Образование
#статьи

5 мифов о частных колледжах

Разбираем типичные предубеждения, их причины и реальную ситуацию со средним профессиональным образованием в негосударственных учебных заведениях.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / drobotdean / pvproductions / fxquadro / Racool_studio / Freepik / Maksym Ostrozhynskyy / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

За последние годы у подростков вырос интерес к среднему профессиональному образованию (СПО) — по данным, озвученным в 2021 году вице-премьером России Татьяной Голиковой, в колледжи идёт около 60% выпускников девятых классов и около 30% выпускников одиннадцатых. В 2023 году доля девятиклассников, которые предпочли поступление в колледж учёбе в 10–11-х классах, оказалась такой же — 60%. В ежегодном докладе Правительства о реализации госполитики в сфере образования тоже отмечено, что сохраняется рост востребованности и популярности программ СПО.

Причём по статистике видно, что растёт популярность именно тех программ обучения, на которых готовят не рабочих, а специалистов среднего звена — программистов, дизайнеров, представителей сервисных профессий, средний медперсонал и так далее.

Причины такой популярности СПО называются разные, но в любом случае очевидно, что значительная доля молодых людей считает этот вид образования подходящей альтернативой поступлению в вуз. И, как показывает статистика, около 20% выбирающих колледж — это ребята из достаточно обеспеченных семей, которые при желании могли бы получить платное высшее образование. При этом стоимость обучения в некоторых колледжах почти сравнялась с ценой за учёбу в вузах, а чтобы попасть на бюджетные места по самым популярным направлениям подготовки в СПО, нужно быть отличником.

Значит, как минимум два типичных предубеждения против СПО уже стали неактуальными:

  • что якобы в колледжи идут только те, кто не может поступить в вузы на бюджет или платно;
  • и что для престижной и востребованной профессии непременно нужен диплом вуза, а в колледжах получают непрестижные профессии.

Однако, хотя отношение к СПО в целом улучшается, остаются некоторые предубеждения относительно негосударственных образовательных организаций в этой сфере. Мы расспросили руководителей частных колледжей, с какими мифами они сталкиваются и чем могут на них возразить.

Миф 1


«Частный колледж может закрыться в любой момент»

Этот страх, видимо, связан с волной закрытия неэффективных частных учебных заведений, которая прошла в 2014–2020 годы в рамках борьбы Рособрнадзора за качество образования. Правда, это касалось в основном вузов, но, вероятно, срабатывает ассоциация «всякая частная образовательная организация может внезапно закрыться».

Руководители колледжей объясняют, что в реальности, если подойти к выбору учебного заведения внимательно, этот риск сводится к нулю.

Для законного ведения образовательной деятельности любому колледжу нужна лицензия. Она действует бессрочно и подтверждает, что колледж имеет право обучать студентов и обладает всеми ресурсами, чтобы организовать учебный процесс. Сам документ должен находиться на сайте учебного заведения в разделе «Сведения об образовательной организации», также можно убедиться в наличии лицензии в реестре Рособрнадзора.

Чтобы образовательная организация внезапно закрылась, нужны веские причины: это могут быть неоднократные или грубые нарушения, из-за которых аннулируется лицензия, или отсутствие финансирования. Но если негосударственный колледж работает уже долгое время, то, вероятнее всего, он уже успешно выдержал не одну проверку Рособрнадзора, и финансовое положение у него стабильное.

Фото: Московский городской открытый колледж

Например, Московский городской открытый колледж работает с 2016 года. Колледж IThub — с 2017-го, и с тех пор открыл девять филиалов в разных городах страны. Колледж РосНОУ — с 2001-го. А, к примеру, «Интерколледж» — вообще с 1996 года.

Кстати, по статистике не похоже, чтобы колледжи часто закрывались. Наоборот — их число растёт. Так, согласно данным статистических сборников НИУ ВШЭ «Образование в цифрах», если в 2017/2018 учебном году частных образовательных организаций системы СПО в стране было 317, то в 2022/2023-м — 390.

Миф 2


«В частных колледжах не учат, только корочки раздают»

Есть такой стереотип: любое частное учебное заведение, будь то вуз, школа или колледж, заботится только о прибыли, а о качестве образования там и не думают. Это представление, видимо, существует с 1990-х годов, когда негосударственные учебные заведения открывались «пачками» и действительно часто давали некачественное образование — собственно, люди и шли туда обычно не за образованием, а за формальной «корочкой». Как однажды сказал, вспоминая то время, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в интервью телеканалу RTVI, 95% из частных учебных заведений (он имел в виду тогда и вузы, и колледжи, и школы) превратились в «конторы по продаже документов об образовании».

Но с тех пор прошла волна «чистки» и контроль со стороны государства за частными образовательными организациями стал гораздо серьёзнее. В настоящее время частных колледжей не так уж много на всю страну ― в 2022/2023 учебном году их было 390, тогда как государственных ― 2810. Можно сказать, что частные организации у контролирующих органов как на ладони.

В упомянутом выше интервью глава Рособрнадзора напомнил, что с 2022 года действуют новые правила лицензирования и аккредитации для образовательных организаций. «Мы, как в прошлом, не раздаём ни лицензий, ни аккредитаций», ― подчеркнул он.

Кстати, аккредитация означает, что образовательные программы колледжа соответствуют государственным требованиям к качеству, установленным ФГОС. Колледж имеет право выдавать по этим программам дипломы государственного образца. Сведения об аккредитации тоже должны находиться на сайте учебного заведения и в специальном реестре Рособрнадзора, так что всегда есть возможность проверить, есть ли она у программ конкретного колледжа.

Кроме того, учитывая такую громадную конкуренцию частных колледжей с государственными (из-за большого численного преобладания последних), частным приходится как раз очень тщательно работать над качеством образования, чтобы, во-первых, привлечь, а во-вторых, не потерять студентов до конца срока обучения.

Для этого они стараются делать образование максимально практико-ориентированным, то есть учить студентов именно тому, чего ждут от будущих сотрудников работодатели.

«Для этого к каждой программе мы подвязываем индустриального партнёра, который проверяет и поддерживает изменяющиеся элементы образовательной программы для рынка труда, ― объясняет Ольга Семёнова, директор Московского городского открытого колледжа. ― Некоторые организации предоставляют рабочие платформы для реализации во время обучения. Например, платформа гостиничного бизнеса TravelLine предоставляет нам программы бесплатно, чтобы забирать потом студентов на работу».

А, к примеру, в колледже IThub, у которого тоже много индустриальных партнёров, в этом году на кафедрах начали работу индустриальные советы ― это сообщества экспертов разных отраслей крупного и среднего бизнеса. «Эксперты отрасли оценивают работу студентов на соответствие их уровня запросам индустрии и требованиям работодателей», ― объясняет устройство этой оценки качества образования Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub Group.

Фото: колледж IThub

Наконец, вот такой интересный факт: исследование социологов НИУ ВШЭ «Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?» показало, что именно частные колледжи нового типа (то есть более современные, ориентированные на рынок труда, технически хорошо оснащённые), похоже, послужили драйвером того, что отношение к СПО в целом за последние несколько лет изменилось к лучшему. Ряд студентов, которых опрашивали исследователи, современный частный колледж сочли для себя даже более предпочтительным вариантом, чем «обычный» (то есть не очень престижный) вуз.

Миф 3


«С дипломом частного колледжа на работу не возьмут»

Этот миф тесно связан с предыдущим — якобы в частных колледжах не дают хорошего образования (но с ним мы уже разобрались выше). А ещё это связано с устаревшим представлением о том, что для работодателей якобы в принципе очень важен диплом. На самом деле тут многое зависит от конкретной профессиональной сферы. Например, известно, что в креативных индустриях (IT, геймдев, дизайн, реклама и связи с общественностью, кино и музыка и так далее) профильное образование есть лишь у половины тех, кто там работает. Похоже, сейчас для работодателей важнее конкретные навыки и портфолио, которые их подтверждают.

В действительности это сомнение (как работодатели отнесутся к диплому частного колледжа) разрешается просто: узнайте, есть ли у частного колледжа индустриальные партнёры — то есть компании из тех индустрий, профессиям из которых обучают в колледже. Если есть и это серьёзные компании — это признак того, что компании заинтересованы в выпускниках этого учебного заведения и организуют практики и стажировки для студентов именно для того, чтобы приглашать самых способных на работу. Вряд ли можно говорить о недоверии работодателей к образованию, полученному в этом колледже, если сами же работодатели с ним сотрудничают.

Например, по словам Ольги Семёновой, среди партнёров Московского городского открытого колледжа — «Сбер» и Сельхозбанк, «1С», «Росатом», «Геоскан», Федеральная налоговая служба. Всего в 2022 году трудоустроились 78% выпускников колледжа, а в 2023-м — 73%.

По словам Кристины Граль, 88% выпускников IThub колледжа работают в IT-индустрии. Среди работодателей — такие компании, как Газпром, КРОК, МТС. Вот яркий пример карьеры конкретного студента: выпускник кафедры «Информационные технологии», окончивший колледж IThub в 2022 году, ещё на третьем курсе получил предложение о работе в РБК, а сейчас он — программный инженер в международной компании по информационной безопасности SecurityHQ.

Защита дипломных работ на отделении «Дизайн»
Фото: Московский городской открытый колледж

Но в любом случае успешное трудоустройство во многом зависит от стараний и способностей самого студента. Без этого даже диплом самого престижного учебного заведения ничего не гарантирует. Естественно, все работодатели заинтересованы в наиболее перспективных кадрах.

Миф 4


«Обучение в частных колледжах слишком дорогое»

Что касается цен, то всё зависит от того, с чем сравнивать. Конечно, самый экономный вариант — вообще поступить на бюджет, но если с этим не сложилось и речь в любом случае о платном обучении, то есть выбор лишь между государственным и частным колледжем, то не факт, что частный окажется дороже.

Стоимость обучения даже по одному профилю и в одном регионе в разных колледжах может значительно различаться. В качестве примера в таблице приведены цены за год обучения на направлении «Дизайн» в Москве и Санкт-Петербурге:

Название колледжаСтоимость обучения в 2023/2024 учебном году, рублей
Частные колледжи«Интерколледж»130 000
Московский городской открытый колледж153 000
Колледж НИД210 000
IThub400 000
Государственные колледжиКолледж технологии, моделирования и управления СПбГУПТД140 000
Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова165 000
Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха260 000
Московское академическое художественное училище352 000
Колледж дизайна и декоративного искусства РГХПУ им С. Г. Строганова450 000

Ольга Семёнова объясняет, что частные колледжи могут давать гранты самым усердным и талантливым студентам — то есть обучение в таком случае частично или полностью оплачивается за счёт средств самого колледжа или партнёрской организации из индустрии (спонсора). «Ежегодно мы предлагаем студентам проходить конкурс, учитывая успеваемость и участие в мероприятиях колледжа. Гранты бывают на 100% годовой стоимости обучения, 50%, 25% и 10%», — рассказывает она про практику Московского городского открытого колледжа.

В единичных случаях в частных колледжах бывают и бюджетные места от государства — как правило, на направлениях, приоритетных для развития экономики страны или определённого региона.

Миф 5


«Да ну, после частного колледжа в вуз не поступишь!»

Это представление тоже не соответствует действительности. Если частный колледж выдаёт диплом государственного образца, то с этим дипломом можно поступить в университет точно так же, как и после государственного колледжа. Абитуриенты с дипломом о среднем специальном образовании сдают ЕГЭ или внутренние экзамены в университете (условия приёма для абитуриентов на базе СПО устанавливает каждый конкретный вуз в своих правилах).

К тому же частные колледжи, так же как и государственные, зачастую сотрудничают с конкретными университетами. И речь не только о той ситуации, когда частный колледж относится к одной экосистеме с частным же вузом (как, например, колледж МФЮА относится к МФЮА). У частного колледжа могут быть партнёрами и государственные вузы. Так, среди партнёров IThub — МАДИ, РАНХиГС, Московский университет им. А. С. Грибоедова, Московский политехнический университет, Донской государственный технический университет. Диплом Открытого колледжа даёт льготы при поступлении в Московский экономический институт и Московский институт психоанализа.

При этом, как поделились Кристина Граль и Ольга Семёнова, в среднем только 10% выпускников продолжают учёбу в вузе (кстати, общая статистика по всем колледжам страны говорит о том, что в первый же год окончания СПО поступают в вузы лишь 12%). В основном, получив необходимые компетенции, молодые люди предпочитают начать строить карьеру.

Вообще, по мнению директора по развитию бизнеса IThub Group, в вуз после колледжа имеет смысл поступать, когда выпускник уже осознанно выстраивает для себя карьерный путь, понимает свои сильные стороны и потребности для дальнейшего развития. В этом случае высшее образование поможет ему повысить профессиональный уровень за счёт получения фундаментальных знаний. А директор Открытого колледжа считает, что высшее образование нужно тем, кто целенаправленно стремится занять руководящую должность. И добавила, что в любом случае карьерный рост подразумевает непрерывное обучение, и этот принцип в колледже стараются передать студентам.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована