (поясним: это два разных направления подготовки в СПО).
Статистика Минобрнауки показывает, что каждый год студентами вузов становится большое количество выпускников СПО. Причём многие из них поступают в вузы не сразу после окончания колледжа, а через какое-то время, то есть поработав и получив какой-то жизненный опыт.
Именно рабочий и жизненный опыт может помочь более взвешенно выбрать направление подготовки или специальность в университете. Исследования профессиональных и образовательных траекторий подтверждают: те, кто выбирал вуз после СПО, делали это более осмысленно, чем 11-классники.
Учась в колледже, студенты успевают познакомиться с выбранной профессиональной сферой на практике и понять, интересна она им или нет. Даже если выбранная профессия разочарует, пережить это разочарование и выбрать новую специальность у студента колледжа получится раньше, чем у сверстников, которые пошли в 10–11-й классы, потом поступили в вуз и там тоже разочаровались. А такой сценарий совсем не редкость — по некоторым данным, среди студентов вузов более 38% во время обучения всё ещё не знают, будут ли работать по специальности, и около 18% уже точно знают, что будут работать в другой сфере.
Получается, что среди студентов, получающих высшее образование, высокая доля тех, кто выбрал специальность неудачно или вообще случайным образом. А ведь университет — это долгое обучение, и многие разочаровавшиеся вынуждены доучиваться просто потому, что им жаль уже потраченного времени и лень начинать всё заново на другом направлении, хотя уже очевидно, что для будущей работы это образование не пригодится. Учёба в колледже позволяет присмотреться к профессии чуть раньше и избежать такой ошибки.
При выборе платного обучения расходы могут получиться меньше, чем в вузе
Есть популярные профессии, которые можно освоить как в вузе, так и в колледже, и тип диплома (даже сам факт его наличия) работодателям не так уж важен — они оценивают навыки выпускника. Это, например, всё те же программирование и дизайн. Как объяснил на Московском международном салоне образования руководитель дирекции по подбору IT-персонала в «Альфа-Банке» Владимир Демченков, в России успешно работает поколение айтишников-самоучек вообще без профильного образования. Поэтому на дипломы там обращают мало внимания.
И если выбирать между вузом и колледжем, то одним из значимых факторов становится цена обучения. Дело в том, что и в вузах, и в колледжах на самых популярных направлениях сейчас многие студенты учатся платно. Так, согласно статистике Минпросвещения, в 2023 году на платное обучение в колледжи поступило свыше 37% всех зачисленных.
Связано это с тем, что и в вузах, и в колледжах существует некоторый перекос в распределении бюджетных мест и в предпочтениях абитуриентов. Проще говоря, на те специальности, которые пользуются большой популярностью у поступающих, бюджетных мест выделяется гораздо меньше, чем желающих на них учиться.
Однако цены на обучение в СПО в среднем ниже, чем в вузах, хотя разброс сильно зависит от специальности, региона и конкретного учебного заведения (в некоторых престижных колледжах на популярной специальности год обучения может обходиться дороже, чем в вузе).
Вот несколько примеров: в Московском колледже связи №54 имени П. М. Вострухина в 2023/2024 учебном году обучение на программе «Информационные системы и программирование» стоит 170 тысяч рублей в год, в Московском городском открытом колледже стоимость учебного года на аналогичной программе — 250 тысяч рублей (к примеру, на «Юриспруденцию» расценки ниже: 150 тысяч за год). А в колледже IThub, где тоже обучают цифровым профессиям, цены начинаются от 425 тысяч за год. В московских вузах на IT-направлениях обучение стоит порядка 300 тысяч в год: в МИФИ — 340 тысяч, в МИРЭА от 299 тысяч, в МИСИС — 310 тысяч, в «Бауманке» — тоже около 300 тысяч и выше.
Кроме разницы между ценами в вузах и колледжах экономия получается и за счёт того, что поступающим после 9-го класса и не планирующим идти потом в вуз не нужно тратиться на репетиторов для подготовки к ЕГЭ.
Важные оговорки
При всех несомненных плюсах у среднего профессионального образования, конечно, есть свои особенности, которые стоит принимать во внимание.
Нужно вдумчиво и правильно выбирать профессию
Чтобы легко устроиться по специальности, полученной в колледже, она должна быть действительно востребованной в том регионе, где выпускник планирует потом работать.
Но пока не везде и не все колледжи и техникумы соотносят свои программы подготовки с реальными потребностями местного рынка труда. Да и многие семьи, выбирая профессию для ребёнка, ориентируются на собственные представления, часто устаревшие, о том, какие профессии перспективны, а не на реальное положение на рынке труда.
Из-за этого есть риск получить специальность, представителей которых на рынке и так избыток — и работодатели отнюдь не ждут новичков с распростёртыми объятиями.
Например, и в вузах, и в колледжах многие годы остаются очень популярными направления обучения, связанные с правом, экономикой, управлением, — но за рабочие места у их выпускников потом большая конкуренция. Причём те, кто оканчивает колледжи, эту конкуренцию рискуют проиграть выпускникам вузов.
Статистика говорит о том, что безработица среди недавних выпускников СПО выше средней, а зарплата — ниже средней.
Колледж тоже надо тщательно выбирать
Чтобы выпускник или студент колледжа легко нашёл работу по специальности, важна не только востребованность самой специальности, но и качество обучения в конкретном колледже. Работодателей интересует не корочка в виде диплома, а что и как умеет делать молодой сотрудник, поэтому:
- учебные программы и оборудование в хорошем колледже должны быть современными, чтобы студенты учились действительно тому, что нужно для работы, а не давным-давно устаревшим знаниям и навыкам;
- практика должна проходить на реальной работе;
- хорошо бы, чтобы у колледжа были индустриальные партнёрства с предприятиями из того сектора, с которым связана будущая профессия, и те участвовали бы в разработке учебных программ и принимали студентов на стажировки и организовывали для них практику.
Со всем этим ситуация такова:
- только 36% колледжей в 2023 году использовали в образовательном процессе современную материально-техническую базу. А федеральную программу капремонта в СПО запустят только в 2025 году;
- по данным 2021 года 95% преподавателей СПО давно не работали по профессии, которой обучают студентов, а стажировки на предприятиях ежегодно проходит относительно небольшая часть преподавателей.
Для государственных колледжей с 2021 года запущен проект «Профессионалитет» — как раз с целью сделать образование более практикоориентированным, тесно сотрудничать с работодателями и развивать (в том числе за счёт работодателей) материальную базу учебных заведений. Но сейчас в этом проекте участвуют всего около тысячи колледжей и столько же предприятий и организаций из реального сектора экономики. А всего в России — около 4,6 тысячи организаций СПО (по данным платформы НИУ ВШЭ «Индикаторы образования»). То есть в «Профессионалитете» задействованы порядка 21% колледжей, хотя дальше их число будет постепенно расширяться.
К тому же, даже если колледж участвует в проекте, это не обязательно касается всех его образовательных программ. То есть часть программ может быть модернизированной и практикоориентированной, а часть — обычной.
Читайте также:
Поступить в колледж на бюджет по востребованной специальности непросто
Как уже было отмечено выше, доля платного приёма в СПО велика. На наиболее популярные специальности на бюджетные места в колледжах поступают преимущественно отличники. Поэтому при выборе популярного направления велика вероятность, что семье студента СПО придётся оплачивать его обучение.
Большинство платников учатся в СПО на программах подготовки специалистов среднего звена — видимо, как раз потому, что они могут послужить в некотором смысле «альтернативой» обучения в вузе. А на наиболее востребованных программах платный приём в 2023 году намного превысил бюджетный (подчеркнём — в вузах аналогичная ситуация). Например:
- на специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» соотношение платников и бюджетников в колледжах составило 78% и 22% соответственно;
- на 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» — 66% и 34% соответственно (на остальных экономических специальностях картина схожая);
- на 09.02.07 «Информационные системы и программирование» — 55% и 45% соответственно;
- на 33.02.01 «Фармация» — 90% и 10% соответственно.
Поэтому если семья ограничена в средствах, то приходится выбирать специальность и колледж не по перспективности профессии и качеству обучения, а по доступности бюджетных мест или цен обучения.
Мало кто может рассчитывать на высокую зарплату после колледжа
Высокий заработок у выпускников СПО бывает только по отдельным профессиям. Например, выпускники IT-колледжей, как и другие джуны (окончившие вузы или курсы), могут зарабатывать от 70 тысяч рублей, но при условии, что во время обучения им удалось получить ценный практический опыт программирования.
Дефицит рабочих тоже заставляет работодателей в сфере производства предлагать зарплаты чуть выше, чем в среднем по рынку.
Но если смотреть в среднем по всем специальностям, то выпускники колледжей зарабатывают на треть меньше специалистов с высшим образованием. Такова оценка экспертов НИУ ВШЭ, которую они сделали на основе мониторинга трудоустройства выпускников.
За последние годы усугубилась нехватка кадров, но это повлияло не на все отрасли экономики, в которых работают выпускники с дипломами СПО. Конечно, начинающим специалистам и после вузов не готовы платить много, и у них тоже всё сильно зависит от профессии, но долгосрочные оценки показывают, что диплом вуза всё-таки приносит более ощутимую финансовую отдачу, чем дипломы колледжей. Проще говоря, у людей с высшим образованием зарплаты обычно выше.
Продолжить обучение в вузе можно, но не так-то просто
По большому счёту, низкая зарплата в первые годы после окончания колледжа — это не такая уж проблема, если у выпускника есть планы впоследствии повысить свой уровень образования. Ведь в те годы, когда поступивший в колледж после 9-го класса молодой человек начинает зарабатывать первые деньги по профессии (пусть и небольшие) и получать опыт работы, его ровесники вообще ещё сидят за партами в вузах. То есть он всё равно вроде бы в выигрыше.
Никаких нормативных препятствий у выпускников СПО для поступления в вуз нет: с дипломом любого колледжа или техникума можно поступать в любой университет. Но сложности всё равно могут возникнуть.
Если раньше считалось, что «через колледж» поступить в вуз проще, чем после 11-го класса, то сейчас ситуация иная. Дело в том, что условия приёма выпускников СПО теперь отличаются от вуза к вузу. Далеко не все университеты сейчас принимают таких абитуриентов без результатов ЕГЭ и проводят для них свои внутренние экзамены.
Например, МГТУ имени Н. Э. Баумана и в РЭУ имени Г. В. Плеханова проводят собственные экзамены не для всех выпускников СПО. Поступить без ЕГЭ можно только на те программы, для которых установлено соответствие с полученной ранее специальностью или профессией, то есть на профильные для абитуриента направления подготовки и специальности. А в МФТИ вообще от всех выпускников СПО требуются результаты ЕГЭ.
Причём правила приёма университеты утверждают каждый год. И может получиться так, что в прошлые приёмные кампании вуз не требовал от выпускников СПО результаты ЕГЭ, а в ту приёмную кампанию, когда вы намереваетесь поступать, они вдруг окажутся обязательными.
Необходимость сдавать ЕГЭ может стать проблемой, потому что общеобразовательная программа в колледжах обычно слабее, чем в 10–11-х классах, ведь в СПО больше ориентируются на подготовку к профессии, тогда как старшие классы школы «заточены» чётко на подготовку к ЕГЭ. К тому же не секрет, что даже тем, кто учится в старших классах, одних только школьных занятий для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, часто бывает недостаточно, и приходится прибегать к услугам репетиторов.
Статистика показывает, что те, кто идут в вузы после колледжей, чаще всего учатся платно, то есть пройти на бюджет им редко удаётся. С учётом этого обстоятельства ребятам, которые изначально настроены на получение высшего образования, стоит хорошо взвесить, уходить ли им в колледж после 9-го класса или лучше остаться в школе, чтобы сразу готовиться к ЕГЭ.
В случае с популярными специальностями велика вероятность, что и в колледже, и в вузе учёба будет платной, то есть в сумме образование влетит в копеечку.
У юношей есть ещё один нюанс — если они использовали отсрочку от срочной службы в армии при обучении в колледже, то при поступлении в вуз отсрочки уже не будет. То есть обучение в вузе придётся отложить до возвращения со службы.
И, наконец, получать высшее образование (особенно в очной форме) через несколько лет после выпуска из колледжа сложно просто из-за продолжительности вузовских программ. У студентов, поступивших в вузы на базе СПО, есть возможность сократить срок обучения с помощью индивидуального плана, но правила для этого все вузы устанавливают сами — то есть нет гарантии, что все совпадающие в программах колледжа и университета дисциплины вам зачтут и их не придётся изучать и сдавать повторно.
Кстати, в 2023 году появилось поручение президента о том, чтобы порядок для сокращённого обучения выпускников колледжей в вузах всё-таки был установлен на федеральном уровне. Предполагается, что соответствующие нормы внесут во ФГОСы высшего образования при их обновлении.
Цифровой колледж Skillbox
Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.
Узнать подробнее