Образование
#истории

Опыт: как создать образовательный проект, аналогов которому нет на рынке

История Soft Skills Law Academy — центра обучения юристов софт-скиллам, — рассказанная её основательницей.

Soft Skills Law Academy

Суть проекта

Объединение юриспруденции, психологии и бизнеса для обучения юристов гибким навыкам.


Год запуска

2018


Какое обучение проводит

Онлайн- и офлайн-тренинги для юристов.


Основательница

Анна Сорокина


Ссылки


В 2018 году Анна Сорокина, юрист с большим опытом в международном консалтинге, решила создать собственную образовательную площадку, чтобы помогать юристам развивать гибкие навыки — например, эффективное мышление, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, навык ведения переговоров, навык публичных выступлений и так далее.

Само по себе направление тренингов по софт-скиллам в то время не было новым, но проектов, специализированных именно для юридической аудитории, на рынке не существовало. Ясности, как такой образовательный продукт воспримут сами юристы, у Анны не было, но она рискнула. И не прогадала: всего за три года Академия выросла в большой проект, который плотно сотрудничает с ведущими вузами, а его основательница стала самым известным экспертом по софт-скиллам среди юридической аудитории.

Skillbox Media попросил Анну поделиться историей появления и развития своей Soft Skills Law Academy. Возможно, это придаст вам решимости, если вы тоже задумываетесь о создании собственного образовательного проекта в специализированном сегменте.

Как поиск себя помог разглядеть незанятую нишу на рынке

Юридической профессии я посвятила 14 лет своей жизни: сначала работала корпоративным юристом, а затем ушла в международный юридический консалтинг.

Где-то в 2011–2012 годах я почувствовала, что близка к профессиональному выгоранию. Несмотря на то, что я занималась крупными международными сделками, мне стало скучно: хотелось какого-то драйва и энергии. Моя работа превратилась в день сурка: всё время одно и то же.

Я стала искать себя и разбираться, чем же на самом деле хочу заниматься. Походила на различные курсы по фотографии и дизайну, но поняла, что это не моё. Вспомнила, что мне в студенческие времена нравилась психология — я зачитывалась Фрейдом, Карнеги и Берном.

«Вот же оно, я всегда хотела быть психологом!» — с такими мыслями я пошла получать второе высшее образование по психологии. Оно было заочным, и через год стало ясно, что это «ни о чём» — вряд ли получится после такого формата учёбы начать по-настоящему работать по специальности.

Параллельно я пошла на годовую программу по коучингу. Это разделило мою жизнь на «до» и «после» — у меня изменился подход к жизни, людям, себе и своей профессиональной самореализации. После коучинга была годовая программа по бизнес-тренерству. Именно после неё я поняла, что преподавание гибких навыков — это моё, и именно это принесёт максимальную ценность юридическому сообществу, так как существует множество метанавыков, которые очень важны для юристов, — начиная от эмоционального интеллекта и эффективной коммуникации на переговорах и заканчивая нетворкингом и лидерскими качествами, — но их не учат этому в вузах.

Первые шаги в качестве бизнес-тренера

Во время всей этой учёбы я продолжала работать в международной юридической фирме. И, став сертифицированным бизнес-тренером, я пришла к своему руководству с предложением заняться таким направлением, как тренинги и семинары для юристов. Они согласились, что идея классная. Но надо было ориентироваться на политику штаб-квартиры компании в Германии, а там такого опыта не было, поэтому реализовывать мою идею в России начальство не решилось. В качестве альтернативы мне предложили проводить внутренние тренинги для наших же юристов — то есть для моих коллег. Но после пары таких занятий я поняла, что мне тесно: нужно расширять аудиторию, а в тех условиях учить юристов из других конкурирующих консалтинговых компаний было бы не совсем правильно. Так настал момент, когда я поняла, что надо выходить в открытое плавание и прощаться с консалтингом.

Выбор образовательного продукта

На всех программах, где я училась, мне не всегда подходило содержание, потому что тренеры были очень далеки от юридической практики. Преподавали там бывшие журналисты, социологи — кто угодно, только не юристы.

Так я на собственном опыте пришла к пониманию, что не хватает обучения гибким навыкам, адаптированного именно для юристов: у юристов есть специфика и в публичных выступлениях (в суде, например), и во взаимодействии с доверителями, создании своего профессионального бренда и сети деловых контактов, управлении юридическими командами.

При этом работа юриста — одна из тех сфер деятельности, где развитые софт-скиллы критически важны, и многим их не хватает. Можно блестяще разбираться в судебной практике, уметь строить сложные юридические схемы и стратегии, но если не удаётся наладить хороший контакт с доверителями, коллегами или руководством, то достигнуть успеха в профессии будет крайне сложно. Конечно, есть и такие юристы, которые по характеру работы вообще не взаимодействуют с людьми, а занимаются только работой с документами, анализируют практику. Но на самом деле, даже если юрист только составляет исковые заявления, а в суде потом не выступает, ему всё равно важно знать теорию аргументации и владеть основами юридического письма — это тоже софт-скиллы. К тому же такие юристы должны понимать, что их первыми вытеснят роботы и автоматизация. Останется как раз творческая составляющая, с которой машины не справляются, и чисто человеческая — ведь юрист для своего доверителя в каком-то смысле ещё и немного психолог: ему рассказывают о своих переживаниях, ждут от него поддержки, уверенности в том, что всё будет хорошо. Так что за гибкими навыками будущее.

В общем, я стала искать, существуют ли центры, которые обучают софт-скиллам именно юристов, но не нашла таких. Равно как и специалистов, которые этим занимались бы. Я поняла, что, видимо, именно мне и предстоит стать таким специалистом.

Как создавалась Академия Soft Skills

Вариант стать просто частным тренером или открыть «школу одного преподавателя», то есть имени самой себя, мне не нравился. С самого начала мне хотелось создать площадку, которая соберёт самых разных экспертов по ораторскому мастерству, тайм-менеджменту, переговорам и прочим важным навыкам.

Сбор команды

Начав поиск преподавателей, я столкнулась с тем, что на рынке мало профессионалов, чья работа мне нравится, и тех, кто хорошо умеет общаться с аудиторией, выстраивать контакт с ней. А тех, кто работает или хотя бы готов работать с юристами, — вообще единицы, потому что для этого надо понимать специфику юридической практики. Ведь участникам тренинга хочется обсудить во время обучения свои реальные кейсы — например, сложные переговоры, коммуникацию со сложными судьями или с разными типами доверителей.

Словом, найти настоящих профессионалов очень сложно. А профессионалов и при этом энтузиастов — сложно вдвойне. Ведь невозможно на старте обещать преподавателю стабильную зарплату, потому что поначалу непонятно, сколько человек запишется на курс — два, три, десять или двадцать. Сначала можно договариваться только о работе за долю прибыли, но не все преподаватели готовы на такие условия. Здорово, если есть какое-то сообщество единомышленников, где можно найти будущих коллег в свой проект, чтобы развивать дело вместе.

Я быстро поняла, что самая большая проблема любой школы — преподавательский состав. Долго искала коллег: с кем-то срабатывалась, с кем-то нет. В итоге я приняла решение обучать преподавателей сама, тем самым создавая с нуля новое сообщество преподавателей по софт-скиллам, чтобы мы вместе транслировали студентам единую миссию и ценности проекта SSLA.

Административной команды у меня не было и нет, кроме одной личной помощницы. Большинство задач я выполняю сама. Если нужно что-то дополнительно — привлекаю фрилансеров.

Первые мероприятия и сарафанное радио

Первыми участниками тренингов стали «свои». Поскольку я училась в МГУ и работала в международном консалтинге, у меня сложился большой круг общения среди юристов. Поэтому, узнавая, что я открыла проект по обучению софт-скиллам, они обращались ко мне. Кто-то приходил на тренинги, потому что хотел просто поддержать, а кто-то пользовался случаем, чтобы обучить свою команду, приглашая меня к себе с корпоративным тренингом. После первых занятий заработало сарафанное радио: несмотря на широкую географию, юридический рынок узкий — все друг друга знают. Юристы из разных регионов общаются между собой, и отзывы о моей работе быстро стали распространяться.

Через год после открытия Академия провела совместные форумы «Будь больше, чем юрист» с 4LEGAL и Litigation Skills с «Право.ру».

Мы начинали с нескольких корпоративных тренингов в месяц, а уже через год их количество выросло в несколько раз. Первые наши обучающие мероприятия длились либо один полный день, либо по два вечера. Мы экспериментировали, пытались понять, как удобнее всего организовывать обучение. Довольно скоро стало ясно, что универсального подхода не бывает и придётся подстраиваться под запросы заказчиков (юридических фирм).

Рекламы у нас нет. Только в начале мы запустили таргетинг в Facebook*, и всё. Одно время я пыталась сотрудничать с юридическими маркетологами, но у нас не складывалось: мы не совпадали по ценностям. Я — про искренность, психологию, чувства, а в маркетинге много алгоритмов: делай раз, делай два, делай три. Мне это претит.

Новый этап: как началось сотрудничество с вузами

Постепенно у Академии развился большой блок по работе с вузами. Первый наш университетский курс по софт-скиллам стартовал в Институте бизнес-права (МГЮА) уже через несколько месяцев существования нашего проекта — осенью 2018 года. Тогда директором этого института был Дмитрий Гриц, очень продвинутый в понимании значения гибких навыков. Недавно мы в соавторстве с ним написали книгу «Навыки современного юриста: soft skills, повышающие эффективность и качество жизни», а три года назад он поддержал мою идею сделать такую обучающую программу для студентов, несмотря на то, что МГЮА — достаточно консервативный вуз. На первом наборе этот курс посещали 150 человек — большая поточная аудитория заполнялась полностью, хотя занятия проходили утром по субботам.

В феврале 2019 года меня пригласили провести аналогичный курс на факультете права НИУ ВШЭ, но там я работала уже не со всем потоком студентов, а с группой самых мотивированных ребят (на курс сделали отбор). У меня остались очень приятные воспоминания о том времени, мы до сих пор дружим и общаемся с некоторыми тогдашними студентами. Для меня важно, что я не теряю контакта со многими выпускниками.

Позднее из-за кадровых изменений в МГЮА, моего ухода оттуда и пандемии курс для студентов перешёл в онлайн — я решила, что не стану делать его только в каком-то одном вузе, пусть у как можно большего числа студентов будет возможность развивать свои навыки в нашей Академии. Мне нравится идея обширной географии, когда в одной онлайн-группе собираются представители разных вузов и даже разных стран СНГ.

Я люблю работать со студентами — они очень открыты новому. Мы учим их практически за символическую плату — 1 000 рублей за доступ к нашим видеолекциям на платформе «Универсариум». Все наши преподаватели из разных вузов России работают на курсе для студентов бесплатно, материалы доступны для всех желающих.

В какой-то момент я подумала: почему бы не учить ещё и преподавателей вузов, чтобы они потом сами обучали студентов по нашей методике? Так появилось второе наше направление, связанное с высшим образованием. Летом 2020 года обучение у нас прошли 34 преподавателя из России и Белоруссии. С выпускниками именно этого набора мы вместе теперь ведём курс для студентов.

Пандемия, трансформация и новое направление

Если бы кто-то года два назад спросил меня, можно ли мой курс проводить онлайн, то я бы категорично ответила: нет, это невозможно. Но очные занятия отменили в тот момент, когда у нас шёл курс в Институте бизнес-права (МГЮА). Я сначала подумала — ну, посидим недельку-две, потом продолжим. Через три недели стало понятно, что режим самоизоляции закончится не скоро, и я предложила студентам переходить в онлайн.

Предложить-то я предложила, но с моей стороны это был шаг в неизвестность. До этого я никогда не работала в Zoom, не проводила занятия онлайн и вообще не имела представления, как это можно делать. И вот мне пришлось срочно переформатировать всё из очного формата в онлайн. Я восприняла это как челлендж — мне было интересно.

Довольно быстро я убедилась, что задача вполне реальная и проводить занятия онлайн удобно: и обсуждения, и брейнсторминги, и другие групповые занятия.

Сейчас мы с преподавателями запустили уже второй онлайн-курс и ввели цифровую рабочую тетрадь для студентов, чтобы отслеживать личностный рост. Желающие могут выкладывать результаты на Google-диск, а я комментирую, даю рекомендации. В очных занятиях у меня такой возможности не было.

Из очных форматов у нас сейчас сохранились корпоративные тренинги. А ещё появилось новое направление — обучение медиации. Оно стало для меня приоритетным начиная с января 2021 года, когда я стала руководителем Центра медиации при РСПП. Медиация очень тесно связана с гибкими навыками. Эти занятия тоже проходят очно.

Итого к концу третьего года развития проекта у нас есть три крупных направления: корпоративные тренинги по развитию гибких навыков, работа со студентами и преподавателями в вузах, а также обучение медиации.

Честно скажу: на старте я и представить себе не могла, что всё будет так быстро развиваться, что меня так поддержат коллеги-юристы, причастные к высшему образованию, и мы запустим курсы для студентов в ведущих вузах страны, организуем форумы уже в первый год существования проекта. Я планировала создать просто площадку для тренингов, где стану преподавать с несколькими коллегами, но, видимо, угадала большую потребность юристов, которой на тот момент никто не занимался.

Так что по своему опыту могу сказать: если хотите начать свой образовательный проект, главное — иметь смелость пробовать и делать шаг в неизвестность. Можно начать с малого, не замахиваться сразу на что-то глобальное. Проведите мини-исследование — есть ли спрос на вашу тему, кто ваши конкуренты, какой продукт может быть максимально ценным и полезным для вашей целевой аудитории? Сделайте MVP — например, проведите один пробный тренинг. Это поможет вам разобраться в том, какой образовательный продукт вы хотите делать и для кого, как его воспринимает потенциальная целевая аудитория. Образовательного контента сейчас много, но качественного — мало. Я желаю всем смелости, удачи в создании и реализации крутых образовательных продуктов и сильной команды рядом!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована