Разбираемся в законах композиции за 10 минут

Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.

Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.

Связь между объектами

Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.

Золотое сечение

Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.

Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.

Жанна Травкина

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.


Все любят котиков, потому что они идеально вписываются в золотое сечение.

«Спираль Фибоначчи» — графическое отображение последовательности чисел Фибоначчи, соотношение между которыми приближается к «золотому сечению». «Золотое сечение» часто встречается в природе. В искусстве его принято считать признаком гармонии и совершенства.

Правило третей

Представляет собой упрощенный вариант золотого сечения. Если вам тяжело строить композицию и вы не всегда понимаете, насколько гармоничной она получается, — это правило поможет. Благодаря своей простоте этот принцип используется во многих сферах: его можно увидеть в кино, на снимках рекламных кампаний, на открытках, фотографиях или работах художников.

Суть правила третей заключается в том, чтобы разделить картинку на девять равных частей — самое важное должно находиться на пересечении линий. Проще всего это сделать при помощи Направляющих/Guides в программе Photoshop, их можно отключать комбинацией Ctrl + ; — они не помешают работе, но придут на помощь, когда это будет нужно.

Правило третей активно используется в киноиндустрии.

Рамка

Специалисты часто прибегают к этому приему, располагая на краях изображения размытые ветки деревьев, или создают эффект того, что пейзаж обрамлен какой-либо рамкой вроде ворот или окна. Такой прием позволяет сделать визуализацию более законченной и подчеркнуть ее элементы.

Работа хедлайнера курса «Рекламная графика» Дмитрия Глазырина.

Точка фокуса

Правильно выстраивая композицию, вы можете заставить зрителя обратить внимание на нужный объект. Чтобы это сделать, продумайте вид и конструкцию дополнительных объектов на картинке, которые будут «указывать» на объект. Например, ведущая к хижине дорога, свисающая над путником ветка дерева или указывающая на объект рука.

Ракурс

Смелые и необычные ракурсы привлекают внимание и, вне зависимости от того, что изображено на картинке, выглядят более эффектно. К тому, чтобы создать сцену с уникальным ракурсом, нужно подготовиться и посмотреть достаточно референсов: непривычный вид может вылиться в проблемы с перспективой и соотношением элементов визуализации.

Гармония и баланс

Стремясь подчеркнуть главный объект, новички часто перегружают изображение откровенно лишними деталями, которые не столько подчеркивают важность элемента, сколько создают визуальный шум. Если сомневаетесь, стоит ли добавлять что-то в визуализацию, подумайте, какой цели отвечает этот элемент: он помогает создать атмосферу, раскрывает какие-то детали вашего замысла или просто заполняет пустое место?

Атмосфера и эмоции

Композиция, ландшафт, цвета должны подчеркивать эмоцию, которую вы заложили в визуализацию. Не просто так нечто позитивное ассоциируется у людей с чистыми и яркими оттенками, а фильмы ужасов — с мрачной атмосферой заброшенных домов и пустынных улиц.

Еще одна эффектная работа Дмитрия, в которой обыгрывается название модели Rolls-Royce Phantom.

Свет и цвет

Вы никогда не обращали внимание на то, что фотографии с красивым закатом нравятся людям гораздо больше других? Все дело в насыщенности цветов и красивом переходе оттенков. Этот лайфхак — не повод использовать закатное небо в каждой картинке, но отличный пример того, как цвета и освещение могут повлиять на восприятие визуализации.

Ритм и динамичность

Как и в музыке, в изобразительном искусстве существует понятие ритма. Присмотритесь к работам великих художников, и вы поймете, что мы имеем в виду. Не менее важна динамичность визуализации. В рекламе часто используется этот прием, показывающий нам кадр из истории, в котором вот-вот должно что-то произойти.

За создание такого эффекта часто отвечают позы людей или положение объектов: занесенная над мячом нога футболиста, застывший перед прыжком ягуар или устремленный на объект взгляд.

Работа студентки курса «Рекламная графика»

Целостность визуализации

Сосредоточиться на законах композиции — важно, но не стоит упускать из вида другие элементы визуализации. Чтобы картинка выглядела интересно, нужно посвятить достаточно времени проработке среднего и заднего планов. С их помощью можно создать более продуманное и детализированное изображение, которое захочется разглядывать внимательнее.

Нарушение правил

Зачастую самые интересные визуализации получаются тогда, когда дизайнер намеренно нарушает правила, и законы композиции не исключение. Но прежде чем соберетесь нарушить хоть один из них, вы должны понимать, что делаете и какого эффекта стремитесь достичь.

Заключение

Если вы мечтаете о карьере в рекламной графике, хотите попробовать себя в кино- или гейм-индустрии, предстоит разобраться не только с законами композиции, но и в совершенстве овладеть многими инструментами. Научиться делать отличные визуализации можно на курсе «Рекламная графика».

Курс

Рекламная графика


Учебный курс от создателей самых живых и ярких иллюстраций на российском рынке. Вы прокачаете навыки в рекламной ретуши, техническом дизайне 
и CGI-графике, а еще — получите новую интересную профессию с высоким доходом.

1.

5 месяцев обучения, 
12 модулей


2.

Живая обратная связь
с преподавателями


3.

Неограниченый доступ к материалам курса


4.

Стажировки
в компаниях-партнерах


5.

Дипломный проект от реального заказчика


6.

Гарантия трудоустройства для выпускников


Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox