Образование
#новости

Ректоры МГИМО, «Вышки» и «Бауманки» подвели итоги приёмной кампании

В целом они остались довольны, хотя и высказали некоторые замечания по поводу её организации.

Речь об этом шла на пресс-конференции, посвящённой окончанию приёма в российские вузы. Мероприятие состоялось 30 августа на площадке ТАСС. Участие в нём приняли ректоры МГИМО, НИУ ВШЭ и МГТУ имени Н. Э. Баумана Анатолий Торкунов, Никита Анисимов и Михаил Гордин.

Сколько нужно баллов, чтобы поступить в топовые вузы

Руководитель МГИМО Анатолий Торкунов отметил, что, хотя последние зачисления по одному из магистерских направлений подготовки в одинцовском филиале вуза произошли только 30 августа, основной приём завершился 5-го числа.

По его словам, средний проходной балл остался примерно на том же уровне, что в прошлом году (96,2 против 96 в 2022-м на бюджет), на бюджетные места в среднем претендовало по 24 человека, а на платные — по 16. По словам Торкунова, конкурс такой высокий ещё и из-за того, что многие бюджетные места заняли ребята с приоритетным правом на зачисление — олимпиадники, сироты и ребята с ОВЗ. Говоря о приёме в магистратуру, он сообщил, что на бюджет в среднем претендовало по семь человек, а на платную учёбу — по четыре.

Что касается приёма иностранных студентов, то в этом году в МГИМО поступил 301 гражданин из 36 государств, включая отнесённые к перечню недружественных, например Италию, Австрию и США. Тем не менее их не так много. Основную часть принятых на первый курс иностранцев составляют ребята из стран СНГ и Азии.

Никита Анисимов рассказал, что в этом году во все четыре кампуса НИУ ВШЭ приняли на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры более 15 тысяч первокурсников, из которых только 3,8 тысячи — бюджетники-бакалавры, а 3,4 тысячи — бюджетники-магистранты. Остальные поступили платно. Всего вуз получил 26 тысяч заявлений, а наибольший прирост абитуриентов зафиксировали в региональных кампусах: в Санкт-Петербурге — 24%, в Перми — 41% и в Нижнем Новгороде — 66%. Кроме того, Анисимов назвал средние проходные баллы во всех кампусах:

  • Москва — 95,1 (на 0,5% ниже, чем в прошлом году, но равен позапрошлому показателю);
  • Санкт-Петербург — 94,7;
  • Нижний Новгород — 89,3;
  • Пермь — 86.

Руководитель «Вышки» добавил, что в 2022-м в вуз поступили 1383 олимпиадника — на 100 больше, чем годом ранее. Ещё 490 ребят пришли со стобалльными результатами ЕГЭ, а пятеро из них получили максимальный балл за три и даже четыре экзамена. Помимо этого, в вузе почти вдвое вырос целевой приём. Что касается иностранцев, то их зачислено 1409, однако в 2022-м в университет не пришли граждане недружественных стран. Правда, по словам Анисимова, их и ранее было не очень много — не более 10%. Основной приток иностранцев традиционно идёт из государств СНГ, Азии и Африки. Поэтому ректор полагает, что текущая геополитическая ситуация не оказывает влияния на число иностранных студентов в вузе.

В свою очередь, Михаил Гордин сообщил, что в «Бауманку» принято 4,7 тысячи первокурсников и 1,3 тысячи магистрантов. Около 250 человек в этом году прошли без вступительных испытаний, что примерно на 20% больше, чем в 2021-м. И это притом что вуз сильно сократил число олимпиад, призёры которых могут претендовать на приоритетное зачисление, — с 89 в прошлом году до 35 в этом. Тем не менее, подчеркнул Гордин, за счёт того, что олимпиадники составили только около 8% от всех зачисленных, на все специальности можно было поступить по результатам ЕГЭ.

Ректор признал, что в этом году в МГТУ наблюдается некоторое снижение проходного балла. По его словам, это связано с «природой этого проходного балла», теми изменениями, которые произошли в правилах приёма в одну волну, а также с тем, что требовалось сдавать оригиналы аттестатов для зачисления. Он уточнил, что работа суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» на баллы не повлияла.

На самом деле, по его словам, проходные баллы снижались всего из-за одного-двух абитуриентов, которые рискнули оставить аттестаты в вузе и ждать результата, даже имея относительно слабые итоги ЕГЭ. Чаще всего, по его мнению, это были ребята, настроенные идти на конкретную специальность платно, если не пройдут на бюджет. Проще говоря, они ничего не теряли.

«То есть они ждали до конца и поступили на бюджет с низким проходным баллом, потому что у них в голове была возможность поступить на платное, если вдруг они не пройдут, — сказал ректор. — А те, кто хотел поступить исключительно на бюджетное — со средними баллами, с высокими там всё было нормально, — те были вынуждены уходить, переносить аттестаты в другой вуз с меньшими проходными баллами и с меньшим конкурсом, чтобы просто уже не выпасть из бюджетного конкурса».

Гордин добавил, что средний балл снизился и в целом по Москве. Конкретно в «Бауманке» он составил в прошлом году 83,54, а в этом — 80,94. Зато в филиалах МГТУ в Мытищах и Калуге средние баллы выросли. Он также отметил, что набор иностранных студентов не является приоритетным направлением работы для его вуза, уточнив при этом, что они есть, а их численность, по сути, не изменилась.

Как ректоры оценили работу суперсервиса

Ректор МГИМО считает, что приём прошёл достаточно организованно, однако его осложнила работа с сервисом на портале госуслуг.

«Она иногда создавала нам проблемы, прямо скажем, потому что перенос данных оттуда в, собственно, нашу систему шёл иногда с задержкой, что вызывало непонимание у абитуриентов и их родителей, поскольку они появлялись в списках несколько позже, чем рассчитывали. Но удалось справиться и нашим технарям, айтишникам, с этой проблемой, и я думаю, что соответствующие выводы будут сделаны на будущий год. Насколько я понимаю, в Министерстве [науки и высшего] образования и Минцифры это понимают и знают эти проблемы, и работают над тем, чтобы довести до соответствующей высокой кондиции эту систему», — отметил он.

В то же время Торкунов назвал суперсервис нужным и полезным, потому что его задача — дать абитуриентам возможность подавать документы и следить за конкурсом.

Никита Анисимов, в свою очередь, сказал, что не хотел бы оценивать то, как он функционирует, поскольку лично не работал с ним, но привёл яркую аналогию с историей из эпохи появления первых автомобилей:

«Был документ, по которому автомобиль выслали из города, потому что он пугал лошадей. Мы можем так относиться к суперсервису: что он пугает лошадей. Но это будущее, нужно учиться этому будущему. Я так вижу, что года через два это будет эффективный механизм, которым будут пользоваться абитуриенты всей страны и университеты всей страны, и он будет показывать абитуриенту его место в конкурсной ситуации независимо от выбора им университетов, по всем университетам страны, куда он проходит, потому что многие ребята даже не понимают, насколько их баллы позволяют им пройти в действительно топовые университеты».

В то же время ректор «Вышки» напомнил, что в его университете действует своя система, которая называется зелёной волной. Суть её в том, что ещё на этапе подачи документов приёмная комиссия формирует список абитуриентов, которым при условии своевременной подачи согласия на зачисление гарантируется бесплатное место, — даже если человек в итоге не пройдёт на бюджет, он будет учиться за счёт самого университета. Например, на такие условия могут рассчитывать призёры некоторых испытаний, не включённых в перечень олимпиад школьников, победа в которых даёт преимущества при поступлении (всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами», кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству и другие). Когда абитуриент имеет гарантию, это избавляет его от метаний.

Гордин же подчеркнул, что ответственность за итоги приёмной кампании лежат на вузах, поэтому в сомнительных случаях важно общаться с абитуриентами лично. В связи с этим спикер считает необходимым сохранить и личный приём, и информсистемы вузов. Тем не менее руководитель МГТУ полагает, что суперсервис должен развиваться. Просто в этом году он не совсем оказался готов к эксплуатации, но в будущем это можно исправить.

Кстати, недавно ректоры творческих университетов попросили адаптировать суперсервис под их особенности. Пока он не учитывает творческие и дополнительные испытания.

Напомним, ранее Минобрнауки сформировало рабочую группу для улучшения функционирования сервиса «Госуслуги». Его работу раскритиковали в СПбГУ и ряде других ведущих российских вузов.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована