Корп. обучение
#статьи

Как бизнесу измерять эффективность обучения: мнения экспертов

Зачастую аналитические отчёты нужны только для того, чтобы показывать их руководителям.

Кадр: фильм «Игра на понижение» / Paramount Pictures

Метрики эффективности обучения в корпоративном сегменте остаются предметом для дискуссий. По каким показателям стоит оценивать качество образовательной программы для сотрудников? Можно ли найти прямые связи между обучением и бизнес-показателями?

Своим опытом и размышлениями по теме поделились руководители
T&D-подразделений различных компаний на конференции Digital Learning 5.0, организованной сообществом специалистов по современному обучению. Мы собрали главные тезисы спикеров.

Почему сложно измерить, как обучение влияет на бизнес-показатели

О качестве любого онлайн-курса или тренинга что-то могут сказать общепринятые метрики вроде COR, NPS и других — хотя в сфере EdTech их сейчас не считают достаточными и ищут способы, как оценить реальный результат обучения для студента. А в бизнес-образовании всё ещё сложнее. Даже если сотрудники успешно прошли обучение и оставили о нём хорошие отзывы, это не всегда означает, что компания получит от этого пользу, выраженную в бизнес-метриках. Самый показательный случай — обучение специалистов по продажам. Вроде бы судить о его эффективности можно по тому, выросли потом продажи или нет. Но так ли это на самом деле?

Фото: DCStudio / Freepik

Руководитель учебного центра Ecco Илья Парага рассказал про три случая, когда он измерил эффективность обучения сотрудников: два раза это были электронные курсы и один раз — тренинг. Результаты оказались противоречивыми, и Илья выразил сомнения в том, что измерять эффективность обучения в прибыли, которую от него получает бизнес, — разумный подход.

«В одном случае был прирост [продаж] на 200%, в другом случае — на 30%, в третьем случае часть магазинов выросла, часть не выросла. Из чего я делаю вывод, что на текущий момент [эффективность обучения для бизнеса] очень сложно измерить. И даже не очень понятно, зачем [это делать], потому что фактически все эти три раза делались для того, чтобы доказать, что проект, тот или иной, должен существовать», — пояснил он.

С Ильёй согласился и Андрей Скуратов, руководитель корпоративного университета «МТС Банка». По словам спикера, аналитические отчёты о финансовых показателях компании мало говорят о том, как обучение повлияло на уровень компетенций сотрудников или объём продаж. Эти отчёты скорее нужны для того, чтобы T&D-подразделение могло «быстро ответить HR-директору, CEO, заместителям его, что мы сейчас делаем, какие проблемы есть». Как отметил менеджер по управлению обучающими платформами «МегаФона» Евгений Нагорный, здесь пригодятся наглядные системы представления данных, в которых руководители компании смогут увидеть базовые KPI — сколько сотрудников прошли обучение, в какие сроки и так далее.

Фото: jannoon028 / Freepik

А вот точно определить, какой эффект обучение оказывает на финансовые результаты, по мнению Евгения, в реальности просто невозможно, так как на показатели влияет слишком много факторов:

«Сотрудник мог пройти обучение по какому-либо продукту или сервису, который продаётся в компании, появились хорошие результаты по продажам. И тут, как это часто бывает, [провайдеры] приходят к компании и говорят: „Вот мы провели обучение, продажи выросли, покупайте наш сервис“. Но никто не говорит, как влиял на эти продажи, например, сам продукт. <…> Возможно, этот продукт действительно уникальный на рынке, он очень востребован, поэтому его покупали. Возможно, была какая-то дополнительная мотивация у сотрудников для его продажи, поэтому его продавали лучше, чем все остальные продукты. И чтобы посчитать эффективность обучения, надо выделить группу сотрудников, которая не будет обучаться, причём в достаточно длинный период времени. И тогда можно сказать, как они будут отличаться от тех сотрудников, которые проходили обучение. Но ни один бизнес так делать не будет, и это абсолютно правильно».

Кроме того, как заметил спикер, эффект от обучения может проявиться не сразу, а через несколько месяцев. Из-за совокупности этих причин, утверждает Евгений, вряд ли есть смысл тратить много времени и ресурсов на то, чтобы точно посчитать, как курс или тренинг повлиял на продажи.

Нужно ли вообще собирать и анализировать данные об эффективности обучения?

Значит ли это, что сбор и аналитика данных о показателях бизнеса не имеют смысла в контексте обучения? Эксперты считают, что это не так.

Илья Парага отмечает, что данные, безусловно, нужны, однако сложность заключается в том, что разным подразделениям компании важны разные показатели: линейным менеджерам — одни, для обоснования бюджета на обучение — другие, HR-директору — третьи, а организаторам обучения — вообще свои.

Фото: pch.vector / Freepik

Свести все эти данные в единую систему, которая будет представлять отчёты в разных видах, достаточно сложно. Однако, по мнению спикера, очень полезными оказались бы инструменты, позволяющие связывать аналитику из LMS c другими данными компании — о продажах, подборе персонала и так далее. Евгений Нагорный тоже отметил, что такой подход помогал бы находить корреляцию между разными показателями, отслеживать изменения и даже строить прогнозы.

Какие подходы к оценке эффективности всё же работают

Андрей Скуратов считает, что эффективнее всего было бы не замерять бизнес-метрики после обучения, а планировать целевые показатели:

«Очевидно, что нужно показатели продаж <…> не потом снимать, что у нас получилось постфактум, а говорить: „Хорошо, а сколько ты хочешь продать? Мы сейчас потратим ресурсы на разработку программы, выделим время для обучения этих 500, 600, тысячи человек. А какой ты хочешь получить эффект от этого?“ Если мы с этого разговора не будем начинать, если мы об этом не будем спрашивать, то нам никакая аналитика не поможет».

А Константин Никифоров, руководитель учебного центра компании «Май», уверен, что корректно измерить эффективность обучения в бизнесе не получится без правильно выстроенной структуры взаимодействия с сотрудниками:

«Сначала должна [выработаться] система C&B, потом — система оценки, и только после этого — система развития талантов, частью которой является обучение. Кроме этого, ещё есть развитие HiPo, программы признания и ещё много всяких вещей. Именно такая последовательность определяет, как необходимо измерять эффективность обучения».

По мнению Константина, оценка компетенций сотрудников и их прогресса — единственный достаточно объективный показатель, на который можно ориентироваться. Потому что, как ранее отмечали другие спикеры, обучение — это игра вдолгую, и связать его с ростом продаж в ближайшей перспективе не выйдет.

Фото: Freepik

Спикер рассказал, как измеряется эффективность обучения в его компании. Учебный центр разрабатывает для персонала треки обучения — это набор программ, которые должен пройти сотрудник в той или иной должности. В конце каждой программы фиксируется результат учащегося в процентах. Данные затем объединяются в показатели подразделения и компании в целом — и на положительную динамику этих оценок, по словам Константина, направляются все усилия.

Кроме формальных показателей в процентах, как отметил спикер, важна и неформальная оценка компетентности сотрудника от его коллег, подчинённых, руководителей.

На предварительной оценке, по мнению Константина, и должна базироваться система обучения. Если требования компании к компетенциям сотрудников меняются, вслед за ними меняются критерии оценки, а затем под них подстраиваются треки обучения.


Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована