Образование
#новости

Исследованы причины, по которым выпускники выбирают колледжи вместо вузов

Обычно это вынужденное решение. Но некоторые и правда убеждены, что будут успешны и без высшего образования.

Исследование о том, почему выпускники школ с неплохой успеваемостью поступают в колледжи, опубликовано в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Его подготовили эксперты из Института образования Высшей школы экономики Вера Мальцева, Алексей Шабалин и Ирина Сальникова. Они проверяли две гипотезы:

  • На выбор среднего специального образования (СПО) после одиннадцатого класса влияют выталкивающие факторы — низкий социально-экономический статус семьи, недостаток информации о поступлении в вузы у выпускников и их родителей.
  • Большое значение имеют притягивающие факторы — привлекательность программ СПО из-за бума профессий (в первую очередь цифровых), успешный старт в которых возможен и без диплома, полученного в вузе.

Основой для исследования стали интервью с 31 студентом колледжей из шести регионов России (Красноярский край, Москва, Московская область, Новосибирская область, Удмуртская Республика и Ульяновская область). Все респонденты поступили в колледжи в 2019 или в 2020 году со средним баллом аттестата не менее четырёх — то есть учились в школе неплохо и могли бы претендовать на поступление в вуз.

Авторы выясняли, по каким мотивам студенты поступили на программы СПО, какое мнение у них сложилось о месте обучения и планируют ли они в будущем учиться в вузах. По итогам подтвердилась первая гипотеза, но в пользу второй тоже нашлись аргументы.

Что уже было известно о поступающих на программы СПО

Статистика и исследования прошлых лет показали, что в течение 2010-х годов в России существенно вырос спрос на обучение в СПО. В основном он увеличился за счёт выпускников девятых классов: около 48% из них выбирают вместо десятого класса колледжи и техникумы. При этом многие (по некоторым опросам, более 40%) планируют обходной манёвр — получить диплом СПО, чтобы поступить в вуз без ЕГЭ. На практике, правда, сразу после выпуска из колледжей в вузы идут только 12%, по данным 2021 года.

Но среди одиннадцатиклассников, которые уже сдали ЕГЭ и имеют право поступать в вузы, доля поступающих на СПО тоже растёт. Например, в этом году о таком выборе для своих детей сообщили 21% родителей выпускников.

Предыдущий анализ показал, что на выбор СПО или вуза влияет социально-экономическое положение семьи. В группе выпускников с одинаково хорошей успеваемостью в вузы чаще поступают те, у чьих родителей высокий доход. Дети из менее обеспеченных семей скорее выберут синицу в руке — то есть обучение в колледже. Этот вариант не сулит высоких доходов (выпускники с дипломами СПО в основном трудоустраиваются на низкооплачиваемую работу), зато позволяет раньше выйти на рынок труда и зарабатывать самостоятельно, не полагаясь на родителей.

Впрочем, некоторые данные свидетельствуют, что нередко выбор в пользу колледжа семьи делают из-за недостаточной информированности — и ограничивают детей тем уровнем образования, которого удалось достичь родителям. Получается, что субъективные установки родителей играют не меньшую роль, чем объективные обстоятельства.

В одной из предыдущих работ Вера Мальцева и Алексей Шабалин также пришли к выводу, что популярность колледжей растёт в основном по экономическим причинам. Но они признали, что до сих пор в науке не оценена роль притягивающих факторов — например, повышение имиджа СПО благодаря конкурсам WorldSkills.

Другие исследователи считают, что выбор в пользу колледжей всё чаще сознательно делают успешные дети.

Что говорится об экономических факторах поступления в колледжи

В новой работе исследователи из ВШЭ изучили как выталкивающие, так и притягивающие факторы. Выталкивающие в целом оказались заметнее.

Проведённые интервью подтвердили, что колледж для большинства одиннадцатиклассников — вынужденное решение. Причём ребята из менее ресурсных семей — то есть из семей с низким доходом или из семей, где у родителей нет высшего образования, — изначально рассматривали СПО как альтернативу, хотя предпочли бы вуз. Но поступить туда им помешали как финансовые проблемы семьи — потому что пройти на бюджет не удалось, а возможности платить за высшее образование не было, — так и сомнения в собственных силах.

Кстати, недавний опрос, проведённый Рособрнадзором, показал, что 28% одиннадцатиклассников 2022 года рассматривают поступление в колледж как запасной вариант на случай, если им не удастся попасть в вуз.

А дети родителей с высшим образованием и более высокими доходами, по данным интервью, планировали поступать только в вузы (то есть вообще не рассматривали СПО) и оказались разочарованы тем, что не смогли туда пройти. Как правило, они планируют в будущем всё-таки получить высшее образование.

На то, что одиннадцатиклассники из более ресурсных семей всё-таки пошли в колледжи, повлияла, как считают исследователи, не столько неудачная сдача ЕГЭ, сколько низкая осознанность.

Согласно интервью, эти абитуриенты в принципе мало задумывались о том, что делать после школы, на ЕГЭ выбирали самые удобные и простые для себя предметы и не особенно старались найти подходящую программу в вузе. У них было по одному-два варианта для поступления, и когда пройти туда не удалось, шансов учиться в вузах не осталось.

Проще говоря, зачастую это растерявшиеся ребята, у которых не было серьёзной стратегии для поступления. Этим, по оценке авторов, поступающие в СПО выпускники одиннадцатых классов заметно отличаются от девятиклассников. Для подростков, уходящих из школы после девятого класса, поступление в колледж — шаг во взрослую жизнь, к самостоятельности. Неслучайно многие из них планируют, что уже через два-три года с дипломом СПО будут поступать в вуз и параллельно работать.  Выпускники одиннадцатых классов уже не рассчитывают на ускоренное взросление и попадают в СПО фактически случайно.

В чём заметно повышение престижа СПО

Большинство опрошенных авторами студентов учатся в колледжах платно — значит, какие-то средства на обучение в их семьях есть. Конечно, от семьи к семье и от региона к региону материальные ограничения разнятся, но всё же у респондентов этого исследования не было необходимости учиться в первом попавшемся месте, лишь бы бесплатно. Пусть они и не мечтали о колледже изначально, но постарались выбрать наилучший вариант из возможных.

Авторы отметили по некоторым интервью, что студенты позитивно воспринимают СПО. В большей степени это характерно для студентов, обучающихся цифровым и сервисным профессиям, где диплом о высшем образовании не обязателен для начала карьеры: для программистов, рекламщиков, дизайнеров и так далее.

Хотя эти респонденты разочарованы тем, что в вуз поступить не удалось, они уверены, что в будущем им не потребуется высшее образование: получить профессию можно и в колледже, главное — навыки, а не корочки. К тому же они отмечают, что, несмотря на низкий престиж СПО в обществе, по факту колледжи улучшаются и модернизируются.

В выборке исследователей из ВШЭ такие взгляды высказали студенты новых частных колледжей. Некоторые из них при поступлении выбирали между учреждением СПО с хорошими условиями обучения и не слишком престижными вузами с низкими проходными баллами ЕГЭ. В итоге они и их родители предпочли качественное среднее профессиональное образование неубедительному высшему.

Несмотря на улучшение имиджа колледжей, авторы отмечают: говорить о том, что граница между высшим и средним образованием стирается, нельзя. Но в некоторых областях, в первую очередь в цифровых и сервисных профессиях, она становится менее важной.

Цифровой колледж Skillbox

Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована