Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Что выбрать дизайнеру: фиксированная стоимость проекта или почасовая оплата?

Сегодня мы поговорим про излишний оптимизм дизайнеров и о том, откуда пошло убеждение, что все фрилансеры безответственные.

А самое главное, почему почасовая ставка — единственно правильная модель оплаты.

Как это часто бывает?

Дизайнер сидит в студии с девяти до шести, получает свою зарплату и грустит. Потом понимает, что пора что-то менять, и решает красиво уйти в закат — то есть работать отныне только на себя. Увольняется, становится фрилансером, удачно находит нескольких заказчиков, и приключение начинается.

Вот по какому сценарию все происходит: вы оценили объем работ, получили предоплату. И не одну, а сразу от нескольких заказчиков, обмазались деньгами и с воодушевлением приступаете.

Сначала все хорошо...

Немного расхолаживает то, что у вас на счету уже лежит приятная сумма, а художник должен быть голодным, как вы помните. Но вы дисциплинированны, завели себе Google-календарь, каждый день его обновляете. На письма и сообщения клиентов отвечаете вовремя.

Потом замечаете...

Что как-то вы не закладывали в оценку сегодняшний внезапный трехчасовой созвон. Еще и правок принесли в пять раз больше, чем вы рассчитывали. И, как назло, в этот же день ваш кот вдруг приболел и пришлось его везти по пробкам к ветеринару. В результате у вас разболелась голова и вы так и не смогли ничего внятного сделать. На часах 00:00, вы понимаете, что планы сорваны, но думаете так: «Ничего страшного, завтра я встану пораньше и успею все, что не сделал сегодня. И всё снова вернется в норму».

Окей, наступает завтра...

Вместо обещанных 7:00 вы встаете в 10:00. Открываете вчерашние правки, читаете внимательно. Понимаете, что как-то вы лихо решили, что там дел на полчаса, на самом деле — часа три, не меньше. Делаете правки. Тем временем вас во все мессенджеры атакует второй клиент — ему вы обещали сегодня днем показать концепцию промосайта.

Пишете, извиняетесь...

Говорите, что все будет к вечеру. Сидите за монитором нон-стопом до 21:00, игнорируя все входящие (тем временем о состоянии проекта интересуется третий клиент). Поздним вечером отлипаете от компа, понимая, что у вас 35 непрочитанных сообщений. Решаете ответить позже, завтра, через день, когда-нибудь. И вспоминаете эту фразу.

Удаленная работа — это не только приятно, но и круглосуточно.

Самое интересное!

В итоге вы действительно получаете больше денег, чем в студии, — но работаете при этом 24/7. И со временем проблема усугубляется: вы берете заказы, не успеваете, списываете все на усталость (еще бы, работать ночами, без выходных и отпусков) — а потом бросаете проекты и скрываетесь от клиентов.

Вот отсюда и идет миф о том, что все фрилансеры — необязательные безответственные типы, связываться с которыми себе дороже. Это при том, что среди них есть настоящие профи, которые все успевают и не страдают этой распространенной болезнью.

Оптимизм как болезнь

Все любят говорить про лень, неорганизованность и излишний перфекционизм дизайнеров. Отчасти они правы. А вот про банальный оптимизм обычно забывают, хотя он играет немаленькую роль в этом порочном круге.

Когда у вас есть заказчик, готовый заплатить условный миллион, вы хватаетесь за эту возможность. Это же миллион! В мыслях вы его уже потратили. Кто будет думать о непредвиденных обстоятельствах и рентабельности? И что придется работать над этим проектом целый год — потому что связаны договором и тем, что работа уже оплачена? Ведь это вы ее так оценили, и теперь дергаться как-то неудобно.

В больших и дорогих проектах есть еще одна скрытая ловушка. Целый год вы занимаетесь одним и тем же, а ваше портфолио не обновляется и погружается в летаргический сон. Про вас не узнают новые клиенты, а тем, кто обращается по старой памяти, вы вынуждены отказывать из-за занятости — и их поток постепенно тает.

Так будет с каждым крупным заказом. И каждый раз вы будете думать, что уже знаете, как это бывает, и не допустите тех же ошибок в следующий раз, будете работать быстрее или назовете сроки с запасом. А в результате спишете всё на усталость — и цикл повторится снова.

Чтобы всего этого (ужаса) не происходило, стоит просто отказаться от фиксированной оплаты и выбрать почасовую. В основе подобной модели оплаты стоит такое понятие, как нормо-час.

Нормо-час как лекарство

Если взять опыт софтверных компаний или даже другие отрасли: консультантов, аудиторов, автосервисы, — то можно увидеть, что они работают по модели «оплата по факту». То есть берут значение почасовой ставки за определенный тип услуг, оценивают затраченное время и выставляют счет.

Важно!

Такая система прекрасно работает и может спасти не только фрилансеров, но и небольшие дизайн-студии, которые никак не могут масштабироваться и выйти на новый уровень.

С ними происходит похожая история: набрали заказов, получили предоплату, что-то пошло не так, застряли.

И вместо того чтобы нанимать новых людей, заниматься своим сайтом, блогом или портфолио на Behance, они сидят над этими бесконечными задачами и делают их сами. На инвестиции в себя не остается ни времени, ни сил. Если не разорвать этот порочный круг, маленькая дизайн-студия останется маленькой, а обычный фрилансер никогда не станет профи. Теперь давайте разберемся, как рассчитать свой нормо-час.

Как рассчитать нормо-час. Инструкция

Дальше будут куски таблички с очень условными числами — это просто пример, не пугайтесь.

Мы не вложили в эту сумму отпуск — посчитали, что будем брать на него денег из зарплаты. Скажем, раз в три года. Но вы вполне можете. Повторюсь, чем подробнее будут расчеты, тем лучше.

  1. Оценить, сколько времени в месяц вы готовы тратить на работу. Пусть у нас это будет 160 часов.
  2. Взять сумму, которую вы хотите зарабатывать. Это очень субъективная штука: сумма мечты, средняя зарплата по рынку или то, сколько делают в месяц успешные коллеги — например, 500 тысяч.
  3. Расписать свои расходы на месяц. Кроме явных расходов, вроде квартплаты и еды, не забудьте расходы на амортизацию оборудования и другие нерегулярные траты: замену видеокарты, если вдруг сломается, покупку страховки и прохождение техосмотра автомобиля, билет на конференцию. Посчитайте, сколько денег может уйти на это в год, и разделите на 12 месяцев. Например, на обслуживание машины у вас уходит около 60 тысяч в год — это 5 тысяч в месяц. Чем больше вы предусмотрите и заложите в эту сумму, тем меньше неожиданностей вас ждет.
  4. Прикинуть, достаточно ли будет уровня доходов, чтобы покрывать все расходы и амортизацию — и чтобы еще осталось. Если нет, нужно скорректировать сумму. Давайте представим, что 500 тысяч нужны нам каждый месяц просто так, и добавим сюда то, что получилось. Итого у нас будет 548,5 тысяч рублей в месяц.
  5. Разделить сумму на часы в месяц и получить индивидуальный нормо-час: 548 500 / 160 = 3 400 рублей (да, округлили в меньшую сторону).
  6. Спросить себя: адекватен ли я?

Часто непонятно, сможете ли вы работать с таким нормо-часом и при этом зарабатывать. А вдруг заказчики не согласятся столько платить? Оценка собственной адекватности рынку происходит экспериментальным путем: нужно рассчитать не один нормо-час, а три — по нижней, средней и верхней планке, и протестировать их.

Определяемся с приоритетами и экономим на менее важном. Получаем три таблички и три расчетных нормо-часа:

Конечно, пересчитывать можно не только расходы, но также желаемую сумму.

Часы

Зарплата плюс расходы

Нормо-час, приблизительно

Верхняя планка

160

500 + 120,7

3 900

Средняя планка

160

450 + 78,9

3 300

Нижняя планка

160

350 + 52,9

2 500

Потом берете каждый нормо-час и тестируете при прочих равных условиях: то есть у вас есть портфолио на Behance, откуда приходят клиенты, а вы просто обрабатываете входящие заказы. Например, по верхней планке с вами согласилось работать 2 заказчика из 10. Вы поработали месяц, получили сумму и оцениваете, достаточно ли этого, — оказывается, не очень.

Пробуете среднюю планку, и здесь уже лучше: 8 заказчиков из 10, денег в два раза больше — цель выполнена, вы — молодец. Можно остановиться на этом, а можно ради чистоты эксперимента потестить нижнюю планку: 10 заказчиков из 10, полная загрузка и денег на 10% больше, чем при среднем нормо-часе — пора подумать и сделать выводы.

Допустим, вас устраивает работа по средней планке, потому что она дает выполнение месячного плана и еще остается время на саморазвитие. При этом есть заказчики, значит, нормо-час адекватен и для рынка, и для уровня твоего профессионализма. И здесь возникает следующий логичный вопрос: а какая у вас эффективность?

Таск-трекеры

Проблема прокрастинации для фрилансера особенно актуальна, потому что сам он за эффективностью следить не может, а подпинывать его некому. Тут и приходят на помощь таск-трекеры — они как счётчики сна или шагов, только для управления проектами. Кроме того, это еще и отчетность для заказчиков, чтобы они видели, что вы реально их проектом занимаетесь, а не котика за ушком чешете.

Вот несколько инструментов, которые подойдут и для фрилансеров, и для небольших проектных групп:

DeskTime. Классическое приложение для трекинга времени, лично им пользовался. Можно отслеживать, сколько времени вы тратите на работу, сколько на отдых и прокрастинацию, сколько получается переработок. Есть 14-дневный триал.

PinTask. Здесь есть отчетность, списание часов, вложенные задачи, мобильное приложение и другие удобные штуки. Плюс трекер может работать с другими расширениями, читайте — новыми функциями. А если вы владеете JavaScript, то и собственный плагин не проблема.

Dapulse. Удобнее, пожалуй, для небольшой команды за счет того, что можно построить диаграмму Ганта. Это наглядно и очень по-аджайлу. Приятный интерфейс, но функций меньше, чем у предыдущего трекера, и платно (нужно включить в расходы, если решитесь пользоваться).

PrimaERP. Приложение учитывает рабочее время, отслеживает отработанное время по проектам и задачам, а также может выставлять счета заказчикам и в один клик отправлять их.

Todoist. Наверное, самый простой облачный сервис со списками дел. Здесь есть категории дел, приоритеты, подуровни и синхронизация с мобильным. Правда, дедлайны придется устанавливать самостоятельно. Также есть отдельный продукт для команд.

Заключение

Время — самый ценный ресурс. И те условные 8 часов, которые мы решаем работать, мы должны именно работать. И получать за них вознаграждение — каждому по делам его. Все-таки не стоит забывать, что любая работа — это только средство обеспечить себе жизнь, которую хочешь. Поэтому нормо-час — то, что поможет получить справедливую оплату, организовать себя и не попадаться в ловушки бесплатных переработок. Осталось только отбросить нездоровый оптимизм и один раз сесть за цифры.

Курс «UX-дизайн»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку

Skillbox