Корп. обучение
#статьи

Как создавать контент для дистанционного корпоративного обучения: обзор возможностей

Разбираем свежее экспертное исследование форматов контента для асинхронного обучения и способов их создания.

Иллюстрация: cookie_studio / Freepik / Sound on / Pexels / Дима Руденок для Skillbox Media

Компания Knomary и «Билайн Университет» выпустили исследование рынка контента для корпоративного дистанционного обучения. Оно будет полезно T&D-специалистам. Какие форматы стоит применять для разных задач, когда лучше разработать курс на аутсорсе, а когда — взять готовое решение, и что поможет справиться с созданием контента своими силами — исследование позволяет сориентироваться по этим вопросам. Пересказываем главные выводы из отчёта.

Подбор формата

Палитра форматов корпоративного обучения расширяется, а их востребованность постоянно меняется. Иногда это просто мода — «Все пишут подкасты, значит, и нам надо!». Иногда — срочный практический запрос: все ушли на удалёнку, и нужно переводить очные тренинги в простые презентации и чек-листы. К тому же регулярно появляется что-то новое, что хочется попробовать в надежде повысить вовлечённость сотрудников.

Ориентироваться в этом море вариантов авторы исследования предлагают, разделив все форматы на две группы: регулярный и узкоспециализированный контент.

  • На долю первой группы, по наблюдениям экспертов Knomary, в средних и крупных компаниях стран СНГ приходится более 80% всего корпоративного обучения. Это одновременно подходящий для самых распространённых задач и не слишком трудоёмкий в разработке контент.
  • Контент второй группы разрабатывается штучно и применяется в редких случаях — для решения узких и нестандартных задач, достижения вау-эффекта. В общем объёме корпоративного обучения таких форматов, как правило, не более 20%.

В исследовании рассматриваются только форматы асинхронного обучения, которое проводится без подключения преподавателя в реальном времени.

Между дороговизной и низкой эффективностью

Рассмотренные в исследовании группы регулярного и специализированного контента неоднородны. Они отличаются по потенциальной эффективности обучения, по вовлечённости сотрудников, по затратам на создание.

Источник данных: Knomary. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Например, у самых традиционных форматов — текстовых статей, презентаций и видеолекций — лучше всего, по отзывам клиентов Knomary и опыту «Билайн Университета», обстоят дела с затратами на производство, но хуже всего с вовлечением сотрудников и с освоением знаний по ним. А более эффективные микролёрнинг-видео и симуляторы ПО стоят дороже у внешних провайдеров и сложнее в самостоятельной разработке.

Источник данных: Knomary. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Ещё ярче разница видна на узкоспециализированном контенте. Например, сравнительно простые в производстве аудиоподкасты, увы, звучат для сотрудников фоном и редко позволяют усвоить материал. А вовлекающие и эффективные VR-курсы сложнее всего в разработке и нереализуемы без дорогостоящих гарнитур — к одному только смартфону их пока невозможно адаптировать. Удешевления этой технологии за счёт появления новых доступных программ-редакторов для отрисовки виртуальной реальности или массового распространения гарнитур, по прогнозу Knomary, можно ждать не ранее чем через 7–9 лет.

«Многостаночных» форматов не бывает

Эксперты Knomary и «Билайн Университета» оценили потенциал разных форматов для решения образовательных задач, как и их характеристики, исходя из собственного опыта в корпоративном обучении. Большинство форматов контента подходят только для очень узкого диапазона задач, считают авторы исследования. Например, единственная задача корпоративного обучения, которую можно решить с помощью обучающих игр — отработка навыков стратегического управления. При этом ни один из форматов регулярного контента, по мнению авторов, не позволяет сделать то же самое. Электронные книги и подкасты, в свою очередь, годятся только для передачи знаний. Но как видно по предыдущей таблице, качество освоения этих знаний обычно остаётся не слишком высоким, если ограничиться только таким форматом.

Некоторые форматы узкоспециализированного контента, как видно по таблице 4, кроме образовательных, решают и имиджевые задачи. Самые трендовые из них — VR, игры и видео в формате 360° — позволяют компании выступить с репутационным кейсом, представить себя внешней аудитории как прогрессивного работодателя. А 2D-ролики эффективны в маркетинге обучения — продвижении учебных активностей внутри компании.

А что нужно сотрудникам?

Какие форматы корпоративного обучения наиболее популярны, исследовали не раз. Например, предпочтения сотрудников российских компаний исследовали специалисты из eLearning center. Knomary и «Билайн Университет» ссылаются на статистику из исследования Harvard Business Publishing Corporate Learning и Degreed, проведённого в 2019 году.

Согласно ему, регулярно — ежедневно и еженедельно — сотрудники используют и в потоке работы, и за её пределами достаточно пассивные форматы обучения. Это просмотр видео, чтение статей и книг, реже — прослушивание подкастов и чтение каналов в соцсетях. Тренинги, онлайн-курсы, вебинары и конференции используют реже, ежемесячно и ежеквартально, и существенно меньшая доля опрошенных.

Но эта информация — не руководство к действию, предупреждает руководитель департамента развития цифровых форм обучения «Билайн Университета» Антон Павлов:

«Частота использования того или иного формата не говорит о том, что нужно использовать только наиболее востребованные. […] Задача разработчиков сродни задачам шеф-поваров — придумать оптимальное сочетание разных форматов, чтобы на выходе получился максимально качественный образовательный продукт».

Производство контента

Эксперты Knomary и «Билайн Университет» выделяют три доступные T&D-специалистам способа создания асинхронного обучающего контента:

  • использование библиотек готовых электронных курсов;
  • разработка курсов и другого контента под заказ компании сторонними подрядчиками (аутсорсинг);
  • внутренняя разработка контента своими силами.

Исследование рассматривает особенности каждого из способов и даёт характеристику российского рынка по этим трём направлениям.

Библиотеки готовых курсов: только базовые темы

Если компании нужен электронный курс по гибким навыкам, работе с универсальными программами, основам безопасности или продаж, разрабатывать его с нуля необязательно. Даже целый набор курсов можно купить или арендовать.

В целом эксперты Knomary характеризуют этот способ развития дистанционного обучения в компании как корпоративную альтернативу массовым открытым онлайн-курсам. Это недорогой контент на широкие темы, которым можно быстро и без особых усилий заполнить собственную систему дистанционного обучения компании. Задачи, которые можно решить таким образом, — быстрое обучение большого числа сотрудников по какой-либо базовой теме или просто расширение возможностей саморазвития внутри компании.

При этом разработчиками готовых библиотек часто выступают те же провайдеры, которые создают курсы по заказам компаний на аутсорсе. В библиотеки попадают самые универсальные базовые версии курсов по массовым темам, как правило, в недорогих регулярных форматах. Во многих случаях эти курсы соответствуют стандартам SCORM, легко включаются в любые системы дистанционного обучения и позволяют собирать аналитику об обучении сотрудников.

В исследовании эксперты Knomary представили все известные им библиотеки готовых курсов для корпоративного обучения.

Таблица 5. Существующие предложения на рынке готовых электронных курсов

Провайдер Темы курсов Форматы курсов
ELC Soft skills, продажи, управление, работа в ПО, безопасность Слайдовые курсы, лонгрид-курсы
КРОК Soft skills, продажи, управление, работа в ПО Видеокурсы (микролёрнинг)
Knomary Production Soft skills, работа в ПО, безопасность Слайдовые курсы, лонгрид-курсы, видеокурсы (микролёрнинг)
«Лабмедиа» Soft skills, работа в ПО, безопасность Лонгрид-курсы
«Практики управления» Soft skills, управление Слайдовые курсы, лонгрид-курсы
iSpring Soft skills, продажи, управление, безопасность Слайдовые курсы
PRO Learning Soft skills, продажи, управление, безопасность Слайдовые курсы
ООТ Soft skills, работа в ПО Слайдовые курсы
Task Soft skills Слайдовые курсы
«Академия АйТи» Работа в ПО, безопасность Слайдовые курсы
«Курсорика» Soft skills, безопасность Лонгрид-курсы
EdVenture Soft skills, управление Слайдовые курсы, видеокурсы (микролёрнинг)

Недостатки курсов из готовых библиотек очевидны: авторы исследования называют среди них отсутствие контента по специфическим для конкретной отрасли темам или с релевантными для конкретной компании примерами и заданиями. Кроме того, они отмечают, что большинство провайдеров не предлагают покупателям курсов доработку контента под их потребности, и сделать это самостоятельно в некоторых случаях тоже не получится — контент предоставляется в нередактируемых форматах. Иногда готовые курсы в библиотеках не обновляются, а неактуальные материалы, в которых не учитывается обратная связь от пользователей, сильно снижают качество готовых курсов.

Разработка на аутсорсе: дорого и результативно

Чтобы решать более сложные бизнес-задачи, чем базовый инструктаж, придётся обращаться напрямую к профессионалам. Knomary и «Билайн Университет» указывают, что сейчас аутсорс-разработка корпоративных курсов силами внешних подрядчиков — самый дорогой способ создания контента. Стоимость одного дистанционного курса может доходить до нескольких миллионов рублей.

За счёт разработки курсов под заказ уже можно адресно решать специфические для компании бизнес-задачи, проводить обучение по сколь угодно узким темам или, напротив, масштабировать курсы на тысячи человек без потери качества, адаптировать новые форматы и развивать имидж работодателя. Ещё одна важная возможность — оцифровка внутренней экспертизы, когда работа с курсами с опытным подрядчиком позволяет упаковать знания и опыт собственных экспертов компании в масштабируемый формат.

На российском рынке авторы исследования выделяют более 40 компаний-разработчиков корпоративного обучения:

Разработчики корпоративного обучения на российском рынке

В числе ограничений этого подхода — не только высокая цена и большие временные затраты на разработку. Аутсорсинг не означает, что внутри компании вообще не нужны специалисты, которые будут работать с курсом. Кто-то должен грамотно управлять процессом разработки контента со стороны заказчика, сопровождать прохождение курса в дальнейшем, вносить при необходимости правки. Дополнительный барьер — необходимость допускать подрядчика к информации о внутренних процессах компании или её ноу-хау.

Внутренняя разработка контента: переходный момент

Разработка обучающих продуктов внутри компании тоже возможна. Но это касается в первую очередь сравнительно простых форматов. В исследовании рассматриваются инструменты для создания классических для корпоративной среды слайдовых и лонгрид-курсов.

Внутренняя разработка — это способ создать специализированный курс под узкую образовательную задачу, не нанимая внешнего подрядчика. Стоимость действительно будет ниже, чем при аутсорсинге, вовлечённость в процесс экспертов компании — выше. Вопрос в том, будут ли созданные курсы достаточно качественными и нужны ли будут компании их штатные разработчики. И как раз в развитии инструментов разработки курсов авторы исследования отмечают серьёзные перемены.

Эволюция инструментов корпоративного обучения, по мнению экспертов Knomary, идёт аналогично развитию общих инструментов для создания цифрового контента. Как оно проходило? Вначале появились профессиональные инструменты, как правило, с дорогостоящими лицензиями. Пользоваться ими мог только подготовленный человек. Потом произошёл первый эволюционный переход: наряду с Adobe Photoshop появилась Canva. Новые инструменты были непрофессиональными — доступные онлайн, с бесплатными тарифами для лёгкого старта. На следующем переходе появились инструменты наподобие Figma, главное преимущество которых — возможность работать командой над одним проектом.

В развитии инструментов в корпоративном обучении авторы выделяют те же стадии и три ключевых инструмента каждого типа. По оценке экспертов Knomary, это самые функциональные решения в своих сегментах рынка.

Таблица 6. Эволюция инструментов для разработки курсов

0 Профессиональные Непрофессиональные Командные
Для чего Для штучной разработки сложных курсов Для разработки простых курсов Для массовой разработки простых курсов
Целевые пользователи Профессиональные разработчики курсов Внутренние эксперты Внутренние команды (эксперты + опционально специалисты по педдизайну)
Доступные форматы Слайдовые курсы, интерактивные видео, симуляторы ПО, обучающие игры Лонгрид-курсы Лонгрид-курсы, слайдовые курсы
Пример решения Articulate Storyline Articulate Rise Leenda

Тремя этими примерами рынок инструментов для разработки курсов не исчерпывается. По данным экспертов Knomary, больше всего инструментов сейчас создано для непрофессионалов. Обращает на себя внимание, что большинство платформ для создания электронных курсов развиваются не в России.

Карта инструментов для самостоятельной разработки контента

Инфографика: Knomary

Что ждёт рынок разработки курсов для корпоративного обучения дальше? Авторы исследования прогнозируют, что переход от аутсорсинга к внутренней разработке продолжится — внешние подрядчики уже не обеспечивают тех объёмов и скорости создания контента, которые нужны бизнесу.

«Эксперты компаний при поддержке внутренних команд и Instructional design станут основными источниками корпоративного образовательного контента», — считает руководитель Knomary Евгений Селевич.

Ключевая задача T&D-специалистов в этих условиях — предложить внутренним командам разработки все необходимые инструменты, считают авторы исследования. И чем дальше, тем более функциональными с точки зрения возможностей совместной работы будут становиться эти инструменты.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована