Образование
#Руководства

Как построить курс, который приведёт новичка-студента к профессиональному мастерству

В этом поможет методология когнитивных этапов.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

Краткая справка:

Илья Ляшко

Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель в колледже при СПбГУПТД с 9-летним стажем, репетитор по философии. Исследователь, автор более десяти научных публикаций по философии и методологии образования. Готовит к защите диссертацию в области истории классической философии. Разработчик методологии когнитивных этапов.

Галина Турчак

Помощница по обучению, андрагог и автор Telegram-канала «Учусь как умею».

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое методология когнитивных этапов и чем она отличается от SJM — карты пути студента;
  • как этот подход помогает методисту учитывать закономерности человеческого мышления в проектировании курса;
  • как выглядит траектория познания — от бытовых представлений до мастерства;
  • как методология когнитивных этапов сопоставляется с образовательными моделями ADDIE и SSDL;
  • как применять этот подход в разработке лекций, домашних заданий и оценке результатов;
  • почему визуализация терминов полезна на начальном этапе обучения, но позже от неё стоит отказаться.

Что такое методология когнитивных этапов

Одна из важных метрик для онлайн-школ и обучающих платформ, — доходимость (COR). Разработчики курсов ставят себе задачу помочь студентам дойти до конца обучения и для её решения описывают проектируемый образовательный опыт с точки зрения самого ученика. В этом помогает такой инструмент, как карта пути обучения (Learning Journey Map, LJM), а именно её разновидность, которая называется картой пути студента (Student Journey Map, SJM). Она позволяет учесть необходимые знания, навыки и ресурсы студента, стоящие перед ним эмоциональные вызовы, его индивидуальные предпочтения и карьерный контекст.

В результате получается схема, отражающая эмоциональное отношение студента к процессу обучения. Но кроме траектории самочувствия есть и познавательный путь, которому также стоит уделять внимание: это те закономерности, по которым работает мышление на разных стадиях освоения нового предмета.

Для визуализации первой траектории часто используют кривую Даннинга — Крюгера. А схематично изобразить вторую траекторию позволяет методология когнитивных этапов. Этот подход показывает, почему путь обучения не бывает лёгким, и помогает заложить в него подходящие образовательные вызовы, преодоление которых приводит студента к озарениям. Это инсайты, благодаря которым учащийся видит предмет или задачу с новой, неожиданной для себя точки зрения.

SJM и методология когнитивных этапов — это взаимодополняющие инструменты для методиста.

  • SJM позволяет настроить курс в соответствии с портретом целевой аудитории, то есть она вариативна.
  • Методология когнитивных этапов помогает выстроить учебный опыт в соответствии с закономерностями мышления, то есть она более универсальна.

Таким образом, эта методология позволяет закладывать в SJM инсайты на соответствующих когнитивных этапах, поддерживая интеллектуальную вовлечённость студента в процесс изучения нового. Можно ожидать, что это положительно скажется на метрике COR.

Как методология помогает методисту

Методисты, как правило, работают с методиками — конкретными приёмами, способами организации образовательной задачи или построения формата обучения. То есть их деятельность скорее практическая. Методология же — это фундаментальный уровень, показывающий процесс обучения с точки зрения закономерностей познавательного опыта. Методологию изучают, соответственно, методологи, и их деятельность, по сравнению с работой методистов, более теоретическая. Но если методист знает методологию, это повышает его профессиональный уровень: теория делает практику более осознанной и эффективной.

Рассмотрим основные понятия, исходя из которых методология когнитивных этапов описывает образовательную траекторию.

Одно из самых важных понятий — это опыт. Методологическое понятие опыта согласуется с идеей конструктивизма, поскольку предполагает активное участие студента в организации своего учебного процесса.

Вот что такое опыт в методологии когнитивных этапов:

  • Это процесс, в котором мышление человека получает неожиданный результат, благодаря чему у него меняется «оптика». Если учащийся приходит к ожидаемому результату, он не обретает по-настоящему нового знания — только увеличивает количество информации в уже имеющихся рамках. Познавательный опыт состоялся тогда, когда человек стал мыслить иначе: например, видеть как дизайнер, думать как программист.
  • В настоящем опыте нет запрограммированных переходов: они происходят не потому, что автор курса их сконструировал, а потому, что они заложены в когнитивных закономерностях самого мышления и логике самого предмета. Методология позволяет методисту понять, где лежит потенциал этих озарений и спроектировать SJM по этим точкам. В этом смысле он не придумывает обучение, а помогает ему случиться.
  • Согласно методологии когнитивных этапов, цель и результат учебного опыта — это не только предметные знания и навыки выпускника, но и новый способ его мышления. В процессе обучения он не просто овладевает навыком как инструментом, но и, можно сказать, мыслит уже с учётом этого навыка. Например, веб-дизайнер не только использует модульную сетку для отрисовки сайта, но и видит страницу на модульной сетке, думает ею на этапе проектирования.

С понятием опыта связан термин «метод», который в исходном греческом (μέθοδος) состоит из слов μετά — «после» — и οδός — «путь», то есть означает «путь вслед», или «путь после пути». Эксперт (мастер в профессии) прошёл первый путь опыта, поэтому знает предмет. Методист, используя методологию когнитивных этапов, может проанализировать опыт эксперта и отделить в нём универсальные точки от чисто личной истории. Так он реконструирует закономерности опыта эксперта, чтобы упаковать его знание во второй путь опыта — путь студента. Проще говоря, методист придумывает, как проложить новичку путь, который позволит ему освоить знания и навыки, которые сформированы у эксперта, и перенять его способ профессионального мышления.

Методология — это теоретический фундамент, который при разработке курса задаёт направление для принятия решений, с помощью каких конкретных методик и форм стоит учить данному предмету, профессии, навыку. Методологический ракурс при построении SJM удерживает внимание методиста на том, как будет работать мышление студента во время обучения.

Из каких этапов состоит путь познания

Предложенное понятие опыта происходит из классической философии. Чтобы применять описанные выше принципы в практической деятельности, можно представить их в виде упрощённой модели.

Методология согласуется с принципом backward design — проектированием от результата. Отличие в том, что в разрезе методологии результат — это не предметные навыки и знание, а определённый способ мышления (мышление мастера). Следовательно, цель программы формулируется так, чтобы подчеркнуть достижение студентом самостоятельной позиции, когда он может сказать: «Теперь я знаю, как это делать! А если чего-то не знаю, то смогу освоить сам». Например:

Цель курса без учёта аспекта мышленияЦель курса по методологии
Обучить студентов работать с инструментом дизайна и разработки сайтов TildaСтудент знает инструмент дизайна и разработки сайтов Tilda (то есть владеет этим инструментом)

Формулировки выглядят похожими, но во втором случае мы подчёркиваем активную позицию студента и свою долю ответственности за результат: мы не только дали ему материалы, но и постарались сделать так, чтобы он их освоил.

Понять, что нужно сделать, чтобы получить такой результат, помогает модель четырёх когнитивных этапов:

  1. Представление.
  2. Догматизм.
  3. Скептицизм.
  4. Мастерство.

Нулевой этап — это лишь предпосылка будущего профессионального мышления, которая есть у взрослого человека благодаря жизненному опыту. Всё, что ему известно о профессии или навыке до начала курса, — это и есть представление. Например, человек представляет, что дизайн связан с визуальным оформлением и эргономикой, замечает востребованность этих навыков и профессии, поэтому мотивирован учиться, чтобы создавать красоту и удобство, зарабатывая благодаря этому деньги.

Представление составляется из повседневного опыта человека, поэтому в курсе на него можно опираться, добавляя в материалы образы, знакомые большинству студентов. Так мы показываем, что новый для них предмет находится не в другом мире, а прямо касается их самих.

Знакомство с предметом постепенно приводит студента к тому, что одних только представлений недостаточно. Чтобы решать даже простые профессиональные задачи, ему приходится мыслить по-новому. Здесь учащийся подходит к следующим трём когнитивным этапам — этапам мышления.

Догматизм — это мышление, основанное на вере в безошибочные правила и формулы. Студент знакомится с основами профессии и думает, что на них можно положиться всегда. Он может быть очарован тем, как легко с помощью базовых принципов решаются первые задания. Возникает ожидание, что дальнейшее обучение — это освоение новых похожих алгоритмов. Устанавливается доверие к учебной платформе и её экспертам.

Задача методиста при проектировании этого этапа в SJM — подхватить мотивацию и сфокусировать представление студента о предмете, профессии, навыке в базовых принципах и алгоритмах. На стадии догматизма задаются системность, ранжированность, структурные взаимосвязи предметного знания.

На этапе скептицизма учащийся узнаёт о том, что базовые правила, формулы, схемы и алгоритмы действий на самом деле относительны, они срабатывают не всегда. Это приводит его к разочарованию в новом знании. В результате снижается авторитет учебной платформы и преподавателей-экспертов. С точки зрения методологии мышления это закономерная ситуация, и при проектировании модулей методисту стоит учитывать начало стадии скептицизма. Важно заложить элемент неопределённости, неоднозначности в сам материал и задания и бережно, подобрав соответствующие методики и форматы, провести студента через этот этап.

Успешным результатом этапа скептицизма можно считать ситуацию, когда учащийся находит опору в самом себе, умеет применять нестандартные решения в тех случаях, когда не работают алгоритмы. Ошибки теперь воспринимаются не как сбой в схеме, а как потенциал для правильных креативных решений.

Мастерство — этап мышления, соединяющий базовые закономерности предмета и обретённую самостоятельность. Его формулу можно представить так: мастерство = знание + созидание. Благодаря опыту, полученному на предыдущих этапах, студент понимает, что его скептицизм происходил не из ошибочности правил и формул, а из их ограниченности: есть задачи, которые можно решить только творческим применением алгоритмов. При этом без базовых знаний эти задачи в принципе недоступны. То есть мастер опирается на алгоритмы, чтобы действовать неалгоритмично. Главные параметры мастерства:

  • знаю как;
  • понимаю, почему так;
  • могу объяснить другим.
Фото: Parilov / Shutterstock

Мастер — тот, кто следует логике предмета, поэтому готов к нестандартным ситуациям. Он может совладать с ошибками, в неверных решениях найти верные. Такое мышление говорит о том, что человек действительно освоил новую профессию и по праву может считаться выпускником курса. Например, овладеть мастерством дизайна — значит понимать законы эстетики и эргономики, «видеть» ими и через них, соблюдать границы и уместность.

Как методист может работать с когнитивными этапами

Летом 2021 года мы провели для команды методистов Skillbox цикл методологических мастер-классов, где переложили четыре когнитивных этапа на SJM. Сопоставили эту методологию с двумя распространёнными моделями проектирования образования — ADDIE и SSDL.

  • В рамках модели ADDIE методологическая работа разворачивается на этапах дизайна и разработки курса. Понимание особенностей каждого когнитивного этапа помогает подбирать необходимые форматы обучения в конкретных модулях, а в работе с экспертами — выделять из их личного опыта универсальное знание. На стадии оценки образовательной программы методологический взгляд может пригодиться для сверки получившегося курса с картой когнитивных этапов.
  • Модель SSDL (Staged Self-Directed Learning Model) предполагает, что студент на протяжении курса движется от зависимой позиции к самостоятельности, что сопоставимо с логикой когнитивных этапов — от догматизма до мастерства. Если вы составляете психологическую карту курса по модели SSDL, описываете траекторию мотивации в рамках курса, то методологию можно использовать для фиксации задач, активностей и ресурсов, которые способствуют когнитивным озарениям, двигают студента из позиции «зависимого» в позицию «вовлечённого». Так в модели SSDL появляется графа, отражающая способ мышления студента, — как (а не что) он думает о предмете.

А вот несколько примеров, как методист может опереться на методологию когнитивных этапов при проектировании курса.

В проектировании лекционной части

Чтобы в начале обучения связать изучаемый предмет с личным базовым опытом студентов, можно задействовать основные формы представления. Например, попросите спикера привести пример, как осваиваемая профессия и результаты этого вида деятельности влияют на повседневную жизнь людей.

На этапе скептицизма можно спроектировать лекцию с запланированными ошибками (лёгкого уровня, чтобы студент мог их распознать, опираясь на предшествующие занятия). Так мы стимулируем формирование критического взгляда. На него можно опереться в заключительных модулях, делая отсылки к освоенным навыкам и знанию, чтобы побудить студента выстраивать взаимосвязи самостоятельно.

В проектировании домашних заданий

Чтобы студенты учились оперировать понятиями изучаемой профессии или осваиваемого навыка, они должны их хорошо запомнить. Для этого можно предложить по памяти составить чек-лист слов, которые стали для них новыми на начальном этапе обучения.

На последнем этапе стоит запустить обратный процесс — учебную визуализацию: предложите сделать таблицу, схему, ментальную карту, слайды по крупной профильной задаче. Так студент декомпозирует большой объём сформированного знания на простые элементы, самостоятельно пересоберёт структуру и изобразит предмет в простой, доступной форме.

Что касается визуализации терминов, то это полезный вспомогательный инструмент на начальном этапе обучения. Но серьёзное погружение в определённую сферу предполагает знание и понимание, то есть мышление. В какой-то момент визуализация начинает стопорить процесс развития, задерживая внимание на внешнем выражении, когда студент уже готов осваивать ту сущность, которая стоит за термином и его внешним образом.

Например, осваивая профессию методиста, студент изучает таксономию учебных целей по Блуму и учится решать задачи, опираясь на вертикаль шести блоков. Но когда он разобрался с сущностями этапов этой таксономии, необходимость в их визуализации отпадает. У студента возникает запрос на системное видение этих сущностей в их взаимосвязи с другими аспектами обучения. В этой ситуации бессмысленно сохранять жёсткую привязку к иерархии визуальной структуры, потому что это помешает переосмыслить учебные цели. Советский философ Эвальд Ильенков называл наглядность маской абстракции, так как она фиксирует схему, вырванную из системных взаимосвязей самого предмета. Об этом можно прочитать в его статье «Учиться мыслить!» и в книге Василия Давыдова «Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов».

В оценке промежуточных и итоговых результатов

Как правило, студент приходит на курс с бытовым представлением о предмете, профессии, навыке. Если после вводных занятий он применяет профессиональные термины, сленг (например, обсуждая домашние задания, выполняя тесты), может описать, какие карьерные траектории ему будут доступны после курса, это значит, что его представление синхронизировано с профессиональным знанием — нулевой этап пройден.

Догматический же этап освоен в том случае, если студент ориентируется в основных инструментах — правильно выбирает их под конкретные задачи и может грамотно объяснить, что, как и почему сделал в домашнем задании.

Об успешном прохождении скептической «долины отчаяния» мы можем понять, когда студент уверенно чувствует себя в заданиях, где нет пошаговой инструкции, не сдаётся, когда типовые решения не срабатывают, когда он не просит у куратора или преподавателя готовых решений, относится к ошибкам как к профессиональным вызовам, точкам роста.

А об освоении этапа мастерства подскажет, например, способность студента неожиданным образом соединить несколько типичных алгоритмов, чтобы получить решение нестандартного кейса.

Фото: iJeab / Shutterstock

Возьмём в качестве упрощённого примера модульную сетку в веб-дизайне. Отношение студента к этому инструменту на четырёх когнитивных этапах будет разным. На нулевом этапе он может иметь представление, что у дизайнеров есть инструмент для приведения элементов сайта в определённый порядок. После вводных занятий курса учащийся понимает, что у макета сайта есть основа, и называет её модульной сеткой.

На этапе догматизма студент углубляется в изучение инструмента и в результате разбирается в его типологии, закономерностях и оптимальном применении. Но впоследствии он узнаёт, что модульная сетка вовсе не универсальна — когда-то применяют другие типы сеток, а иногда профессионалы вообще нарушают их требования.

Понимание относительности даже базовых инструментов свидетельствует об этапе скептицизма. Подход мастера можно зафиксировать, когда студент возвращается к использованию модульной сетки, самостоятельно выбирая сценарии её применения, обосновывая оптимальность выбора этого инструмента среди альтернативных.

Большая конференция по нейросетям!
Хотите разобраться, как их использовать в своей работе? Смотрите: 13 топ-экспертов, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована