Что такое леттеринг и где он применяется
Надписи вокруг нас — не только информация, но красота и даже искусство. При условии, что они выполнены в технике леттеринга.


vlada_maestro / shutterstock
Что это за штука такая?
Леттеринг — это рисование букв. С помощью этой техники можно создавать уникальные надписи: на бумаге, доске, стене или на компьютере — в любом графическом редакторе.
Хорошо, и как это выглядит?
Пример, который многим знаком, — леттеринг, сделанный мелом на доске. В ресторанах и магазинах его часто используют для объявлений об акциях, презентации меню или просто украшения интерьера.

Получается, это то же самое, что каллиграфия?
Нет. Каллиграфия — это когда буквы пишут пером, кистью или маркером. Вроде того как школьник в тетрадке, только еще красивее. Форма букв в каллиграфии зависит от размера и формы пишущего инструмента, его наклона и нажима на бумагу.
Леттеринг — это не письмо, а рисование букв в прямом смысле. Для этого можно взять карандаш с линейкой, начертить нужную форму на бумаге и заштриховать маркером. Или проделать всё то же самое в векторном редакторе с помощью графического планшета.
Каллиграфия — более сложное искусство. Ровную и красивую надпись нужно изобразить с первого раза, или придётся начинать заново. Занимаясь леттерингом, форму буквы можно много раз исправлять, измерять линейкой, закрашивать и как угодно менять штриховку. Здесь не нужны такие тонкие навыки, как в каллиграфии.
Бывают такие декоративные шрифты с завитушками и контурами… Это тоже леттеринг?
Нет. Готовые шрифты можно использовать для набора любых текстов, но пропорции букв, начертание и интервалы между ними остаются неизменными. А вот с помощью леттеринга создаются уникальные буквы для конкретной надписи. Если для красоты композиции нужно сделать их разного размера, толщины или с каким-то другим наклоном, именно так и делают.
Так заморачиваться ради единственной надписи! Зачем вообще нужен этот леттеринг?
Чтобы люди обратили внимание на сообщение. Опций, заложенных в шрифте, бывает недостаточно для стилизации текста, и вы всегда ограничены заданными параметрами букв. Скажем, собрать из слов фигуру кота с использованием обычных готовых шрифтов вряд ли удастся. Сделать это с помощью леттеринга — без проблем.

То есть буквы могут быть совершенно любыми?
Почти. Важно, чтобы они были в одной стилистике, подчинялись общей логике. Как минимум, в одном слове буквы стараются рисовать в одном стиле. Если надпись длинная, для разных слов могут использоваться разные графические приемы. Но что-то общее должно быть во всей композиции. Например, часто стараются соблюдать единые пропорции букв — соотношения их ширины и высоты.
Но если чётких правил нет, почему надписи леттерингом часто похожи?
Потому что текст должен оставаться разборчивым. В хорошем леттеринге рисованные буквы обычно всё-таки похожи на свои печатные или рукописные варианты. Любые эксперименты в леттеринге хороши до тех пор, пока надпись можно прочесть. Нечитабельный текст как минимум не доносит до человека никакой информации. Как максимум — он вызывает раздражение у тех, кому адресован. Поэтому форму шрифта нельзя кардинально изменить, иначе буквы перестанут быть собой.
Ещё можно сказать, что леттеринг, как и декоративные шрифты, подвержен моде. Всегда есть гласные или негласные тренды, которым следует большинство, — поэтому современные надписи чем-то похожи. А устаревшие сразу бросаются в глаза.
Леттеринг — это ведь новое изобретение в дизайне?
Нет. Мода на леттеринг началась несколько лет назад, но он существовал гораздо раньше. Можно вспомнить леттеринг на плакатах Альфонса Мухи или Тулуз-Лотрека в конце XIX века, когда афиши целиком были рисованными. Или более близкий пример — советские книги, листовки и вывески: рисованные буквы в их оформлении использовались очень часто.

А где сейчас используют леттеринг?
Буквально везде. Нередко уникальные надписи создают для фирменного стиля. Например, именно леттеринг использован в логотипах Coca-Сola и Disney. Если написать название компании общедоступным шрифтом, завтра тот же самый шрифт могут взять и конкуренты. А с леттерингом надпись точно будет единственной и неповторимой. В рекламе эту технику тоже часто применяют: можно вспомнить нашумевшую кампанию Reebok про «иглу мужского одобрения», там были интересные рисованные надписи.
Но леттеринг — не только инструмент узнаваемости. Иногда это и просто красиво. Рисованными буквами оформляют открытки и сувениры, книжки и заставки фильмов. В интерьерах жилых и коммерческих помещений используют постеры с леттерингом, рисуют буквы прямо на стенах или наносят их мелом на доски.
Должно быть, это очень сложно! Чтобы рисовать буквы, нужно быть художником?
Шрифты основаны на простых формах, и совсем необязательно уметь рисовать голову Аполлона, чтобы сделать красивую надпись. А вот основы типографики понимать важно: чтобы изображать буквы, стоит знать, как они устроены и какие есть способы их начертания. Также пригодится понимание основ композиции и колористики — чтобы создавать интересные длинные цветные надписи. Обычно леттеринг относят к компетенциям графического дизайнера.
Хотите заняться графическим дизайном под руководством опытных преподавателей? Записывайтесь на наш курс.