Образование
#статьи

7 фактов о том, как прошла приёмная кампания в вузах в 2023-м

Полные данные о зачисленных первокурсниках будут доступны нескоро, но уже можно оценить ряд особенностей приёма этого года.

Иллюстрация: Tõnu Mauring / Wikimedia Commons / freepik / Wirestock / mamewmy / Freepik / Bastien-nvs / Studio Media / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Российские вузы завершили приём новых студентов. Обобщённых официальных данных о том, как прошла приёмная кампания, пока мало. В этой статье мы собрали факты об отдельных особенностях приёма, которые оказались важны для абитуриентов и вузов в этом году.

Второй волны зачисления по-прежнему не хватает

В прошлом сентябре Минобрнауки внесло серьёзные изменения в порядок приёма в вузы, а в марте 2023-го добавило уточняющие поправки. Вот чем приёмная кампания 2023 года отличалась от предыдущих:

  • Абитуриенты могли подавать заявления максимум в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом (раньше можно было участвовать в конкурсе на десять направлений, хотя вузы всё же могли уменьшать это число и ведущие университеты такие ограничения устанавливали).
  • Вузы были обязаны выделить бюджетные места для поступающих по трём квотам: целевой, особой (для детей с инвалидностью, сирот и других льготных категорий) и отдельной (для военнослужащих и детей военнослужащих; её в порядке приёма закрепили впервые). Квоты можно было совместить, если бюджетных мест для выделения всех трёх не хватало.
  • В заявлении на поступление требовалось указать приоритетные для зачисления направления и программы, а также филиалы вуза, формы обучения и квоты (если поступающий участвовал в нескольких конкурсах — например, одновременно в головной вуз и в филиал, на очное и на заочное обучение). Подробнее об этом — здесь.
  • Отменили согласие на зачисление — достаточно было подать оригинал документа об образовании в выбранный вуз.

Третий год подряд приём на бюджетные места по основному конкурсу (то есть после зачисления поступающих по квотам, а также без вступительных испытаний победителей олимпиад) проходил в одну волну. Значит, по идее, к 9 августа вузы должны были заполнить все бюджетные места. В прошлом году таким порядком поступления в одну волну остались недовольны и абитуриенты, у которых исчез шанс пройти на бюджетное место во второй волне, если не повезло с первой, и сами вузы.

В 2023-м, несмотря на введение сложной системы приоритетов, неопределённость в приёмной кампании сохранилась. Дело в том, что расставленные приоритеты можно было менять до последнего момента — то есть даже накануне публикации приказов о зачислении было непонятно, кто останется в конкурсных списках, а кто уйдёт на другую программу или в другой вуз. Оценить свои шансы на поступление, как и раньше, было крайне непросто.

Фото: Vlada Karpovich / Pexels

Это заметили, в частности, представители сервиса «Вузопедия». Сервис агрегирует информацию с сайтов вузов и на этой основе создаёт различные подсервисы для абитуриентов — например, систему отслеживания их позиций в конкурсных списках разных вузов. Чтобы система показывала поступающим, на какие программы выше шанс поступить, зачисление моделируют с учётом поданных оригиналов аттестатов, конкурсных баллов, системы приоритетов и других факторов. Как в «Вузопедии» сообщили Skillbox Media, в 2023-м на процесс моделирования ушло в несколько раз больше времени, чем в прошлые годы.

«Было много путаницы — люди не понимали, куда конкретно проходят, а куда нет. С учётом того, что сайты вузов очень часто не показывали нужной информации абитуриентам, выбирать место для подачи оригиналов было проблематично», — отметили представители «Вузопедии».

В прошлом году приём в одну волну увеличил спрос на программы региональных вузов, и для них это было хорошо — как показал потом Мониторинг качества приёма в вузы, который ведёт ВШЭ, средний балл в региональных вузах стал чуть выше, а вот в университетах Москвы и Санкт-Петербурга — ниже. Это значит, что многие абитуриенты с высокими баллами пошли в региональные вузы, а не в столичные.

Почему же? Они сразу выбрали «синицу в руке», то есть вузы и программы, куда с высокой вероятностью получалось пройти по баллам в одну волну. Потому что второго шанса теперь не было — раньше можно было в первую волну попытать удачи в конкурсе на бюджетные места в престижных столичных университетах, а потом, если не получилось, во вторую волну идти в региональные вузы попроще. Когда вторую волну убрали, пытать удачи в столичных вузах стало рискованнее — если не повезёт, останешься без места. Правда, у вузов есть возможность объявить донабор или дополнительное зачисление, если после единственной волны остались свободные места. Фактически это тоже вторая волна, но только не обязательная, а ситуативная — абитуриенты не могут знать заранее, случится в конкретном вузе донабор или нет.

В 2023-м зачисление в одну волну, похоже, стало для некоторых вузов в регионах проблемой, а не хорошим решением. Как раз из-за донабора. По словам ответственного секретаря приёмной комиссии Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Дмитрия Колмогорова, уже зачисленные абитуриенты забирали документы, если более интересный для них столичный вуз открывал донабор на бюджетные места. Поэтому представители томских университетов, как они рассказали на пресс-конференции об итогах приёмной кампании, рассчитывают на возвращение в порядок приёма полноценной второй волны.

Квот на поступление стало больше, и не все удалось заполнить

Самая большая из квот на поступление — целевая. Например, на медицинских специальностях на целевое обучение выделяется свыше 70% бюджетных мест, на педагогических направлениях — по 30%. Велика доля целевиков и в приёме на некоторые инженерно-технические и аграрные направления.

В ряде регионов в эту приёмную кампанию вузы сообщили, что не смогли заполнить целевую квоту. Такая ситуация сложилась сразу в нескольких вузах Перми: в политехническом университете набрали целевиков менее чем на 50% выделенных по квоте мест, в педагогическом — на 74%, в медицинском — на 70%. Наибольший недобор целевиков среди пермских вузов отметили в аграрно-технологическом университете — там заняты оказались всего 13% мест.

В случае незаполнения квоты выделенные для неё места просто возвращаются в общий конкурс. Но, как в комментарии для «Известий» отметил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов, проблема в том, что чаще всего программы с большой долей целевых мест— это сложные специальности, для поступления на которые требуются результаты ЕГЭ по естественно-научным предметам. Набрать людей на них сложно, потому что выбирает эти предметы не так много выпускников школ, а передача мест из целевого в общий конкурс проблему не решает.

Поясним проще: абитуриент с нужным набором сложных предметов ЕГЭ — и так-то «редкий зверь», а абитуриент с таким набором, да ещё и с договором о целевом обучении, который он смог где-то получить, — ещё более редкий. Целевых мест выделили, похоже, больше, чем есть таких абитуриентов.

Кстати, со следующего года начнёт действовать реформа целевого обучения. Среди ключевых изменений — заказчики, которые хотят в будущем принять на работу подготовленного по квоте специалиста, должны будут размещать заявки на портале «Работа в России». Возможно, благодаря открытости информации о том, с какими организациями можно заключить договор о целевом обучении, абитуриентов, желающих занять целевое место, станет больше — просто потому, что заключить такой договор можно будет, условно говоря, «с улицы», а не только с помощью личных связей.

Отдельную квоту, по подсчётам различных изданий, которые привёл телеграм-канал «Научно-образовательная политика», тоже удалось заполнить лишь частично — в среднем по стране примерно на 16%. В докладе на правительственном совещании вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что вузы зачислили по этой квоте около 8,5 тысяч человек. Это меньше, чем выделенные для зачисления военнослужащих и их детей 10% всех бюджетных мест, то есть можно сделать вывод, что большая часть мест из отдельной квоты вернулась в общий конкурс. При этом, по словам Чернышенко, некоторые учебные заведения квоту на своих программах заполнили полностью и даже приняли абитуриентов из этой категории, кому не хватило выделенных мест, на обучение за счёт вуза.

За сильных абитуриентов боролись деньгами и, возможно, с помощью чёрного пиара

О том, что заполнить бюджетные места по инженерно-техническим и другим сложным направлениям будет трудно, было известно заранее — и по опыту прошлого года, и по традиционно небольшому числу сдававших ЕГЭ по физике, химии и биологии в этом году. Поэтому многие вузы сфокусировались на таких специальностях при подготовке к своей приёмной кампании.

Были и креативные решения: например, томские ТГУ, ТПУ, СибГМУ и ТУСУР запустили для привлечения абитуриентов игру на Roblox. В ИТМО сняли трейлер вымышленного фильма в стиле Уэса Андерсона. Но запомнится приёмная кампания — 2023 другими методами борьбы за аудиторию.

Например, телеграм-канал «Кипящий МИФИ» опубликовал несколько историй о том, что с абитуриентами этого вуза связывались некие «советчики». Они представлялись сотрудниками приёмных комиссий или студентами других московских технических университетов и всячески критиковали МИФИ, призывая абитуриентов забрать оттуда документы. Впрочем, публичных сообщений о такого рода очернении конкурентов появилось немного.

Ещё одна особенность привлечения абитуриентов в региональные вузы в этом году — обещания дополнительных стипендий и других выплат. Такие новости появились во многих регионах России. Выпускникам школ и колледжей Самарской области, поступившим в местные вузы, выплачивают повышенные стипендии, и эта практика работает уже третий год, как сообщила «Российская газета». Похожие идеи, по данным издания, реализовали в Омской, Свердловской и Пермской областях, а также в Ярославле, в Казанском федеральном и в Костромском государственном университетах.

В некоторых регионах пообещали дополнительно поддержать выпускников с высокими баллами ЕГЭ и медалистов, если они поступят в вузы родных городов, в других стипендии повысили студентам только приоритетных специальностей. В одном из томских университетов сотрудникам якобы пообещали премии за привлечённых абитуриентов. Кроме того, вузы Томска намеревались оплатить обучение студентам, которым не хватит бюджетных мест на приоритетных направлениях подготовки (в итоге делать этого не пришлось — видимо, конкурс оказался не так велик). Словом, по всей стране местные власти и вузы старались сделать всё, чтобы лучшие выпускники школ не уехали в столичные университеты.

Фото: Pixabay / Pexels

Об «охоте на абитуриентов» высказался колумнист казанского издания «Бизнес Online», заведующий кафедрой в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева Алексей Лопатин. По его словам, вузы «только что на ушах не стоят», пытаясь привлечь будущих студентов — при этом знания поступающих, как и их готовность осваивать выбранные специальности и направления подготовки, имеют мало значения.

Дело, по мнению Лопатина, в избытке бюджетных мест на некоторых программах. Если их не заполнить, это ударит по репутации университета — и в следующем году учредитель (для большинства вузов это Минобрнауки) уменьшит контрольные цифры приёма. А финансирование из федерального бюджета вузы получают по числу студентов, которые за счёт этого бюджета учатся. Вот и получается, что для выживания нужно принять бюджетников на все доступные места, а потом ни в коем случае их не отчислять. Выходит, если под какое-то направление подготовки выделено слишком много бюджетных мест — крутись как хочешь, но заполни их.

Как напоминал в июле 2023-го министр науки и высшего образования Валерий Фальков, закрытие выделенных бюджетных мест — показатель способности ректора «спланировать и организовать работу». Если места закрыть не удалось, значит, ректор работал плохо и на следующий год вузу нужно дать меньше бюджетных мест. Поэтому недобора не хочет ни один вуз.

В тематических телеграм-каналах и других сообществах летом много обсуждали эту ситуацию со ссылкой, например, на ректора Ивановского государственного университета Алексея Малыгина, который в интервью заявил: «Заполним все бюджетные места, а с качеством студентов будем разбираться позже». Комментаторы отмечали, что студенты с низкими баллами ЕГЭ — в диапазоне 130–200 (в сумме по трём предметам) — просто не смогут освоить программы, на которые поступили.

Дополнительный набор пришлось организовать во многих вузах

Несмотря на все усилия, приложенные к привлечению абитуриентов, недобора избежать не удалось. 

Известно, что год назад вакантными оставались лишь 2,8% бюджетных мест — на них тогда объявляли дополнительное зачисление (для тех абитуриентов, кто уже был в конкурсных списках) и дополнительный приём (то есть принимали новые заявления на поступление).

В приёмную кампанию 2023 года появились отдельные свидетельства о том, что к 9 августа были закрыты не все бюджетные места даже в университетах Москвы и Санкт-Петербурга. Так, данные с сайтов вузов, а также от сотрудников университетов собирает агрегатор «Вузопедия». По информации этого сайта (она представлен в разделе «Витрина вузов»), в течение августа почти 200 вузов открывали дополнительный набор в том или ином варианте. Правда, далеко не все данные подтверждены ссылками на сайты самих учебных заведений.

Фото: Philippe Bout / Unsplash

Издание «Московский комсомолец» обнаружило объявления о допнаборе у таких учебных заведений, как московские МИРЭА, МЭИ, СТАНКИН, МАДИ и ГИТИС, петербургские медицинские университеты имени И. И. Мечникова и имени И. П. Павлова (хотя на бюджет в них, как сообщал «Интерфакс», был конкурс с десятками заявлений на место), а также у вузов Ижевска, Мурманска, Северодвинска.

Судя по отдельным объявлениям, с недобором столкнулись многие региональные вузы. Например, ректор Челябинского государственного университета Сергей Таскаев заявил, что другие вузы города (но не ЧелГУ, как он заверил) не смогли заполнить сотни бюджетных мест по инженерно-техническим направлениям.

Минобрнауки сообщило о проблемах с заполнением бюджетных мест лишь в середине сентября. По данным из телеграм-канала ведомства, 15 сентября (то есть уже после дополнительного набора) оставались незаполненными 1660 мест, или 0,4% от общего числа. При этом в министерстве выразили уверенность, что все бюджетные места будут вскоре заполнены за счёт набора на программы магистратуры, аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Суперсервис работал нормально

Но есть и хорошие новости: в этом году не было заметных проблем с дистанционной подачей документов на поступление через «Госуслуги».

Напомним, в прошлом году суперсервис «Поступление в вуз онлайн» был ещё не вполне готов к эксплуатации. Например, из-за задержек в передаче данных из него в вузы конкурсные списки абитуриентов не получалось вовремя обновить.

С тех пор систему доработали, и во время приёмной кампании 2023 года о масштабных сбоях не сообщалось. Как заявило Минцифры, через «Госуслуги» подали более 2,2 миллиона заявлений на поступление (а общее число заявлений составило 2,8 миллиона). Всего в приёмной кампании участвовало около миллиона абитуриентов, и 600 тысяч из них воспользовались суперсервисом. По данным Минцифры, это в два раза больше, чем год назад.

Со стороны вузов явной критики этой цифровой системы в этом году тоже не было. Например, ректоры НИУ ВШЭ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МАИ и МПГУ на пресс-конференции в ТАСС рассказали, что суперсервис работал в целом хорошо, были только сложности с нетипичными кейсами — например, при учёте индивидуальных достижений.

Есть нюанс: со следующего года, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, суперсервис останется единственной формой дистанционной подачи документов. То есть отправить заявление о поступлении через личный кабинет на сайте самого вуза (до сих пор была и такая опция) будет нельзя. Но официально это решение ещё не утверждено. На той же пресс-конференции в ТАСС ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов призвал как можно скорее его обнародовать «в юридически значимой форме» — если с этим тянуть до следующего лета, то вузам будет очень непросто быстро перевести процесс приёма в новый формат.

Больше всего заявлений абитуриенты подали на самые массовые направления

Проанализировать, какие программы и в каких вузах привлекли выпускников школ с самыми высокими баллами ЕГЭ, в масштабах всей страны можно будет ещё нескоро — такие данные агрегирует, например, НИУ ВШЭ в рамках мониторинга качества приёма.

Пока доступны только оценки популярности различных направлений подготовки по числу поданных на них заявлений. Учитывая, что каждый абитуриент мог участвовать в конкурсе по пяти программам в пяти вузах, то есть подать сразу несколько заявлений, такие подсчёты не вполне отражают реальные интересы и намерения поступивших. Но других данных пока нет.

Фото: Ron Lach / Pexels

Итак, по данным, опубликованным Минцифры, наибольшее число заявлений абитуриенты подали на такие направления:

  • «Информатика и вычислительная техника»;
  • «Образование и педагогические науки»;
  • «Экономика» и «Управление»;
  • «Клиническая медицина»;
  • «Машиностроение».

Это соотносится с предварительными итогами приёма, которые в конце июля озвучил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев. Тогда он рассказал, что больше всего заявлений абитуриенты подали на айтишные, педагогические и медицинские направления. Также он отметил две тенденции: рост популярности некоторых инженерно-технических программ и по-прежнему устойчивый спрос на экономические и другие программы из области социальных наук.

Министр просвещения Сергей Кравцов тоже говорил о популярности педагогического образования: по его словам, в педвузы подали заявления о приёме около 355 тысяч человек. Конкурс на бюджетные места в государственные медицинские вузы, по данным Минздрава, составил 12 человек на место.

Отметим, что число заявлений на программы этих направлений неудивительно: именно эти программы (кроме «Экономики» и «Управления») при распределении контрольных цифр приёма получили больше всего бюджетных мест (а потом в пользу некоторых из них ещё и передали места с других направлений). Логично, что абитуриенты подавали документы туда, где были выше шансы пройти на бюджет.

Кстати, в вузах — участниках эксперимента по апробации новой системы высшего образования заявили, что абитуриентов в большей степени привлекают программы специалитета, которые будут реализованы по новым правилам.

Впрочем, есть другая точка зрения — интерес вырос не столько к конкретным направлениям, сколько к поступлению вообще. Так, профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что число заявлений от абитуриентов в этом году в целом увеличилось: «Сейчас сложная ситуация и с призывом, поэтому многие семьи ориентируются на поступление».

Кстати, рост числа заявлений на все программы отмечали на пресс-конференции в ТАСС ректоры НИУ ВШЭ и МГТУ имени Н. Э. Баумана, которые не участвуют в эксперименте. Сообщали об этом и региональные вузы — например, в Свердловской области.

Желающих стать экономистами и юристами меньше не становится

Вообще, судить об истинной популярности того или иного направления обучения стоит не только по количеству поданных на бюджетные места заявлений, но и по тому, с какими баллами туда поступают, по тому, куда идёт больше всего олимпиадников (они могут поступать вне конкурса), и по тому, где большой платный набор с относительно высокими баллами (это значит, что многие сильные абитуриенты заинтересованы учиться именно на этих направлениях настолько, что предпочитают их даже на платных условиях тем, куда могли бы поступить на бюджет).

Про средние баллы пока информации нет, но по прошлым годам известно, что направления «Экономика», а также «Менеджмент», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью» остаются популярными, несмотря на то, что бюджетных мест на них выделяют немного. В прошлом году на них поступило много студентов, как и на «Информатику» и «Информационную безопасность», с довольно высокими средними баллами, но в основном на платные места. Кстати, недавно стало известно, что в этом году стоимость платного обучения в ведущих вузах выросла в среднем на 12%.

Фото: Ivan Samkov / Pexels

Похоже, в этом году тенденция сохранилась — абитуриенты по-прежнему идут на эти программы и в ведущих, и в региональных вузах, хотя попасть на бюджетные места сложно. Например, ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий сообщил об огромной разнице в проходных баллах на естественно-научные и на популярные социально-экономические направления в его вузе. По его словам, на программу по геологии (где было 77 бюджетных мест) прошёл абитуриент со 154 баллами за три экзамена, а проходной балл на юриспруденцию (32 места) составил 272. Напомним, проходной балл — это сумма баллов, с которой прошёл последний в ранжированном списке зачисленных.

Среди победителей школьных олимпиад, которые имеют преимущества при поступлении, более популярными тоже оказались социально-экономические и гуманитарные направления. По данным Рособрнадзора, в первой десятке по числу заявлений от олимпиадников — «Экономика», «Прикладная математика и информатика», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Менеджмент», «Прикладная математика и физика», «Лингвистика», «Информационная безопасность», «Зарубежное регионоведение» и «Дизайн». Нетрудно заметить, что инженерно-технических и педагогических направлений в этой десятке популярных нет.

Чиновники и представители вузов часто говорят о том, что слишком много молодых людей стремятся стать юристами и экономистами, хотя таким специалистам потом негде работать. Но, похоже, это не совсем справедливая оценка. Например, в министерстве образования Ульяновской области заявили, что потребность региона в экономистах и юристах на самом деле очень высока, а местные вузы готовят их мало из-за небольшого числа бюджетных мест на соответствующих программах.

Кроме того, это универсальные профессии, позволяющие работать в любых сегментах экономики — в отличие, например, от инженерных специальностей, которые всё-таки «заточены» на конкретные сферы и в этом смысле ограничивают поле будущей деятельности. Такое рациональное объяснение тому, что абитуриенты по-прежнему считают перспективной триаду «экономика — юриспруденция — менеджмент», высказал в прошлом году научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, и с ним трудно не согласиться.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована