Дизайн Кино и музыка
#статьи

Смотри кино как дизайнер: приёмы из фильмов, которые пригодятся в работе

Рассказываем, как в кино используют «продающий красный», что такое контраст по теплохолодности и зачем сравнивать персонажей с кругами и квадратами.

кадр: фильм «Круэлла»

Дизайнер — человек, который не расстаётся с работой ни на минуту, ведь вдохновиться интересной композицией или сочетанием цветов можно не только в офисе с девяти до шести. Всегда есть шанс найти идею прямо на улице, разглядывая толпу, на природе и даже дома за ужином под любимый сериал.

В хорошем кино каждый кадр не случаен. С помощью композиции и цвета режиссёр привлекает внимание к отдельным объектам, задаёт настроение, показывает характер персонажей. Словом, делает примерно то же, что и дизайнер.

Читайте, какие приёмы из кино можно использовать в работе над айдентикой, рекламой или иллюстрацией.

Картинки для привлечения внимания

Яркое пятно

Важная задача режиссёра — обозначить главного героя и выделить его среди остальных. Один из самых простых способов — контрастный яркий костюм. Кстати, шутки про «продающий красный» вполне применимы и к кино — часто именно этот цвет выбирают, чтобы «продать» зрителю ключевого персонажа:

Красный интересен своей универсальностью: его могут носить совершенно непохожие по характеру персонажи, и их образ будет складываться в зависимости от других деталей.

Читайте о восприятии красного цвета и о том, как его используют известные бренды, в этой статье.

В дизайне этот цвет тоже используют практически в любых нишах. Соседствующие с красным оттенки, форма элементов и их взаимное расположение будут передавать месседж бренда.

Конечно, не все ключевые персонажи в кино носят красное — их может выделить любой контрастный к фону оттенок. Благодаря этой «цветовой маркировке» режиссёр привлекает внимание к герою, даже если он не в фокусе, не в центре, не на переднем плане. Или вообще наполовину закрыт:

Кадр: фильм «Синонимы»

Маскировка

Частичное перекрытие главного объекта в дизайне делает композицию интересной, а иногда и порождает новые формы — например, буква «М» может превратиться в сверкающие в ночи глаза. Характерные пластические элементы в сочетании с фирменным цветом делают продукт или логотип узнаваемым даже по маленькому фрагменту:

Изображение: McDonald’s / дизайн агентства Leo Burnett

Парадоксально, но иногда, чтобы выделить персонажа в кино, его, наоборот, пытаются спрятать. Такое решение заставляет нас задержать взгляд и всмотреться.

В фильмах такой приём используют давно, а в дизайне рекламы это тренд последних лет — вместо использования максимального контраста продукт ненавязчиво вписывают в окружение:

Детализация

Главное от второстепенного в композиции может отличаться степенью детализации. Тут, например, всё внимание приковано к маме-пришельцу — у неё и бантик, и бусы, и яркое платье:

Кадр: фильм «Пришелец-постоялец»

В рекламе, иллюстрации или айдентике степень детализации помогает сделать акцент на фигуре — даже если она некрупная и находится не в центре.

Изображение: Ugly / дизайн компании Jones Knowles Ritchie

Направление движения взгляда

Для управления вниманием зрителя в фильмах часто используют диагональные направляющие. Эти решения не всегда такие же явные, как в графике, — в кадре диагонали могут складываться из лиц второстепенных героев, жестов людей или мебели в перспективном искажении.

Диагонали приводят взгляд зрителя к главному объекту, где бы он ни находился. В дизайне их тоже используют — притом более явно и акцентированно, чем в фильмах. Но конкретные направления и варианты расположения объектов вполне можно почерпнуть из кино, переработав их в нужной стилистике.

Изображение: Foodcode / дизайн агентства Depot

Ещё один композиционный приём, который можно отследить в кино, — нарушение ритмического рисунка. Так делают, чтобы выделить предмет или человека. Вот, например, головы сидящих женщин образуют подобие паттерна, а ближайшая к нам фигура Энн Хэтэуэй выбивается из него — из-за крупного плана и подчёркнуто отличающейся позы.

Кадр: фильм «Ведьмы»

Этот приём можно применить в иллюстрации или шрифтовой композиции.

Способы показать характер

Контрасты

В конкретной сцене фильма характер персонажей часто подчеркивают на контрасте с фоном или другими героями — с помощью разницы в восприятии тёплых и холодных цветов.

Обычно холодные цвета ассоциируются с чем-то серьёзным, сдержанным, элитарным, а тёплые — показывают открытость, лёгкость, дружелюбие. Контраст по теплохолодности в дизайне может подчёркивать характер бренда или рекламный месседж.

Форма

Раскрыть особенности персонажа в кино помогает его силуэт — полнота или худоба, мешковатая или обтягивающая одежда, наличие шляпы, трости или большой копны волос. С помощью этих характеристик создаётся узнаваемый образ, который зритель запоминает — просто так персонажи свой лук глобально не меняют, если только перевоплощение не предусмотрено сюжетом.

Многих героев фильмов можно сравнить с простыми формами — они бывают круглыми, треугольными, квадратными или вытянутыми. Такая стилизация, или даже ещё более утрированная, актуальна и для дизайна — например, для векторных иллюстраций.

Можно смело выбирать подходящих по характеру персонажей из кино, гротескно перерабатывать их силуэты и получать иллюстрации из простых фигур.

Изображение: Silver Mercury / дизайн агентства Depot

Движение

Ещё одна характеристика образа персонажей — то, как они двигаются. В кино часто утрируют пластику в сравнении с нашей повседневной жизнью, это позволяет более ярко показать героя.

Кадр: фильм «Большие надежды»

Чтобы передать движение человека, животного или предмета, совсем не обязательно делать анимацию. Поза, размещение на листе, перспективные искажения могут придать фигуре динамики и «оживить» иллюстрацию.

Выбор нужного настроения

Атмосфера

Обычно цель дизайнера — не просто показать характер бренда или особенности продукта, а вызвать эмоцию у зрителя: удивление, восторг, страх. И тут можно подсмотреть интересные приёмы в кинематографе. Зачастую атмосферу задаёт освещение:

Кадр: фильм «Маленькие женщины»

Резкое искусственное освещение показывает чёткие контуры предметов, в то время как мягкий дневной свет даёт ощущение вибрации, движения, взаимодействия фигуры с пространством.

В дизайне для создания атмосферы используют морфизмы или градиенты. Плавные переходы отсылают к объёмной реальности или могут ассоциироваться с лёгкостью, волнением и радостью.

О том, какие бывают морфизмы в дизайне, читайте здесь, а большой обзор работы с градиентами — в этой статье.

На настроение влияет выбор цветов — в частности, их насыщенность. Бледные оттенки создают спокойную миролюбивую атмосферу, а насыщенные — делают сцену энергичнее и подготавливают к важному сюжетному повороту.

Чаще всего в рекламе и айдентике используют насыщенные цвета — мало кто хочет быть бледнее конкурентов. Но в некоторых нишах пастельные оттенки могут создавать атмосферу серьёзности, стабильности и гармонии. И даже неформальные бренды иногда выбирают ненасыщенные цвета — например, чтобы не отвлекать от идеи, заложенной в иллюстрации и тексте. В поиске верной насыщенности помогут цветовые схемы из спокойных сцен в фильмах.

Изображение: Kennaland / дизайн компании Jones Knowles Ritchie

Динамика и статика

Динамическая или статическая композиция также определяет настроение. Устойчивое размещение фигур в кадре готовит зрителя к обстоятельным диалогам или к паузе для размышлений под саундтрек. Неустойчивая композиция усиливает конфликт и приглашает к активному сопереживанию:

Кадр: фильм «Пришелец-постоялец»

Дизайн с динамической композицией часто выбирают бренды, которые хотят выглядеть современно и быть на одной волне с независимым, свободным во взглядах потребителем. А ещё динамическая композиция из множества элементов — хороший приём, чтобы подольше задержать внимание зрителя.

Изображение: Киевский кинофестиваль «Молодость» / дизайн «Студии Артемия Лебедева»

Создание баланса

Цвет

Сделать просто приятную для глаза картинку — не основная задача режиссёров и дизайнеров. Но без этого никуда: если зрителю не захочется смотреть, он просто не успеет уловить характер персонажей или рекламный месседж.

Создать ощущение гармонии помогает цвет — в кино часто используют дополнительные цвета. Особенно режиссёры любят сочетать бирюзовый с оранжевым — над этим часто иронизируют, можете загуглить.

Кадр: фильм «Магия лунного света»

По одной из версий, это сочетание популярно, потому что цвет человеческой кожи вписывается в палитру оранжевых оттенков, а холодные зелёно-синие тона помогают создать воздушную перспективу. У дизайнеров другие потребности, поэтому бирюзово-оранжевую гамму они, конечно, тоже используют, но не так часто, как в кино.

Изображение: Orbikular / дизайн студии Pentagram

В фильмах можно найти и более разнообразные комплементарные схемы:

Контраст дополнительных цветов — один из самых простых и очевидных способов сделать картинку яркой и запоминающейся. Он требует минимального количества оттенков, поэтому особенно актуален для логотипов и лаконичных иллюстраций.

Изображение: Томато Конфетто / дизайн агентства «Супрематика»

Ритм

Один из самых распространённых композиционных способов создать баланс — использовать ритм:

Кадр: фильм «Выпускной»

Из кино можно почерпнуть идеи для создания ритмического рисунка в рекламе или айдентике.

Изображение: MatchaBar / дизайн компании Jones Knowles Ritchie

Сочетание простых и сложных форм

Наконец, для гармоничной картинки важна неравномерная детализация — соседство однотонных заливок и более проработанных элементов. В кино эта проблема обычно решается просто — с помощью относительно однородного фона и людей на нём. Но иногда встречаются и более интересные кадры, которые легко переложить на графическую композицию:

Кадр: фильм «Джентльмены»

Контраст детализированных и простых форм актуален для большинства дизайнерских задач:

Решения из кино нельзя буквально перенести на дизайн. Но фильмы и сериалы могут стать источником вдохновения — цветовые схемы и композиционные приёмы можно переработать в нужной стилистике и использовать в работе. А главное, за такое заимствование уж точно не упрекнут в плагиате!


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована