Дизайнеры рекомендуют дизайнерам: 9 фильмов, которые вдохновляют
Иногда дизайнеры открывают ноутбуки не только для работы. Смотрим, какие фильмы выбирают визуалы.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Хорошее кино помогает дизайнеру расти профессионально: развивать вкус и находить новые решения. Мы попросили трёх экспертов рассказать о фильмах, которые их вдохновили. Получилась неожиданная подборка картин, снятых за последние 70 лет. Смотрите, вдохновляйтесь и перенимайте бесценный опыт!
- «Дрис Ван Нотен»
- «Тайна Пикассо»
- «Париж, Техас»
- «Величайший кутюрье»
- «Colette, любовь моя»
- «Прагматичные мечтатели: Большов и Малышев»
- «Почему человек творит?»
- «Европа после дождя»
- «Шрифт»
Рекомендует
Иван Величко
Сооснователь и арт-директор бренд-бюро «Щука».
Преподаватель школы дизайна НИУ ВШЭ. Кандидат искусствоведения.
«Дрис Ван Нотен» (Dries Van Noten)
Документальный фильм Райнера Хольцемера. Германия, Бельгия, 2017 год
О фильме
Вдохновляющее кино про интересного человека, эффективного управленца и прославленного кутюрье в одном лице — бельгийского дизайнера Дриса Ван Нотена. До этих съёмок он никого не впускал в свою мастерскую и тем более в свой дом, тем ценнее каждый кадр. Зрителю показывают живой процесс подготовки новых коллекций: выбора ткани, силуэтов, интерьеров для показов. Помимо этого, приоткрывается завеса частной жизни одного из самых закрытых дизайнеров современности.
«Приятно наблюдать за вдумчивой и кропотливой работой большого мастера, видеть, как он мгновенно принимает решения, — важные и не самые ожидаемые. На протяжении фильма Дрис Ван Нотен рассказывает и про творчество, и про бизнес — для него это неразрывно связано. И кажется, что это очень по-бельгийски».
«Тайна Пикассо» (Le mystère Picasso)
Документальный фильм Анри-Жоржа Клузо. Франция, 1956 год
О фильме
Удивительная работа, снятая в середине прошлого века на киноплёнку, и сегодня вдохновляет смелостью и неординарными режиссёрскими решениями. Великий художник в режиме реального времени создаёт шедевры — картины на стекле. Рисует, стирает, переосмысляет, усложняет, опять стирает. Пикассо поставлен в жёсткие временные рамки — около пяти минут на картину, в студии жарко — он раздет по пояс, всё пронизано напряжением и концентрацией творческой мысли. Динамизм, профессионализм и мастерство оператора — вот из чего состоит работа.
«Просто потрясающе наблюдать, как на твоих глазах рождаются и меняются образы. Это история про живость и подвижность мысли творца. Это как раз то, чего не хватает многим дизайнерам сегодня. И конечно, это кино про свободу».
«Париж, Техас» (Paris, Texas)
Художественный фильм Вима Вендерса. Германия, Франция, Великобритания, 1984 год
О фильме
Фильму исполнилось 40 лет, и он снова на больших экранах — отреставрированная версия недавно вышла в прокат. Красивое и глубокое кино в жанре роуд-муви рассказывает о человеке, который потерял память и бредёт через пустыню в поиске своей семьи.
«Этот фильм выделяется в первую очередь выдающейся операторской работой Робби Мюллера, который невероятным образом извлекает из обыденного потрясающие рифмы. Это то, чему дизайнеру всегда стоит учиться, — извлекать из банальности что-то волшебное».
Рекомендует
Даниил Большов
Дизайнер, предприниматель, сооснователь сервиса по аутсорсингу услуг дизайнеров и творческих исполнителей 12kosmonavtov.ru.
«Величайший кутюрье» (Celebration)
Документальный фильм Оливье Мейру. Франция, 2007 год
О фильме
Фильм о последних годах Ива Сен-Лорана у руля модного дома. Оливье Мейру снял его по заказу Пьера Берже — преданного партнёра великого кутюрье и второго героя этой картины. Режиссёр потратил на съёмки почти три года, а после премьеры фильма Пьер Берже запретил публичный показ. Снять запрет получилось только спустя 14 лет, а в прокат фильм вышел уже после смерти обоих героев. Что так не понравилось заказчику, можно догадаться: фильм получился слишком честным и реалистичным, без прикрас — пожилой уставший кутюрье, его энергичный партнёр и рутина работы модного дома.
«Интересно наблюдать за тандемом дизайнера и бизнесмена. Камера буквально подглядывает за работой того и другого. У Ива Сен-Лорана напряжённая подготовка к показу, у Пьера Берже тысяча организационных дел. У каждого свои задачи, но при этом единое видение результата — как должно получиться шоу. Забавный момент фильма — любимая собака кутюрье по кличке Мужик пытается укусить супермоделей девяностых. Фильм будет особенно полезно посмотреть дизайнерам, которые планируют открыть свою студию с бизнес-партнёрами».
«Colette, любовь моя» (Colette, mon amour)
Документальный фильм Хью Лоусон-Боди. Франция, 2020 год
О фильме
Фильм — прощание с легендарным парижским концепт-стором, который закрылся в 2020 году после двадцати лет успешной работы. Его основательницы — Колетт Руссо с дочерью Сарой, а также множество поклонников — дизайнеры, модельеры, продюсеры и обычные люди — рассказывают, в чём секрет успеха магазина, ставшего одной из достопримечательностей Парижа. В конце мать и дочь раскроют секрет того, почему они закрыли свой проект на пике успеха и процветания.
«Меня просто поразил образ мамы и дочки. Они совершенно не вписываются в стандартное представление о бизнесвумен, которые создали культовый магазин и открывают новые имена дизайнеров. Это скромные француженки, которые застенчиво общаются с журналистом и пытаются рассказать, почему их магазин стал центром притяжения всех модников планеты. Их творческий подход к оформлению магазина, выбору коллекций и созданию собственных дизайн-предметов завораживает».
«Прагматичные мечтатели: Большов и Малышев»
Документальный короткометражный фильм Евгении Кашаповой. Россия, 2024 год
О фильме
Москва, нулевые. Два молодых дизайнера — Большов и Малышев — открывают своё креативное агентство. И сразу сталкиваются со страхами и сомнениями. Дружба или партнёрство? Творчество или деньги? Доверие или контроль? Это история о предпринимателях, которые сделали свой выбор. История проб, ошибок, переосмысления и становления.
«Сложно давать рецензию фильму, в котором снимался. Просто расскажу, почему его стоит посмотреть дизайнерам. Похожих документальных фильмов про российский творческий бизнес нет, в этом смысле он уникален. У режиссёра получилось из многочасовых интервью создать динамичную историю, за которой интересно наблюдать. А ещё этот фильм может вдохновить дизайнеров стать частью нашей команды или даже открыть свой бизнес».
Рекомендует
Константин Обухов
Дизайн-директор продукта в Lamoda. Работал в «Яндексе», «Авито», VK, «Афише». Создавал проекты для Adidas, Nike, Microsoft, Coca-Cola.
«Почему человек творит?» (Why Man Creates)
Документальный короткометражный фильм Сола Басса. США, 1968 год
О фильме
Автор фильма — известный графический дизайнер Сол Басс, который прославился своими киноплакатами, вступительными заставками и титрами к культовым фильмам XX века. Это фильм-исследование, где автор размышляет о природе творчества: что лежит в основе желания человека творить, созидать, создавать новое? При этом истоки творчества Басс видит не только в искусстве, но и в самых разных вещах, например в строительстве и научных исследованиях. В 1968 году картина получила «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
«В этом фильме я вижу важное послание дизайнерам — всё новое рождается через ошибки. Ошибка — это путь развития, попытка выйти за рамки, поиск чего-то нового. Фильм исследует препятствия, с которыми сталкиваются люди на пути к инновациям: социальное давление, непонимание, страх перед провалом. Многих дизайнеров преследует синдром самозванца, для них этот фильм будет терапевтичным — он помогает понять, что нужно продолжать создавать новое и не бояться экспериментировать».
«Европа после дождя» (Europe After the Rain)
Документальный фильм Мика Голда. Великобритания, 1978 год
О фильме
Фильм рассказывает историю авангардистских движений — дадаизма и сюрреализма, которые возникли в ответ на потрясения Первой мировой войны. Ужасы военных лет вызвали отрицание традиционного искусства, какой бы то ни было эстетики и вообще реальности как таковой. Несмотря на свою короткую жизнь, дадаизм и сюрреализм оставили впечатляющее наследие и привлекают интерес даже спустя век после своего появления.
«Дадаизм — первое течение, которое начало ломать привычные принципы и искать новые смыслы, формы и содержание. Дизайнерам будет интересно понять всю сложность поиска „нового иррационального“, ведь им тоже постоянно приходится находить новые решения. Интересно, что из дадаизма возникло направление коллажа, а далее фотомонтажа. Многие современные иллюстраторы используют эти приёмы в своих работах. А „закон случайности” близок к принципам работы с AI-инструментами, где мы не можем планировать конечный результат».
«Шрифт» (Typeface)
Документальный фильм Джастин Наган, 2009 год
О фильме
Фильм с ностальгией по истории создания шрифтов. Современные художники и ремесленники-пенсионеры встречаются в Музее деревянного шрифта и печати, чтобы вместе найти точки пересечения новых технологий и старых техник печати с помощью деревянных шрифтов.
«К сожалению, современные дизайнеры забывают историю ремесла, и особенно это касается техник создания шрифтов. Когда-то шрифт был формой коммуникации, которая отражала определённую культуру и регион. Сегодня шрифты более универсальны, но по-прежнему являются основополагающими с точки зрения восприятия информации. Поэтому всё, что связано с их созданием, наполнено важными смыслами».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!