Образование
#статьи

Какие баллы нужны для поступления в вуз

Объясняем, почему кому-то удаётся поступить на бюджет со средним баллом 60, а кто-то и со средним баллом 90 не проходит по конкурсу.

Фото: Ariel Skelley / Getty Images

Сколько баллов нужно для поступления в вуз — вопрос не такой простой, как кажется. Всё зависит от нескольких факторов. Разберёмся во всём по порядку.

Как распределяются бюджетные места

Первое, о чём нужно знать: не все бюджетные места, которые есть на интересующем вас направлении подготовки или на интересующей вас программе в вузе, предназначены для основного (то есть для общего) конкурса.

Часть мест выделяется специально для тех абитуриентов, у которых есть льготы. Эта часть ограничена квотами.

Квота — это доля бюджетных мест, выделенных на программе или направлении подготовки для абитуриентов со льготами. Есть два вида таких квот — «особая» и «отдельная». Они предназначены для обладателей льгот разного типа, основания для первого вида перечислены в части 5, а для второго — в части 5.1 статьи 71 закона «Об образовании в РФ».

На сайте каждого вуза можно найти информацию, каков размер этих квот на программе или направлении подготовки. В любом случае для каждой из этих квот вуз должен выделить не меньше 10% от бюджетных мест на направлении подготовки (специальности).

Пример указания на сайте вуза количества мест, выделенных для особой квоты
Скриншот: МИФИ / Skillbox Media

В целом получается, что минимум 20% мест предназначаются для обладателей льгот. Они зачисляются по особым правилам ещё до начала общего конкурса. Но те льготники, которым мест в пределах квоты не хватило, могут участвовать и в основном конкурсе. Их льгота на этом этапе превращается в преимущественное право зачисления (как оно работает, описано ниже). Подробнее об этом — в части 9 статьи 71 закона «Об образовании в РФ».

Кроме того, ещё часть бюджетных мест может предназначаться для поступления только на целевое обучение. Они называются «места целевой квоты». И размер этой квоты, то есть доли, выделяемой для целевиков, на каждом направлении подготовки свой. Где-то это может быть процентов пять, а где-то — и 50, и 70, и даже больше (это ежегодно утверждает Правительство для разных направлений обучения). Те, у кого не получилось пройти на места для целевого обучения, тоже могут участвовать и в основном конкурсе. Целевые места выделяются не на каждой программе подготовки.

Пример указания на сайте вуза количества мест, выделенных на квоты: всего бюджетных мест на программе «Прикладная математика и информатика» 140, из них на особую и отдельную квоты выделено по 14 мест, на целевую квоту — 15. Итого на основной конкурс остаётся 97 мест. А на программе «Экономика и ERP-системы» десять бюджетных мест, два из них выделены для льготных квот, целевых мест нет, значит, для общего конкурса остаётся восемь
Скриншот: МФТИ / Skillbox Media
Пример указания на сайте вуза количества мест, выделенных на квоты, и «общих мест» — здесь они уже посчитаны за вычетом квот. Например, на «Юриспруденции» всего 17 мест, но семь из них предназначены для льготных и целевой квот, и десять — общие (для основного конкурса)
Скриншот: ГУУ / Skillbox Media

Если у вас нет ни льгот, ни договора на целевое обучение, то это значит, что вы поступаете «по общим условиям» и можете претендовать лишь на те места, которые остаются за вычетом всех квот, предназначенных для абитуриентов со льготами или с договорами о целевом обучении. Эти оставшиеся места называются основными (или общими), но на некоторых программах и направлениях подготовки их фактически получается не большинство, а меньшинство. А где-то «основных мест» и вовсе может не быть — если все места отдаются под квоты.

Для абитуриентов, имеющих право на льготу, проводится свой отдельный конкурс за места по квоте, для абитуриентов с договорами на целевое обучение — свой (за места по целевой квоте), а для обычных абитуриентов без особых прав — свой (этот конкурс называется основным). И в каждом конкурсе получаются свои проходные баллы.

Как правило, по льготе или на целевое обучение можно поступить с более низкими баллами, чем по основному конкурсу. Иногда разница очень существенная.

Так получается, потому что абитуриенты, имеющие право на льготу при поступлении, конкурируют за особые места в пределах квоты только друг с другом, а не с обычными поступающими. Абитуриенты с договорами на целевое обучение тоже конкурируют только друг с другом — за места, предназначенные для целевиков.

Обычные абитуриенты на места по квоте для льготников и целевиков претендовать не могут, среди них проводится свой конкурс («основной»). К ним в борьбе за эти места — уже на общих условиях — присоединяются и те, кто пытался пройти на места по квотам, но не смог (не хватило мест).

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Представим для примера, что на конкретном направлении подготовки 20 бюджетных мест. Из них четыре предназначены для особой и отдельной квот, то есть на них будут претендовать те, у кого есть льготы. Допустим, среди подавших заявления абитуриентов 24 льготника — вот они и будут конкурировать за эти места, и конкурс получится шесть человек на место (хотя это грубый расчёт: на самом деле по каждому виду двух квот — особая и отдельная — будет свой конкурс). И ещё восемь мест предназначены для целевой квоты, на них будут претендовать те, у кого есть договоры о целевом обучении. Допустим, среди абитуриентов есть 16 человек с такими договорами — значит, этот конкурс за целевые места сложится между ними, из расчёта два человека на место.

Итого остаётся ещё восемь мест — это и будут так называемые основные или общие места, за которые развернётся основной конкурс среди тех, у кого нет ни прав на льготное зачисление, ни договора на целевое обучение. Таких «обычных» абитуриентов большинство, поэтому основной конкурс получается самым напряжённым.

Допустим, в нашем примере на программу пытаются поступить 80 обычных абитуриентов, плюс к ним добавляются 20 льготников и восемь целевиков, которым не удалось пройти по квотам и они тоже подались в основной конкурс. Получается, 108 человек претендуют на восемь мест. Значит, конкурс — 13,5 человека на место. Пройдут на эти восемь мест те, кто окажется в топе конкурсного списка по сумме своих баллов и вовремя подаст в вуз оригинал аттестата или другого документа об образовании (подробнее о процедуре поступления — в Порядке, утверждённом приказом Минобрнауки от 21.08.2020 №1076).

Есть ещё нюанс: если у обычного абитуриента получится столько же баллов, сколько у обладателя льготы, то обладатель льготы в этом конкурсном списке будет на более высокой позиции. Это называется преимущественным правом зачисления.

Вывод из описанного выше порядка простой: когда видите на сайте вуза информацию о количестве бюджетных мест на программе, не поленитесь поискать там ещё и более подробный расклад. Посмотрите, сколько мест из этого общего количества предназначено для обладателей льгот (то есть для особой и отдельной квот) и для целевиков, а сколько — для основного конкурса. Это поможет вам сориентироваться, за какое количество мест развернётся основная борьба. Чем меньше мест, тем больше конкурс и тем больше баллов нужно для поступления. Если основных мест совсем мало (меньше десятка) и это популярная программа обучения, то, скорее всего, все эти места займут победители олимпиад и высокобалльники.

Как поступить на бюджет

Второе, о чём нужно знать: не все абитуриенты поступают по баллам за экзамены, будь то ЕГЭ или вступительные испытания по общеобразовательным предметам, которые проводят в самом вузе. Есть особые категории абитуриентов, которые проходят на бюджетные места независимо (или почти независимо) от количества экзаменационных баллов. В правилах поступления на сайтах вузов эта категория поступающих называется сокращённо БВИ — то есть «без вступительных испытаний».

Такое право есть, во-первых, у победителей олимпиад для школьников. Во-вторых — у определённой категории льготников (они названы в части 2 статьи 71 Закона «Об образовании в РФ»).

Чтобы вы не запутались, поясним, что есть четыре типа льгот при приёме в вузы:

  • Зачисление в пределах квоты без вступительных испытаний (это как раз без учёта экзаменационных баллов).
  • Приём в пределах квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний. То есть для таких абитуриентов экзаменационные баллы имеют значение, но их учитывают в рамках не основного, а отдельного конкурса, который проводится только среди льготников за места по квоте.
  • Преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Это тот случай, когда абитуриенты-льготники участвуют в основном конкурсе за обычные места (не по квоте), то есть конкурируют за эти места с обычными абитуриентами без льгот. И если у нескольких абитуриентов получается одинаковое количество баллов, то в конкурсном списке выше оказывается тот из них, у кого есть льгота (преимущественное право).
  • Право выбора, результаты каких испытаний засчитывать для конкурсного списка — ЕГЭ или внутренних вступительных экзаменов в вузе. Проще говоря, если абитуриент-льготник не очень удачно сдал ЕГЭ, он может пересдать эти предметы в вузе и попросить засчитать ему при приёме те результаты, которые оказались лучше. Это право регулируется частью 5.2 статьи 71 закона «Об образовании в РФ».

Во время приёмной кампании вузы сначала приоритетно зачисляют на бюджетные места:

  • победителей олимпиад (причём количество бюджетных мест, которые они могут занять на программе или направлении подготовки, никакой квотой не ограничено — проще говоря, сколько будет олимпиадников, столько мест они и займут);
  • абитуриентов по квоте, у которых льгота первого типа, — то есть тех, кого должны принять независимо от их баллов за экзамены, но в пределах выделенного для них количества мест;
  • абитуриентов по квоте, у которых льгота второго типа, — то есть тех, для кого баллы за экзамены имеют значение, но конкурируют они по этим баллам только друг с другом (и тоже — только за места в пределах квоты);
  • обладателей договоров о целевом обучении — на места по целевой квоте (за эти места они тоже конкурируют только друг с другом).

А потом проводится основное зачисление на так называемые основные (а по факту — оставшиеся) места — обычных абитуриентов, которые поступают по итогам ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе. Это и есть основной конкурс.

Фрагмент календаря приёма на сайте МФТИ: визуально отображено, что есть приоритетный этап приёма, а есть основной
Скриншот: МФТИ / Skillbox Media

Давайте вернёмся к примеру, описанному в предыдущем разделе статьи. Помните, у нас там оставалось всего восемь бюджетных мест для основного конкурса? Представим, что на эту программу подались восемь победителей профильных для этой программы олимпиад, которые имеют право на зачисление без вступительных испытаний. Тогда получится, что все бюджетные места на этой программе займут абитуриенты на этапе приоритетного зачисления — это будут обладатели льгот, целевики и олимпиадники. То есть до основного конкурса среди обычных абитуриентов дело даже не дойдёт. В топовых вузах на популярных программах подготовки, куда выделяется мало бюджетных мест, такое случается.

В основном конкурсе важны не только баллы за ЕГЭ

Третье, о чём нужно знать при поступлении на бюджетные места, — решающий перевес для успеха в конкурсе могут дать:

  • Баллы за индивидуальные достижения. Во-первых, они суммируются с баллами за ЕГЭ или за вступительные экзамены в вузе. Во-вторых, в сложных случаях (при равных правах на зачисление у двух или нескольких абитуриентов) вуз может провести ранжирование конкретно по индивидуальным достижениям.
  • Опять же — льготы. Имеется в виду третий тип льгот, а именно — преимущественное право зачисления при прочих равных условиях.

Со льготами всё просто: у кого-то есть для них основания, у кого-то нет. А вот баллами за индивидуальные достижения может обеспечить себя любой школьник, если задастся такой целью. Только озаботиться этим вопросом нужно не накануне поступления, а желательно ещё при переходе в старшие классы.

К индивидуальным достижениям относится много чего. Прежде всего, это призовые места в различных олимпиадах (то есть те олимпиады, которые не дают права на зачисление в вуз без экзаменов или на приравнивание победы в них к 100 баллам ЕГЭ по соответствующему предмету, могут обеспечить абитуриента хотя бы дополнительными баллами). Лучше всего заранее посмотреть на сайте интересующего вас вуза, успехи поступающих в каких олимпиадах каким образом учитываются там при поступлении, — и целенаправленно участвовать в этих состязаниях.

Пример информации на сайте вуза о количестве дополнительных баллов, которые даёт призовое место в той или иной олимпиаде
Скриншот: МИСИС / Skillbox Media

К индивидуальным достижениям также относятся наличие значка ГТО и победы в различных спортивных соревнованиях, отличный аттестат, золотая медаль при окончании школы, волонтёрская деятельность, служба в армии и так далее. Полный список и точное количество баллов, полагающихся за то или иное достижение, всегда есть на сайте вуза. Правда, в любом случае сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10. Это ограничение предусмотрено в пункте 33 Порядка, утверждённого приказом Минобрнауки от 21.08.2020 №1076).

Словом, вывод простой: стоит копить индивидуальные достижения. Без них «выехать» на одних только баллах ЕГЭ, если абитуриент не стобалльник, может быть трудно.

От чего зависит конкурс в вузы на бюджетные места

Если вы не из льготных категорий и не победитель олимпиад, и у вас нет договора о целевом обучении, то от чего зависят ваши шансы пройти на бюджетное место в основном конкурсе? Они зависят от проходных баллов, которые станут ясны только по итогам конкурса. Как это работает, можно подробно прочитать здесь.

А если объяснять коротко, то конкретная сумма баллов ЕГЭ, которая нужна для поступления на бюджет, зависит от:

  • статуса вуза (чем он престижнее, тем больше желающих туда попасть и тем выше там конкурс — соответственно, побеждают в нём высокобалльники);
  • популярности конкретного направления подготовки или программы (чем «моднее» и популярнее направление, тем больше желающих на него поступить даже в не самом престижном вузе и тем выше конкурс, тем больше баллов нужно для победы в нём);
  • количества бюджетных мест, выделенных на конкретную программу в конкретном вузе (чем меньше мест, тем выше конкурс, и наоборот, чем больше мест, тем меньше конкурс);
  • количества победителей олимпиад, которые будут стремиться поступить в этот вуз на это направление подготовки или на эту конкретную программу. Чем больше олимпиадников, тем больше мест они займут ещё на этапе приоритетного зачисления, и тем меньше мест останется для основного конкурса по баллам. В то же время, чем престижнее вуз и направление подготовки, тем больше будет победителей олимпиад среди абитуриентов.

В основном конкурсе общие тренды таковы:

  • Меньше всего баллов нужно для поступления на направления и программы, не очень популярные среди абитуриентов, но с большим количеством бюджетных мест, в «рядовых» региональных вузах. Больше всего выделяется бюджетных мест на приоритетные для государства направления. Это различные технические (инженерные) и педагогические специальности, «Сельское хозяйство», «Транспортные средства» и «Строительство». Очевидно, что если конкурс, условно говоря, — два-три человека на место, и участвуют в нём ребята с невысокими баллами, то пройти не так уж сложно. На некоторых непопулярных программах в отдельных вузах случаются даже недоборы, поэтому на них можно попасть и после основного конкурса — по дополнительному набору.
Инфографика: Оля Ежак для Skillbox Media
  • Больше всего баллов нужно для поступления на самые популярные направления подготовки с малым количеством бюджетных мест в престижных вузах. Именно вокруг них складывается ажиотажный конкурс, и в результате большая доля студентов там учится платно, а не на бюджете. Как уже было сказано выше, на некоторых таких программах бывают случаи, когда все основные места занимают победители олимпиад, и до основного конкурса дело попросту не доходит. А если доходит, то конкурс может получиться по несколько десятков человек на место.
  • Для поступления на гуманитарные направления обычно нужно больше баллов, чем на естественно-научные и технические (исключение — ИТ-специальности, особенно в популярных вузах, там, как правило, тоже нужно много баллов). И причин тому две:
  • Для поступления на технические и гуманитарные программы требуются разные наборы предметов ЕГЭ. Самыми сложными предметами считаются биология, химия, физика, география. По ним основная масса выпускников обычно получает более низкие баллы, чем, скажем, по английскому языку и литературе. Доли высокобалльников (то есть тех, кто получает по 81–100 баллов за предмет) в разных предметах тоже сильно отличаются. Например, в 2023 году по литературе высокобалльников получилось 25% от всех сдававших этот предмет, а по географии — всего 6,7%. Соответственно, на тех программах, где нужны самые сложные предметы ЕГЭ, проходные баллы получаются ниже, чем на тех, где нужны предметы полегче. Кстати, в 2023 году получилось довольно много высокобалльников, так что конкурс на самых популярных программах будет трудным.
  • Юридические, экономические, менеджерские направления подготовки, IT, а также любые гуманитарные (лингвистика, филология, социология, психология, реклама и связи с общественностью и так далее) стабильно пользуются большой популярностью у абитуриентов, тогда как бюджетных мест на них выделяется меньше, чем на технические, педагогические, медицинские и прочие приоритетные направления. Это сказывается на конкуренции за места.

Как сориентироваться в конкурсе и баллах

Поищите на сайте интересующего вас вуза информацию о том, с какими средними или проходными баллами поступили те, кто прошёл по конкурсу в прошлом году на то направление подготовки или ту программу, куда вы хотите попасть. Одни вузы указывают средние баллы прошлого года, другие — проходные баллы прошлого года, третьи — и те и другие. Эта информация представлена в разделе для абитуриентов — её можно найти в виде общей таблицы с данными по всем направлениям подготовки либо в разделе, где даются сведения о конкретной программе подготовки.

Пример: сведения о проходных баллах 2022 года в РГГУ
Скриншот: сайт РГГУ / Skillbox Media
Пример: сведения о проходных баллах 2022 года в МИФИ
Скриншот: сайт МИФИ / Skillbox Media
Пример: сведения о проходных баллах 2022 года в НИУ МГСУ
Скриншот: сайт НИУ МГСУ / Skillbox Media

Сравните эти цифры со своей суммой баллов или своим средним баллом. Если ваши баллы существенно ниже — скорее всего, у вас почти нет шансов поступить туда на бюджетные места по общему конкурсу, но они могут быть, если вы обладатель льготы или договора о целевом обучении.

Иногда можно найти и данные о конкурсе прошлого года (сколько человек претендовало на одно место). Если конкурс выше трёх человек на место, то очевидно, что поступить непросто, а если выше десяти — скорее всего, проходят в основном победители олимпиад и высокобалльники. Впрочем, это видно обычно и по среднему баллу (в таких случаях он превышает 90).

Пример: сведения о средних баллах и конкурсе в 2022 году в Финансовом университете
Скриншот: сайт Финансового университета / Skillbox Media

Кстати, на платное обучение формально тоже принимают по конкурсу баллов, но на практике вузы зачастую берут всех желающих, кто набрал минимально необходимую для поступления сумму баллов и внёс плату. Большого конкурса за платные места обычно нет, потому что естественным ограничителем количества поступающих на таких условиях служит цена обучения. В топовых вузах она большинству россиян не по карману и продолжает расти.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована