Образование
#истории

История авторской онлайн-школы для кардиологов, которая выросла из профессионального блога

Отличный пример того, что инфобизнес — это не только про «успешный успех», но и про серьёзные профессиональные знания.

Фото: Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Кардио-Школа»


Суть проекта

Онлайн-курсы и очные тренинги для неформального самообразования врачей-кардиологов с упором на практику, использование современных технологий и методов обучения


Год запуска

2018


Город

Солнечногорск




Кардиолог Ольга Савонина работала в клинике и не думала о преподавании, а о бизнесе в сфере образования — тем более. Но когда она завела небольшой медицинский блог для пациентов и вдруг получила от подписчицы-коллеги просьбу о неформальном наставничестве, это навело на мысль о том, что доктора тоже нуждаются в информации о кардиологии. И что поможет такое просвещение в конечном счёте их пациентам. Так появилась «Кардио-Школа». К 2024 году её курсы прошли больше 3,5 тысячи врачей, как молодых, так и опытных. При этом сама Ольга не планирует оставлять врачебную практику, то есть школа для неё — не переход в иную деятельность, а скорее продолжение основной профессии, один из способов делиться опытом и одновременно развиваться.

Основательница «Кардио-Школы» рассказала Skillbox Media:


Как появилась и развивалась «Кардио-Школа»

Прежде всего я — практикующий врач. До 2018 года я вообще не задумывалась о том, чтобы открыть свою онлайн-школу. Правда, во время работы в государственной поликлинике, когда замечала какие-то системные ошибки в работе с пациентами, собирала коллег в формате круглого стола и, как кардиолог, делилась своими знаниями и опытом, медицинскими новостями и открытиями. Пожалуй, это был мой первый опыт «преподавания».

В 2017 году я завела в «Инстаграме»* блог о кардиологии для пациентов — в видеороликах и постах рассказывала простыми словами о симптомах и диагностике различных заболеваний, о том, как проходят обследования, как поддерживать сердце и сосуды в здоровом состоянии. Это был совсем маленький блог, всего около 150 подписчиков, — но с него всё и началось. Дело в том, что подписываться на него стали не только пациенты, но и коллеги-врачи.

Запуск первого онлайн-курса

В 2018 году ко мне обратилась одна из подписчиц — коллега из другого города, начинающий доктор. Она тогда только что выпустилась из вуза и начинала практику, и ей был нужен наставник, чтобы советоваться по сложным вопросам. Я согласилась помочь, три месяца мы переписывались и созванивались, я подсказывала и давала советы. За это время я увидела, что коллега выросла как специалист, а она мне говорила, что я хорошо объясняю и мне нужно преподавать. И тогда я об этом задумалась.

Большинство врачей-блогеров, как и я сама в то время, ориентируются в первую очередь на аудиторию пациентов. Но мне всегда нравилась такая идея, что, обучая одного врача, можно помочь тысяче пациентов, которые к нему обратятся. Это возможность повлиять более масштабно.

Тогда я завела другой аккаунт в «Инстаграме»* — закрытый, в качестве площадки для обучения. И объявила в блоге, что эта новая страничка — специально для врачей. Поначалу добавились человек 40. Всё началось с эфира, где я поделилась новостями с Европейского конгресса кардиологов, а потом буквально «на коленке» самостоятельно собрала свой первый онлайн-курс. В него вошло пять тем по различным кардиозаболеваниям, а проходил он в виде прямых эфиров — я делилась своим опытом и отвечала на вопросы аудитории. Были и домашние задания — разборы клинических кейсов и ЭКГ. Ответы люди писали в комментариях под постами. Я также проводила бесплатные вебинары, а доступ к самому курсу стоил всего 500 рублей.

Перед запуском я говорила себе: «Если запишется хотя бы один человек, будет уже круто». Однако в первом потоке на курс пришли около 20 человек, и я получила очень хорошие отзывы. Это меня вдохновило: позже запустила второй поток, потом третий.

С каждым новым потоком курс становился более наполненным. К концу 2018 года я перенесла его на специализированную платформу Pruffme и повысила цену до 3500 рублей. Всё это время я работала над курсом и его продвижением одна, в том числе вручную рассылала студентам письма с доступом к курсу после оплаты.

Появление команды и запуск онлайн-школы на GetCourse

Вскоре после перехода на Pruffme я запустила второй курс, а в течение следующего года проводила также марафоны и интенсивы. Идеи для новых образовательных продуктов появились из запросов аудитории — я всегда слежу и анализирую, какие вопросы задают подписчики в соцсетях, какие темы их интересуют. И если какой-то запрос повторяется регулярно — значит, стоит сделать такой продукт.

Фото: Ольга Скворцова / Skillbox Media

К 2020 году, через два года после первого запуска курса в «Инстаграме»*, количество учащихся увеличилось до 50–100 человек на потоке, и мне уже стало сложно в одиночку всё организовывать, следить за платежами и доступами. Тогда в истории «Кардио-Школы» произошёл новый этап — я перевела курсы на платформу GetCourse и привлекла маркетолога и технического специалиста. Это потребовало первого и единственного значительного вложения с моей стороны — 70 тысяч рублей.

Здесь уже появилась база клиентов, автоматизация рассылок, запуск курсов через продающий вебинар и записанные видеоуроки, помимо занятий в прямом эфире. Моё вложение окупилось при первом же запуске — мы продали доступов к курсу на 300 тысяч рублей, по цене около 9 тысяч.

Так у нас сложилась маленькая команда из трёх человек: это я как автор курсов и одновременно спикер, преподаватель, а также маркетолог (вообще, это универсальный специалист, как я говорю, «моя правая и левая рука») и технический специалист, отвечающий за техподдержку на платформе и запись уроков.

Обучение методологии и улучшение курсов

Когда «Кардио-Школа» уже функционировала на GetCourse, я решила получить методологическую базу, чтобы повысить качество курсов. В процессе разработки нового проекта мы всей командой прошли курс методологии Михаила Дашкиева. На тот момент это оказалось очень полезно.

Также года три назад я прошла программу профессиональной переподготовки на педагога-психолога и курс коучинга Ицхака Пинтосевича. Коучинг для врача, на мой взгляд, — это такой базовый инструмент, чтобы эффективно коммуницировать с коллегами и пациентами.

А последние полгода я работаю с бизнес-наставником и методологом Александрой Горевой-Куртышевой. Вместе с ней мы прорабатываем некоторые курсы «Кардио-Школы», что-то докручиваем.

Должна сказать, что обучение методологии во многом изменило мой подход к преподаванию и проектированию курсов. Раньше я стремилась дать студентам максимум: вот всё, что я знаю, — берите, что вам нужно. Сейчас я понимаю, что так делать не стоит, и тщательно фильтрую контент для студентов. Условно, закрываю какой-то слайд в учебной презентации и думаю: «Отсутствие этой информации как-то негативно повлияет на результаты студента? Если он этот слайд не увидит, изменится ли что-то в его работе?»

Фото: Lysenko Andrii / Shutterstock

Уроки стали короче, но более ёмкими, а домашние задания — более разнообразными. В одном модуле, например, нужно поставить пациенту диагноз и назначить лечение. А в другом — разобраться в возможных причинах его состояния. Цель в том, чтобы уходить от стереотипных задач и помогать врачам всесторонне прокачивать клиническое мышление. Для вовлечения мы также внедряем игровые механики — скажем, соревнования команд за бонусные учебные материалы.

Создание кураторского отдела

Довольно долго я продолжала в одиночку общаться со студентами, самостоятельно проверять домашние задания и давать обратную связь. Решиться на делегирование этих задач мне было очень сложно. Я думала — даже если возьму кураторов, всё равно придётся самой контролировать их работу, следить за тем, что происходит в чатах. Казалось, это только прибавит мне работы. К тому же я переживала, что студенты, до этого получавшие обратную связь от меня, негативно отнесутся к тому, что фидбэк по заданиям будут давать кураторы, а не лично автор курса.

Но к 2023 году объём работы превысил мои возможности, и мне всё-таки пришлось решиться на привлечение кураторов. Отбирала я их очень тщательно: мне было важно, чтобы, во-первых, они сами были практикующими врачами, а во-вторых, выпускниками наших курсов — чтобы хорошо знать особенности обучения в «Кардио-Школе». И наконец, для меня очень значимо, чтобы человек был не просто хорошим специалистом, но и чтобы мы с ним разделяли одни ценности и в жизни, и в работе.

После отбора я организовала для новых коллег специальное двухмесячное обучение взаимодействию со студентами и прочим кураторским задачам. Так в «Кардио-Школе» появился кураторский отдел из шести человек.

Оказалось, что я напрасно беспокоилась, как отнесутся люди, покупающие курс, к тому, что курирую его не я лично. По фидбэку от студентов видно, что работу с кураторами они оценивают очень хорошо. Между ними складываются свои взаимоотношения, и при записи на следующий курс студенты нередко высказывают пожелания: «Хочу опять в группу к Юлии», «Мне бы хотелось к Александру». Меня это радует.

У нас нет такого, что каждый куратор сопровождает только один конкретный курс. Я считаю, что кураторы должны быть взаимозаменяемыми: так они не устают всё время работать с одними и теми же темами, могут регулировать свою нагрузку, а если случается что-то непредвиденное, группу без труда подхватывает коллега.

Появление кураторов меня очень сильно разгрузило. Благодаря этому в прошлом году мы запустили два новых курса и открыли клуб выпускников, смогли набирать больше студентов и в два раза увеличили выручку по сравнению с 2022 годом. Так что этому решению я очень рада и если бы знала, что так получится, приняла бы его на год раньше 🙂

Как сейчас устроены курсы «Кардио-Школы»

Сейчас в «Кардио-Школе» шесть крупных курсов, мы называем их циклами. Это наши флагманские продукты, посвящённые кардиологии, аритмологии, ведению беременных пациенток с кардиозаболеваниями. И ещё один новый проект, не совсем медицинский, — трёхмесячная программа наставничества на тему того, как врачу развивать личный бренд в соцсетях, монетизировать свои знания. В отличие от других проектов, идеи которых рождались из запросов аудитории, этот появился в первую очередь из моего убеждения, что врач должен быть не только умным и опытным, но и финансово обеспеченным.

В «Кардио-Школе» есть и отдельные видеолекции, они тоже размещены на GetCourse. Все продукты — мои авторские, но время от времени мы приглашаем коллег-докторов смежных специальностей провести отдельные вебинары.

Основные курсы построены по модульной системе обучения — по расписанию для студентов открывается определённый модуль с видеолекциями и домашними практическими заданиями с проверкой кураторов. В каждом модуле есть и занятия в прямом эфире — вебинары и мастермайнды. Записи этих встреч тоже доступны студентам в личном кабинете. По окончании курса учащиеся выполняют итоговое задание, а в программе наставничества предусмотрена защита своего проекта. Доступ к материалам курса сохраняется у студентов на срок от трёх до шести месяцев — это зависит от самого курса и тарифа. Каждый студент может один раз продлить этот срок за дополнительную плату.

У «Кардио-Школы» ещё нет образовательной лицензии, но мы в процессе её получения. Пока же с юридической точки зрения мы предоставляем доступ к обучающим материалам для неформального самообразования врачей.

Фото: Ольга Скворцова / Skillbox Media

Тут стоит кратко пояснить, как в России работает официальная система повышения квалификации медицинских работников. Каждому врачу, чтобы получить доступ к аккредитации, нужно за пять лет набрать 250 баллов по системе НМО, то есть непрерывного медицинского образования. В это число входят баллы, полученные за прохождение программ ДПО, обучение на онлайн-курсах (они относятся к неформальному самообразованию), участие в профильных мероприятиях.

«Кардио-Школа» в 2022 году заключила договор с учебным центром, который аккредитовал наши учебные программы, поэтому, помимо обычного доступа к курсам, мы предлагаем и тарифы с начислением баллов НМО. Выпускник курса проходит дополнительное тестирование на базе этого партнёрского учебного центра, после чего получает баллы НМО и удостоверение о повышении квалификации.

Мы добавили такую возможность для привлечения дополнительной аудитории, но мне бы не хотелось, чтобы врачи приходили к нам на курсы только ради баллов. Система в целом устроена так, что человек может записаться на курс, получить учебные материалы, пройти тест и получить удостоверение. Это сделать несложно, и никто не гарантирует, что врач углубится в обучение и действительно освоит какую-то тему.

Поэтому на наших курсах всегда есть домашние задания с ручной проверкой — если студент не выполнит одно из заданий, он не пройдёт на следующий модуль и, соответственно, не дойдёт до итогового тестирования. Я отвечаю за то, какой результат получит учащийся. Поэтому, когда у нас будет образовательная лицензия, я думаю, условия для получения баллов мы ещё больше усложним. Мы ориентируемся на то, чтобы человек осознанно приходил учиться, сам хотел развиваться и узнавать что-то новое, а не так, что его «загнали» на курс, и он должен его «отсидеть», просто послушать для галочки. Кстати, добавление тарифов с начислением НМО не привело к какому-то заметному росту аудитории. И сейчас спрос на такие тарифы у нас гораздо меньше, чем на обычные, — всего около 30%.

Для поддержки после обучения у нас есть клуб сообщества выпускников — он появился в прошлом году. До этого выпускники часто говорили о том, что за пределами курса им не хватает постоянной площадки для общения и взаимной поддержки. Мне хотелось, чтобы это был не просто чат, а наполненное полезными активностями пространство для долгосрочных связей.

Так появился наш клуб выпускников. Все мероприятия в нём планируются по сезонам, каждый из них посвящён определённой теме и длится два месяца. Но и чаты разной направленности у нас тоже есть — например, один для обсуждения досуга, а в другом можно проконсультироваться с коллегой по клиническим вопросам. Членство в клубе доступно только тем, кто прошёл один из наших флагманских курсов, и оно платное — можно оплатить доступ на целый год или на конкретный сезон.

Скриншот: сайт Ольги Савониной

Во время одного сезона мы проводим около пяти онлайн-мероприятий, где выступаю я и приглашённые спикеры, а также двухдневную очную встречу. В прошлом году мы организовали очные встречи в Москве, Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде. В феврале ездили в Ярославль. У нас сформировалось комьюнити, в котором люди не только получают знания, но и встречаются семьями, отдыхают вместе. В чате могут написать: «Кто тоже в Новосибирске, давайте сходим в театр». И находится коллега, который составляет компанию. При дефиците очного общения это очень ценно.

Какие проблемы формального обучения решает «Кардио-Школа»

Как врач, я сама регулярно прохожу курсы ДПО — как правило, от государственных вузов. Этот опыт я анализирую — честно говоря, он мне помогает понять при запуске моих курсов, как делать не надо.

Первая проблема формального медицинского образования (и я сейчас имею в виду не только ДПО, но и базовое) связана с актуальностью информации. В вузах есть программа, по которой учатся многие годы, и чтобы внедрить в неё что-то новое, нужно пройти множество инстанций. А ведь в медицине постоянно многое меняется — появляются новые методы диагностики и лечения, обновляются клинические рекомендации.

Мы у себя в «Кардио-Школе» всё время следим, чтобы студенты получали на курсах только актуальный контент, и обновляем содержание, когда оно устаревает. Нередко к нам приходят врачи с 20-летним стажем, просто чтобы обновить свои знания. Это удобно, когда не нужно искать по разным источникам, что нового произошло в медицине за последние годы, а можно получить всё самое важное в одном источнике.

Я, кстати, изначально больше ориентировалась как раз на эту целевую аудиторию — практикующих врачей, которые из-за большой загрузки не успевают следить за всеми новостями в кардиологии. Но быстро обнаружила, что к нам приходит и достаточно много студентов медвузов — чтобы решить, стоит ли им посвятить себя кардиологии или выбрать другую специализацию.

Очень здорово видеть, когда после прохождения цикла молодые люди пишут, что влюбились в кардиологию и теперь точно определились с выбором. Есть у нас и ещё одна заметная часть аудитории — это врачи в отпуске по уходу за ребёнком, которые опасаются, что за время декрета «всё забыли» и многое пропустили. У них запрос на то, чтобы закрыть эти пробелы и выйти на работу уверенно.

Ещё одна серьёзная проблема вузовского образования и программ ДПО для врачей — нехватка практики. К нам приходят очень умные люди с высшим медицинским образованием, но я вижу, что они зачастую не могут применить свои знания. Как показывают наши анкеты, практически 85% студентов «Кардио-Школы» ищут возможность практиковаться в безопасном пространстве, где можно задать любой вопрос, где тебя не будут осуждать за незнание, а вместо этого дадут развивающую обратную связь.

Обучение у нас построено так, что 20–30% времени занимают теоретические материалы, а 70–80% — это различного рода практика. Это и самостоятельные домашние задания в виде клинических задач, и групповой анализ медицинских кейсов. Есть квесты в чат-боте, где врач ведёт виртуального пациента, и в двух курсах мы внедрили «ИИ-пациентов» — ботов, с которыми можно коммуницировать практически как с реальными. На мастермайндах тоже разбираем клинические случаи из практики, с которыми столкнулись учащиеся и я сама.

Как продвигаются курсы и как растёт признание

Бюджет на рекламу у нас относительно маленький — порядка 50 тысяч рублей в месяц. Время от времени мы закупаем рекламу в телеграм-каналах, контекстную в «Яндексе», и на этом всё. Кстати, эксперимент с рекламой в VK показал, что нерекламными органическими постами мы привлекаем больше подписчиков, чем рекламными. Все наши соцсети я до сих пор веду сама, и аудитория растёт естественным образом. Плюс для привлечения новых студентов у нас хорошо работает сарафанное радио — выпускники рекомендуют «Кардио-Школу» коллегам.

Скриншот: сайт Ольги Савониной

Кстати, нас очень порадовало, и мы посчитали это одним из своих достижений, когда одна студентка на вопрос куратора, откуда она узнала о «Кардио-Школе», ответила, что наши курсы ей посоветовали в одном из государственных медвузов Санкт-Петербурга, где она проходила повышение квалификации.

Мы прямо праздновали такое признание государственным вузом того, что мы делаем. И недавно мы приглашали одного известного спикера, доктора из Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, прочесть у нас лекцию. Прежде чем согласиться, он изучил сайт, отзывы студентов и ответил, что будет рад у нас выступить. Это тоже было очень приятно услышать.

Какие метрики успеха по-настоящему важны и каковы планы на развитие школы

«Кардио-Школа» — мой первый бизнес-проект. И я до сих пор считаю себя неформатным предпринимателем, потому что не особо дружу с количественными метриками результата — какую выручку планируем получить, сколько студентов привлечь. Мы вообще не ставим цели по объёмам продаж.

Для меня важны в первую очередь результаты студентов. И по этому параметру я считаю «Кардио-Школу» однозначно успешной. Причём результаты — это не просто знания, которые получили студенты. В отзывах нам пишут, например, что кто-то стал увереннее себя чувствовать как специалист, получил работу в более престижной клинике, переехал из небольшого города в Москву. Выпускники рассказывают, что получают 100 процентов положительных отзывов от пациентов на сайтах-агрегаторах, что с ними стали советоваться коллеги. Я считаю, что такие отзывы и кейсы как раз и определяют успех нашей школы.

О хороших результатах, на мой взгляд, говорит и то, что у нас высокая доля повторных продаж — порядка 65%. Зачастую люди приходят на циклы, которые уже проходили пару лет назад, чтобы освежить знания и получить актуальную информацию из обновлённого курса. На новые циклы тоже в основном идёт лояльная к нам аудитория.

В разговоре с одним из кураторов недавно мы как раз пришли к формулировке, что «Кардио-Школа» — не про агрессивный маркетинг, не про «надо привлечь как можно больше людей». Она не для всех. Но не в том смысле, что для каких-то избранных людей, а в первую очередь для тех, кто разделяет наши ценности.

У нас идут продажи «по любви», мы строим их на взаимоотношениях с аудиторией, на уважении к студентам. Мне совершенно не близка позиция «Если не купите наш курс, то так и останетесь неудачниками». Наши студенты и без нас справятся с чем угодно, но мы можем помочь им стать ещё лучше, облегчить для них какие-то задачи.

Поэтому задачей номер один для нас я бы назвала сохранение лояльных клиентов, а не привлечение новых.

О том, чтобы покинуть медицинскую практику и заняться только школой, я не думаю. На мой взгляд, одно без другого существовать не может — нельзя обучать практике врачей, если ты сам не практикуешь. Ни в коем случае не хочу обидеть коллег, которые занимаются наукой, но когда врач оставляет практику и реальных пациентов, это очень заметно.

Так что я планирую развивать «Кардио-Школу», оставаясь в первую очередь врачом. Среди ближайших целей, как я уже упоминала, — получение образовательной лицензии. Также у нас в планах есть развитие офлайн-направления — очных тренингов и других образовательных мероприятий в России и странах СНГ. Мы уже начали этим понемножку заниматься в рамках встреч клуба выпускников. А ещё я время от времени провожу корпоративные тренинги для сотрудников частных клиник, как на чисто медицинские темы, так и на смежные — например, о коммуникации с пациентами и коллегами.

И в этом году мы запланировали два новых проекта. Первый — цикл по функциональной диагностике, а второй — интерактивный тренажёр опять же на тему эффективной коммуникации. Это будет настольная игра, где участник сможет побывать в роли лечащего врача, главного врача или пациента.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована