Знай себе цену: сколько стоит работа дизайнера и где искать клиентов
Рассказываем, как найти свой первый заказ, сколько брать денег за работу, а также о плюсах и минусах фриланса.
OlyaSnow для Skillbox Media
Работа дизайнером видится воплощением фрилансерской мечты: творчество, свободный график, пляж, море, ледяной мохито… И неважно, освоили ли вы дизайн в университете, на курсах или учились сами — воображение рисует вам именно эту картинку. Но реальность расставляет всё на свои места. Вот вы специалист с дипломом или сертификатом, полны идей и энтузиазма — а клиенты где? Об этом и поговорим.
Из статьи вы узнаете:
- где размещать портфолио;
- плюсы и минусы фриланса;
- как назначить цену за услуги;
- с кем точно не стоит иметь дел.
Карьера начинается с портфолио
В первую очередь заказчики будут спрашивать портфолио. Если вы окончили университет или курсы, кое-что для портфолио у вас будет готово ещё во время учёбы. Если вы осваивали дизайн самостоятельно, с этим сложнее. Как вариант — вы можете создать несколько концептов дизайна для какого-нибудь известного бренда. Пытаться найти бесплатные заказы, чтобы затем включить их в портфолио, не советуем — часто такие клиенты сами не знают, чего хотят, а работа с ними оборачивается головной болью. И имеет весьма сомнительный результат. А вот выставить минимальную стоимость за свой труд — можно.
Где размещать?
После того, как у вас готов пул работ, можно формировать портфолио. Конечно, хочется, чтобы оно было большим, но не стоит включать в него всё. Старайтесь отбирать только сильные работы — как говорится, лучше меньше, да лучше.
Не ориентируйтесь на количество клиентов, важнее — количество работ. Поэтому если вы работали над каким-то большим проектом — делали большой сайт или комплект из афиш, визиток и бланков, можно каждый элемент разместить как самостоятельный объект. Вместе с тем портфолио не должно быть слишком объёмным — по мере профессионального роста убирайте из него те работы, которые ниже вашего текущего уровня.
Самый простой способ опубликовать портфолио в интернете — специализированные площадки, для использования которых не требуется никаких навыков вебмастеринга. Они состоят из страниц с заранее заданным шаблоном, на которых размещены изображения и данные владельца. Плюсы — сюда легко загружать работы, минусы — единый для всех пользователей дизайн страниц, изменить который нельзя. Самая популярная из таких платформ — Behance. Это целая социальная сеть, где можно смотреть портфолио других специалистов, делиться сторис, общаться. Нередко заказчики ищут исполнителя именно здесь. Есть и другие подобные сайты — например, Dribbble, Deviantart. На них меньше конкуренция. Лучше иметь собственную страницу на разных сайтах — обновление нескольких портфолио будет занимать больше времени, но и шанс найти заказчика выше.
Инструкция, как создать крутое портфолио и попасть в топ на Behance, находится в этой статье.
Ещё один вариант создания портфолио — собственный сайт. Большинство фрилансеров сегодня используют конструктор сайтов Tilda. Работа с ним не требует серьёзного опыта, можно воспользоваться как готовым оформлением, так и создать собственный дизайн. Плюсы такого сайта — свобода в подаче, возможность размещать ссылки на сайты клиентов, а если воспользоваться платным тарифом, то и личный интернет-адрес, что всегда придаёт солидности. Минуса всего два — такое портфолио сложнее поддерживать, а попасть в него можно только по прямой ссылке.
Что бы вы ни выбрали, максимально заполняйте страницы с контактами — мессенджеры, социальные сети, электронный адрес. Никогда не знаешь, каким из способов связи пользуется будущий клиент.
Курсы для тех, кто развивается в дизайне:
Где искать работу
Для начала нужно определиться, в каком формате вы хотите работать: как фрилансер или в офисе. Каждый из этих подходов имеет свои особенности.
Плюсы и минусы фриланса
Плюсы
- Свобода-а-а!!! И этим всё сказано. Гибкий график, удалёнка, отсутствие злого босса.
- Возможность самостоятельно выбирать проекты, которые нравятся.
- Несложно начать — никаких собеседований, HR, многоступенчатого устройства на работу. Закончил курсы — и вперёд, в свободное плавание.
- Возможность самому назначать свою цену за работу.
Минусы
- То густо, то пусто. Заказчиков приходится искать самостоятельно.
- Никаких социальных гарантий. Заболел, сломался компьютер — решай свои вопросы самостоятельно.
- Опасность эмоционально выгореть, работая по 14 часов и без выходных.
- Отсутствие общения с коллегами и как следствие — получения нового опыта.
О том, что такое эмоциональное выгорание и как с ним справиться, читайте в нашем материале.
Плюсы и минусы офисной работы
Плюсы
- Стабильность. Четкие выплаты каждый месяц, социальная защищенность, чай, кофе и печеньки.
- Масштабные командные задачи. Работая на компанию вместе с коллегами, можно создавать долгосрочные крупные проекты.
- Офисная жизнь — общение происходит с живыми людьми, а не только в чатиках и с кошкой.
- Всю коммуникацию даже с самыми безумными клиентами берёт на себя менеджер.
Минусы
- Привязанность к месту и графику. А отпуск только два раза в год.
- Раздражает проект? Нельзя просто так взять и переключиться на другую работу — выбирать не приходится.
- Опасность погрязнуть только в одном направлении дизайна или стилистике.
- Дорога до офиса в набитом транспорте ежедневно забирает в среднем два часа жизни — их можно было бы провести как-нибудь с большей пользой.
Удалённый и гибридный форматы работы
С началом пандемии широкое распространение получили ещё два формата — удалённая работа, если основную часть времени выполняешь свои задачи из дома, и гибридная схема, когда работаешь удалённо, а в офис приезжаешь лишь пару раз в неделю. Такие формы взаимодействия имеют те же плюсы и минусы, что и офисная работа. От фриланса в них — работа в комфортной домашней обстановке, не нужно никуда ежедневно ездить, но как обратная сторона — больше шансов выгореть, поскольку когда наступает вечер, никто не выгоняет из офиса домой.
Чаще всего дизайнеры поступают так: нарабатывают крутое портфолио на фрилансе, затем идут в дизайн-студии или крупные компании набраться опыта и подзарядиться в командной работе, потом снова уходят на фриланс с более прокачанными скиллами. Какой путь выбрать — решать вам. Дизайн тем и хорош, что формат работы определяете вы сами.
Так где же работу найти?
- Крупные сайты интернет-рекрутмента: Headhunter, Rabota.ru, Superjob.ru. Чаще всего здесь ищут дизайнеров для работы в офисе, но попадаются и проекты для фрилансеров.
- Профильные сайты, самый большой из них — designer.ru. Здесь ищут дизайнеров на постоянную работу крупные компании и в офис, и на удалёнку. Кстати, мы тоже публикуем еженедельный дайджест лучших вакансий — проверяйте сайт по понедельникам!
- Соцсети. Очень много вакансий можно найти в Facebook* и «ВКонтакте» в профильных группах по поиску работы для дизайнеров или фрилансеров: вводите слова «работа для дизайнера», «работа для фрилансера», «удалённая работа».
- Telegram-каналы. Подпишитесь на те, что связаны с поиском работы — чаще всего здесь публикуют разовые проекты для начинающих дизайнеров, но есть и «крупная рыба». Принцип поиска такой же, как и в соцсетях.
- Фриланс-биржи, самая известная — fl.ru. Заказов много, адекватных заказов — меньше. Но для наработки портфолио подойдет.
Читайте о биржах для фрилансеров и том, как не допустить ошибок при работе с ними, в этой статье.
И главное — не ждите, что заказчики побегут к вам сами. Оформите профили в соцсетях и на фриланс-биржах, ежедневно мониторьте заказы, сами размещайте в профильных группах объявления о том, что ищете проекты. И не забывайте делиться в соцсетях своими новыми работами и рассказывать о себе.
А что по деньгам?
Зарплаты дизайнеров очень разнятся — в зависимости от направления и навыков. Начинающий специалист получает в Москве от 50–60 тысяч рублей. Опытные дизайнеры могут зарабатывать от 150–200 тысяч рублей и больше.
Если у вас мало опыта, то, конечно, первая зарплата может быть не такой большой. Внимательно выбирайте работодателя — некоторые начальники очень любят нагружать молодых дизайнеров кучей проектов, над которыми приходится сидеть допоздна, и другими не совсем относящимися к дизайну задачами. Чётко определите для себя должностные обязанности и не позволяйте на себе «ездить».
Если говорить о фрилансе, то здесь можно руководствоваться почасовой оплатой. Например, начинающий дизайнер обычно берет от 500—600 рублей в час, опытный специалист — от 2000 рублей. На небольшие проекты — баннеры, презентации — можно назначать фиксированную стоимость. Например, от 800 рублей за баннер у начинающего специалиста до 4000 рублей и выше — у опытного.
Как рассчитывать стоимость? На самом деле, это достаточно субъективный вопрос, который связан с трудозатратами, скиллами и самоуверенностью самого специалиста. Можно взять за основу цифры, которые мы привели выше, а можно выбрать альтернативный метод — посмотрите на биржах фрилансеров, сколько стоят проекты у дизайнеров вашего уровня, а также какие гонорары предлагают клиенты, заказывая те или иные работы. Далее можно исходить из этих цифр.
Здраво оцените свои навыки, соберите мнения клиентов и определите, ниже какой стоимости вы не будете работать — именно так вы получите свои расценки. Можно исходить и из желаемого дохода в месяц — сколько часов вы готовы потратить, чтобы заработать комфортную для себя сумму? Сколько работ нужно сделать, чтобы эту сумму получить?
Определившись со стоимостью своих услуг, оформите их в прайс, который будете высылать клиентам. Обязательно укажите в нем не только перечень элементов и их стоимость, но и такие вещи как предполагаемые сроки выполнения работ, обозначьте количество вариантов дизайна и сколько раз клиент может вносить в них изменения. Без последних двух пунктов работа может растянуться до бесконечности.
Документы и оплата на фрилансе
Если с документами и оформлением в случае постоянной удалённой или офисной работы все понятно, то с фрилансом нужно быть внимательнее — ведь здесь вы ничем не защищены. Вот несколько базовых правил:
- Работайте официально. Если вы физлицо — то есть человек, выполняющий работу, а заказчик — компания, то вы можете заключить гражданско-правовой договор (ГПХ), без оформления в штат. Но удобнее будет, если вы ещё и оформлены как самозанятый или как индивидуальный предприниматель (ИП) — это позволит вам работать с любыми заказчиками.
Для начинающего дизайнера, который пока не собирается нанимать команду, идеально подойдет самозанятость — её очень легко оформить, просто скачав приложение на телефон. 6% полученной с заказа суммы вы будете отдавать налогами, остальное — ваше. Для заказчика, работающего «в белую» такой формат взаимоотношений — идеальный вариант. - Если мелкие недорогие проекты можно выполнить без договора — «в случае чего» потери будут невелики, то для серьёзных проектов договор необходим. Вы можете сами скачать рамочный договор на оказание услуг и предложить заказчику. В таком договоре прописаны основные обязанности сторон, а сроки и стоимость заказов оформляются в приложениях — новый договор на каждый заказ составлять не нужно.
- Сформируйте вопросы брифа, который будете высылать клиентам, или воспользуйтесь готовым шаблоном. В брифе обычно чётко прописано, чем занимается компания клиента и что её отличает от компаний-конкурентов, какую функцию должен выполнять заказываемый проект, какой стиль дизайна клиенту кажется подходящим — лучше с примерами, площадки для использования, аудитория.
Подробный гайд, как составить бриф и советы по общению с заказчиком, находятся в этом материале.
- Для проектов со сложной технической реализацией бриф должен сопровождаться техническим заданием от руководителя проекта. Бриф описывает то, каким заказчик видит дизайн, техническое задание — как этот дизайн будет реализован.
- Берите предоплату! Если проект мелкий, и вы решили его не оформлять, но заказчик не хочет рисковать своими деньгами, предложите договор или оформить заказ через «Безопасную сделку» — такая опция есть на многих фриланс-сайтах.
Внимание! С кем лучше не работать
Помните, что всех денег не заработаешь, а нервы — самое дорогое, что у нас есть. Поэтому бегите как от огня от заказчиков или работодателей, которые:
- обещают один пул задач, а в итоге навешивают кучу дополнительных;
- сами не знают, чего хотят — не могут заполнить бриф и предоставить чёткое техническое задание. Вы не обязаны читать мысли заказчика;
- не уважают личные границы, звоня в нерабочее время и на выходных;
- по нескольку раз меняют ТЗ, согласовывая и пересогласовывая его с разными людьми;
- хотят всего сразу и за три копейки, долго спорят о цене;
- не уважают ваше мнение как специалиста.
И вообще — каким бы «зелёным» дизайнером вы ни были, никто не вправе эксплуатировать ваш труд, сомневаться в ваших скиллах или позволять себе хамское общение. Если вы видите, что не сработаетесь с клиентом, — лучше откажитесь. Идеальный заказчик найдётся, поверьте!
Вы прочитали нашу подборку, потому что работаете в дизайне и хотите зарабатывать больше? Присмотритесь к курсам Skillbox, которые помогут вам получить новые навыки: «Графический дизайнер», «Веб-дизайнер», «Нейросети: практический курс», «UX/UI-дизайнер».
А что дальше?
Итак, вы уже изучили все подводные камни и готовы нырнуть в захватывающие дизайнерские будни. А какое будущее может вас ждать? Обычно карьерный рост выглядит так: джуниор — мидл — сеньор — арт-директор. Набравшись опыта, вы можете:
- развиваться в крупной компании как руководитель или тимлид;
- стать востребованным специалистом в какой-либо области дизайна, работая на подряде или в штате;
- устроиться арт-директором в крутое дизайн-агентство или открыть своё;
- набрать пул постоянных заказчиков или проектов и уехать, наконец, на Бали — туда, где пляж, солнце и мохито.
В отличие от множества профессий, работа дизайнером открывает большие возможности выбора, и на чём остановиться — решать вам.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Хотите попробовать фриланс?
- Смотрите подборку книг для фрилансеров
- Узнайте, сколько зарабатывает веб-дизайнер
- Выберите для себя: фиксированная стоимость проекта или почасовая оплата?