Образование
#статьи

«Профессионалитет»: что это за образование?

Разбираемся в карточках.

Фото: официальная страница «Профессионалы» во «ВКонтакте»

«Профессионалитет» — это какой-то новый уровень образования или обычное среднее профессиональное? Проще говоря, какой диплом получает выпускник?

Когда в 2021 году о проекте «Профессионалитет» впервые заговорили, его действительно анонсировали как внедрение нового образовательного уровня. Но в дальнейшем стало ясно, что все новшества остаются в рамках среднего профессионального образования (СПО).

Согласно госпрограмме «Развитие образования», в которую входит федеральный проект «Профессионалитет», он нацелен на комплексную модернизацию системы СПО и на выстраивание новой отраслевой модели подготовки специалистов.

Обучение по «Профессионалитету» проходит в колледжах и техникумах, и по окончании выпускники получают дипломы СПО по тем же профессиям и специальностям, что и выпускники обычных программ колледжей и техникумов.

Одно отличие в дипломах выпускников «Профессионалитета» всё же будет: в приложениях к ним необходимо указывать, какие виды деятельности выпускники освоили в процессе практической подготовки.

Что в «Профессионалитете» особенного по сравнению с другими образовательными программами колледжей и техникумов?

Ключевая особенность «Профессионалитета» — в нестандартных, по сравнению с обычными, образовательных программах.

Во-первых, в разработке программ и в их реализации участвуют будущие работодатели — то есть те, кто будет принимать на работу выпускников. Вместе с колледжами и техникумами они объединяются в отраслевые кластеры (подробнее о них расскажем далее). Это позволяет больше ориентировать обучение на практику. То есть создаётся учебно-производственный комплекс. Причём в каждый кластер, как правило, входят несколько предприятий, и программы учитывают запросы разных работодателей.

Например, на базе Колледжа технологии, моделирования и управления при Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна создан кластер «ПромТехДизайн-КТМУ», где обучают по программам конструирования, моделирования и технологии изготовления изделий лёгкой промышленности. Среди партнёров — кожгалантерейные и обувные фабрики.

Во-вторых, важная отличительная черта программ «Профессионалитета» в том, что колледжи имеют право сокращать сроки обучения студентов на 40% по сравнению с обычными программами. Сделать это можно за счёт интенсификации обучения. Как поясняет эксперт по профессиональному образованию и автор Телеграм-канала «А что в СПО?» Наталия Долгова, под интенсификацией понимают введение новых технологий и методик преподавания. Так, участвующие в проекте колледжи и техникумы начали активнее использовать цифровые форматы и объединять теоретическое изучение профессиональных дисциплин с практикой. Цель этих изменений, как подчёркивает эксперт, в том, чтобы улучшить качество подготовки кадров и теснее связать образовательный процесс с потребностями рынка труда.

Ещё одна особенность «Профессионалитета» в том, что участвующие в ней колледжи получают больше возможностей для современного оснащения. Потому что, кроме формирования программ, предприятия кластера помогают технически оснащать колледж или техникум так, чтобы студенты учились на современном оборудовании.

Фото: официальная страница «Профессионалы» во «ВКонтакте»

Для этой же цели выделяются и бюджетные гранты. Кроме того, именно с участников проекта в 2025 году начнётся программа по капитальному ремонту зданий учреждений СПО, анонсированная в Послании президента Федеральному собранию. Модернизироваться, как подчеркнула в недавнем выступлении вице-премьер Татьяна Голикова, будут только образовательные организации, участвующие в проекте «Профессионалитет».

Что такое кластеры «Профессионалитета»?

Кластерами в проекте называют объединения колледжей с организациями реального сектора экономики, то есть потенциальными работодателями выпускников. Ими могут быть как крупные предприятия, так и организации малого и среднего бизнеса. При этом в кластеры входит, как правило, не один колледж и один работодатель, а сразу несколько учебных заведений региона, одно из которых выступает ядром объединения, и несколько компаний.

Такие объединения создаются по отраслевому принципу на основе соглашений о партнёрстве. В зависимости от отрасли, в рамках которой создаётся кластер, он может относиться к одному из двух типов:

  • Кластеры — образовательно-производственные центры создаются в рамках промышленных отраслей «Профессионалитета».
  • Образовательные кластеры — в сферах педагогики, медицины, туризма, искусства и других, где не требуется подготовка к работе на промышленном оборудовании.

Как разъясняет Минпросвещения, все колледжи и предприятия, входящие в кластер, подписывают партнёрское соглашение, согласно которому «работодатели получают возможность участвовать в управлении колледжами: регулировать разработку и реализацию образовательных программ, определять требуемое оснащение зон по видам работ, привлекать своих работников к наставничеству на производстве».

В кластере выделяется колледж, который модернизируется «под ключ». Там при непосредственном участии так называемого опорного работодателя, то есть главного партнёра программы, формируются управленческая структура, педагогический состав, разрабатываются новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. На предприятиях и в организациях в составе кластера студенты колледжей проходят практическое обучение.

В ряде регионов компании могут получить налоговые льготы благодаря вложениям в организации СПО — им устанавливают налоговые вычеты на определённую долю от инвестиций в колледжи.

Где учат по программам «Профессионалитета»?

Как сообщается на официальном сайте программы «Профессионалитет», организовано более 350 кластеров по разным направлениям подготовки в 79 регионах страны. Ожидается, что к 2026 году кластеров будет 861.

Полный список участников проекта можно найти на его сайте. Колледжи и техникумы можно отсортировать по регионам, вовлечённым в проект работодателям и отраслям.

Фото: официальная страница «Профессионалы» во «ВКонтакте»

Стоит учитывать, что в образовательных организациях-участницах не всем профессиям и специальностям учат в рамках «Профессионалитета». Если колледж многопрофильный, то в нём может быть несколько образовательных программ, разработанных совместно с работодателями в рамках кластера, а остальные — традиционные. Например, Оренбургский колледж экономики и информатики в 2024 году ведёт приём на айтишные специальности в рамках «Профессионалитета», а его экономические программы в проект не входят.

По программам «Профессионалитет» можно выучиться на любую специальность и профессию СПО?

Пока нет — круг представленных в «Профессионалитете» программ ограничен его отраслевыми рамками. Но они постепенно расширяются.

В 2022 году на старте проекта в него могли войти учреждения СПО, которые готовили рабочих, служащих и специалистов лишь в восьми отраслях:

  • атомная промышленность;
  • железнодорожный транспорт;
  • лёгкая промышленность;
  • металлургия;
  • машиностроение;
  • сельское хозяйство;
  • фармацевтика;
  • химическая промышленность.

С 2023-го проект расширили, и в нём появились также транспортная и строительная отрасли, топливно-энергетический комплекс, радиоэлектроника, информационные технологии, электротехника, лесная промышленность и горнодобывающая отрасль. Позднее к нему стали подключаться колледжи из отраслей, перечисленных на официальном сайте проекта, таких как искусство и креативная индустрия, клиническая и профилактическая медицина, авиа- и судостроение, робототехника, педагогика, правоохранительная сфера, СМИ и коммуникационные технологии, туризм и сфера услуг.

В феврале этого года в очередном перечне поручений президента РФ появился пункт о том, что Правительство должно обеспечить расширение федерального проекта «Профессионалитет». О расширении проекта на все колледжи глава государства объявил и в послании Федеральному собранию. Так что, вероятно, со временем принципы «Профессионалитета» станут правилами для всей системы СПО. В ближайшие два года, как сообщил на совещании членов правительства с президентом министр просвещения Сергей Кравцов, в проект планируется включить половину всех колледжей страны.

Как создаются особенные образовательные программы в рамках «Профессионалитета» с участием работодателей?

Основные принципы создания программ «Профессионалитета» описаны в приказе Института развития профессионального образования, подведомственного Минпросвещения, о внедрении этой образовательной технологии.

На первом месте — практико-ориентированность и компетентностный подход, то есть конструирование программ чётко для достижения запланированных образовательных результатов (а среди них — прописанные в профессиональных стандартах требования к обладателям конкретной квалификации). Предполагаются также ранняя профессиональная адаптация учащихся к требованиям работодателей и формирование цифровых компетенций.

Чтобы добиться этого, предлагается:

  • интенсифицировать подготовку за счёт работы студентов на современном оборудовании и применения современных технологий;
  • интегрировать содержание программы с профессиональной средой, то есть выстраивать связи между учебными дисциплинами и трудовыми функциями в будущей профессии;
  • ориентироваться на конкретных региональных работодателей и вместе с ними разрабатывать и реализовывать программы.
Фото: официальная страница «Профессионалы» во «ВКонтакте»

В формировании образовательных программ колледжи должны учитывать запросы работодателей к тем трудовым функциям, которые требуются от выпускников. В каждой программе должен быть, помимо учебного плана, план обучения на предприятии. А ещё, кроме обязательного профессионального блока, который формируется в соответствии с федеральными стандартами, в программы включают дополнительный профессиональный блок — это вариативная часть программы, где отражаются специфические запросы работодателей.

Добиться нового качества профессионального обучения в проекте предлагается с помощью интегративных педагогических подходов. Например, студенты изучают профессиональные дисциплины уже на первом курсе. То есть даже для тех, кто поступил в колледж после девятого класса и ещё должен получить среднее общее образование, занятия по общеобразовательным предметам сразу идут параллельно с профильными дисциплинами. А ещё общеобразовательные предметы предлагается «профессионально окрашивать» — то есть выстраивать учебные планы по ним в связи с будущей профессией студентов.

Кроме того, обязательным в «Профессионалитете» стал выпускной демонстрационный экзамен. Суть в том, что выпускники должны выполнить комплексную практическую задачу, а комиссия оценивает то, какой уровень навыков они демонстрируют в процессе, и полученный результат.

Образовательные программы «Профессионалитета» всегда короче по срокам, чем обычные программы колледжей и техникумов?

Нет, не все и не всегда. Сокращение сроков обучения в рамках проекта действительно возможно. И в Федеральные государственные стандарты (ФГОС) по тем профессиям и специальностям, по которым уже готовят кадры в рамках «Профессионалитета», включён отдельный пункт о том, что сроки обучения могут быть сокращены не более чем на 40% за счёт интенсификации. Но это не обязательная мера, и к некоторым программам она вообще неприменима.

Как указано в методических рекомендациях по «Профессионалитету», нельзя сокращать объём общеобразовательной подготовки (она реализуется на всех программах для выпускников девятого класса). А ещё нельзя урезать программы, срок обучения на которых по ФГОС и так минимальный — десять месяцев (он установлен для многих профессий рабочих и служащих при обучении на базе 11 классов). Также программу можно не сокращать, если по изучаемой профессии не могут работать несовершеннолетние — потому что нет смысла выпускать их из колледжа до достижения 18 лет, если полноценно трудоустроиться они всё равно не смогут.

Кроме того, сокращение программ зависит от отрасли: представители колледжей отмечают, что участвующие в проекте педагогические специальности не сокращают. Как отмечает эксперт Наталия Долгова, пока не опубликовано масштабных исследований о том, как вошедшие в «Профессионалитет» колледжи изменили свои программы. Но отдельные примеры показывают, что не все из них сокращают сроки подготовки.

Фото: официальная страница «Профессионалы» во «ВКонтакте»

Стоит учитывать, что параллельно с реализацией «Профессионалитета» продолжается общая актуализация программ СПО. Минпросвещения активно обновляет образовательные стандарты по профессиям и специальностям, и нормативные сроки обучения по многим из них сокращаются. То есть программы колледжей в ряде случаев действительно стали короче, но не всегда это связано с «Профессионалитетом».

Кто преподаёт на программах «Профессионалитета»?

Так как программы по проекту реализуются в колледжах, преподаватели на них — сотрудники этих учебных заведений. Но есть некоторые новшества: запущены инициативы по переподготовке преподавателей для колледжей. Как разъясняется на сайте Минпросвещения, они получают педагогические, производственные, управленческие навыки, а также навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.

Например, в 2022 году в Калуге открыли федеральный технопарк профессионального образования, аналогичный появился в Нижегородской области. А в 2023 году стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения по проекту проходили уже в тех колледжах, которые начали работу в «Профессионалитете» раньше. Проводится и повышение квалификации преподавателей из тех колледжей, которые не входят в проект.

По данным Минпросвещения, к работе в качестве мастеров производственного обучения в калужском технопарке готовятся и недавние выпускники колледжей, победители конкурса «Профессионалы». То есть педагогический состав организаций СПО обновляется.

Как считает Наталия Долгова, вопрос нехватки квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения — один из барьеров, который может затормозить распространение «Профессионалитета» на все колледжи страны. Обучение и подготовка педагогов для системы СПО действительно необходимы, чтобы реализовать такие масштабные планы.

Какими нормативными документами регулируется проект «Профессионалитет»?

Отдельного документа об эксперименте по реализации «Профессионалитета» нет: проект соответствующего постановления Правительства так и не был утверждён. Вместо него инициатива регулируется серией других постановлений Правительства и приказов Министерства просвещения.

Так, в последней редакции госпрограммы «Развитие образования», утверждённой Правительством, упоминается федеральный проект «Профессионалитет» — он входит в состав программы, но не в состав национального проекта «Образование». Как сообщается в презентации инициатив социально-экономического развития на сайте Правительства, к 2030 году благодаря «Профессионалитету» доля выпускников СПО, трудоустроенных в соответствии с полученным образованием, должна достигнуть 85%, а во всех колледжах и техникумах должно появиться современное оборудование.

Ещё одно постановление Правительства, напрямую относящееся к «Профессионалитету», — о разработке и внедрении новой технологии конструирования образовательных программ СПО. В документе указано, что эксперимент по апробации такой технологии проводится в рамках федерального проекта «Профессионалитет», саму технологию разработает подведомственное Минпросвещения учреждение (позднее это сделал Институт развития профессионального образования), а аттестация по итогам программ будет проводиться в форме демонстрационного экзамена. Также Правительство утвердило правила предоставления грантов участникам проекта.

Фото: официальная страница «Профессионалы» во «ВКонтакте»

В остальном проект регулируется на уровне Минпросвещения. В докладе министерства по реализации документов стратегического планирования в 2023 году указано, что с 1 января 2023-го реализация мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» продолжена в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В частности, чемпионат «Профессионалы» (заменивший WorldSkills) теперь проводится в рамках «Профессионалитета».

В порядке организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО, который начал действовать в 2023 году, поясняется, что по проекту «Профессионалитет» образовательные программы в рамках эксперимента разрабатываются на основе соответствующих ФГОС, но также и с учётом примерных основных образовательных программ.

В целом, отмечает Наталия Долгова, нормативная база проекта «Профессионалитет» находится в стадии формирования. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, работа над тем, чтобы федеральный проект был отражён в законодательстве, ведётся по соответствующему поручению премьера Михаила Мишустина.

Уже понятно, есть какая-то реальная польза от «Профессионалитета» или нет?

Студенты, первыми зачисленные на программы «Профессионалитета» в 2022-м, выпустятся в 2024 году. Согласно заявлениям вице-премьера Татьяны Голиковой, выпуск составит 138 тысяч человек. Поэтому пока о результатах проекта можно судить по росту его масштабов: каждый год создаются десятки новых кластеров.

Как считает Наталия Долгова, «Профессионалитет» принёс в систему СПО несколько важных удачных изменений. Во-первых, хорошо то, что усиливается практическая направленность обучения за счёт более тесной связи с работодателями. Благодаря этому выпускники должны стать более востребованными у работодателей. «Создание отраслевых образовательно-производственных центров позволяет приблизить учебный процесс к реальным условиям производства», — объясняет Наталия.

Второй важный результат проекта — достижение большей гибкости образовательных программ, которые можно модифицировать вместе с работодателями. Ещё одним плюсом эксперт называет создание вокруг проекта целой экосистемы, которая направлена на популяризацию СПО и повышение престижа рабочих профессий, поскольку их представителей сейчас не хватает.

Цифровой колледж Skillbox

Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована