«Нагружаю мозг за компьютером, разгружаю — в самолёте»: как бортпроводник стал дизайнером
Александр решил освоить дизайн-программы в качестве хобби, но сильно увлёкся и даже нашёл работу на аутсорсе. Теперь совмещает графдизайн с авиацией.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Александр Голощапов
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Получил дополнительную профессию и должность дизайнера на аутсорсе в крупной компании.
✅ Помощь
Александр рассказал:
- что подтолкнуло его к обучению на графического дизайнера;
- как семилетняя дочь помогла ему подготовить яркое домашнее задание на курсе;
- как старательное выполнение домашних заданий обеспечило ему оффер;
- в чём специфика графического дизайна в фармацевтике;
- как совмещает работу дизайнером на аутсорсе с полётами;
- почему никогда не станет графическим дизайнером в авиаотрасли.
«Хотел делать красивый контент для читателей»: от ведения сообщества в VK до графического дизайна
— Александр, ты пришёл в графический дизайн из смежной сферы или начал свой путь с нуля?
— Скорее второе. Моя первая профессия вообще никак не связана с дизайном или творчеством — я бортпроводник. Но стоит сказать, что параллельно основной работе я также занимался развитием сообщества своего района во «ВКонтакте».
Сначала это была маленькая группа, посвящённая микрорайону Южный в подмосковном Домодедове, которую я поднимал с нуля. Со временем сообщество стало расти и даже приносить первые доходы от рекламы, но… для дальнейшего развития требовалось качественное графическое наполнение.
Тогда в VK как раз появились динамические обложки и другие классные дизайнерские фишки, и мне захотелось использовать их — оформить группу и на постоянной основе дополнять посты по-настоящему красивым контентом. Словом, радовать читателей. Вот только опыта работы с графическими инструментами у меня совсем не было.
Тогда я и задумался о том, чтобы освоить Photoshop и Illustrator и закрыть этот пробел. В своих поисках пришёл к курсу по графическому дизайну от Skillbox.
— Как тебе удавалось совмещать развитие сообщества, новую учёбу и работу бортпроводником?
— В VK в те времена с продвижением всё было гораздо проще: подписчики легко привлекались и удерживались и, более того, сами активно участвовали в жизни сообщества.
А вот с обучением дела обстояли сложнее: чтобы успевать учиться, приходилось везде и всегда таскать с собой ноутбук — я брал его даже в командировки.
Дома тоже не забрасывал обучение: иногда вставал в шесть утра, чтобы успеть пройти нужные модули и выполнить домашку.
— Ты оформил страницу сообщества, как хотел?
— Да, даже придумал себе амбициозный проект и успешно его реализовал. А именно: подготовил и зашил в обложку 64 изображения, которые сменялись в зависимости от погоды, времени дня и года. То есть если в микрорайоне идёт дождь, на обложке появляется соответствующая картинка. Подписчикам очень нравится!

Изображение: Александр Голощапов

Изображение: Александр Голощапов

Изображение: Александр Голощапов

Изображение: Александр Голощапов
Чем дальше шло время, тем отчётливее я понимал, что графический дизайн действительно может стать моей второй профессией. Это осознание добавляло мотивации продолжать учёбу.
— Что именно помогло тебе понять, что графический дизайн — действительно твоё?
— В ходе обучения я начал выкладывать свои работы в студенческий телеграм-чат курса, а также на Behance и везде получил много позитивных откликов. И вот, посмотрев на свои работы чужими глазами, я понял, что у меня действительно неплохо получается и я мог бы заняться дизайном всерьёз.
«Компания, для которой я делал учебную работу, заметила меня на Behance»: как получить первые заказы
— Какие ещё задания ты придумывал себе сам или брал для опыта во время обучения?
— В основном я, конечно, практиковался на домашних заданиях курса, но иногда брал и небольшие заказы от знакомых.
Например, однажды сделал для одной девушки карточку товара на Wildberries. Казалось бы, задача нехитрая: оформить продающий визуал для пачки кофе, добавить важные тезисы — и готово. Но я постарался подойти к дизайну нестандартно и вложился в работу по максимуму. В итоге магазин девушки сильно поднялся в продажах и мы до сих пор с ней сотрудничаем.
Как сейчас помню, эта задача далась мне так легко и естественно, что я подумал: «Похоже, графический дизайн всегда был у меня в крови, просто для реализации своих задумок мне не хватало знаний».

Изображение: Александр Голощапов
— Ты пришёл на курс, чтобы освоить важные для дизайнеров программы. А было ли что-то, помимо знакомства с технической стороной, что тебе особенно запомнилось?
— Меня впечатлило одно из домашних заданий, где нас попросили создать плакат, использовав не только цифровые, но и физические элементы. Соединить виртуальное и материальное.
Я решил сделать работу для известной петербургской группы Shortparis. Причём не просто своими силами, а привлечь к процессу свою семилетнюю дочь. Как это было: я просто составил в Photoshop композицию из букв, которые входят в название группы, распечатал на листе формата A4 и сказал дочке: «Перерисуй и раскрась так, как тебе хочется».
Как известно, у детей уникальное чувство цвета, поэтому у неё получился очень интересный результат.
Затем я загнал получившийся рисунок обратно в Photoshop и сделал из него плакат с крутыми эффектами. Компания, в которой я сейчас работаю графическим дизайнером, обратила на эту работу особое внимание — отметила необычный подход.

Изображение: Александр Голощапов

Изображение: Александр Голощапов
— В какой момент ты понял, что готов выходить за пределы единичных заказов и искать постоянную работу в графическом дизайне?
— Это произошло спонтанно. Где-то к середине обучения у меня уже было собрано портфолио из довольно качественных работ. Получилось это благодаря тому, что я в каждое домашнее задание вкладывался по-настоящему, а не для галочки.
И вот однажды моё портфолио на Behance заметила компания Onpoint. Причём они в том числе увидели проект, посвящённый им самим, который я делал в рамках одного из домашних заданий 😃
Это была презентация для потенциального соискателя — мол, Onpoint ищут графического дизайнера. Я оформил её в необычном космическом стиле, продумав всевозможные детали, — и это отметили в компании.
На этот проект я потратил около полутора месяцев, хотя мог сделать всё просто, но аккуратно за неделю и пойти дальше. Но мне был важен креативный подход.
— Вот это да! И как отреагировали в Onpoint?
— Мне предложили сделать тестовое. Помню, я тогда ещё побаивался и не до конца был уверен в своих силах для такой потенциально серьёзной работы, но всё же решил рискнуть.
И всё сложилось успешно — в итоге меня взяли графическим дизайнером на аутсорс. Скоро уже будет год, как я работаю в этой должности.

Изображение: Александр Голощапов / Behance

Изображение: Александр Голощапов / Behance

Изображение: Александр Голощапов / Behance

Изображение: Александр Голощапов / Behance

Изображение: Александр Голощапов / Behance

Изображение: Александр Голощапов / Behance
— Ты часто задействуешь в своих работах необычные решения и приёмы. Что тебя вдохновляет?
— Отвечу банально — Pinterest. Как только вижу там что-то интересное, сразу добавляю в закладки.
Главное в работе дизайнера — насмотренность.
Когда её нарабатываешь и впитываешь в себя то, что делают другие дизайнеры, получается органично комбинировать увиденные приёмы и придумывать что-то своё.
«Первые четыре месяца дико стрессовал»: как адаптироваться к работе в новой сфере
— Были ли моменты в новой должности, когда ты чувствовал, что тебе не хватает знаний? Или просто стрессовые ситуации, с которыми не получалось справиться?
— Первые четыре месяца в компании я дико стрессовал. Всё-таки одно дело, когда просто выполняешь домашнее задание или берёшь подработку у знакомых, и совсем другое — когда перед тобой ставят чёткое ТЗ и конкретный дедлайн. Ответственность давит, и можно легко растеряться.
К счастью, я работаю с отличным тимлидом, который всегда готов прийти на помощь. Да и Skillbox даёт хорошую техническую базу, благодаря которой можно чувствовать себя вполне уверенно. А если на работе требуется что-то, чего не было в программе, например использовать самые актуальные приёмы в Photoshop, — я просто смотрю обучающие ролики на YouTube или задаю вопросы более опытным коллегам. Это нормальный процесс.
— Над какими проектами в компании ты работаешь сейчас?
— Onpoint разрабатывают цифровые решения для фармацевтического рынка: экосистему диджитал-инструментов, омниканальные стратегии и контент для крупнейших международных и российских компаний. В том числе мы создаём презентации.
Я, как начинающий дизайнер, пока работаю «на подхвате»: вношу правки, адаптирую презентации для регионов, работаю с графикой. Здесь нет такого, что кто-то один делает презентацию с нуля — над каждой трудится целая команда.
— Раньше ты работал в одиночку. Какие ощущения от командной работы?
— Отличные! Когда концепция уже продумана, работать над проектом гораздо легче. Ничего не надо «изобретать». Плюс, если что-то идёт не так, я знаю, что всегда могу обратиться к коллегам, — это придаёт уверенности. Главное — не молчать. Если вовремя сказать о проблеме, тебе помогут, «разжуют» все тонкости и на выходе получится классный результат.

Изображение: Александр Голощапов

Изображение: Александр Голощапов
— С какими проблемами ты чаще всего сталкиваешься в проектах?
— В основном с техническими: иногда не открываются программы или глючат шрифты. Но, конечно, есть и свои нюансы, связанные с работой в крупной компании. В Onpoint, например, жёсткие требования к использованию изображений — их можно брать только из определённых стоков. Просто найти понравившуюся картинку в «Яндексе» и вставить её в презентацию не получится.
В связи с этим иногда приходится выкручиваться. Например, если нужного изображения в наших стоках нет и оно есть только в свободном доступе, то необходимо импровизировать: фотошопить, рисовать, задействовать нейросети.
— А какая часть работы нравится тебе больше всего?
— Я люблю творческие задачи: добавлять в презентации персонажей, что-то обрабатывать, дорисовывать, раскрашивать. Ещё мне нравится работать с людьми в графике: менять им одежду, позу, добавлять предметы в окружение. Именно поэтому, кстати, обожаю графический планшет — он даёт максимальную свободу в работе.
— Есть ли у графического дизайнера в фармацевтической сфере какая-то своя специфика работы?
— Да, здесь нужно глубоко погружаться в контекст. Нельзя просто сделать симпатичную композицию, красиво расставить текст и перенести предлоги. Нет: необходимо проверить содержание на предмет неточностей или опечаток и только потом приступать к дизайну. Даже если до тебя всё это уже делали, лучше перепроверить — цена ошибки в этой сфере слишком высока.
«Мне проще, чем тем, кто работает в графике 5/2»: как совмещать графический дизайн и полёты
— Александр, помимо аутсорса по графическому дизайну, ты продолжаешь работать бортпроводником. Как удаётся совмещать?
— На самом деле, мне в этом плане гораздо проще, чем тем, кто работает в графике 5/2. Эти люди сидят с утра до вечера в офисе, а на выходных занимаются домашними делами и отдыхают — понятно, что времени и сил на подработку у них остаётся очень мало.
У меня же хоть и ненормированный график, но свободных дней больше, чем два в неделю.
Работе дизайнером в Onpoint я спокойно уделяю порядка 20 часов в неделю. Иногда это два полных дня за компьютером, иногда — пара часов во время командировок. Зависит от количества полётов. Главное — заранее договориться с компанией, чтобы подстроить задачи под свой график.

Фото: личный архив Александра Голощапова
— А заказы на фрилансе продолжаешь брать?
— Нет, стараюсь не распыляться и не брать на себя слишком много, чтобы не страдало качество работы.
Те же карточки товаров для Wildberries, которыми я раньше занимался, на самом деле не так просты в исполнении, как кажется на первый взгляд. Чтобы продумать и собрать по-настоящему цепляющую картинку, нужно тщательно изучить товар и нишу, проанализировать конкурентов.
Просто бездушно обработать фото — недостаточно.
— Каким ты видишь своё будущее в графическом дизайне? Продолжишь работать на аутсорсе или полностью перейдёшь в эту сферу?
— Пока планирую остаться за штатом и продолжить учиться и развиваться в дизайне. Возможно, снова приду в Skillbox. Оставлять авиацию не планирую — уж слишком здесь хорошие условия. Всё-таки 70 дней отпуска в году для меня, как для семейного человека и любителя ездить на море, очень важны.
Кроме того, у бортпроводников есть льготный стаж и льготная пенсия. Так что пока план у меня такой: летать до 40–45 лет, а потом выйти на пенсию и сосредоточиться на дизайне.

Изображение: Александр Голощапов
— Каким дополнительным навыкам в дизайне ты бы хотел обучиться?
— Мне интересен дизайн упаковки. Знаете это чувство, когда заходишь в продуктовый магазин и взгляд сразу цепляется за любопытно оформленный товар? Вот было бы здорово однажды зайти в ту же «Пятёрочку» и увидеть на полке йогурт, хлеб или молоко с дизайном упаковки, который я сам придумал и разработал.
Мне кажется, это невероятно — через дизайн доносить идею, которая заставляет людей выбирать именно твой продукт, а не соседний.
— Напоследок скажи: у тебя никогда не возникало мысли совместить две твои профессии? Может, как человек из сферы, ты бы мог предложить авиакомпаниям интересные дизайн-идеи…
— На самом деле я вряд ли смогу предложить им что-то необычное, потому что для меня авиация — это нечто обыденное, рутинное. Кажется, если я буду думать о полётах ещё и в свободное от них время, то профессия окончательно мне наскучит 🙂
Так что сейчас я максимально разграничиваю сферы своей деятельности: дизайн и авиацию. Нагружаю мозг за компьютером, разгружаю — в самолёте.