Образование
#статьи

Целевое обучение в 2024 году: как поступить и на каких условиях теперь будет отработка

В приёмную кампанию — 2024 впервые действуют новые правила целевого обучения.

С 1 мая 2024 года вступили в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», которые изменили и прежний порядок поступления на целевое обучение в вузы и колледжи, и сами правила такого обучения. Детали процесса установило Правительство в новом положении о целевом обучении. Разберёмся, как теперь можно поступить в бакалавриат или специалитет на целевое.

Целевое обучение — это когда учишься на бюджетном месте и потом за это надо где-то отработать, да?

Целевое обучение может быть не только на бюджетном месте, а вот отработка — да, обязательна.

Что касается типа мест, то целевое обучение возможно как на бюджетных местах, которые выделяются специально для этого из общего числа бюджетных мест (это называется целевой квотой: каждый год Правительство определяет, какую долю выделенных вузам бюджетных мест по различным специальностям и направлениям подготовки отдать под неё), так и на платных местах (из них никакой специальной квоты для этого не выделяется).

В любом случае суть в том, что студент заключает договор о целевом обучении с организацией, которая после выпуска примет его на работу по полученной специальности.

Если речь о бюджетном месте в пределах квоты, то организация-заказчик не платит за обучение, но может оказать студенту другие меры поддержки (например, обязана назначить стипендию не ниже академической, организовать дополнительное обучение, компенсировать аренду жилья). Заказчиком в этом случае может выступить только организация определённого типа — госкорпорации, госкомпании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, и другие, упомянутые в статье 71.1 закона «Об образовании в РФ».

Если речь о платном месте (это называется местом по договору), то заказчик может оплатить обучение студента или компенсировать часть его стоимости (и оказать другие меры поддержки). Заказчиком вправе быть любая компания и даже индивидуальный предприниматель, кроме тех, которые признаны иностранными агентами, находятся под юрисдикцией недружественных иностранных государств или аффилированы с ними (пункт 2 статьи 1 закона №127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств»).

В любом из этих двух случаев ответное обязательство студента по договору с заказчиком — после окончания программы работать не менее трёх и не более пяти лет (конкретный срок указывается в договоре о целевом обучении) там, куда направит заказчик. В договоре может быть названа конкретная организация и её адрес, а если это невозможно, то должен быть указан хотя бы профиль деятельности будущего работодателя или должности и виды работ, на которые может быть трудоустроен выпускник, и предполагаемый регион, город или район трудоустройства.

Как попасть на целевое обучение?

Первое, что нужно сделать, — это поискать интересное вам предложение о целевом обучении на платформе «Работа в России» (trudvsem.ru). С 2024 года практически все организации и компании, которые хотят выступить заказчиками целевого обучения, должны размещать предложения об этом на этой платформе. Для этого там создан раздел «Целевое обучение».

Кадр: сериал «Бесстыжие» / Warner Bros. Television

В открытом доступе не будет лишь предложений о целевом обучении в интересах безопасности государства (например, по заказам ФСБ), по заказам управления делами президента и для организаций ОПК. Такие заказчики имеют право взаимодействовать с желающими поступить на целевое обучение в соответствии с собственными локальными нормативными актами.

Первое, на что стоит обратить внимание при изучении предложений на платформе, — для кого они предназначены:

  • Для поступающих по целевой квоте — на бюджетные места, выделенные в вузах специально под целевое обучение. Эти предложения заказчики должны разместить на «Работе в России» до 10 июня, то есть до старта приёмной кампании.
  • Для поступающих не по квоте (то есть на общих основаниях). Такие предложения заказчики тоже должны разместить до 10 июня.
  • Для тех, кто уже находится в процессе обучения. Такие предложения могут появляться на платформе и в течение учебного года, не только перед приёмной кампанией.

На какую поддержку от заказчика целевого обучения может рассчитывать студент? Обязан ли заказчик платить ему, например, специальную стипендию?

Мерами поддержки могут быть:

  • «меры материального стимулирования» (то есть стипендия);
  • оплата профессионального обучения и дополнительного образования за рамками той образовательной программы, которую студент осваивает в соответствии с договором о целевом обучении (например, какие-то курсы);
  • предоставление в пользование жилого помещения в период целевого обучения (или оплата проживания).

Список открытый, то есть возможны и другие меры поддержки, не названные в законе. Конкретный список мер поддержки надо смотреть в предложении заказчика целевого обучения, размещаемом на платформе «Работа в России» (trudvsem.ru). Потом эти меры поддержки будут прописаны в договоре.

При приёме на целевое обучение по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджета по квоте меры материального стимулирования устанавливаются в объёме на уровне не ниже размера государственной академической стипендии.

Какую ещё информацию можно узнать из предложения о целевом обучении?

Помимо того, для кого предназначено предложение, заказчик указывает в нём:

  • Сколько договоров и с поступающими на какие именно направления подготовки в какой образовательной организации (конкретном вузе или колледже) планируется заключить.
  • Какие требования у заказчика к тем, кто желает заключить с ним договор о целевом обучении. Имеются в виду отсутствие медицинских противопоказаний для работы по соответствующей профессии, а также другие требования в отношении допуска к соответствующей трудовой деятельности — в любом случае заказчик должен сослаться на норму закона, которой это предусмотрено.
  • Какая поддержка будет предоставлена студентам во время обучения и при трудоустройстве.
  • Где будет трудоустроен выпускник. Работодателем может быть как сам заказчик, так и другая организация (например, когда заказчик — госорган, работодателем может быть его подведомственная организация). Если точное место работы пока неизвестно, указывается регион трудоустройства. Также может быть указан (но не обязательно) будущий минимальный уровень оплаты труда и прочие условия работы.
  • Требования к успеваемости студента, с которым будет заключён договор о целевом обучении, в период обучения и информация о том, как будут сокращены меры поддержки при невыполнении учащимся этих требований.
  • Сведения об ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении.
  • В предложении для тех, кто уже учится в вузах и колледжах, — год выпуска студентов, которые интересуют заказчика.

Как поступить на бюджет в бакалавриат или специалитет по целевой квоте?

Чтобы откликнуться на предложение о целевом обучении, нужно подать заявку о желании заключить с заказчиком соответствующий договор. Форма для этого утверждена постановлением Правительства от 27.04.2024 №555 вместе с положением о целевом обучении.

Важное правило: поступать на целевое обучение по квоте на программы бакалавриата или специалитета можно в один вуз только на одну образовательную программу в соответствии с одной заявкой.

Заявка подаётся не заказчику через платформу «Работа в России» (trudvsem.ru), а в тот вуз, который указан в предложении. Сделать это можно двумя способами: в электронном виде через «Госуслуги» одновременно с заявлением о приёме на обучение либо в письменном виде на бумаге непосредственно в образовательную организацию (можно отправить копию электронной почтой, но затем нужно представить заявку на бумаге).

Заявку надо подать не позднее последнего дня срока, установленного для приёма документов в образовательную организацию. В вузах при поступлении в бакалавриат и специалитет это 20 июля, если надо сдавать дополнительные вступительные испытания в самом вузе, и 25 июля — для тех, кто поступает по ЕГЭ или вообще без вступительных испытаний (как олимпиадники).

Вместе с заявкой подаются:

  • сведения, подтверждающие, что абитуриент соответствует требованиям, которые устанавливает заказчик целевого обучения (например, медицинскую справку);
  • согласие на заключение договора о целевом обучении, в соответствии с которым абитуриент даёт обязательство в случае приёма его на целевое обучение заключить такой договор;
  • письменное согласие представителя (родителя, опекуна, попечителя), если абитуриент несовершеннолетний;
  • сведения о том, что абитуриент прошёл конкурс, если договор предполагает, что он должен будет по окончании целевого обучения устроиться на госслужбу (потому что заключать договор о целевом обучении для госслужбы можно лишь на конкурсной основе).

Сведения по электронным заявкам автоматически передаются на портал «Работа в России». А заявки в бумажном виде вуз перенаправляет заказчику целевого обучения, и тот сам вносит сведения о них на портал. В результате по каждому предложению заказчика должно быть видно, сколько на него поступило заявок.

Дальше вуз проводит конкурс среди тех, кто подал заявления на места по целевой квоте, и ранжирует их в списке по баллам. Если целевая квота в вузе детализирована так, что в интересах каждого конкретного заказчика целевого обучения выделяется своя квота, то по каждой из них составляется свой ранжированный список.

Абитуриента могут зачислить по целевой квоте, только если ему хватило места в пределах количества договоров, указанного в том предложении, на которое он подал заявку. То есть даже если в вузе остались ещё места по целевой квоте на том самом направлении, но по другим предложениям (даже по другим предложениям того же заказчика), вуз не сможет его зачислить на одно из этих мест.

Окей, допустим, абитуриент прошёл по конкурсу на бюджетное место по квоте. Что происходит дальше?

Зачисление по целевой квоте вузы проводят в приоритетном порядке — приказы об этом выходят до основной волны зачисления. Сразу после этого списки поступивших на целевые места передаются заказчику целевого обучения, и тот должен подготовить проекты договоров с поступившими, ознакомить их с этими проектами, а также определить время и место заключения договора о целевом обучении. Заключить договор надо до начала учебного года.

Договор подписывают либо традиционно на бумаге, либо в электронном виде прямо на платформе «Работа в России». Учащемуся для электронной подписи потребуется мобильное приложение «Госключ». Для подписания договора несовершеннолетнему целевику потребуется письменное согласие его родителя, опекуна или попечителя (снова, как и при подаче заявки).

Не позднее десяти рабочих дней студент-целевик должен письменно уведомить образовательную организацию, в которую поступил, о том, что он заключил договор о целевом обучении. Сведения о заключении договора, а также обо всём, что с этим договором дальше происходит (в том числе о неисполнении его условий), указываются на платформе «Работа в России».

Получается, что при приёме по квоте заказчик целевого обучения не может повлиять на состав зачисленных абитуриентов — он ему становится известен уже после зачисления в вуз, когда нужно заключать с зачисленными договоры. Отказаться от этого заказчик не может.

Подождите, а разве не наоборот: сначала надо заключить договор с заказчиком целевого обучения, а потом уже подавать заявление в вуз о приёме на обучение и участвовать в конкурсе?

Так было раньше. Но с 1 мая 2024 года действует новая редакция закона «Об образовании в РФ», которая изменила и прежний порядок поступления на целевое обучение.

В предыдущие годы порядок заключения договоров о целевом обучении был принципиально иным: это действительно происходило ещё до начала приёмной кампании, и в вуз абитуриент приходил для поступления по квоте уже с договором. При этом то, каким образом заказчик и абитуриент находили друг друга, оставалось в теневой зоне и никак не регулировалось. Именно за это прежний порядок поступления на целевое обучение критиковали.

Если кто-то заранее, ещё до 1 мая, заключил договор с заказчиком для поступления в приёмную кампанию 2024 года, то они не действуют — поступить по ним будет нельзя. Можно только в соответствии с новым порядком: то есть сначала отклик на заявку заказчика, размещённую на «Работе в России» (trudvsem.ru), непосредственно в вуз, потом участие в конкурсе, потом заключение договора.

А почему считается, что поступить на целевое обучение на бюджет проще, чем в обычном порядке (без целевого обучения)?

Такая репутация этого типа обучения сложилась из-за того, что для тех, кто претендует на целевое обучение по квоте, проводится отдельный конкурс. То есть они соревнуются лишь друг с другом и не участвуют в общем конкурсе за остальные бюджетные места, не предназначенные для целевиков.

Если претендентов на обучение по целевой квоте не так много, как на обычные бюджетные места, и среди них нет или совсем мало высокобалльников, то, конечно, чисто математически проходной балл получается в этом конкурсе ниже, чем в конкурсе на обычные бюджетные места. Статистика показывает, что на целевом обучении проходные баллы действительно, как правило, в среднем получаются ниже.

Почему претендентов на обучение по целевой квоте получается меньше и баллы у них могут быть ниже? Во-первых, далеко не все абитуриенты заинтересованы в целевом обучении — это зависит от условий последующей отработки (речь о зарплатах и прочих условиях труда, ведь в основном речь о бюджетной сфере). Так, есть данные, что средняя зарплата выпускников-целевиков на 22,4% ниже, чем у тех, кто учился на обычных условиях.

Например, известно, что популярность педагогического образования растёт, но при этом места по целевой квоте заполняются лишь на треть. Дело в том, что далеко не все, кто поступает в педвузы, в принципе собираются потом работать в школах (можно ведь быть репетитором или найти применение знаниям в другой сфере), а если и собираются, то хотят иметь выбор, в какую школу устраиваться, и возможность без последствий уволиться, если не понравится. Вот и получается, что во время приёмной кампании на обычные бюджетные места подаётся много заявлений, а на целевые — даже меньше, чем нужно.

Кадр: фильм «Хорошо быть тихоней» / Summit Entertainment

Во-вторых, раньше участвовать в конкурсе на целевые места могли лишь те, кто заранее заключил договор с заказчиками целевого обучения. А поскольку предложения заказчиков публично не выкладывались, найти для себя вариант и договориться мог не каждый желающий абитуриент. Поэтому даже на привлекательные предложения могло быть немного претендентов. Но этот второй фактор в новом порядке, который действует с приёмной кампании 2024 года, устранён. И вполне может получиться так, что с этого года в конкурсе на места по целевой квоте вырастут и число желающих, и проходные баллы. В таком случае уже нельзя будет сказать, что на целевое обучение поступить проще, чем на обычные бюджетные места.

Если удалось пройти по конкурсу на целевое обучение, но абитуриент передумает, он может отказаться заключать договор? Ну вдруг он пройдёт где-то ещё на обычное бюджетное место (не целевое) и выберет его. Или просто решит, что не хочет отрабатывать после учёбы.

Да, у зачисленного по квоте абитуриента остаётся возможность передумать. Во-первых, по действующему порядку приёма в вузы (пункт 84.8–9) можно подать заявление об отказе от зачисления сразу после того, как выйдет приказ о приоритетном зачислении, — и поучаствовать в конкурсе по другим приоритетам в этом же или в другом вузе.

Во-вторых, даже после того, как зачисление на бюджет во всех вузах уже завершилось, но до начала учебного года (и до заключения договора о целевом обучении) можно отозвать свои документы из вуза. Тогда вуз отчислит поступившего или по его заявлению переведёт его на платное место, если таковое имеется, проинформирует об этом заказчика, и никакой ответственностью за незаключение договора это не грозит.

А после того, как договор будет заключён, его можно расторгнуть без штрафа до прохождения первой промежуточной аттестации (это предусмотрено в части 8 статьи 71.1 закона «Об образовании в РФ»). Правда, в этом случае придётся возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки студенту-целевику. То есть если заказчик успел выплатить студенту-целевику стипендию, оплатить жильё и что-то ещё, то всё это придётся возместить.

А как поступить на целевое не по квоте?

Порядок поступления не по квоте в целом такой же, как при поступлении на места в пределах квоты, но с двумя отличиями.

Заказчик в этом случае тоже выкладывает предложение на платформе «Работа в России», и желающие заключить по этому предложению договор о целевом обучении подают заявку в указанный в предложении вуз через «Госуслуги» или в письменном виде. Образовательная организация информирует о поступивших заявках заказчика.

Затем претенденты участвуют не в отдельном конкурсе для тех, кто идёт по квоте, а либо в общем конкурсе (если поступают на бюджет), либо в конкурсе для тех, кто поступает на платное обучение. Это первое отличие от поступления по квоте.

Второе отличие: в вуз зачисляют всех, кто проходит по конкурсу, то есть всех, кому хватило бюджетных либо платных мест. Может получиться так, что будет зачислено больше претендентов на целевое обучение по договору с конкретным заказчиком, чем этот заказчик планировал заключить договоров.

Кадр: фильм «Попасть в десятку» / HBO Films / BBC Films

Допустим, заказчику нужен всего один студент-целевик, но на его предложение подадут заявки несколько желающих, и поступить удастся тоже нескольким. Тогда вуз зачисляет всех поступивших, а с кем из них заключить договор, решает заказчик. Он отбирает их в порядке, который сам же и устанавливает. Соответственно, остальные зачисленные претенденты просто будут учиться по той форме, на которую поступили, без договора о целевом обучении. А отобранные заказчиком поступившие могут отказаться от заключения договора — согласия на это заранее (в отличие от поступающих по квоте) они не дают.

Договор о целевом обучении тоже нужно заключить до начала учебного года в электронном или бумажном виде. Студент точно так же обязан не позднее десяти рабочих дней письменно уведомить образовательную организацию, в которую поступил, о заключении договора о целевом обучении.

Правда, что теперь можно оформить целевое обучение, даже если уже учишься на каком-то курсе и поступил(а) не как целевик?

Да, по новому закону такая возможность есть.

В этом случае заказчик сам решает, в какой срок разместить предложение на платформе «Работа в России» — он не обязан делать это именно до 10 июня (такое предложение может появиться на платформе и в течение учебного года).

Претенденты, заинтересовавшиеся предложением, могут отправить заявку непосредственно заказчику или в свою образовательную организацию (а та передаст её заказчику). Подать заявку можно в срок, указанный заказчиком.

Дальше заказчик сам в установленный им срок формирует список претендентов и сам в установленном им порядке выбирает, с кем из них он заключит договоры, — в соответствии с тем, сколько целевиков ему требуется. В 2024/25 учебном году заключить такой договор можно только в письменном виде на бумаге.

Не позднее десяти рабочих дней студент-целевик должен письменно уведомить свою образовательную организацию о том, что он заключил договор о целевом обучении.

Какие условия может содержать договор о целевом обучении?

Типовую форму договора о целевом обучении Правительство утвердило тем же постановлением №555 от 27.04.2024. Основная информация, которая должна в нём содержаться, — это обязательства заказчика и гражданина, то есть студента или того, кто только поступает в вуз или колледж. Они прописаны в частях 3–5 статьи 56 закона «Об образовании в РФ» и в упомянутом выше постановлении.

Ключевые обязательства заказчика такие:

  • Предоставить студенту меры поддержки на время обучения.
  • Трудоустроить выпускника в соответствии с полученной квалификацией после окончания обучения.

Студент, в свою очередь, обязуется:

  • Освоить образовательную программу по указанной в договоре профессии или специальности (направлению подготовки) в выбранном вузе. По решению заказчика могут быть определены также и форма обучения — например, что можно обучаться только очно, — и конкретный профиль программы, а также указано, должна ли она иметь государственную аккредитацию.
  • После выпуска работать по полученной квалификации в месте, указанном в договоре, в течение установленного там срока (он может быть от трёх до пяти лет).

Дополнительно в договор могут быть включены требования к успеваемости учащегося и то, будет ли заказчик сокращать поддержку (и насколько), если их не удастся соблюсти. Это могут быть требования не в целом к оценкам студента, а к результатам по отдельным, наиболее важным с точки зрения заказчика дисциплинам. В любом случае, если такие условия в договор о целевом обучении включают, то стороной договора обязательно становится и вуз — он должен будет по запросам заказчика сообщать ему о результатах обучения студента.

Также может быть установлено, что студент будет проходить практику именно у заказчика целевого обучения или в организации, в которую потом будет трудоустроен по договору. А ещё может быть предусмотрено индивидуальное наставничество студента представителем заказчика целевого обучения или организации, в которую он будет трудоустроен.

Положения договора могут потом меняться по соглашению сторон. Например, может быть изменена организация-работодатель или место обучения студента.

Насколько подробно при заключении договора должны быть расписаны условия про будущую отработку?

Может быть по-разному. Может быть названа конкретная организация-работодатель и её адрес.

Если конкретную организацию назвать пока невозможно (например, потому что заказчик — госорган, трудоустроить выпускника планируют в одну из подведомственных ему организаций, а в какую именно, пока не определено), то должен быть указан профиль деятельности будущего работодателя или хотя бы будущая трудовая функция выпускника (должность, профессия, специальность, квалификация, видов работы). В таком случае вместо точного адреса указывается предполагаемый регион, город или район трудоустройства.

Кроме того, обязательно указывается срок отработки (он может быть от трёх до пяти лет).

Кадр: сериал «Вызов» / Universal Cable Productions

Также в договоре должен быть пункт об условиях, при которых место будущей работы выпускника может быть изменено.

Чуть подробнее и с некоторыми ограничениями условия трудоустройства необходимо указывать для студентов, зачисленных на места в пределах целевой квоты. Так, в договоре о целевом обучении не может быть предусмотрено, что подготовленный по квоте выпускник будет работать по совместительству. А ещё должно быть сразу указано, будет ли это работа на полный день — неполная занятость возможна, но не менее чем на половину рабочего времени.

Кроме того, при установлении квоты на целевое обучение Правительство определяет, для каких регионов на этих местах будут подготовлены специалисты. Соответственно, договор о целевом обучении с поступившим по квоте может предусматривать трудоустройство только в этих регионах.

Ещё в договоре должен быть указан срок с момента окончания программы, за который выпускник должен быть устроен на работу. Если для начала работы в соответствии с полученной квалификацией ещё требуется пройти аккредитацию, то к сроку трудоустройства добавляются шесть месяцев на эту процедуру (это важно, например, для медиков). Остальные детали — условия оплаты труда или дистанционный характер работы — могут быть вписаны в договор по решению заказчика, то есть они необязательны.

А что будет, если выпускник откажется выйти на отработку? Или ещё во время учёбы отчислится?

Тогда, если нет уважительных причин для этого, будет считаться, что студент, заключивший договор о целевом обучении, не выполнил свои обязательства и должен нести ответственность. Если он поступил по целевой квоте, то ему придётся выплатить штраф (это предусмотрено в части 6 статьи 71.1 закона «Об образовании в РФ»).

Размер штрафа — это сумма расходов федерального бюджета, которые были понесены на обучение этого студента. Они рассчитываются в соответствии с базовыми нормативами затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования (эти нормативы определяет Минобрнауки). Плюс, вуз, где студент учился, может применять корректирующие коэффициенты к этим базовым нормативам.

В случае отчисления до конца обучения стоимость этих расходов федерального бюджета рассчитывается за период фактического обучения.

Кроме штрафа, придётся возместить и меры оказанной заказчиком поддержки за время обучения.

Какие могут быть уважительные причины, при которых отчисление или отказ пройти отработку не повлечёт этих последствий?

Эти причины перечислены в пункте 34 Положения о целевом обучении, утверждённом постановлением Правительства №555 от 27.04.2024:

  • Уход за членом семьи с инвалидностью I группы (ребёнком, супругом или родителем) или с состоянием здоровья, при котором, согласно медико-социальной экспертизе, требуется постоянный уход (за родителем, братом или сестрой, бабушкой или дедушкой). Если для этого требуется переезд, и нет других родственников, которые могут взять на себя эту обязанность, условия договора о целевом обучении можно не соблюдать.
  • Сам студент признан инвалидом I или II группы.
  • Выявлены другие медицинские противопоказания для работы по выбранному направлению или несоответствие установленным законом требованиям для трудоустройства по нему (например, судимость, отказ в допуске к гостайне).
  • Переезд за супругом (супругой) на новое место его (её) военной службы. Это не касается военнослужащих по призыву или мобилизации.

О такой ситуации достаточно уведомить заказчика целевого обучения — договор будет считаться расторгнутым со дня получения им уведомления без последствий для целевика.

Если такая ситуация складывается уже после окончания обучения, когда выпускник собирается приступить к отработке или уже приступил, то есть два варианта: можно отказаться от договора или приостановить его исполнение на время (кроме тех случаев, когда выявлено несоответствие требованиям для трудоустройства — при этом договор однозначно расторгается).

В каких случаях ответственность за неисполнение договора о целевом обучении несёт заказчик и в чём она заключается?

Заказчик понесёт ответственность за неисполнение обязательств по договору в тех случаях, если он:

  • не предоставил студенту предусмотренные договором о целевом обучении меры поддержки в течение трёх месяцев с того дня, когда они планировались;
  • не трудоустроил выпускника, освоившего образовательную программу;
  • изменил место трудоустройства выпускника, проходившего целевое обучение по квоте, так, что оно не находится в регионе, предусмотренном для целевиков по данному направлению подготовки или специальности;
  • досрочно расторг договор о целевом обучении.

В случаях, когда речь идёт о неисполнении обязанностей по трудоустройству или о расторжении договора о целевом обучении после трудоустройства (то есть не о непредоставлении мер поддержки), заказчик выплачивает выпускнику компенсацию в размере трёх среднемесячных для того региона, где он должен был получить работу, зарплат. Выбирается зарплата, средняя для той даты, когда выпускник окончил вуз (а если договор был расторгнут заказчиком ещё до выпуска — то для даты расторжения договора). Сведения о среднемесячных зарплатах в регионах публикует Росстат. Если за три месяца после расторжения договора компенсация не выплачена, её можно требовать в судебном порядке.

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована