10 мифов о работе методиста онлайн-курсов
Профессия относительно молодая, а по названию напоминает ту, которая существует давно. Поэтому её содержание часто представляют неправильно.
Иллюстрация: diana.grytsku / Freepik / Shutterstock / Polina Vari для Skillbox Media
Профессия методиста онлайн-курсов — относительно молодая, ведь и само электронное обучение появилось лишь в конце 1990-х годов, но широко распространилось отнюдь не сразу, а бурное развитие EdTech (онлайн-образования как заметного сегмента бизнеса) и вовсе началось лишь недавно.
Неудивительно, что когда кто-то на вопрос «Кем работаешь?» отвечает «Методистом онлайн-курсов», не все понимают, какой функционал за этим стоит. Да и можно ли вообще считать это полноценной профессией. А у тех, кто что-то слышал краем уха про неё, часто складывается превратное представление о том, что она из себя представляет.
На самом деле такое явление происходит со всеми новыми цифровыми профессиями. Для многих до сих пор такая же загадка, чем занимается, например, SMM-менеджер, UX-дизайнер или продакт-менеджер. Но в случае с методистами онлайн-курсов путаницу вносит ещё и само название — ведь оно само по себе далеко не новое. Методисты давно есть в школах и вузах — и именно с ними ассоциируют в первую очередь методистов онлайн-курсов. Хотя по содержанию их работа, при наличии некоторых общих черт, всё же отличается.
Словом, про профессию методистов онлайн-курсов гуляет много мифов. Мы решили их развеять.
Миф 1
«У методистов чисто бумажная работа»
Название профессии — «методист», — как мы уже упомянули, прочно ассоциируется чаще всего со школой и вузом. А школьных и вузовских методистов часто воспринимают как делопроизводителей, вспомогательный персонал для составления расписания, учебных планов и важных организационных документов на случай проверки. Обычно считается, что к самому образовательному процессу они отношения не имеют, потому что в реальности его продумывают и ведут другие — учителя и преподаватели. На самом деле не всегда их работа такая простая, но документальной составляющей в ней действительно много. А у методистов курсов работа вообще не «про документы».
Методист онлайн-курса этот курс, собственно, и проектирует. Разрабатывает содержание и план учебной программы, решает, какие должны быть результаты обучения и какой учебный контент войдёт в курс, в каком порядке учебные темы будут следовать друг за другом и в каком формате их подавать (видеоуроки или тексты, синхронные занятия или асинхронные), какие учебные упражнения и тесты войдут в курс, какая длительность будет у курса в целом и у отдельных блоков. А ещё он придумывает, как сделать так, чтобы курс получился увлекательным для учащихся.
Словом, методист создаёт образ будущего образовательного продукта. И слово «продукт» тут неслучайное. Дело в том, что онлайн-курс — не только образовательная программа, это ещё и цифровой продукт, к созданию которого подходят примерно как к разработке любого IT-сервиса, полезного для пользователей. А для онлайн-платформы это ещё и коммерческий продукт, то есть его нужно проектировать, ориентируясь на бизнес-метрики. Вот этих двух составляющих — продуктового и бизнесового подходов, — как правило, нет у обычных методистов школ и вузов, даже если они тоже проектируют образовательные программы.
Миф 2
«Методистами становятся те, кто разбирается в теме курса»
Разве можно сделать курс по теме, в которой ты сам не профи? Это же ерунда какая-то получится! На самом деле — можно. Более того, так чаще всего и происходит, и качеству курса это не вредит. Более того, есть мнение, что когда методист — профи в теме, по которой делает курс (так тоже случается), как раз это может повредить. Потому что тогда можно попасть под «проклятие эксперта» — очень трудно посмотреть на тему глазами новичков, для которых делается курс. Если же аудитория курса — не начинающие, и научить их нужно не азам, а продвинутым вещам, тогда методисту действительно полезно и самому быть в теме.
Обычно содержание курса — это результат труда методиста и специалиста, который профессионально разбирается в теме (например, в курсе по дизайну это опытный дизайнер). Именно он рассказывает про теорию и практику, а методист продумывает и советует, как систематизировать и упаковать эту информацию в курс, чтобы студенты достигли учебных целей. Экспертов в одном курсе может быть несколько, но не все записывают лекции на камеру, некоторые лишь консультируют.
Убеждение в том, что методист всегда и сам эксперт в теме, бывает связано ещё и с тем, что в школе или вузе учебную программу по предмету составляет обычно преподаватель-предметник. Но особенность онлайн-курсов в том, что их создание подчиняется особым правилам и строится на специальных подходах. Знание и умение применять эти правила и подходы как раз составляет суть профессии методиста.
Кроме того, у прикладных курсов, посвящённых каким-то профессиям и навыкам, есть своя особенность: если профессия молодая или навык редкий, то она не сразу «обрастает» систематизированными принципами и правилами, и профессиональных преподавателей по этим темам может вообще не быть, есть только практики. Так было, например, с SMM. А практики не всегда могут представить собственный опыт системно и тем более не знают, как правильно передать свои знания другим. Систематизировать их практический опыт и помочь учащимся его перенять — задача методиста.
Миф 3
«Методист — работа лёгкая и несерьёзная»
Со стороны кажется — надо только найти хорошего эксперта по теме курса, усадить его перед камерой, и он сам всё расскажет. Останется занести основные тезисы в табличку — это и будет учебная программа. Ну ещё придумать с экспертом какие-то тесты и домашние задания — всё, курс готов. Идеальная профессия для тех, кто не любит напрягаться!
На самом деле даже обычные просветительские курсы (например, по истории искусств) делаются не так просто. А уж курсы, которые обучают определённым навыкам и профессиям, тем более.
Прежде чем эксперт расскажет что-то на камеру, у него будет серия встреч с методистом, на которых они решат, что именно, как и в каком порядке рассказывать. Правильный курс проектируется не наугад (берёшь всё, что рассказал эксперт, и как-нибудь лепишь из этого учебный контент), а по определённым правилам. При разработке хорошего профессионального курса методисты двигаются не от контента, а от результатов, которых должен достичь человек благодаря обучению, выстраивают путь студента.
Чтобы сделать курс, который понравится студентам и действительно поможет им овладеть теми или иными навыками, методисту нужно знать много теории: как вообще люди учатся, что им в этом помогает, а что мешает, как работают мотивация и когнитивная нагрузка.
Словом, это глубокая интеллектуальная профессия, для которой нужен широкий кругозор и богатый спектр навыков, — достаточно сказать, что созданный по инициативе профильного сообщества «Скиллсет методиста» (попытка собрать всё, что должен знать и уметь хороший методист) включает 74 пункта.
Миф 4
«Работа методиста похожа на работу учителя»
Раз методист планирует образовательную программу, значит, он почти как учитель, правда? Нет. Ведь сам методист никого не учит, а лишь создаёт обучающий продукт. Да, ему нужно знать многое из теории педагогики, андрагогики и хьютагогики (теории самостоятельного обучения), но не для применения в непосредственном общении с учащимися. Ему это нужно для проектирования такого контента и такой среды курса (например, продумывания разных видов взаимодействия студентов с преподавателем и друг другом), который стимулирует учащихся пройти обучение до конца и овладеть нужными знаниями и навыками.
На самом деле работа методиста очень похожа на работу продакт-менеджера — специалиста, который в IT-компании отвечает за то, каким должен быть новый IT‑продукт, какими характеристиками он должен обладать, чтобы получиться действительно полезным пользователю и нравиться ему.
Процесс разработки хорошего онлайн-курса, как и в случае с IT-продуктами, очень системный и строится по определённым моделям. Методисты, например, как и продакт-менеджеры, проводят предварительные исследования. В этой профессии есть что-то и от UX-дизайна — проектирования опыта пользователя в цифровых продуктах (кстати, у профессий продакт-менеджера и UX-дизайнера тоже много общего).
А ещё работа методиста кое-чем похожа на журналистскую: надо уметь «выудить» из эксперта по теме курса и других источников много информации и хорошенько разобраться в ней — проанализировать, систематизировать и понять, как её доступно донести в учебных материалах курса. Так что опытный методист — ещё и хороший интервьюер.
Миф 5
«У методистов работа монотонная и скучная»
Вот чего-чего, а скуки в работе методистов не бывает. Во-первых, процесс разработки курсов очень динамичный: надо создать классный, качественный продукт за ограниченный срок. Тут не заскучаешь.
Во-вторых, эта работа очень разносторонняя. Она, с одной стороны, системная и аналитическая, поэтому требует определённой въедливости в хорошем смысле. Но при этом она ещё и творческая. Ведь курс должен быть не только содержательным и эффективным (научить студента чему-то), но и увлекательным. Поэтому методистам важно осваивать ещё и инструменты сторителлинга и эдьютейнмента. Они пишут не только учебную программу, но порой и игровые сценарии. Бывают, например, курсы-квесты, курсы с персонажами и другие креативные решения.
Миф 6
«Методист — работа мечты для интровертов»
Раз методист сам не преподаёт, а только разрабатывает курс, значит, это идеальная работа для интеллектуалов-интровертов? Кропотливо собираешь информацию, много анализируешь, «раскладываешь по полочкам» и придумываешь, как всё это упаковать в формат курса — всем этим вполне можно заниматься уединённо, даже из дома.
На самом деле в работе методиста, кроме аналитической и творческой составляющей, много общения. Очень много. Это целый ряд встреч и созвонов с экспертом для интервью и обсуждения содержания курса.
Не каждый эксперт — идеальный рассказчик, кто-то говорит путано, а из кого-то информацию и вовсе надо тянуть чуть ли не клещами. К тому же все они люди занятые и не слишком-то рады, когда их часто «дёргают» с вопросами — порой могут и сорваться на раздражение. Но методисту приходится быть в хорошем смысле въедливым и настойчивым, ведь от этого зависит качество курса.
Когда доходит до обсуждения концепции курса, порой бывает ещё сложнее — если эксперт хочет сделать всё по-своему, но с методической точки зрения его предложения повредят продукту, методисту нужны сильные навыки убеждения. И много терпения. Словом, про отношения с экспертами можно написать книгу, а методистам приходится быть не только хорошими интервьюерами, но и «немножко психологами».
Добавьте к этому то, что бывают курсы, в которых участвует не один, а сразу несколько экспертов. А ещё то, что над созданием курса методист обычно работает не в одиночку: если это корпоративный курс, то у него есть заказчик, если это курс онлайн-школы, то в роли внутреннего заказчика и одновременно организатора процесса выступает продюсер, кроме того, есть ещё команда коллег или подрядчиков, выполняющих техническую работу. И со всеми нужно взаимодействовать.
Миф 7
«Методист весь курс сам собирает руками»
Некоторые думают, что проектирование курса — это когда ты и весь контент собираешь самостоятельно: делаешь презентации, снимаешь видео с экспертом, монтируешь их. На самом деле производство онлайн-курса — обычно командная работа, и строится она из нескольких этапов. Задача методиста — разработать содержание, а стадия воплощения (съёмки и сборки курса) называется, как в кинобизнесе, «продакшн». Если продолжать сравнение с производством фильма, то методист — это, скорее, режиссёр-сценарист.
Но широта функций методиста сильно зависит от того, где он работает. Если в крупной онлайн-школе вроде Skillbox, то съёмками занимаются операторы, монтажом — монтажёры, оформлением презентаций — дизайнеры, редакторы и корректоры, а выкладывают курс на платформу сотрудники сервиса.
В корпоративных университетах крупных компаний технические процессы производства курсов обычно тоже выполняют специальные сотрудники или их передают фрилансерам. Они по техзаданию методиста собирают подготовленный контент курса (видеозаписи, презентации, лонгриды, тесты) в специальных программах — онлайн-конструкторах.
Но в маленьких онлайн-школах, небольших отделах обучения в компаниях или работая на фрилансе с частными заказчиками методисты, бывает, кроме разработки содержания курса, действительно сами его и собирают или берут на себя существенную часть этого технического процесса. Так что кое-где такое представление о работе методиста вовсе не миф, а реальность, только не стоит считать её нормой для всей индустрии онлайн-обучения.
Миф 8
«Все методисты имеют педагогическое образование»
Это представление о профессии кажется логичным: специалист, который делает образовательный продукт, должен быть отлично знаком с дидактикой — наукой о процессе обучения человека, и с возрастной психологией. Всё это часть педагогики — значит, у методиста должно быть педагогическое образование.
Действительно, среди методистов есть те, кто получил педобразование, и бывшие учителя. Но многие приходят в эту профессию из совершенно других сфер, с другой базой — и успешно.
Дело в том, что проектирование курсов — педагогический дизайн — сфера на самом деле очень разносторонняя и комплексная. Для того чтобы в ней разбираться, нужно обладать знаниями и навыками из разных областей. Не только из педагогики, но и из продакт-менеджмента, проджект-менеджмента, маркетинга, даже UX-дизайна. Методисту приходится держать в уме не только учебные задачи курса, но и бизнес-задачи заказчика, а также оценивать эффективность курса как с одной, так и с другой точки зрения.
Так что с какой бы базой человек ни пришёл в эту профессию, ему всё равно придётся учиться ещё чему-то новому. Тем, у кого есть педагогическая база, — бизнес-подходам к созданию продукта. Тем, кто пришёл из менеджмента, маркетинга, UX-дизайна, — осваивать дидактику. И тем и другим — изучать саму технологию разработки курсов.
Поскольку сфера разработки онлайн-курсов относительно новая, в профессиональном сообществе методистов ещё нет профстандарта, его сейчас только лишь обсуждают.
Миф 9
«Методисты онлайн-курсов работают только в онлайн-школах»
На самом деле сфера онлайн-обучения сейчас не ограничивается сегментом EdTech — онлайн-платформами, которые производят курсы. Традиционные университеты тоже сейчас активно развивают у себя дополнительное профессиональное образование в формате онлайн-курсов, и чтобы успешно конкурировать на рынке с EdTech-компаниями, им требуется продуктовый подход. Поэтому методисты онлайн-курсов бывают нужны и там.
Кроме того, сильно развивается сфера корпоративного обучения — компаниям всех сфер бизнеса постоянно нужно чему-то обучать своих сотрудников, и этим занимаются специальные отделы и департаменты. В крупных корпорациях есть даже корпоративные университеты. Причём иногда они делают курсы не только для своих, но и для посторонних людей (это сейчас хороший инструмент брендинга и рекрутинга). Там тоже работают методисты.
Миф 10
У методистов не может быть карьерного роста
В каждой профессии подразумевается возможность какого-то карьерного роста, вертикального (вверх по должностной лестнице: например, путь «учитель — завуч — директор школы») или горизонтального (когда человек становится известным и уважаемым в профессиональном сообществе экспертом, передаёт свой опыт, выступает на профильных конференциях, консультирует коллег, открывает свою школу профессионального мастерства).
А про профессию методиста со стороны вроде бы непонятно: ну куда тут можно вырасти?
На самом деле, как в любой другой профессии, здесь есть поле для роста. Непонимание перспектив связано, опять же, лишь с тем, что специальность — новая.
Вертикальный карьерный путь методиста — это развитие в руководителя методической команды в крупной онлайн-школе, корпоративном университете или вузе. Называться эта должность в разных местах может по-разному — тимлид, руководитель методического отдела, академический директор или как-то ещё.
Горизонтальный карьерный путь — это, как и везде, расширение и углубление собственных знаний и опыта, их передача коллегам. Сфера разносторонняя и постоянно развивается, так что методистам всегда есть чему поучиться. В том числе друг у друга. Методическое сообщество как раз сейчас складывается, представители этой профессии очень настроены на обмен опытом, проводят для этого митапы, конференции, хакатоны и прочие мероприятия. В этой среде уже есть свои звёзды, но любой, кто по-настоящему увлекается профессией, может войти в их число.