Образование
#подборки

«Нормативное поле, которое надо вспахивать»: как подружить EdTech с гособразованием

Чего частный EdTech и государственные образовательные организации в России хотят друг от друга и какие барьеры встают на пути их сотрудничества.

Фото: Ika84 / Getty Images

На конференции EdCrunch в конце 2021 года много говорили о возможном будущем частного EdTech. Но не остались без внимания и практические вопросы сегодняшнего дня:

  • чего государственной школе не хватает в предложениях EdTech-компаний;
  • какие точки соприкосновения с вузами видят лидеры онлайн-образования;
  • чего опасаются вузы, начиная с ними сотрудничество;
  • почему университетский курс пока нельзя заменить обучением в онлайн-школе;
  • и чего ждёт EdTech-рынок от обязательной верификации образовательных ресурсов.

Мы сделали подборку наиболее ярких высказываний спикеров EdCrunch по этим вопросам.

Какой EdTech нужен школам

Среди цифровых образовательных решений для российских школ, по мнению заместителя руководителя департамента образования и науки Москвы Натальи Киселёвой, не хватает сервисов для учителей. Это и более продвинутые системы обратной связи, которые позволят педагогу отслеживать работу учеников на цифровых обучающих платформах, и помощники учителя — инструменты, которые помогут ему подбирать цифровые образовательные решения под педагогические задачи. Кстати, государственная цифровая трансформация школ предполагает разработку «Цифрового помощника учителя» — системы на основе искусственного интеллекта для планирования образовательных программ и проверки домашних заданий.

Наталья Киселёва

заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы


Где: на панельной дискуссии «EdTech: ожидание vs реальность»

— Если учителю сейчас предложить: «Ищи что хочешь» — это [требует] просто огромного количества времени, [чтобы] среди идентичных решений выбрать, какое уравнение лучше: в квадратиках, кружочках или цветочках. Потому что мы прекрасно понимаем, что разные платформы не составляют уравнения. Это всё «x2 — 5x = 0», просто по-разному передано. И здесь нужна система заботливых сервисов для учителей именно по подбору таких заданий, по подбору инструментария под конкретные педагогические решения, ситуации и требования.

Зачем друг другу нужны вузы и EdTech

Большинство российских образовательных стартапов сейчас нацелены на рынок школьного образования. Но университетский сегмент для частного EdTech тоже важен. Пять причин, по которым онлайн-образованию интересны вузы, назвал Александр Ларьяновский из Skyeng. Первая и последняя, конечно, финансовые — EdTech-компании могут заработать и на рынке высшего образования, и включая в дальнейшем выпускников в свои воронки продаж дополнительных курсов. Но остальные три причины связаны с репутацией, научными и экспертными возможностями вузов.

Александр Ларьяновский

управляющий партнёр Skyeng


Где: на кейс-сессии «Как университетам приручить EdTech-единорога»

— Вузы и в России, и во всём мире — самая свободная от государственного регулирования область. В них сосредоточены исследователи, и поэтому с ними интересно и продуктивно делать эксперименты, которые ведут к изменениям в нашей достаточно консервативной области.

«Легитимизация» EdTech, присоединение к узнаваемому бренду: да, мы сейчас видим, что часть брендов уже заметно более узнаваема, чем классические университеты, но для подавляющего большинства рынка это по-прежнему важная история.

Возможность провести академическую верификацию методик и учебных материалов: в вузах есть на это специалисты, и поставленный ими штамп действительно делает материалы более привлекательными с точки зрения аудитории.

А среди причин, по которым вузы интересуются сотрудничеством с EdTech, Ларьяновский назвал тренды на индивидуализацию образования и цифровую трансформацию. Студенты всё чаще хотят учиться по индивидуальным траекториям, и вузам проще разнообразить учебные материалы, подключая партнёров из EdTech. То же самое касается цифровых сервисов: на рынке есть учебные платформы и симуляторы, и университету выгоднее закупить лицензии, чем разрабатывать всё самостоятельно. К тому же, подчеркнул Ларьяновский, у частных компаний гораздо больше компетенций по разработке продуктов под потребности аудитории.

CEO Skillbox Дмитрий Крутов также отметил, что первой точкой сотрудничества частных EdTech-компаний с российскими вузами в пандемию была передача готового контента и технологий, — бизнес использовал накопленное технологическое преимущество. А «вдолгую» взаимодействие строится на такой базе: у вузов уже есть контент, а у компаний — компетенции по его коммерческому продвижению и сопровождению.

Дмитрий Крутов

основатель и генеральный директор Skillbox


Где: на кейс-сессии «Как университетам приручить EdTech-единорога»

— Мы, как бизнес, обладаем невероятным коммерческим потенциалом для вуза. Вузы ещё не до конца понимают, что мы можем стать определённым sales house, который может сильно помочь им в реализации коммерческих программ — и ДПО, и магистерских, и бакалаврских. И в этом смысле коммерческая компетенция критически важна, потому что вуз не может заниматься такого рода бизнесом. […] Вузы участвуют больше, чем мы, в разработке программы, в соблюдении образовательных стандартов, которые регулируются государством. А мы, в свою очередь, в большей степени участвуем в сопровождении проекта. Потому что само понятие управления проектом, конечно же, у нас в компании находится на другом уровне. Я считаю, что культура управления сложными цифровыми проектами в образовании — одна из важных вещей, которую EdTech может принести вузам.

Что вуз должен учесть, чтобы взаимодействовать с EdTech-компанией

Основные уроки, выученные на опыте сотрудничества с EdTech со стороны вузов, представила заместитель проректора УрФУ Виола Ларионова. По её словам, частные компании часто просто не знают о многочисленных ограничениях в условиях работы вузов.

Виола Ларионова

заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета


Где: на кейс-сессии «Как университетам приручить EdTech-единорога»

— [Мы встретили] недопонимание со стороны EdTech нормативных рамок, в которых работает вуз. Эта опасность непрохождения аккредитации, потери лицензии страшна для вуза. Вуз теряет не одну программу, он теряет сразу же направление подготовки, если мы не удовлетворили рамкам.

Готовность доработать контент, сервис под требования вуза — это очень важный момент <…>. [Важно] понимание такта планирования в вузе. Если вы не успели до марта, то следующий год вы потеряли, потому что такт планирования — это год, и всё это происходит в марте. У нас есть финансовые ограничения по стоимости услуг, потому что есть финансовая рамка, которая спущена сверху. Навряд ли вуз, тем более региональный, может позволить себе затратить больше.

Как подчеркнула Ларионова, у УрФУ были и неудавшиеся кейсы сотрудничества с EdTech-компаниями. И причины провалов были связаны как раз с рисками, которые она назвала: совместная программа не отвечала или нормативным, или финансовым рамкам вуза. Иногда неудача происходила из-за человеческого фактора — преподаватели вуза были нелояльны к сотрудничеству с EdTech или даже саботировали его, либо компания-партнёр перекладывала всю ответственность за совместную программу на вуз, либо в университете вовсе не было заказчика, готового внедрять и масштабировать такую программу.

Что мешает вузам внедрить зачёты микростепеней

Совместные программы вузов и EdTech-компаний или коммерческие цифровые сервисы, внедряемые в университетах, — одно направление сотрудничества онлайн-образования с традиционным высшим. Но возможна ещё ситуация, когда студенты вуза включают в свои образовательные траектории курсы внешних провайдеров. Правда, в России это пока нечастый случай. Проректор Университета ИТМО Дарья Козлова отметила, что этому есть и объективная причина — вузы не готовы засчитывать курсы, пройденные студентами на сторонних платформах, так как не могут быть уверены в качестве этого обучения. Но есть и субъективные причины.

Дарья Козлова

первый проректор Университета ИТМО


Где: на дискуссии «Микростепени: угроза или возможность для вузов»

— [Мешает то, что] университеты ужасно закрыты. Что значит: «Я не буду делать свою физику, а возьму её в Физтехе, где она, может быть, лучше»? Это же признание своей несостоятельности. Что, надо закрыть кафедру физики? <…> Российская система образования построена так, что студенты являются причастными жильцами одного университета. Нам нужно развивать мобильность студентов на уровне России, когда студент сможет брать любые модули в другом вузе, и для этого не нужны огромные договоры между университетами. Для этого нужна инициация со стороны студента, снизу, а не сверху. Мы пока эти тропинки для студентов не открыли и не сделали доступными. Это возможно только через сетевые договоры между вузами, что является длиннющей бюрократической процедурой, поэтому университеты остаются закрытыми.

Правовые и бюджетные ограничения считает основным препятствием для зачёта микростепеней и Александра Серова из Национального агентства развития квалификаций. Бюджетное финансирование бесплатного обучения в вузах устроено так, что вуз получает деньги на конкретного студента и, как правило, не готов ни с кем делиться ни этим студентом, ни этими деньгами. Более того, даже если университет готов зачесть как часть образовательной программы бакалавриата или магистратуры какую-то микростепень, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы, как именно были потрачены выделенные на эту программу бюджетные деньги.

Александра Серова

советник генерального директора Национального агентства развития квалификаций


Где: на дискуссии «Микростепени: угроза или возможность для вузов»

— Поэтому сейчас в основном развиваются те истории, где студент или работодатель за студента готовы платить. Это снимает достаточно много проблем. Если речь идёт о платных курсах, о платном получении степеней, ты можешь быть вольнослушателем, это никому не мешает. Вопрос возникнет, когда ты захочешь сертифицировать своё вольнослушание. Когда ты захочешь сдать итоговую работу, когда ты захочешь получить хоть какой-то документ о том, что ты это прослушал, ты получил этот опыт, ты захочешь зафиксировать этот опыт — возникнет вопрос оплаты. Сейчас у нас, к сожалению, это пока очень плохо решено. Это нормативное поле, которое надо вспахивать.

Как ситуацию может ухудшить госрегулирование

Как на взаимодействие EdTech-компаний и традиционного образования может повлиять государство? На школьном уровне, похоже, всё идёт к усилению контроля. Приняты громкие поправки в закон об образовании о верификации используемых в школах цифровых образовательных ресурсов. В этом же документе указано требование (оно вступит в силу с 2023 года) о том, что при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые предусматривают обработку персональных данных обучающихся, нужно использовать государственные информационные системы. Некоторые участники EdCrunch считают, что это требование сильно ограничит работу частного EdTech со школами.

Алексей Половинкин

генеральный директор «Цифриум»


Где: на дискуссии «Борьба с синдромом „изобретено не нами“: сотрудничество в области образовательных технологий»

— Если ты хочешь как-то играть как бизнес на рынке основного образования, у тебя остаётся [две возможности]. Первое — ты делаешь контент. Контент — это не EdTech, это просто контент, который как-то «нарезан» и не всегда эффективно управляется технологией, которая есть у государства. И второе — это когда всё-таки в твой сервис (опять же, если эта возможность будет оставлена) будет «проваливаться» пользователь через ГИС (государственную информационную систему, которая будет ещё одобрена), но ты не будешь обрабатывать его персданные, по крайней мере хранить. Возможно, у тебя будет какой-то IT-след для этого пользователя, чтобы, когда он в следующий раз к тебе пришёл, ты знал, в каком месте он находится. Но ты не сможешь ему апсейлить, потому что у тебя не будет никаких данных. Только на уровне продукта, опять же, если это разрешат.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована