Образование
#Мнения

Цитата недели: министр образования и науки — о справедливости

Оказывается, у высокобалльников по ЕГЭ не должно быть преимуществ.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Фото: Wikimedia Commons

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования РФ


Источник: ТАСС


— Надо понимать, что система одной волны более открытая и справедливая, она преимуществ для отдельной категории абитуриентов — высокобалльников — не создаёт, все в равных условиях.

Контекст

Валерий Фальков дал такую оценку приёмной кампании по новым правилам в эфире «Первого канала», сообщает ТАСС. Напомним, в этом году, как и в прошлом, зачисление абитуриентов в вузы проходит в одну волну, а не в две, как было раньше. Правда, в ряде вузов, прежде всего на инженерно-технических направлениях, это обернулось недобором студентов, из-за чего пришлось объявлять дополнительное зачисление или донабор (маленькую «вторую волну»). Однако в целом вакантных бюджетных мест оказалось мало — Минобрнауки сообщило о 2,8%. То есть подавляющее число мест было занято, как и предполагает порядок приёма, в одну волну.

Попробуем разобраться, что означают слова министра о том, что новая система приёма в одну волну справедлива, потому что не создаёт преимуществ высокобалльникам. На первый взгляд странно: в чём же тогда смысл конкурса за бюджетные места, если не в преимуществах высокобалльникам? Чем больше баллов, тем выше шансы оказаться в топе конкурсного списка поступающих в желанном вузе на желанную специальность, разве не так?

Слова министра об отсутствии преимуществ у высокобалльников подразумевают, конечно, не конкурсное место — в конкурсных рейтингах высокобалльники побеждают, в этом смысле ничего не изменилось. Более того, если бюджетных мест на выбранных ими специальностях в наиболее престижных вузах очень мало и большую часть этих мест уже заняли олимпиадники и разные льготники (что не редкость), то конкурс за эти места складывается как раз только между высокобалльниками, остальным там ловить нечего. Так было и раньше.

Возможно, министр имел в виду ситуацию, которая складывается в «час икс» — когда нужно определиться с выбором одного вуза и одного направления подготовки в нём. Если высокобалльник участвует в конкурсе сразу в нескольких вузах на разных направлениях подготовки (а так чаще всего и бывает), то во всех этих конкурсных списках один и тот же человек находится в топе. Но до «часа икс» (в 2022 году это было 3 августа) он должен выбрать только один вариант в одном вузе и подать туда согласие на зачисление. Из остальных списков он при этом выпадает, и на освободившееся место там поднимается тот, кто по баллам был ниже него и подал согласие.

Раньше тоже было так, но с одним нюансом: у всех был ещё второй шанс. Скажем, если в первую волну кто-то просчитался в своих перспективах и ему не хватило пары баллов для зачисления туда, куда он самонадеянно подал согласие, то ещё можно было попасть на другие направления в том же вузе или в другой университет во второй волне. Более того: во второй волне можно было рискнуть и изменить свой выбор, сделанный в первой волне. То есть отозвать поданное в первой волне согласие и снова участвовать в конкурсе на другие направления.

Естественно, во всех этих случаях наибольшие шансы поступить на бюджет были у высокобалльников: уж если им не повезло в первой волне, то во второй можно было снизить планку ожиданий и попасть хотя бы в вуз попроще. По этой причине почти каждый высокобалльник из региона, конечно, стремился сначала попробовать свои силы в топовых столичных вузах, а уж если не получалось, шёл во второй волне в вуз своего региона и практически гарантированно поступал.

А вот теперь, когда конкурс по общему правилу проходит в одну волну, высокобалльники в некотором смысле оказались почти в равном положении с теми, у кого баллы скромные: если не смог правильно сориентироваться в своих шансах до «часа икс», кто-то буквально в последний момент обошёл тебя всего на один балл — всё, второго шанса не будет. Если только где-то не объявят дозачисление или донабор на оставшиеся вакантными места — но, в отличие от обязательной второй волны, которая была раньше, гарантий этого уже нет.

Что же получается в результате? Понимая риски и зная, что второго шанса не будет, многие высокобалльники, видимо, в последний момент делают выбор в пользу своего регионального вуза и подают согласие на зачисление туда. Минобрнауки недавно подтвердило, что абитуриенты стали чаще выбирать региональные вузы. В прошлом году это привело к тому, что в МГУ произошло падение проходных баллов на 34 направлениях подготовки — из-за того, что многие сильные абитуриенты, имевшие шансы туда пройти, предпочли менее престижные вузы, а на их места в конкурсных списках поднялись ребята с гораздо более низкими баллами. В этом году такой информации об МГУ не было, зато по данным «Фонтанки» известно, что баллы упали в вузах Санкт-Петербурга.

Получается, многие абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ делают выбор в пользу своих региональных, а не столичных вузов, скорее всего, вынужденно, а не потому, что действительно хотели бы учиться именно там. Известно, что возможность поступить на бюджет — главный фактор при выборе вуза. Можно ли считать это справедливостью по отношению к самым способным ребятам, которым удалось отлично сдать ЕГЭ, — большой вопрос.

Кроме того, благодаря этой ситуации ещё заметнее стало неравенство между высокобалльниками и олимпиадниками в шансах поступить в престижные топовые вузы. Олимпиадникам и раньше поступить туда было чуть проще, потому что они идут вне конкурса, а значит, места им фактически гарантированы, так как квотой они не ограничены. Теперь же позиции высокобалльников стали ещё более шаткими. Кроме того, существуют разные льготные категории, в которых поступление по квотам возможно даже с низкими баллами ЕГЭ, а также целевое поступление, где, по статистике, проходные баллы тоже получаются ниже, чем у обычных абитуриентов. В таких условиях способ поступления в вуз по обычному конкурсу, то есть не через олимпиаду, без льгот и целевого направления, становится не лучшим вариантом даже для тех, кто отлично учился и заслужил высокие баллы.

Курс

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована