Дизайн
#статьи

Что такое шрифтовые пары и как их подбирать

Один шрифт — хорошо, а два — лучше! Именно пары шрифтов часто используют в дизайне. Разберёмся, почему именно.

 vlada_maestro / shutterstock

Шрифтовая пара — это два шрифта, подходящие друг к другу. Их используют для оформления соседствующих надписей: один для заголовка, другой — для основного текста. Именно парные шрифты обычно подбирают для рекламных баннеров, каталогов, постов в соцсетях, презентаций, фирменных стилей компаний.

Вот так это выглядит — в следующем примере анонса заголовок набран жирными узкими и длинными буквами, а шрифт основного текста — более широкий и тонкий:

Давайте разберёмся, какие задачи решают шрифтовые пары и как их составляют.

Зачем это нужно

Разница шрифтов позволяет создать визуальную иерархию — показать, что одни надписи главные, а другие второстепенные. Например, бросив взгляд на какое-нибудь объявление в лифте, вы быстро заметите информацию о 50-процентной скидке в магазине — потому что такие сообщения пишут крупно, жирно и выразительно. И только если заинтересуетесь, прочтёте менее заметный текст — скажем, с условиями этой самой скидки.

Для большинства информационных сообщений пары шрифтов вполне достаточно. Конечно, встречаются и исключения. Когда информации действительно много и она различается по значимости, может появиться потребность в 3–5 шрифтах. Скажем, в дизайне сайтов и приложений часто добавляют более двух шрифтов.

Иногда, напротив, шрифт нужен всего один: если в рекламном креативе нужно всего три слова, их, скорее всего, наберутодним шрифтом, чтобы не сбивать зрителя с толку. При наличии заголовка и абзаца текста тоже иногда используют один шрифт — тогда визуальную иерархию выстраивают за счёт изменения размера надписей.

Однако разное оформление надписей служит не только практическим, но и эстетическим целям. Существуют акцидентные шрифты: с декоративными элементами или необычной пластикой букв — такие хорошо подходят для заголовков.

Такие шрифты заряжают зрителя определённым настроением, привлекают внимание, но читать длинный абзац с ними трудно. Тогда для основного текста неизбежно становится нужен ещё один шрифт попроще. Но даже если оба шрифта обычные, разное оформление надписей как минимум интереснее смотрится.

Как это делают

С одной стороны, шрифты должны явно отличаться друг от друга, быть контрастными. С другой стороны, у них должно быть и что-то общее — иначе у читателя возникнет ощущение, что две надписи случайно оказались на одном листе. Эти принципы стараются соблюдать при подборе шрифтовых пар.

Распространённое решение — это пара шрифтов из одной гарнитуры. Например, взять Helvetica Regular для основного текста и Helvetica Bold для заголовка. Шрифты в одной гарнитуре всегда хорошо смотрятся друг с другом — они для этого и задуманы.

Также популярны сочетания двух шрифтов из разных групп. Классическая комбинация — это шрифт без засечек (гротеск) для заголовка и шрифт с засечками (антиква) для основного текста. В заголовках могут использовать декоративный или рукописный шрифт, сочетая его с антиквой или с гротеском.

Возможны и любые другие варианты. Например, есть хорошие сочетания двух гротесков или двух антикв из разных гарнитур — просто это сложнее. Чтобы создать хорошую пару, учитывают основные характеристики шрифтов:

  • Пропорции. Это соотношение ширины и высоты буквы. Буква может быть вытянутой и узкой или, наоборот, короткой и широкой.
  • Апертура или степень открытости знаков. Наберите разными шрифтами букву «с» и посмотрите на неё: у одних она будет скорее похожа на полукруг, а у других — на незамкнутую окружность. В остальных знаках степень открытости тоже прослеживается, просто менее очевидна.
  • Форма букв. В некоторых шрифтах обтекаемые мягкие линии, в других — много острых углов.
  • Контрастность линии. Это градация толщины штрихов, которые образуют букву.
  • Наличие или отсутствие засечек.
  • Наличие или отсутствие декоративных элементов. Акцидентные шрифты могут быть украшены росчерками и узорами, которые нехарактерны для обычных гротесков или антикв.
  • Толщина шрифта. Он может быть совсем тонким или жирным — первые обычно используют для основного текста, а вторые — для заголовков.

Что получается

Нужно, чтобы какие-то из перечисленных характеристик у двух шрифтов совпадали, а какие-то — заметно различались. Тогда пара получается гармоничная, но контрастная.

Можно выбрать сходные по пропорциям и открытости знаков антикву и гротеск:

Или взять два гротеска с округлыми буквами, но один из них будет широким по пропорциям и с жирными буквами, а второй — узким с тонкими буквами:

Можно сделать пару из двух антикв — с одинаковыми пропорциями, но разной контрастностью линий:

Есть бесконечное множество вариантов шрифтовых пар — все перечислить невозможно. Пары подбирают в зависимости от задач конкретного проекта.

Как упростить работу

Существуют сервисы, позволяющие автоматически подбирать шрифтовые сочетания онлайн. Удобно работать с поиском в Google Fonts: можно кликнуть на любую понравившуюся гарнитуру, и в самом низу страницы будут предложены подходящие шрифтовые пары.

Есть ещё много ресурсов, в которых поиск сразу идёт по парам, — но большинство из них на английском языке: Fontpair, Canva и другие. Если нужно оформлять русскоязычный текст, будьте внимательны: у некоторых предложенных шрифтов могут отсутствовать кириллические версии.

Конечно, возможный спектр шрифтовых сочетаний гораздо шире, чем предлагают автоматические сервисы. Хотите не ограничивать себя в творческой свободе? Записывайтесь на курс по типографике!

Курс

Шрифт в дизайне

Вы узнаете тонкости подбора шрифтов в дизайне, разберётесь в лицензиях — и получите новый эффективный рабочий инструмент.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована