Дизайн
#статьи

Что такое типографика и почему она важна для дизайна

Рассказываем, кто такой дизайнер шрифта, для чего нужны шрифтовые пары и чьи шрифтовые работы обязательно нужно посмотреть.

Иллюстрация: Sasi / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Каждый день мы сталкиваемся с большим объёмом информации — в интернете, на рекламных билбордах или уличных афишах. Команды маркетологов и дизайнеров работают над тем, чтобы привлечь наше внимание. Часто работа дизайнера со шрифтом незаметна для зрителя и шрифт воспринимается как само собой разумеющееся. Однако типографика — очень важная часть дизайна. Плохо подобранный шрифт может испортить любую, даже самую интересную идею. Хорошо подобранные шрифты делают дизайн гармоничным и задают настроение.

Вы можете сделать хорошую рекламу без хорошей типографики, но вы не можете сделать отличную рекламу без хорошей типографики.

Херб Любалин,
дизайнер шрифта, главный редактор журнала о типографике U&lc

В этой статье:


Что такое типографика

Слово «типографика» произошло от греческого τύπος — «отпечаток» и γράφω — «пишу» и означает художественное оформление текста с помощью шрифтов, символов и знаков. Причём к типографике относится как работа с большими объёмами текста — например, вёрстка журналов и книг, так и создание шрифтов — дизайн всех его знаков.

В современном мире типографика используется в создании и логотипов, и рекламы, и городской навигации.

Типографика — это искусство придания человеческому языку крепкой визуальной формы.

Роберт Брингхёрст,
типограф, автор книги «Основы стиля в типографике»

До появления цифровых технологий типографикой занимались только профессионалы — в Средние века они переписывали книги от руки, повторяя формы букв, а затем их работа перешла в область книгопечатания. Сегодня с типографикой сталкивается почти каждый — она нужна и для создания презентаций, и для оформления сторис в социальных сетях.

Работая с типографикой в макете, дизайнер:

  • подбирает шрифты, их начертания и плотность;
  • работает с сочетаемостью шрифтов и соотношением размеров;
  • распределяет текст в макете, подбирает размеры;
  • формирует расположение текстовых блоков и отдельно стоящих шрифтовых элементов;
  • составляет шрифтовые композиции;
  • также дизайнер может разрабатывать шрифт самостоятельно.

Кто такой дизайнер шрифта

Кроме работы с оформлением текстовой информации в макетах, в типографике существует ещё одно направление — дизайн шрифта.

Во-первых, хорошая типографика делает слова удобными для чтения. Но в идеале она делает большее: она помогает выразить вдохновляющий дух идей, стоящих за словами.

Майкл Берут,
автор книг о дизайне, партнёр агентства Pentagram

Дизайнер шрифта разрабатывает новые начертания символов — букв, цифр, знаков препинания и специальных символов. Такие дизайнеры работают преимущественно в шрифтовых студиях (иногда их ещё называют красивым словом «словолитни»), основная специализация которых — выпуск новых шрифтов. Причём это могут быть шрифты как широкого применения, так и корпоративные шрифты. Их заказывают бренды, если хотят использовать в своей айдентике уникальный шрифт, связанный только с их компанией.

История типографики

Искусство типографики выделилось в самостоятельную область примерно в XI веке с появлением готического письма и шрифта Blackletter на основе каллиграфии. Книги в то время переписывались от руки, их было довольно мало, и они считались предметом роскоши. Буквицы делали богато декорированными, а формы букв основного текста в готическом шрифте были продиктованы тем, как перо вели по бумаге.

Что такое типографика: средневековое письмо
Рукописи Вульгаты, начало XV века
Изображение: Public Domain

Всё изменилось в середине XV века, когда немецкий типограф Иоганн Гутенберг изобрёл механический способ книгопечатания и создал первый печатный станок. Текст стали набирать из свинцовых букв ― литер, которые укладывали в наборные формы. Поскольку тогда книги были в основном религиозными, первой напечатанной книгой стала Библия.

Что такое типографика: Библия Гуттенберга
Экземпляр Библии Гутенберга из библиотеки Ленокса, США
Изображение: Wikimedia Commons

В XX веке с появлением персональных компьютеров и первых настольных издательских систем типографика стала цифровой, что полностью изменило индустрию. Типографика стала гораздо доступнее, и заниматься разработкой шрифтов могли не только специалисты в мастерских. Сами шрифты также претерпели изменения — теперь они должны были хорошо читаться на экране. Типографские формы ушли в прошлое — в новой эпохе страницы печатного текста стали формироваться целиком на компьютере.

По мере развития интернета типографы столкнулись с проблемой — при создании веб‑страниц они не могли спрогнозировать вид и размер шрифта, который будет установлен на компьютере читателя. В разных операционных системах и браузерах использовались разные гарнитуры, а их размер зависел от разрешения экрана и настроек системы. Лишь после десятых годов технологии позволили интегрировать на сайты произвольные шрифты, задающие тон всей веб‑странице. Сейчас вы читаете статью, набранную шрифтом Graphik, хотя он и не предустановлен на вашем компьютере.

Классификация шрифтов

Для удобства шрифты делятся на группы. Такая классификация помогает понять, какой шрифт лучше использовать, и описывает его основные характеристики.

Наборные шрифты

Эти шрифты предназначены для отображения больших массивов текста — их часто используют в книгах, лонгридах и статьях. Наборные шрифты должны быть разборчивыми и нейтральны, поскольку их главная задача — сделать текст лёгким и приятным для чтения. Существует отдельная группа наборных шрифтов, называемых текстовыми шрифтами. Их особенность — разборчивость даже в малом размере.

Что такое типографика: наборные шрифты
Оформление книги о художнике Михаиле Ларионове от ABCDesign. В разных частях книги использованы разные наборные шрифты — антиквы и гротески
Фото: ABCDesign

Антиквенные шрифты

Антиквенные шрифты, или антиква, — общее название группы шрифтов с засечками. В их основе лежат римские шрифты — правда, в эпоху античности они имели только заглавные буквы. Строчные буквы с засечками появились в эпоху Ренессанса.

Что такое типографика: античные шрифты и антиква (антиквенные шрифты)
Древнеримская плита из Эфеса
Фото: Luba V Nel / Shutterstock

В конце XVIII века французские и итальянские типографы ― Бодони и Дидо ― создали обновлённую версию антиквы, которая легла в основу многих современных гарнитур. В процессе развития книгопечатания антиква стала главным шрифтом для наборного текста.

Один из самых популярных антиквенных шрифтов — Times New Roman. Он был разработан в 1931 году английским типографом Стэнли Морисоном из Monotype и Виктором Ландертом — дизайнером журнала Times. Изначально шрифт был создан только для журнала, но впоследствии его выпустили в продажу. В девяностых корпорация Microsoft создала собственную версию этой гарнитуры, встроив её в операционные системы Windows, а затем в Microsoft Word, что сделало Times New Roman особенно популярным.

Что такое типографика: античные шрифты и антиква (антиквенные шрифты)
Шрифт Times New Roman на странице
Изображение: Wikimedia Commons

Гротескные шрифты

Гротескные шрифты, или гротески, — группа шрифтов, не имеющих засечек. Первый гротеск был разработан в 1816 году дизайнером шрифта Уильямом Кезлоном IV. Однако название они получили по имени другого шрифта — Seven Lines Grotesque. Его выпустил дизайнер Вильям Торогуд в 1832 году.

В конце века словолитня Berthold представила свой новый шрифт Akzidenz-Grotesk, который и лёг в основу многих современных гротесков. Она предлагала использовать его для оформления рекламных заголовков. Гладкие ровные буквы сильно контрастировали с изысканностью антиквы. Сегодня же гротески используют и в качестве наборного шрифта, и для заголовков, и в навигации.

Коллекция указателей из Шведского музея транспорта
Изображение: Heracles Kritikos / Shutterstock

Долгое время гротески были не особенно популярны, но после Второй мировой войны они получили второе рождение. Дизайнеры хотели найти новый визуальный язык, отличающийся от языка военного и довоенного времени. Так появилась швейцарская типографика, её другое название — интернациональный стиль. Её главные черты — универсальность, разборчивость, понятность и функциональность.

Что такое типографика: плакат к фильму «Гельветика», набранный шрифтом Helvetica
Плакаты к выходу фильма «Гельветика», набранные Helvetica
Изображение: Gary Hustwit / Kickstarter

Один из самых известных и популярных гротескных шрифтов ― Helvetica. Он был разработан шрифтовым дизайнером Максом Мидингером в 1957 году по заказу владельца шрифтовой компании Haas Эдуарда Хоффмана на основе ранних гротесков. Шрифт оказался настолько универсальным, что стал использоваться везде: в наборных текстах, логотипах, элементах городской навигации.

Читайте о причинах популярности Helvetica и о том, что думают о ней дизайнеры, в нашем материале.

Ещё один важный типограф и представитель швейцарской школы, который внёс огромный вклад в развитие типографики, — Адриан Фрутигер. Он разработал шрифты Frutiger и Univers, также ставшие классикой гротесков.

Рассказываем об Адриане Фрутигере и шрифтовой системе Univers в этой статье.

Акцидентные шрифты

Эта группа шрифтов не попадает ни в одну из вышеприведённых категорий: её другое название — декоративные шрифты. Они используются для объёмов с небольшим количеством текста, к которому нужно привлечь внимание. Часто акцидентные шрифты используются и для логотипов. В эту же категорию попадают стилизации — под рукописные шрифты или буквы, похожие на шрифты печатной машинки.

Что такое типографика: акцидентные шрифты (акциденция)
Акцидентные шрифты от Contrast Foundry для проможурнала CoFo Farm Specimen
Изображение: CoFo Farm Specimen / дизайн Contrast Foundry

Акцидентные шрифты не подходят для набора сплошного текста и хорошо читаются только в крупных размерах.

Смотрите наш топ худших акцидентных шрифтов в этой статье.

Леттеринг

Леттеринг отличается от разработки шрифта тем, что каждая из таких надписей уникальна. Символы рисуются вручную, что сближает эту технику с каллиграфией. На базе леттеринга, как правило, не создают шрифты, но его часто используют для плакатов, красивых надписей, в логотипах.

Что такое типографика: рукописные шрифты (леттеринг)
Меню кафе, оформленное с применением леттеринга
Фото: PRPicturesProduction / Shutterstock

Некоторые акцидентные шрифты имитируют леттеринг, но выдаёт их то, что буквы в них одинаковы — воспроизвести их так точно вручную было бы невозможно.

О том, как устроен леттеринг, мы подробно рассказываем в этой статье.

Сочетание шрифтов

Знание особенностей сочетания шрифтов необходимо для создания хорошего дизайн-проекта с несколькими шрифтами. Обычно в дизайне рекомендуют использовать не более двух, максимум трёх шрифтов в одном макете. Хорошо подобранное сочетание двух шрифтов называют шрифтовой парой.

Что такое типографика: шрифтовые пары в дизайне
Сочетание шрифтов на страницах журнала Esquire
Изображение: Esquire / дизайн Nick Millington

Наиболее удачные комбинации шрифтов образуются по принципу сходства или, наоборот, контраста. То есть два шрифта должны иметь либо какие-то общие черты, либо, наоборот, радикально различаться. Проще всего сочетать шрифты по подобию — то есть использовать разные начертания одной гарнитуры. Например, основное начертание — с полужирным или курсивом.

Гораздо сложнее составить пару на контрасте. Он может хорошо сработать, например, при сочетании антиквенного шрифта со шрифтом без засечек. Но при этом шрифты должны гармонировать, не вступать в конфликт. Чтобы делать удачные комбинации, нужно хорошо знать свойства шрифта. Начинающие дизайнеры могут использовать готовые интернет-сервисы, подбирающие удачные сочетания.

Смотрите нашу подборку бесплатных онлайн-сервисов для создания шрифтовых пар.

Как использовать шрифт без нарушения авторских прав

Большинство шрифтов, которые используют дизайнеры, ― платные. Чтобы использовать их в проектах, нужно купить лицензию — просто «скачать» шрифт и установить его себе на компьютер нельзя.

Шрифты покупают в специализированных магазинах, на сайтах независимых дизайн-студий и разработчиков. При покупке нужно внимательно читать лицензию. Её тип определяет область применения шрифта — например, лицензия Desktop разрешает использовать шрифт почти везде, кроме сайтов. Однако у разных продавцов лицензии одного типа могут различаться по условиям — так, большинство компаний разрешают использовать шрифты по лицензии Desktop и для логотипов, но есть и те, у кого для логотипов нужно приобретать отдельную лицензию.

Существуют и бесплатные шрифты. К ним относятся системные шрифты, установленные вместе с операционными системами или из специализированных библиотек. Самая большая библиотека бесплатных шрифтов — Google Fonts. К преимуществам шрифтов из этой библиотеки можно отнести то, что ими можно пользоваться свободно без оплаты.

Но есть и серьёзный недостаток: эти шрифты выбирают для экономии и используют чаще, так что передать уникальность с их помощью почти невозможно, а работа не будет выглядеть солидно. Отчасти спасти ситуацию может использование самых новых, только что вышедших бесплатных шрифтов.

Смотрите нашу подборку свежих шрифтов, которые можно использовать совершенно бесплатно!

Основные виды лицензий:

  • Desktop ― подходит для многих программ, документов, логотипов, а также для социальных сетей.
  • Webfont — позволяет встраивать шрифты на сайт, её стоимость зависит от посещаемости ресурса.
  • App — предназначена для использования шрифтов в мобильных приложениях, на стоимость лицензии влияет количество скачиваний.
  • Digital Ads — для использования шрифтов на рекламных баннерах в интернете; чем больше показов — тем дороже лицензия.
  • Server — даёт право разместить файл приобретённого шрифта на сервере компании и использовать его на множестве компьютеров.

Разобраться с тонкостями лицензий на шрифты и сделать покупку правильно вам поможет наш подробный гайд.

Где посмотреть шрифт

Для работы со шрифтом необходима насмотренность. Мы собрали некоторые важные интернет-ресурсы, где можно не только купить шрифт или скачать его бесплатно, но и посмотреть лучшие образцы, узнать об их создателях, вдохновиться качественными работами профессионалов.

Paratype

Крупнейшая в России шрифтовая компания Paratype разрабатывает шрифты с 1999 года. В её магазине можно увидеть и купить кириллические версии шрифтов, русифицированные лучшими российскими шрифтовыми дизайнерами. Также у компании есть собственный журнал, в котором можно почитать о типографике и шрифте.

Директор Paratype Анна Якупова в своём интервью рассказывает о будущем кириллических шрифтов и пиратстве в типографике.

Letterhead Studio

Студия Letterhead основана шрифтовыми дизайнерами Юрием Гордоном и Валерием Голыженковым. Занимается разработкой традиционных и экспериментальных шрифтов, которые продаёт в собственном магазине. В портфолио студии шрифты, сделанные на заказ для Vogue, Cosmopolitan, Bork, Harper’s Bazaar, «Аэрофлота», клуба «Пропаганда».

Читайте интервью с Юрием Гордоном о работе шрифтового дизайнера и корпоративных шрифтах.

Студия Brownfox

Независимая шрифтовая студия Brownfox основана дизайнерами шрифта Гаянэ Багдасарян и Вячеславом Кириленко. На сайте можно не только посмотреть и купить шрифты, разработанные студией, но и прочитать ый рассказ о каждом. Среди клиентов Brownfox — «Парк Горького», образовательный проект Arzamas, Музей истории ГУЛАГа, журнал Weird.

Читайте об изменениях на рынке кириллических шрифтов и о необходимости в эксклюзивных шрифтовых разработках в комментарии Гаянэ Багдасарян.

Type.today и type.tomorrow

Магазин type.today основан дизайнерами шрифта Ильёй Рудерманом и Юрием Остроменцким в 2016 году. Здесь представлены качественные современные универсальные шрифты, которые прошли тщательный отбор. Вторая витрина магазина — type.tomorrow, на ней собраны дерзкие экспериментальные шрифты, также отвечающие высоким требованиям.

Adobe Fonts

Большой шрифтовой магазин от компании Adobe. Здесь представлены очень качественные гарнитуры, причём многие сопровождаются рассказом о шрифте или о создавшей его студии. Все дизайнеры проекта имеют на сайте личные страницы, где можно увидеть их другие шрифты и прочитать биографию. В разделе «Студии типографики» дан полный алфавитный перечень компаний — партнёров магазина, а также список наиболее интересных производителей шрифта по мнению Adobe.

Читайте истории знаменитых женщин — дизайнеров шрифта и рассказы о том, как менялась типографика на протяжении ХХ века.

Pangram Pangram

В канадской словолитне Pangram Pangram работает всего восемь человек. Каждая её гарнитура имеет особенным образом оформленную страницу, на которой представлено описание шрифта, рассказана его история, приведены глифы и рекомендации по использованию. Интересен раздел Font in Use, где компания собирает образцы дизайна с применением своих шрифтов. Все шрифты можно скачать бесплатно для личного использования, лицензию нужно приобретать только для коммерческих и публичных работ.

OH no Type

Калифорнийская студия OH no Type состоит только из одного дизайнера — её основателя Джеймса Эдмондсона. По его словам, он открыл компанию, чтобы делать то, что ему нравится в шрифтах, но чего нет на MyFonts.com. В магазине Джеймса много экспериментальных и вариативных шрифтов, которые представлены в виде впечатляющей анимации. Для некоторых шрифтов есть фотографии с примерами их работы «в жизни», у других — подробное описание процесса создания. Шрифты можно использовать бесплатно в личных целях и некоторых некоммерческих проектах.

Важные термины

Типографика — это отдельная дисциплина, имеющая довольно много собственных терминов и определений. Мы выбрали самые важные, знание которых необходимо при обсуждении шрифтовых композиций, вёрстки страниц и в повседневной работе.

Гарнитура

В гарнитуру объединяют шрифтовые начертания. Они похожи, но при едином стиле и рисунке различаются толщиной и наклоном. Шрифты в рамках одной гарнитуры имеют одинаковый набор знаков. Иногда гарнитуру называют семейством шрифтов.

Разные шрифты гарнитуры LL Supreme
Скриншот: сайт Lineto

Шрифт

Одно конкретное начертание, входящее в гарнитуру. Оно имеет определённую высоту букв, жирность, наклон и рисунок. В обычной речи гарнитуру часто называют «шрифтом», что допустимо. Но в профессиональной жизни, когда речь идёт о шрифте, имеется в виду именно конкретное начертание.

На этой картинке одна гарнитура, но пять шрифтов. Все они относятся к семейству Grato Classic и имеют похожие названия
Изображение: I Love Typography Ltd.

Графема

Минимальная единица письменности, «скелет» буквы или знака, их неизменная часть. Буквы в разных шрифтах могут выглядеть по-разному, но узнаваемы они именно потому, что у них одна и та же графема.

Что такое типографика: графема буквы (глифа)
Графемы
Изображение: Издательство Академии наук СССР

Интерлиньяж

Расстояние между строками текста по вертикали. Он измеряется от базовой линии одной строки текста до базовой линии следующей. Базовая линия — это условная линия, с которой соприкасается нижний край большинства букв.

Что такое типографика: интерлиньяж, межстрочный интервал и базовая линия
Изображение: Skillbox Media

Кегль

Размер шрифта по вертикали. Обычно он измеряется в типографских пунктах — pt. Но в цифровой среде может измеряться в пикселях — px, в относительных единицах em или условных единицах dp.

Что такое типографика: размер шрифта (буквы) — кегль
Шрифт Bradford Book в трёх кеглях
Скриншот: сайт Lineto

Трекинг и кернинг

Трекинг, его ещё называют разрядкой, — расстояние между буквами в строке. Увеличенный трекинг делает текстовый блок более воздушным, уменьшенный — плотнее. Кернинг — расстояние между двумя конкретными символами. Часто он заложен в шрифт уже при проектировании, поскольку для некоторых сочетаний букв требуется коррекция. Например, в сочетании «АТ» кернинг уменьшен и «Т» будто бы «нависает» над «А». То есть трекинг оказывает воздействие на всю надпись, а кернинг — только на одну пару букв.

Что такое типографика: расстояние между буквами — трекинг и кернинг
Трекинг (слева) и кернинг (справа)
Изображение: Skillbox Media

Заключение

Работа со шрифтом — один из базовых навыков дизайнера. Хорошая типографика делает дизайн выдержанным и понятным. Плохая — может всё разрушить. Чтобы освоить эту науку, нужно следить за трендами, обладать насмотренностью и развивать чувство стиля. Помогут в этом и наши статьи.

Читайте также:

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована