Дизайн
#статьи

Что такое интерфейс

И почему разные интерфейсы похожи друг на друга.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Что такое интерфейс? Это ведь экран сайта или приложения?

Да, на экране именно интерфейс, но это только частный случай. Вообще, интерфейс — это посредник при обмене данными между разными системами.

Есть аппаратные интерфейсы, которые обеспечивают взаимодействие двух устройств (например, USB-разъём соединяет кабель с компьютером). А есть пользовательские интерфейсы, которые помогают человеку взаимодействовать с каким-нибудь устройством.

Это значит, что любые страницы с кнопками и иконками — пользовательские интерфейсы?

Да. Страницы с кнопками — это цифровые пользовательские интерфейсы. Помимо них, бывают ещё аналоговые — осязаемые. Например, кнопки на вашей стиральной машине, коробка передач в автомобиле, пульт от телевизора или даже кран с водой — это всё аналоговые интерфейсы.

Не очень понятно, что общего у водопроводного крана с интерфейсом интернет-магазина

Интерфейс помогает использовать по назначению какую-то вещь, внутреннее устройство которой нам неизвестно. Большинство людей понятия не имеют, как устроен водопровод или сделан сайт, но могут набрать воды или купить что-то в интернете. На кране есть переключатель смесителя: его можно сдвинуть вправо, если хотите воду похолоднее, и влево — если погорячее. А на сайте есть категории с иконками, кнопки с надписями, командные строки, всплывающие окна. С их помощью можно выбрать нужное и совершить покупку.

Тогда почему моя бабушка умеет пользоваться краном, но у неё плохо получается покупать в онлайне?

Большинство современных интерфейсов рассчитаны на опытных пользователей. Краны тоже не сразу стали для всех привычными. Раньше стороны переключателя обязательно маркировали красным и синим цветом — чтобы было понятно, где холодная, а где горячая вода. Теперь мы привыкли, и всё больше кранов выпускают без маркировки.

С веб-интерфейсами было примерно так же. В начале нулевых в ходу был скевоморфизм — графика имитировала объекты реального мира. Если на сайте была кнопка, она выглядела как настоящая объёмная кнопка. Это было понятно большинству людей, которые покупали свои первые компьютеры.

Затем пользователи освоились в технологиях, и необходимость в реалистичных интерфейсах отпала.

Теперь вместо детализированной иконки с подписью «Меню» обычно используют три горизонтальные полоски. И мы прекрасно знаем, что они означают. Современные интерфейсы рассчитаны на опытных пользователей и более лаконичны.

Почему интерфейс должен быть лаконичным?

  • Прежде всего, минималистичный интерфейс сайта экономит время. Опытного пользователя ничего не отвлекает: он видит лишь главные блоки, иконки, кнопки и может решить свою проблему в несколько кликов. А когда объектов на экране чересчур много, глаза разбегаются и труднее найти нужное.
  • Ещё важна компактность. Лаконичный интерфейс интернет-магазина с минимумом объектов легко считывается со смартфона.
  • Наконец, страницы сайта без лишних объектов и с простой плоской графикой быстрее загружаются.

В аналоговых интерфейсах минимализм тоже важен. Вряд ли кого-то обрадует, если кухонная плита будет напоминать бортовой компьютер самолёта. Скорее всего, вы хотите, чтобы на ней было всего две-три полезные и понятные кнопки.

Поэтому все современные интерфейсы сайтов похожи друг на друга?

Да. Более того, уникальность может даже вредить.

Скорость работы с интерфейсом — одна из вещей, которые стремятся улучшить разработчики. Открывая сайт нового интернет-магазина, вы заранее знаете, что где-то слева или сверху будет список категорий товаров, для каждой категории — каталог, а из каталога можно перейти в карточку любого продукта. Благодаря тому, что все интернет-магазины такие, мы совершаем покупки быстрее.

Если все так любят привычное, почему же появляются новые интерфейсы?

Иногда в интерфейсах делают что-то непривычное для большинства — так дизайнеры формируют наш новый пользовательский опыт. Но к этому прибегают только при острой необходимости.

Если не формировать новый пользовательский опыт, не будет движения вперёд. Технологии развиваются: когда-то и сенсорные интерфейсы телефонов были новым опытом, а теперь это привычно и удобно. Голосовой поиск и ввод текста раньше были чем-то из разряда фантастики, а теперь ими с радостью пользуются люди старшего поколения или те, кто не хочет мучиться с печатью на смартфоне.

Взять, например, новые системы «Умный дом», которые управляются голосом или жестами. Это тоже интерфейс — правда, называть его принято zero UI (нулевой пользовательский интерфейс). У него нет материальной части, в отличие от аналоговых устройств, и графической визуализации — в отличие от сайтов и приложений. Возможно, это интерфейс будущего, в котором нет ничего лишнего. Его освоение будет для нас новым пользовательским опытом.

Разработкой пользовательских интерфейсов занимаются UX/UI‑дизайнеры. Они работают преимущественно над сайтами и приложениями — потому что эти технологии сейчас активно развиваются. Получить эту профессию можно на курсе Skillbox.

Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована