Последний большой стиль: что такое модерн
Модерн называют последним большим стилем в истории искусства. Как использовать его идеи в современном интерьере?
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Главное, что нужно знать про модерн, — это направление, которое породило новый эстетический язык. Раньше стилем считался набор определённых элементов, но в модерне первостепенной была идея. Именно идея Нового искусства (или Art nouveau) стала несущей конструкцией глобального стиля.
Главная концепция модерна легла на благодатную почву технического прогресса: появились новые строительные материалы ― металлоконструкции и железобетон, а привычные становились более доступными технологически ― например, стекло или керамика. Появилась идея не прятать конструктивные решения, а показать их, сделать частью композиции.
Модерн крайне разнообразен, и не всегда произведения искусства этой эпохи будут похожи друг на друга.
Это отразилось даже в названии самого стиля: в Австрии его называют «сецессион», в США — «тиффани», во Франции — «ар-нуво», в Германии — «югендстиль», в Бельгии — «стиль двадцати», в Англии — «модерн стайл», в Италии — «стиль либерти», а в Швейцарии — «еловый стиль». Тем не менее их объединяет одна философия.
Мир увидел новые здания ― с большими окнами, лестницами в качестве основного элемента дизайна. В архитектуре смешались конструкции из железобетона, стекла, облицовочной керамики и прихотливый декоративизм в виде сложных плавных форм и линий. Впервые появилась асимметрия, которую ранее архитекторы избегали.
Стиль модерн отразился не только в индивидуальном строительстве, но и в общественном. Поэтому в мире так много модерновых вокзалов, доходных домов, больниц, даже метро. Архитекторы начали использовать новый метод проектирования: изнутри, а не продумывали здание сначала снаружи. Они выбирали оптимальное расположение для внутренних помещений в соответствии с их функционалом. Тогда зародилось современное понятие дизайна интерьера.
История появления стиля
Модерн зародился в конце 1880-х годов, а закончил свой век с началом Первой мировой войны в 1914 году. К финалу XIX века Старый и Новый свет подходили с довольно устойчивой экономикой, а это значит, что люди имели ресурсы думать о красоте. Предвестником изменений послужило движение «Искусства и ремёсла» ― английское художественное течение конца XIX века. Его основоположником были Джон Раскин и Уильям Моррис. Они считали, что продукты промышленного производства значительно уступают изделиям ручного труда: так художники отреагировали на промышленную революцию.
Главной идеей Уильяма Морриса стало возрождение традиций ремесленничества, которое должно было повысить уровень жизни бедных слоёв населения Англии. Правда, изготовленные в мастерских Morris & Co вещи, оказались по карману только очень ограниченному числу людей. Кстати, компания Morris & Co до сих пор существует и производит обои.
В 1888 году франко-германский коммерсант Зигфрид Бинг основал ежемесячный журнал Le Japon artistique («Художественная Япония») ― в нём публиковались японские гравюры. Это издание оказало влияние на развитие европейского искусства.
В декабре 1895 года Зигфрид Бинг открыл в Париже знаменитую галерею «Дом Нового искусства» (Maison de l’Art Nouveau). В ней были выставлены изделия из керамики и стекла, мебель, ткани мастерской Уильяма Морриса, ювелирные изделия Эмиля Галле, Рене Лалика, картины Пьера Боннара, Анри де Тулуз-Лотрека, Эдварда Мунка, работы Огюста Родена.
Целью выставок была борьба с эклектизмом и «дурным вкусом в домах парижан», как писали в рекламных проспектах. Так родилась основная идея модерна ― преображение жизни через искусство.
Что характерно для модерна? Как посмотреть на здание и узнать в нём ар‑нуво?
Первым зданием, которое было построено в стиле модерн, стал особняк Тасселя работы архитектора Виктора Орта ― строительство завершили в 1894 году.
Главная его особенность в том, что фасад не скрывает металлические притолоки и проёмы арочных окон. Лестница стала настоящим украшением, а не технической деталью, которую в другие эпохи архитекторы старались прятать. Перила были украшены коваными металлическими орнаментами, которые напоминали стебли вьющихся растений. Однако это очень активный силуэт, который помимо цветов напоминал удар хлыста — именно эта выразительная динамика и стала яркой, узнаваемой чертой модерна.
Работы Виктора Орта вдохновили французского архитектора Эктора-Жермена Гимара и воплотились в оформлении наземных павильонов парижского метрополитена. Метро было разработано в 1989–1904 годах и в нём есть характерное для стиля модерн стилистическое решение, когда металлические конструкции не прячут от зрителей, а наоборот, включают в композицию. Для наземных павильонов метро Эктор-Жермен Гимар даже разработал шрифт в стиле модерн.
В Испании главной звездой модерна был архитектор Антонио Гауди. Он тоже использовал в своих работах цветочные формы и плавные линии. Главное его творение ― собор Саграда Фамилия, который соединил в себе ар-нуво и фантазийную готику. Он похож на замок, который строят из мокрого песка на берегу моря, пропуская песок между пальцев.
В России множество зданий, построенных в стиле модерн. В Москве это особняк Рябушинского работы архитектора Фёдора Шехтеля, сейчас там находится дом-музей Максима Горького.
Главное, что объединяет все архитектурные шедевры эпохи модерн, ― все конструктивные решения являются частью композиции.
Особенности стиля модерн в интерьере квартиры
Мысль о том, что всё должно быть эстетически прекрасно, захватила творцов эпохи. Бельгийский архитектор Анри ван де Велде разработал не только фасад и конструктивные решения зданий, но и мебель, освещение, даже дверные ручки.
Архитектор доходил в идеях модернизма до крайности, проектируя одежду для жителей дома, чтобы они не портили своим видом его идеальный интерьер.
Крайне важными элементами интерьера в стиле модерн были текстиль и обои. Основными тонами обоев в стиле модерн являются приглушённые цвета: белый, бежевый, карамельный. В модерне отсутствуют яркие акценты, а переходы между элементами мягкие и спокойные. При этом они могут быть богато украшены орнаментами, чаще всего в цветочной тематике.
Для модерна характерно внимание к каждой детали — когда нет неважных элементов, будь то дверная ручка или настольная лампа.
Важность освещения
По-другому модерн предложил смотреть и на освещение в помещениях. Во-первых, окна стали больше, кроме того, их начали массово декорировать витражами, во‑вторых, в жилых помещениях стали внедрять верхний свет, а в-третьих, настольные лампы тоже становились значимыми элементами дизайна. Квартиры стали освещённей — и массовая электрификация тоже сыграла определённую роль в становлении модерна.
Тут нельзя не отметить работы французского керамиста Эмиля Галле и американского художника Луиса Комфорта Тиффани — сына того самого Чарльза Луиса Тиффани, который подарил миру знаменитый ювелирный дом.
Мебель эпохи модерна
Так как стиль предполагал единообразие, то крайне популярными стали гарнитуры мебели, органично вписанные в интерьер. Одно из главных мест в классическом модерне занимала столовая мебель, выстроенная вокруг буфета или серванта. Мебель также подходила общему тону жилого помещения: всё в интерьере было подчинено основным принципам модерна. Плавные мягкие линии, округлые дверные проёмы, сложные арочные или куполообразные потолки, асимметрия, богатые материалы для декора, резное и изогнутое дерево — это всё отличительные черты аутентичного модерна начала века.
Интерьеры комнат в стиле модерн
Несмотря на то что стиль модерн — это относительно кратковременное явление столетней давности, его влияние ощущается до сих пор. Конечно, в чистом виде модерн в интерьере перестали использовать практически сразу с его угасанием — во время Первой мировой войны. Но к его идеям продолжают возвращаться, и стиль породил множество современных направлений в дизайне интерьера.
В шестидесятых годах XX века появился mid-century modern — это ироничный стиль, в основе которого лежат ценности ар-нуво: чистые плавные линии, естественные формы, тонкие орнаменты и при этом любовь к функциональности. А отличиями от классического модерна является отсутствие излишнего декорирования и благосклонность к массовому производству. В современном модерне пришло принятие прямоугольных форм.
Mid-century modern в шутку называют повзрослевшим модерном. Интерьеры в этом стиле предполагают просторные площади, открытую планировку и масштабное остекление, объединяющее жилое пространство с экстерьером.
Mid-century modern ― близкий родственник шведского минимализма, но предполагает большее использование натуральных элементов ― например, деревянных стульев с изогнутыми ножками или резными спинками.
Спальня в стиле модерн
Стиль модерн прекрасно подходит для спален, с его спокойными цветовыми решениями и успокаивающими плавными линиями.
Если в классический период модерна основным акцентом была кровать и соответствующий мебельный гарнитур с замысловатыми резными линиями, то современный модерн предполагает более спокойные решения.
Основной акцент делается на натуральные и традиционные строительные материалы: дерево, камень или кирпич. Дизайн должен подчёркивать связь с окружающим природным ландшафтом.
Приёмы модерна в оформлении кухни
Кухня в стиле модерн должна быть просторной и светлой, в ней должно найтись место как для буфета или серванта, так и для большого стола. Традиционно модерн предполагал на стульях текстильную обивку и богато декорированный стол, но сейчас интерпретация этого стиля стала более практичной.
Стены на кухне в стиле модерн лучше всего выполнить в керамической плитке. Также в стиль прекрасно вписываются любые современные технологические решения, не зря же хай-тек — близкий родственник модерна. Преобладание плавных линий, натуральные материалы, внимание к свету и приглушённые тона ― основные акценты современной кухни.
Как оформить ванную комнату в стиле модерн
В ванную комнату отлично впишется литая ванна с округлыми формами. На полу или стенах может использоваться мозаика либо плитка, повторяющая природные мотивы ― например, камень.
В ванных в стиле модерн активно применяются современные материалы, а также необычные сочетания фактур. Нередко для отделки стен используют влагоустойчивые обои с цветочным орнаментом. В первую очередь задача дизайнера состоит в том, чтобы показать красоту фактуры камня, дерева, панелей, а также задействовать все полезные площади, включая вертикали. Это важный момент: современный модерн не терпит большого количества элементов, и ниша в стене, например, стилистически ближе к модерну, чем разнообразные полки или шкафы.
Интерьеры в стиле лофт, IKEA и модерн
Классический модерн завершился с началом Первой мировой войны, но его идеи положили начало многим течениям в дизайне и архитектуре. Современный модерн отличается функциональностью, лаконичностью декора и использованием натуральных материалов.
Одним из потомков модерна стал стиль лофт, который зародился, когда для жилых помещений малоимущие жители Нью-Йорка начали использовать промышленные фабрики и заброшенные здания. Это случилось из-за сильнейшего спада производства и экономического кризиса во время Великой депрессии в 1920–1930-х годах. После 1960-х годов лофт начал набирать популярность, в таких помещениях стали селиться художники и музыканты.
Модерн за столетие растерял богатый декор, однако сохранил свою главную идею: утилитарность — это красота, технологичность — это здорово, свободные линии и пространства — это стильно. Дизайнеры, популяризировавшие лофт, например, эстетизировали промышленные лампы, провода и голый кирпич.
В 1960-е годы появился более привилегированный и буржуазный mid-century modern, который расцвёл в благополучных американских пригородах. Однако массовость и распространённость идеям современного модерна обеспечила IKEA. Шведский производитель, руководствуясь принципами строгого, утилитарного и доступного скандинавского модерна, заставил полюбить этот стиль буквально весь мир.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!