Корп. обучение EdTech
#статьи

Цифровизация корпоративного обучения: мифы и реальность

Новое исследование показывает, что рынок куда меньше, чем хотелось бы, а реальные тренды не всегда очевидны.

Иллюстрация: museums victoria / Unsplash / freepik / pikisuperstar / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

В июне 2022 года компания «Эквио» презентовала отчёт «Исследование рынка российского e-learning». Его провели в мае 2022 года вместе с сообществом Digital Learning. На основе выборки из 10 тысяч российских компаний «Эквио» опросили представителей 352 из них — все они обучают сотрудников онлайн.

Результаты исследования прокомментировали генеральный директор «Эквио» Алексей Вагин и лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев.

Они рассказали:


«Половины рынка вообще не существует»: как идёт автоматизация в корпоративном обучении

Судя по всему, корпоративное обучение следует сегодня общемировому тренду — переходит в основном на смешанный формат. Он оказался самым популярным (92%) среди опрошенных представителей компаний. При этом онлайн явно преобладает: в среднем дистанционно учатся 63% сотрудников и 37% — очно.

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Казалось бы, эти данные только подтверждают, что бизнесу сегодня как никогда раньше необходима повсеместная автоматизация обучения. Об этом эксперты говорят уже давно, при этом в качестве тренда выделяют не просто автоматизацию, а ещё и поиск новых расширенных возможностей — кастомные решения, создание цифрового следа, адаптивные треки и так далее.

Однако, судя по результатам исследования «Эквио», реальность оказалась далека от этих обсуждений. Наглядно о проникновении автоматизации в российское корпобучение свидетельствуют данные об использовании им LMS (СДО).

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Оказалось, что 51% компаний такие системы не использует. Среди них:

  • 79% относятся к малому и среднему бизнесу;
  • 84% находятся в регионах.

Как переформулировал Алексей Вагин, «половины рынка вообще не существует». Спикер предположил, что небольшие компании могут обходиться альтернативами СДО — то есть возможностями, которых практически нет у крупного бизнеса.

Вагин пояснил, что автоматизация обучения в основном охватывает крупные компании, а также организации, расположенные в мегаполисах. Специализация бизнеса также играет роль, отмечает спикер. Дистанционное корпоративное обучение популярно в ретейле, сфере услуг, банковской сфере и IT-компаниях. А вот реже всего дистанционно учат в отраслях промышленности, производства, сельского хозяйства, строительства и в госорганизациях.

Какие системы и для чего используют в российских компаниях

Среди тех, кто всё же пользуется СДО, 38% применяют продукты от известных разработчиков, таких как «Эквио», iSpring, Mirapolis. Ещё 11% создают собственные системы, в том числе с помощью конструкторов.

Исследователи также выяснили, зачем компаниям СДО. Они предложили выделить респондентам три основных цели. Предсказуемо, для большинства главная задача систем дистанционного обучения — обучение. На втором месте — онбординг и адаптация новых сотрудников. Причём около трети указали это как основную цель, чуть меньше — как второстепенную.

У 15% компаний вообще нет второй цели, у 47% — третьей цели. Однако среди ответов всё же можно выделить базу знаний и контроль за знаниями сотрудников — определённый процент компаний их использует. А вот новостные порталы, геймификация, вовлечение не играют особой роли для российского корпоративного обучения.

Проще говоря, пока даже те, кто активно использует СДО, не ждут от него ничего особенного, кроме базовых функций. А это, в свою очередь, может означать, что масса дополнительных «фишек», которые придумывают и предлагают разработчики, остаётся невостребованной.

Кстати, как ранее показало другое исследование, проведённое компанией eLearning center, для самих сотрудников развлекательные инструменты в обучении тоже не так уж важны, а иногда и просто лишние. Больше 70% респондентов отметили, что, выбирая между курсом с необычным сюжетом, красочным дизайном и курсом с большим количеством примеров, заданий и лаконичным оформлением, выберут второй вариант.

«Никто не спрашивал»: как выбирают платформы для корпоративного обучения

Большая часть опрошенных в исследовании рассказала, что они не знают, по каким причинам бизнес выбрал ту или иную СДО — решение было принято слишком давно.

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Чаще всего в эту категорию попадают те, кто работает с WebSoft, SAP, Moodle или же использует собственную разработку, отмечают авторы исследования.

Вывод прост: платформы редко обновляют, их выбирают на долгие годы. «У меня сложилось ощущение, что на рынке больше разговоров о том, что компании активно сейчас меняют LMS или ищут новые, что их что-то не устраивает в связи с [какими-то сложностями]», — подчеркнул Павел Безяев.

Это подтвердил и Алексей Вагин. Он отметил, что частота обновления платформ для корпобучения низкая. Компании во многом готовы мириться с уже купленной системой и не хотят тратить деньги на обновление или полную замену.

В топ ключевых факторов выбора СДО предсказуемо попала цена. Однако эксперты обратили внимание и на другой интересный, хотя и значительно менее популярный ответ — «никто не спрашивал [о выборе СДО], спустили сверху».

То есть решение о приобретении продуктов для обучения принимается вовсе не теми людьми, которые их постоянно используют, подчеркнул Алексей Вагин. Эту тенденцию можно назвать негативной, ведь эксперты уже не раз отмечали: комфорт в обучении — вещь не менее важная, чем контент.

Какими ещё инструментами пользуется бизнес для обучения

Большинство (95%) опрошенных представителей компаний применяли и другие сервисы в работе, не ограничиваясь СДО. По мнению Павла Безяева, это хороший признак: корпоративные экосистемы усложняются и не фокусируются на возможностях только одного продукта.

При этом 52% компаний используют два дополнительных (к СДО) сервиса, ещё 12% — три приложения и больше. Авторы исследования отмечают, что «вторым номером» 17% респондентов назвали «Яндекс.Телемост».

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

А вот в качестве основного дополнения рекорды популярности бьёт Zoom: его продолжают применять 65% компаний, несмотря на сложности с оплатой.

Это, по мнению спикеров, пример того, как непрофильный продукт «снял все сливки» в кризисной ситуации просто потому, что уже был на слуху. На втором и третьем местах — Skype и Webinar, то есть тоже вполне знакомые отечественным пользователям продукты.

Кого учат онлайн в российских компаниях

По данным исследователей, в основном обучение в онлайн-формате проводят для линейного персонала, продавцов, стажёров, а также внештатных и региональных сотрудников. То есть это либо сотрудники, которые постоянно «в полях» и обучать их нужно без отрыва от основной работы, либо же те, кого проще обучить дистанционно, чем организовывать сложную логистику.

В основном сотрудников учат работать с внутренними системами и техникой, разбираться в продуктах компании, а также ориентироваться во внутренней политике организации.

«Глобально руководители хотят, чтобы онлайн-обучение помогало компании достигать лучших бизнес-результатов, ускорять подбор персонала и повышать эффективность работы сотрудников», — отметили авторы исследования.

Верит ли российский бизнес в готовые решения для корпоративного обучения

Исследование ещё раз подтвердило устойчивый тренд: компании предпочитают собственное обучение «стороннему».

По данным «Эквио», 90% организаций самостоятельно разрабатывают обучающий контент. Из них 26% редко, но всё же покупают уже готовые курсы. И лишь 5% опрошенных ответили, что пользуются исключительно готовыми программами. Это можно объяснить двумя причинами.

Бизнесу всё ещё нужны «кастомные» курсы

Первая причина создания своих обучающих продуктов вполне стандартная и неоднократно озвучивалась экспертами. Бизнес не верит в универсальный продукт: есть опасение, что готовые курсы не будут учитывать специфику конкретной компании.

Это ключевая причина, по которой корпоративные университеты не спешат сотрудничать с EdTech — даже покупать те курсы, которые уже и так популярны у их сотрудников в частном порядке.

Какими онлайн-школами пользуются компании для обучения сотрудников

Исследование показывает, что 57% респондентов в принципе не взаимодействуют с онлайн-школами. Остальные делают это только эпизодически, «по запросу». А вот системный подход, по данным авторов исследования, ни одна компания не использует.

«Всё можно взять спокойно из онлайн-школ. [Есть] миф о том, что в каждой компании своё уникальное, великое, глубокое знание, [своя] методология… Не знаю, что должно случиться и как должен надавить кризис, чтобы [компании это поняли]. Но факт остаётся фактом: ни одна компания не сообщила, что использует ресурсы EdTech», — подчеркнул Павел Безяев.

Среди онлайн-школ, которым хоть и эпизодически, но удаётся продать курсы корпоративному сегменту, лидерами стали Skillbox, «Нетология» и «Яндекс.Практикум». На четвёртом месте ушедшая из России Coursera.

Примечательно, что эта же платформа попала и в список библиотек готового контента, которыми пользуются для обучения в российских компаниях. В список библиотек также попали «Альпина», «МИФ» и MyBook. Ещё 3% респондентов рассказали, что библиотеки у них бумажные.

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Вероятно, все поняли формулировку по-разному, предположил Павел Безяев, однако это хорошо демонстрирует, как в T&D-сфере видят библиотеки готового контента.

Бизнес хочет сэкономить

Вторая причина популярности внутреннего обучения — стоимость. Но создание собственных продуктов не всегда приводит к экономии. Затраты на содержание T&D в штате и разработку могут значительно превышать стоимость готовых курсов, а тем более их аренды.

Проще говоря, это часто такой же миф, как потребность в уникальных, адаптированных под конкретную компанию продуктах. А с учётом общего тренда на сокращение расходов на обучение ситуация становится совсем уж необычной, отметил Павел Безяев.

Однако и позитивные стороны в этом тоже есть, считают эксперты: разработка курсов и контента стала массовой и востребованной специализацией.

Какую роль играют T&D-специалисты

Разработка собственных курсов предсказуемо ложится на плечи отделов внутреннего обучения: только 26% привлекают к этому сторонних подрядчиков, а вот 64% самостоятельно создают программы и контент для них.

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Возможно, поэтому в подавляющем большинстве компаний (судя по ответам 77% опрошенных представителей) T&D — «универсальные солдаты» и на все руки мастера. То есть разработкой дистанционного обучения занимаются люди, для которых это всего лишь одна из множества рабочих задач.

Авторы исследования объяснили: «Специалист по обучению в современных компаниях — это проджект-менеджер, который принимает задачу от внутреннего бизнес-заказчика и дальше управляет методологами, дизайнерами, монтажёрами, тренерами, IT-специалистами и так далее».

Причиной такого положения дел стала пандемия, считает Павел Безяев. Если когда-то дистанционным обучением занимались отдельные сотрудники, то принудительный переход в онлайн практически стёр границы для всех. «Те, кто раньше занимались „очкой“, теперь считают себя универсалами. Возможно, те, кто дистанционкой занимались, переквалифицировались», — объяснил он.

Примечательно, что в российских компаниях в среднем на 263 сотрудника приходится один специалист по обучению. Конечно, чем шире штат, тем крупнее там отдел обучения и развития, но и объём задач, который на них ложится, получается больше:

  • при штате от 100 до 1000 сотрудников обучением занимаются пять человек (один специалист на 130 сотрудников);
  • при штате от 1000 до 3000 сотрудников — 10 человек (один специалист на 300 сотрудников);
  • от 3000 до 20000 сотрудников — 27 человек (один специалист на 600 сотрудников).

Как оценивают качество корпоративного обучения и чем грозит нежелание это делать

Исследование «Эквио» подтвердило данные, недавно опубликованные компанией «Нетология»: самый популярный инструмент оценки эффективности обучения — анкеты обратной связи. Такой вариант отметили 32% участников опроса. На втором месте — тестирование (25%).

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Не менее примечательна третья строчка «рейтинга»: 14% респондентов эффективность и качество обучения вообще никак не оценивают.

Этот честный ответ показывает, что компаниям может быть не столько трудно измерить реальное влияние обучения на бизнес-показатели, сколько не нужно — руководство не чувствует такой потребности. Хотя слова о том, что бизнес всё чаще требует обосновать расходы на обучение и показать его эффект, звучат постоянно, подчеркнул Павел Безяев.

Вполне комфортная для T&D-функции ситуация может привести к кризису.

«Массовой историей [оценка качества и эффективности обучения] пока не стала, дальше разговоров не зашло. Но это вещь обоюдоострая: может, и хорошо, что есть расслабленность, но в случае любого кризиса отношение [к обучению останется] как к дополнительному, поддерживающему производству. И кем жертвовать в первую очередь? Ребятами, которые не оказывают прямого влияния на бизнес», — прокомментировал Павел Безяев.

Алексей Вагин, в свою очередь, отметил, что пока компании не научились оценивать качество и эффективность обучения, им будет сложно рационализировать выбор контента и его поставщиков. Сейчас разницу между внутренним и внешним продуктом, по мнению спикера, определяют в основном по стоимости — как раз потому, что оценить другие параметры не могут.

«Что лучше с точки зрения эффективности и качества — создавать самим или покупать в онлайн-школе? Пока нет оценки эффективности и качества обучения, на этот вопрос нельзя ответить. Поэтому заказчики предпочитают изобретать велосипед, чем покупать готовые методики», — подчеркнул он.

Павел Безяев добавил, что именно отсутствие измеряемых результатов в корпобучении приводят к развитию мифотворчества.

«Есть вещи, которые, кажется, не объясняются логикой — неиспользование контента, неиспользование онлайн-школ, ставка на разработку обучения внутри компании. На мой взгляд, в этой истории много мифов, за которые держатся представители корпобучения. Не умея оценивать эффективность и качество, остаётся всё время говорить про уникальность: „Нас не надо оценивать, мы уникальные, никто так больше не может“. Это мифотворчество когда-то должно пройти, но оно [пока] доминирует», — заключил спикер.

Как на корпоративное обучение повлияли пандемия и события 2022 года

По мнению авторов исследования, если пандемия заставила сектор корпоративного обучения кардинально изменить процессы, то геополитический кризис столь же значимого влияния на него не оказал. «Пандемия повлияла на корпоративное обучение гораздо больше, чем 10 000 санкций», — подчеркнул Алексей Вагин.

Отчёт «Эквио» «Исследование рынка российского e-learning»
Инфографика: «Эквио»

Действительно, 51% респондентов сообщили, что в их компаниях ничего не поменялось за весенние месяцы. Однако 15% всё же сократили бюджеты на обучение, а 13% заморозили привлечение сторонних провайдеров, экспертов и новые проекты. Столько же опрошенных сообщили, что, наоборот, смотрят на кризис как возможность для трансформации, и что компании стали развиваться активнее.

Судя по данным исследования, две трети компаний пока не изменили свои планы на ближайший год. Треть выжидает и не строит прогнозов из-за сузившегося горизонта планирования, ещё треть — просто не собираются менять намеченный ранее маршрут. Остальные же собираются наращивать темпы обучения.

Эти выводы подтверждают и данные другого исследования — «Нетологии». Там половина опрошенных представителей разных компаний сообщила, что они не стали пересматривать бюджеты на обучение. А 40% организаций всё же сократили расходы.

Конечно, сложнее всего пришлось малому и среднему бизнесу, поскольку запас прочности у них небольшой, — куда увереннее сейчас чувствуют себя крупные организации, объяснил Алексей Вагин.

«Некоторые начали активнее переходить на онлайн-инструменты, провели аудит текущего состояния дел в обучении сотрудников, заменили аутсорсинг на внутренних специалистов и приступили к автоматизации HR-процессов. Чтобы выжить в новых условиях, часть компаний ввела переобучения для сотрудников, а часть усилила обучение, чтобы предоставлять лучший сервис и обойти конкурентов», — заключили авторы исследования.

Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована