Дизайн Кино и музыка
#статьи

«Гельветика»: кино о великой простоте

Рассказываем о шрифте, фильме и дизайнерах, которые в нём участвовали.

Кадр: фильм "Гельветика"

27 марта 2007 года состоялась премьера фильма «Гельветика». Он был выпущен к пятидесятилетию одного из ключевых шрифтов XX века ― Helvetica ― и в этом году отмечает небольшой юбилей. За эти пятнадцать лет кино не утратило своей актуальности, ведь шрифт, которому оно посвящено, за более чем полвека стал классикой.

В этом материале мы расскажем о знаменитом шрифте, фильме о нём, а также познакомим с высказываниями дизайнеров о Helvetica.

О Helvetica говорят:


Как создавался шрифт

Helvetica была разработана в 1957 году и стала одним из ключевых шрифтов ХХ века. После Второй мировой войны жизнь начала сильно меняться, и дизайнеры искали новые подходы — дизайн стал проще, чище, отказывался от вычурных форм. Проекты должны были перестраивать и обновлять среду, делать мир более открытым. На пике этих настроений и возникла Helvetica.

В её основе — классические немецкие гротески конца XX века. Мысли о создании нового шрифта возникли у владельца небольшой шрифтовой компании «Хаас» Эдуарда Хоффмана давно, он даже делал наброски в блокноте, и новые веяния, наконец, подтолкнули его к реализации идеи.

Для создания начертания Хоффман пригласил шрифтового дизайнера Макса Мидингера. Новая разработка получила название Neue Haas Grotesk и сразу завоевала популярность.

Шрифт Helvetica
Helvetica Book
Изображение: дизайн Selena Marques

Производством Neue Haas Grotesk занялась компания Linotype, отдел маркетинга которой посчитал название недостаточно удачным для продаж ― ведь новый шрифт по планам должен был покорить США и весь мир. Тогда маркетологи предложили другое название ― Helvetica, что означает «Швейцарский», по латинскому названию Швейцарии ― Confoederatio Helvetica.

Почему Helvetica так популярна

Секрет Helvetica в её универсальности. Она сбалансирована, легко читается, не перетягивает внимание на себя, будучи эталоном строгости и минимализма. При помощи Helvetica можно написать любую фразу, и в этом тексте не будет никаких дополнительных смыслов, кроме тех, которые заложил в неё автор.

Шрифт Helvetica в интерфейсе macOS Yosemite
Helvetica в интерфейсе macOS Yosemite
Изображение: Apple

Свои логотипы доверили Helvetica компании BMW, Toyota, McDonald’s, Google, Intel, Panasonic. Её используют в навигации, плакате, айдентике, для производства книг и веб-интерфейсов. Helvetica долгое время была системным шрифтом на macOS, а компания Microsoft разработала собственную версию Helvetica ― шрифт Arial. На операционной системе Android в основе системного шрифта Roboto также лежит Helvetica.

«Гельветика» ― фильм о шрифте

В 2007 году режиссёр Гари Хастуит сделал о Helvetica полнометражный фильм. «Гельветика» стала первой картиной режиссёра в его череде фильмов о дизайне. Спустя два года он снял «Овеществление», посвящённое промышленному дизайну, а ещё через два ― «Урбанизацию», где исследовал тему проектирования городов. В 2018 году в прокат вышел новый фильм Гари Хастуита «Рамс» о дизайнере Дитере Рамсе.

Постер к фильму «Гельветика» (Helvetica)
Изображение: постер к фильму «Гельветика» (Helvetica)

Несмотря на строгость и кажущуюся внешнюю простоту Helvetica, фильм о ней получился бодрым и динамичным. Яркие вывески рекламы сменяются большими навигационными табло, по улицам снуют пронумерованные Helvetica автомобили, на фоне зданий спешат люди в одежде с Helvetica, пестрят обложки музыкальных дисков и журналов.

Шумящий фон используется в роли перебивок, отделяющих один рассказ от другого. У фильма нет ведущего и заранее заготовленного закадрового текста — о Helvetica рассказывают сами дизайнеры: те, кто работает со шрифтами и придумывает новые, кто знает об этом всё. О ней рассуждают Мэтью Картер, Пола Шэр, Стефан Загмайстер, Массимо Виньелли, Невил Броуди ― всего более двадцати известнейших шрифтовых (и не только) дизайнеров с мировыми именами. Фильм стоит посмотреть уже только ради них — чтобы увидеть этих звёзд, знать их не только по работам, но и в лицо.

Однако даже у самих дизайнеров нет единого мнения о предмете: кто-то говорит, что Helvetica гениальна в своей простоте, ведь она не добавляет надписи лишнего смысла. Другие же в простоте её обвиняют: она безлика, а всё написанное ею, независимо от смысла, звучит одинаково. Благодаря этим столкновениям суждений у зрителя формируется собственное отношение ― не только к Helvetica, но и к шрифту в целом: его формам, предназначению, устройству.

Что говорят о Helvetica некоторые дизайнеры из фильма

Массимо Винелли рассказывает о шрифте Helvetica в фильме «Гельветика»

Массимо Виньелли

— Что такое Helvetica? Это шрифт, который был создан с желанием добиться максимальной разборчивости. Это современный шрифт. Очень чёткий шрифт. Он хорошо подходит для всего. Вы можете сказать «Я люблю тебя» на Helvetica. Вы можете сказать это с помощью Helvetica ExtraLight, если хотите быть оригинальным, или можете сказать это с помощью Helvetica ExtraBold, если ваша любовь сильная и страстная. И может сработать!

Мэтью Картер рассказывает о шрифте Helvetica в фильме «Гельветика»

Мэтью Картер

— Одна из наиболее характерных и, на мой взгляд, прекрасных черт Helvetica — горизонтальные окончания. Вот эти, в прописных «a» и «c», «e» и «g». На этом горизонтальном срезании окончаний основана вся структура. Глядя на эти буквы, дизайнеру сложно ответить на вопрос «Как бы я их улучшил? Как бы я мог их изменить?». Они кажутся абсолютно правильными. Я рад, что этих вопросов никто не задавал мне, потому что я не знал бы, что с ней сделать.

Майкл Бейрут рассказывает о шрифте Helvetica в фильме «Гельветика»

Майкл Бейрут

— Когда я начал карьеру дизайнера, казалось, что была только одна хитрость. Что-то типа «А что ты можешь использовать вместо Helvetica?». Ну знаете, ВСГ ― Всё Кроме «Гельветики». На самом деле нужно много шрифтов без засечек, ведь, кажется, Helvetica использовали так много и часто, что она стала ассоциироваться с огромным количеством безликих вещей и потеряла, по крайней мере на мой взгляд, свою способность хорошо смотреться.

Джонатан Хофлер рассказывает о шрифте Helvetica в фильме «Гельветика»

Джонатан Хофлер

— Я поймал себя на том, что тоже ведусь на эту идею: «О, шрифты без засечек эволюционировали много лет, и венцом творения стала Helvetica!» А потом подумал: «Погодите-ка минуту, но это неверно в историческом смысле, эстетическом, культурном и политическом». Но что-то такое в ней есть, что придаёт ощущение законченности, как будто Helvetica ― это главная мысль, а все мысли после неё в каком-то смысле второстепенны.

Эрик Шпикерман рассказывает о шрифте Helvetica в фильме «Гельветика»

Эрик Шпикерманн

— Не знаю, почему плохой вкус так вездесущ. Нет, на самом деле Helvetica была хорошим шрифтом в своё время. Она отвечала запросам. Но сейчас она стала одним из шрифтов по умолчанию: она была предустановлена на «Макинтоше» Apple, а потом появилась по умолчанию на Windows ― шрифт Arial, который хуже Helvetica, но служит той же цели. Теперь Helvetica не исчезнет, наверное, никогда, потому что она повсеместна, по умолчанию. Она ― воздух. Она, знаете, просто везде. И выбора нет. Вам нужно дышать, поэтому вы вынуждены использовать Helvetica.

Читайте о принципах хорошей типографики от Эрика Шпикерманна в нашем материале.

Пола Шэр рассказывает о шрифте Helvetica в фильме «Гельветика»

Пола Шэр

— Когда я пришла в сферу дизайна, будучи студенткой Тайлерской школы искусств, меня поразило то, что в дизайне существовало как бы две независимые культуры. Одна из них была корпоративной — визуальным языком больших корпораций, которые были как Helvetica. Они выглядели одинаковыми и будто бы, для меня, немного фашистскими. Они были чистенькими, и это напоминало мне уборку в комнате. Я почувствовала себя так, будто бы они в сговоре с моей мамой ― я должна поддерживать чистоту. Через формы Helvetica ко мне вернулся мой подростковый бунтарский дух, восстающий против порядка. И мне пришлось её отвергнуть.


В этих цитатах мы показали отношение некоторых дизайнеров к Helvetica. В фильме же они рассказывают гораздо больше ― не только об этой гарнитуре, но и рассуждают о том, каким вообще должен быть шрифт, что он в себе несёт, должен ли шрифт обладать характером и как этот характер должен проявляться. Мы рекомендуем посмотреть фильм целиком. «Гельветика» не выходила в официальный российский прокат, но доступна в русском любительском переводе.

Читайте также о шрифте:

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована