EdTech
#Мнения

Тренды года для EdTech в сегменте ДПО: что было главным в 2023-м и чего ждать от 2024-го?

Представители индустрии рассказали, какие тенденции проявились в уходящем году и перейдут в 2024-й.

Кадр: фильм «Инферно» / Royal Oaks Entertainment

Как 2023 год отразился на EdTech-компаниях, работающих в сегменте дополнительного профобразования (ДПО), и каких трендов стоит ожидать от 2024-го — разумеется, если не возникнет новых чёрных лебедей? Мы узнали, что думают об этом:

  • Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox;
  • Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума»;
  • Марианна Снигирёва, СЕО образовательной платформы «Нетология»;
  • Валентина Куренкова, GR-директор образовательной платформы «Нетология»;
  • Павел Мосейкин, генеральный директор холдинга Ultimate Education;
  • Денис Гузеев, управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет».

Что будет со спросом на курсы по профессиям и навыкам

Все участники рынка EdTech прогнозируют его рост. По мнению Дмитрия Крутова, рынок увеличится на 15–20%, несмотря на то, что EdTech-компании столкнутся со сложностями с ключевой ставкой (это важно с точки зрения масштабирования, так как от этого зависят возможности рассрочек для клиентов).

«С одной стороны, этот рост может сдерживаться общим снижением покупательной способности. С другой стороны, EdTech продолжает привлекать новых студентов, поскольку люди осознают его важность как реального инструмента социальной мобильности для взрослых. Мы видим, что этот аспект становится всё более значимым — данная тенденция продолжится и в 202​​​4-м», — отметил Дмитрий.

В целом он полагает, что у образовательных компаний есть большой потенциал для дальнейшего роста, поскольку весь рынок ещё не охвачен и работа идёт с довольно узкой аудиторией. Расшириться она может, в частности, за счёт прироста сегмента старше 35 лет — благодаря принятию мысли о том, что в этом возрасте и старше можно освоить новую профессию, изменив свою жизнь и увеличив доход. Но главный потенциал для роста генеральный директор Skillbox видит прежде всего в ориентации на формальное образование — колледжи и вузы. По прогнозу Дмитрия Крутова, EdTech-бизнес будет заходить в этот сегмент. «Это касается не только высшего и среднего профессионального образования, но и расширения в дополнительном профессиональном образовании», — поясняет он.

Марианна Снигирёва тоже прогнозирует в 2024-м рост рынка в диапазоне 15–20%. Она объясняет: хотя потребность в подготовке диджитал-кадров остаётся, эффект пандемии, когда случился бум в сфере EdTech, закончился. В то же время CEO «Нетологии» отмечает, что о возможности обучиться онлайн в России знают уже почти все — по данным платформы, 99% жителей страны. При этом число тех, кто собирается пройти курсы, не растёт, а даже немного снижается. Причин для этого несколько — во-первых, часть аудитории уже реализовала планы по поводу обучения, а во-вторых, некоторые россияне всё ещё испытывают недоверие к онлайн-программам из-за собственного негативного опыта или плохих отзывов других студентов. Наконец, в текущем году произошло такое явление, как спад безработицы, и это снизило спрос на получение диджитал-профессии.

А Илья Курмышев связывает возможность роста спроса именно с дефицитом диджитал-специалистов:

«Мы скорее ожидаем роста спроса, поскольку по-прежнему наблюдается дефицит кадров в цифровой экономике. При этом классическое университетское образование сейчас не может быстро восполнить этот дефицит. Растущий спрос на рынке и перспективы работы в цифровых отраслях будут всё больше подталкивать к смене профессии, освоению новых навыков в области программирования, анализа данных, маркетинга и менеджмента, веб-дизайна. Во второй половине 2023 года мы уже увидели рост числа людей, готовых решиться на смену работы».

Павел Мосейкин также считает, что сегмент ДПО продолжит расти. При этом, по его мнению, рынок EdTech в целом, включая и дополнительное профобразование, достиг фазы зрелости. Поэтому на нём наблюдаются сезонные факторы. Третий и четвёртый кварталы уже традиционно являются одними из самых активных в EdTech и в частности в ДПО, говорит он, потому что ближе к осени люди задумываются об обучении, и спрос на продукты растёт по всем сегментам рынка. «Поэтому мы прогнозируем, что по итогам года сегмент ДПО сохранит лидерство по объёму выручки — по данным Smart Ranking, по итогам первых трёх кварталов года сегмент уже занимает лидерские позиции. Мы ожидаем, что по итогам 2023 года сегмент сохранит динамику роста, и он составит около 30%», — резюмирует Павел.

В холдинге Ultimate Education полагают, что положительная динамика в следующем году сохранится, потому что спрос на взрослое профессиональное образование стабилен. Это объясняется дефицитом кадров на рынке труда и интересом россиян к смене текущих профессий и повышению квалификации. В числе главных факторов возможного роста спроса Павел Мосейкин, как и Дмитрий Крутов, отмечает более широкое распространение концепции lifelong learning (обучения в течение всей жизни), а ещё — изменчивость рынка труда, с которой связана необходимость постоянно повышать квалификацию и даже менять профессию.

Кадр: фильм «Статус Брэда» / Sidney Kimmel Entertainment / Plan B Entertainment

В свою очередь, Денис Гузеев, хотя в целом и ожидает положительной динамики, обусловленной желанием людей адаптироваться к новой реальности, предупреждает, что в некоторых нишах рост может смениться стагнацией.

«Если смотреть на отдельные сегменты — например, такие как обучение программированию, — то не исключена и стагнация спроса, — говорит он. — Так, с апреля по июль 2023 года мы наблюдали снижение интереса аудитории к этому направлению, но с августа 2023 года спрос начал восстанавливаться и расти по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Причинами стагнации может выступать уход большого количества зарубежных работодателей с российского рынка и сокращение доли найма российскими работодателями начинающих специалистов».

Денис напоминает, что в то же время на рынке труда, в том числе в IT, по-прежнему наблюдается дефицит опытных кадров. Поэтому, по его мнению, драйвером роста может стать направление, связанное с повышением квалификации и дополнительного практико-ориентированного образования молодых специалистов.

Какие сложности сейчас есть на рынке ДПО

Дмитрий Крутов видит главную проблему рынка сейчас в том, что он ещё не прошёл инвестиционную продуктовую фазу.

«У нас есть большая аудитория и потенциал, но для внедрения технологических изменений нам необходимо достаточное финансирование. Технологические решения для будущего требуют значительных разработок, что предполагает крупные инвестиции, масштабные команды и сложные продукты», — поясняет он.

Дмитрий обращает внимание на то, что новые правила требуют от компаний быть прибыльными, чтобы иметь возможность поддерживать себя и развиваться, а с другой стороны, необходимо трансформировать продукт, чтобы увеличивать результативность студентов, перформанс в трудоустройстве и так далее. «Таким образом, на нас сейчас тройная нагрузка — развитие продукта, повышение прибыльности и рост», — резюмирует он.

Марианна Снигирёва, говоря о сложностях, обращает внимание прежде всего на проблему нежелания работодателей взращивать кадры:

«Сейчас в IT-сфере сложилась интересная ситуация. С одной стороны, открыто много вакансий, и специалистов на рынке не хватает. С другой — есть переизбыток соискателей. Причина дисбаланса в том, что компании хотят нанимать мидлов или сеньоров, а работу ищут в основном джуны. Но чтобы получить опыт, им нужен как минимум год реальной работы. Выход из этой ситуации — начать нанимать джунов. И я думаю, это вопрос времени».

Павел Мосейкин по этому поводу считает, что нужно выстроить эффективный диалог между образовательными компаниями и бизнесом — то есть работодателями. Это поможет найти оптимальные способы быстро и с минимальными затратами довести специалиста до необходимого уровня компетенций.

«Для того чтобы процесс взаимодействия был успешным, важно чтобы бизнес был готов вносить свой вклад в образовательный процесс: давал развёрнутую обратную связь о качестве подготовки студентов, чётко формулировал свои ожидания от молодых специалистов, принимал студентов на практику и стажировки с погружением в реальные бизнес-задачи, активно вовлекался в образовательные программы образовательных проектов и развивал сотрудничество в рамках работы карьерных центров», — полагает гендиректор Ultimate Education.

Денис Гузеев называет целый ряд причин, которые замедляют рост спроса на онлайн-курсы. Среди них как внешние, так и внутренние факторы. Среди внешних — стагнация спроса на IT-курсы, закредитованность аудитории, повышение ключевой ставки, которая влияет на стоимость кредитов и уровень одобрения кредитных продуктов для студентов. А среди внутренних — дефицит на EdTech-рынке кадров с подходящей экспертностью и сложность в найме командных игроков с предпринимательским мышлением. Он отметил дефицит на рынке квалифицированных специалистов по продуктовому маркетингу и опытных менеджеров.

CEO «Нетологии» тоже указывает на нехватку претендентов на позиции руководителей по развитию бизнеса и отдельных направлений, а также хороших менеджеров по продажам. А генеральный директор Skillbox, напротив, отмечает, что ситуация с кадрами улучшается. Он связывает это с тем, что всё больше людей понимают, что EdTech — прогрессивная и социально ответственная отрасль.

Какие тренды и задачи перейдут из 2023-го в 2024-й

Дмитрий Крутов назвал основной задачей на следующий год повышение эффективности — как коммерческой, так и продуктовой:

«Наша задача состоит в том, чтобы как можно более полно применять инструменты, которые помогут увеличивать „перформанс“ студентов. А именно: если человек хочет быстро найти новую работу, мы должны максимально эффективно использовать свои инструменты, чтобы это осуществить».

Дмитрий объяснил, что имеет в виду не только искусственный интеллект, скоринг и другие технологические решения, но и развитие возможностей коучинга, менторских форматов и комьюнити-менеджмента. Хотя интенсивная автоматизация процессов для повышения эффективности тоже очень важна, и в Skillbox ею занимаются. «Мы исследуем, как на нашем масштабе — а это сотни тысяч студентов — повышать эффективность операционных процессов: как увеличить скорость и качество проверки домашних заданий, как контролировать качество работы тысяч преподавателей, как организовывать группы обучения, как структурировать асинхронный и синхронный формат, как менять кривую сложности и так далее», — поясняет Дмитрий.

А Илья Курмышев прогнозирует, что большинство компаний из EdTech-индустрии, вероятнее всего, сосредоточится на задаче иметь не просто растущий, но ещё и прибыльный бизнес.

«При этом в фокусе останется развитие сегмента B2B и курсов повышения квалификации для практикующих специалистов — „Яндекс Практикум“ активно развивает это направление. Если говорить про маркетинговую стратегию, то будет расти фокус на лояльности и долгосрочных отношениях с пользователем. Аудитория всё меньше верит маркетинговым обещаниям и всё реже совершает импульсивные покупки, при этом лучше понимает, на что обращать внимание при выборе продукта на рынке онлайн-образования», — говорит он.

Павел Мосейкин тоже считает, что рынок будет смещаться с B2C на B2B и B2G, то есть развивать продукты для корпоративных клиентов и всё чаще сотрудничать с вузами, а в B2C он тоже отмечает смену потребительской модели. «Время импульсивных покупок прошло: студенты с каждым годом становятся более избирательными. Для формирования доверия стала важнее коммуникационная (брендовая) стратегия, а маркетинговая составляющая сдвигается на второй план. Прежде чем сделать свой выбор, люди внимательно изучают, насколько образовательная компания узнаваема и уважаема в профессиональном сообществе, изучают отзывы, кейсы и так далее», — поясняет он. Кроме того, Павел называет такие тенденции, которые, по его мнению, будут развиваться на EdTech-рынке ДПО и дальше:

  • Адаптация прежних и применение новых технологий и подходов. Инструменты, которые работали два-три года назад, уже неэффективны, считает директор Ultimate Education, поэтому компаниям нужно постоянно дополнять и адаптировать свои методологические и образовательные подходы.
  • Акцент на качество. На рынке наблюдается значительный сдвиг от роста, обусловленного количеством, к росту, обусловленному качеством. Это значит, что EdTech-компании всё больше фокусируются на разработке персонализированных, эффективных образовательных решений.

«На перенасыщенном рынке недостаточно создать качественный продукт, важно формировать пространство вокруг своего бренда, объединять людей с общими интересами в единое сообщество и формировать лояльность к бренду. Поэтому мы уверены, что будущее EdTech за нишевыми проектами, которые глубоко интегрированы в индустрию, меняют её изнутри, формируют сильные отраслевые сообщества, привлекают лучших экспертов с рынка и формируют образовательные программы исходя из реального запроса рынка», — резюмирует генеральный директор холдинга Ultimate Education.

Помимо этого, важнейшими задачами для EdTech-компаний он считает расширение присутствия в регионах, адаптацию продуктов под требования рынка и активное взаимодействие с бизнесом, которое необходимо для построения практико-ориентированного образования.

Денис Гузеев, тоже отметив тренд развития B2B-сегмента, другими важными трендами назвал внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс и усиление GR-направления.

Некоторые события, произошедшие в 2023-м, сильно повлияют на 2024-й

Мы спросили представителей рынка EdTech, на какие события уходящего года они обратили внимание как на сигналы о возможных будущих переменах и новых трендах, которые могут получить развитие на EdTech-рынке в следующем году.

Генеральный директор Skillbox отметил создание площадок для диалога между формальными институциями, бизнесом и государством. Он считает, что в 2024-м эта тенденция сохранится, прогнозируя возникновение новых площадок для обмена идеями и решениями, и подчёркивает: «Всем понятно, в том числе и государству, что частные компании могут давать очень сильный результат».

Кадр: фильм «Отставной» / Faliro House Productions / Greek Film Centre

Павел Мосейкин важным событием назвал создание Ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО), которая объединила ведущих участников EdTech-индустрии.

А Денис Гузеев напомнил о прозвучавшей в июне идее ввести сертификацию для онлайн-курсов.

«Сама инициатива призвана решить общеизвестные проблемы, существующие в онлайн-образовании, но как она будет реализована — большой вопрос. На данный момент главной загвоздкой инициативы являются критерии, по которым будет оцениваться качество онлайн-курсов, также не понятен сам процесс оценки. Если курс не соответствует предполагаемым новым стандартам, но даёт результат на выходе для студента (например, трудоустройство и освоение студентом заявленных школой навыков), будет ли это считаться плохим курсом?» — комментирует он.

GR-директор образовательной платформы «Нетология» Валентина Куренкова перечислила сразу несколько значимых событий 2023 года, которые могут повлиять на рынок в следующем году:

  • Возбуждение скандального дела о мошенничестве против Аяза Шабутдинова. Государству потребуется усилить контроль за выдачей образовательных лицензий и содержанием договоров, считает Валентина. Поэтому появилась необходимость чётко разделить понятия «обучение» и «информационно-консультационные услуги». А задача созданной в 2023 году ассоциации РАЦИО — как раз в том, чтобы предложить формулировки для последующих нормативных актов.

«Законопроекты, которые позволят студентам возвращать деньги за онлайн-курсы, не решают проблемы вокруг понятия „качество услуг“. Если слушатель в любой момент сможет отказаться от обучения и при этом вернуть всю уплаченную сумму, он потеряет стимул к обучению. Ведь при нежелании учиться или неспособности сдать итоговый экзамен можно будет заявить о некачественности оказываемых услуг и потребовать полного возврата средств, — рассуждает Валентина Куренкова. — Компаниям же придётся стараться угодить слушателю, чтобы избежать этой ситуации. Такие изменения приведут только к снижению уровня образования и выпуску неквалифицированных специалистов. А это противоречит государственной политике в отрасли».

  • Усиление контроля за рекламой. Валентина обратила внимание на то, что изменения в законе о рекламе стали появляться всё чаще: они коснулись маркировки, содержания и языка рекламных материалов. Основная цель — повысить прозрачность. То есть, видя какую-то информацию, человек должен осознавать, что это реклама, и понимать все её условия. Это, очевидно, затрагивает и сферу образования, подчёркивает GR-директор образовательной платформы «Нетология».
  • Ужесточение контроля за сбором персональных данных. Согласно законопроекту, который недавно внесли в Госдуму, компании, имеющие возможность собирать персональные данные, могут столкнуться с усиленным контролем и угрозой штрафов за их утечку и нецелевое использование. Государство может перенести работу с персональными данными на государственные платформы, а внешние организации обязать получать к ним ограниченный доступ для конкретных целей. Так что сейчас компаниям необходимо тщательнее следить за изменениями в этой сфере.
  • Сфокусированность государства на среднем профессиональном образовании. Появление онлайн-программ среднего профобразования, обновление профстандартов, усиление курса на занятость, стабильное финансирование федерального проекта «Профессионалитет» — всё это, по мнению Валентины, подтверждает, что внимание государства к СПО усиливается.

Использование технологий искусственного интеллекта в образовании тоже будет зарегулировано, прогнозирует Валентина Куренкова:

«Существует два сценария. В одном применение ИИ-технологий будет строго ограничено: это коснётся создания и использования образовательных продуктов, а может затронуть и системы генерации изображений и даже чат-боты. В другом сценарии ИИ будет спокойно существовать на рынке образования, его применение превратится в обыденность и со временем станет неотъемлемой частью обучения».

Иными словами, главные по значимости события так или иначе связаны с усилением контроля со стороны государства и его непосредственным участием в сфере образования.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована