Аналитик: чем он занимается, сколько получает и как освоить профессию
Разбираемся, кто такой аналитик, какие типы аналитиков бывают и где на них самый большой спрос.
Кадр: мультфильм «Охота Порки на уток» / Warner Brothers
Аналитик умеет извлекать из данных полезные знания, находить взаимосвязи, визуализировать данные и давать бизнесу полезные рекомендации, которые помогают улучшить продукт или наладить какие-то процессы. Конечно, аналитики работают не только в коммерческих структурах, многие социальные и инфраструктурные проекты также требуют глубокого погружения в данные.
Из этой статьи вы узнаете:
- Кто такой аналитик
- Какие бывают аналитики
- Что нужно знать и уметь, чтобы стать востребованным специалистом
- Сколько зарабатывают аналитики
- Где можно выучиться по этой специальности
Кто такой аналитик
Аналитик — это специалист, который собирает и анализирует данные, чтобы исходя из них принимать взвешенные решения и давать основанные на данных рекомендации.
Вот наглядный пример работы аналитика. Представьте, что у вас есть онлайн-магазин по продаже резиновых уточек под названием «Резиновые кряки» 🐤. Вы хотите узнать, каких уточек пользователи чаще всего покупают с другими уточками — это поможет предлагать покупателям «пару» для их уточки (знаменитое «с этим товаром также покупают») и таким образом повысить продажи.
Аналитик изучает данные по продажам за какой-то период, отправляет SQL-запросы в базу данных, структурирует информацию и через неделю возвращается с результатами — презентацией или отчётом, в которых всё подробно расписано. Например, он мог обнаружить такие взаимосвязи:
- уточку «Человек-паук» часто покупают в комплекте с уточкой «Доктор Осьминог»;
- а уточку «Бэтмен» — с уточкой «Джокер».
Вас заинтересовали такие данные, и вы добавили новые рекомендации на сайт. Это проверка гипотезы: вы решили, что подобные пары способны значимо увеличить прибыль, — например, прикинули, что это может повысить продажи на 7%. По истечении месяца — или какого-то другого периода, который вы выбрали в качестве срока проверки гипотезы, — вы снова обращаетесь к аналитику и просите выдать информацию по текущему состоянию интернет-магазина. Он смотрит данные и обнаруживает, что благодаря нововведению продажи выросли на 10%.
В реальности всё несколько сложнее: продажи могут вырасти, а какие-то другие важные показатели — упасть. Так что аналитики работают с очень разнообразными и сложными структурами данных и должны учитывать максимальное количество значимых факторов.
Какие бывают аналитики
Аналитиков можно встретить во всех компаниях: они уже стали неотъемлемой частью бизнеса. Причём не существует единой профессии аналитика — слишком сильно различаются задачи, инструменты и доменные области.
Кроме того, у аналитиков ценится понимание конкретной индустрии: например, в геймдеве будет свой набор и взаимозависимость метрик, а в финтехе — совсем другой. И насмотренность специалиста будет сильно сказываться на результатах его работы.
Мы расскажем о самых популярных типах аналитиков:
Конечно, лет через десять эти типы профессии сильно изменятся — какие-то из них исчезнут, появятся новые специализации, и уж точно изменится набор инструментов и методов анализа данных.
Теперь рассмотрим каждый тип аналитика по отдельности — а чтобы лучше понять, какую роль они играют в компании, представим, чем именно они бы занимались в нашем онлайн-магазине резиновых уточек.
Важное примечание: разделение по конкретным задачам может быть весьма условным, а функции разных аналитиков — пересекаться или меняться от компании к компании.
Бизнес-аналитик
Итак, компании стремятся к тому, чтобы бизнес-процессы были максимально эффективными и протекали с минимумом затрат денег, времени и человеческого ресурса. Бизнес-аналитики как раз и преследуют эту цель. В их основные обязанности входит следующее:
- анализ и оценка текущих рабочих процессов;
- выявление областей для улучшения;
- исследование и проверка текущих процессов компании;
- представление результатов и рекомендаций владельцам бизнеса.
Мы дали задачу бизнес-аналитику — надо оптимизировать процесс обработки заявок по телефону. Бизнес-аналитик изучил все звонки отдела продаж за последние полгода и пришёл к выводу, что нужно добавить новые скрипты продаж — это поможет увеличить конверсию в покупку.
Если хотите узнать больше о бизнес-аналитике, читайте отдельную статью. Или откройте себе бесплатный доступ к курсу Skillbox «Профессия Бизнес-аналитик»: вы узнаете главное о профессии и увидите, как выглядят задачи аналитика на практике.
Продуктовый аналитик
Продуктовый аналитик — это тот, кто помогает развивать продукт компании. Он мониторит различные метрики, чтобы исследовать взаимодействие с пользователями и ситуацию на рынке. Это могут быть, например, такие показатели:
- Retention rate — процент пользователей, которые неоднократно применяли продукт за определённый отрезок времени.
- North Star metric (метрика Полярной звезды) — главная метрика, по которой компания или продукт судят об успешном развитии.
- Количество визитов на страницу продукта.
- Конверсия на разных этапах воронки — какой процент пользователей, попавших на определённую страницу сайта или экран приложения, совершили то или иное действие.
Продуктовые аналитики изучают данные, формулируют гипотезы и помогают улучшать продукт. Вот чем они обычно занимаются:
- оценивают значимые для продукта показатели;
- изучают поведение пользователей;
- проводят количественные исследования;
- строят системы визуализации данных (дашборды) по конкретным продуктам для разных департаментов компании;
- прогнозируют, как внедрение новых фич или изменений в продукте повлияет на важные метрики;
- вместе с продакт-менеджером прорабатывают стратегию развития продукта.
В «Резиновых кряках» аналитик как раз мог бы заниматься товарными рекомендациями — выяснять, каких уточек чаще всего покупают в связке, анализировать, какой формат товарных карточек даёт самые высокие конверсии, что мешает пользователям, добавившим уточку в корзину, завершить заказ, и тому подобное.
Подробнее о продуктовом аналитике читайте в нашей статье. А ещё если вы задумываетесь о карьере в продуктовой аналитике, то присмотритесь к курсу Skillbox «Продакт-менеджер».
Дата-аналитик
Дата-аналитик (data analyst, или аналитик данных) — это тот, кто работает с большими данными, визуализирует их, находит неочевидные взаимосвязи и помогает принимать на их основе бизнес-решения. Он часто использует методы статистического анализа и машинного обучения.
Большими данными может стать что угодно — например, история транзакций за пять лет существования банка, история постов в социальной сети от всех жителей Челябинска или истории болезней всех пациентов российских больниц. Главное — чтобы этих данных было очень много. Благодаря большому объёму данных аналитики могут статистически значимо прослеживать взаимосвязи максимально широкого количества параметров системы и их влияние на разные метрики.
В «Резиновых кряках» дата-аналитик мог бы проанализировать всю историю продаж и найти неочевидные связи между товарами и характеристиками пользователей.
Например, мы могли бы узнать, что иркутяне больше любят уточек пастельных цветов с басовитым кряком, а уральцы — уточек вырвиглазной раскраски, которые тоненько попискивают. Это можно было бы выяснить, найдя взаимосвязь между продажами, возвратами, отзывами и социально-демографическими характеристиками пользователей.
В результате можно было бы подстраивать набор уточек на главной странице под тот регион, в котором пользователь заходит на сайт, а также добавить возможность прослушивать звук уточек и добавить описание этого звука в карточку товара.
Подробнее о дата-аналитике читайте в нашей статье. А ещё вы можете получить бесплатный доступ к курсу Skillbox «Аналитик данных с нуля» и ближе познакомиться с задачами специалиста.
Системный аналитик
Системный аналитик изучает, проектирует и внедряет информационные системы, а также улучшает уже существующие.
Цель системного аналитика — помогать компании создавать качественные IT-продукты. Ещё он должен переводить бизнес-требования к ПО на язык разработчиков.
Для нашей компании системный аналитик мог бы спроектировать систему мониторинга продаж, а также помочь интегрировать в интернет-магазин сервис доставки, чтобы всё работало без проблем.
Больше о профессии системного аналитика читайте в нашей статье. Или откройте себе бесплатный доступ к курсу Skillbox «Профессия Системный аналитик» и изучите нюансы работы этого специалиста подробно.
Веб-аналитик
Веб-аналитик специализируется на анализе данных сайтов и веб-сервисов. Он смотрит на разные метрики и изучает, как посетители взаимодействуют с вашим ресурсом, а после этого выдаёт рекомендации, как можно улучшить весь сайт или отдельные страницы.
Веб-аналитики используют инструменты для анализа трафика на сайтах — например, популярные «Яндекс Метрику» и Google Analytics, а также настраивают их. Кроме того, они неплохо разбираются в маркетинге и понимают термины вроде «воронка продаж», KPI и «конверсия».
Чтобы помочь «Резиновым крякам», веб-аналитик мог бы изучить трафик сайта и выяснить, например, что люди часто заходят по запросу «купить резиновую утку», но при этом быстро покидают сайт. Он может предположить, что стоит добавить на сайт возможность быстрой покупки в пару кликов — так пользователям не придётся долго заполнять свой профиль и можно будет сразу получить желаемое. Как видно, грань между продуктовым и веб-аналитиком очень тонкая и вполне может меняться от компании к компании.
Подробнее о веб-аналитике и с примерами читайте в нашей статье. Если вы хотите работать с веб-аналитикой, то присмотритесь к профильному курсу по интернет-маркетингу в Skillbox: сейчас к нему можно открыть бесплатный доступ.
Финансовый аналитик
Финансовый аналитик даёт рекомендации, связанные с финансами. Он анализирует финансовые данные, чтобы предоставить, например, обоснованные инвестиционные решения. Часто в обязанности финансового аналитика входят следующие задачи:
- создание финансовых моделей бизнеса;
- анализ финансовых данных;
- оценка инвестиций;
- подготовка финансовых отчётов.
Ещё финансовые аналитики могут предсказывать будущие финансовые показатели и давать рекомендации по их улучшению.
В «Резиновых кряках» можно отдать на просчёт финансовому аналитику новый вид уток — героев «Лего». Он выяснит, сколько денег стоит вложить в этот проект и через какое время он может окупиться.
Кто такой финансовый аналитик и чем он занимается, читайте в нашей статье. Или откройте себе бесплатный доступ к курсу Skillbox «Финансовый аналитик»: вы узнаете главное о профессии и увидите, как выглядят задачи аналитика на практике.
Что должен знать и уметь аналитик
Если вы хотите развиваться в аналитике, придётся многому научиться — например, работать с инструментами по анализу и одновременно защищать свои идеи перед руководством. Рассмотрим универсальные для всех аналитиков навыки подробнее.
Технические навыки (хард-скиллы)
Мы проанализировали сотню вакансий на hh.ru и выделили такие технические навыки, которые встречаются у самых разных типов аналитиков.
Математика. Главная задача аналитика — собирать и анализировать данные. Без знания математики будет трудно в профессии, поскольку весь анализ строится на математических моделях. Поэтому базовая подготовка нужна каждому аналитику — особенно по темам, связанным с математической статистикой.
SQL. Это язык структурированных запросов, который нужен, чтобы работать с базами данных. Раз вы будете постоянно взаимодействовать с данными, их нужно научиться доставать из баз данных. Поэтому язык SQL наверняка будет одним из основных инструментов в вашей работе.
Языки статистического программирования. Чтобы проводить статистический анализ, нужно владеть такими языками, как R или Python. Они позволяют проводить расширенный анализ и моделирование данных, а также визуализировать их. На старте аналитику не обязательно знать эти языки на продвинутом уровне. Главное — понимать, как вызывать нужные функции, и ориентироваться в самых популярных библиотеках.
Визуализация данных. Чтобы эффективно изучать данные, необходимо представлять их в понятном виде. Так будет проще получить полезные инсайты. Выбор инструментов тут большой: Tableau, Excel, Google Sheets, Power BI, Yandex DataLens, те же языки программирования вроде Python, встроенные средства визуализации аналитических сервисов и даже созданные с нуля решения и дашборды. В крупных компаниях визуализацией данных могут заниматься целые отделы.
Софт-скиллы
Работа аналитика хоть и подразумевает постоянный анализ данных, но при этом также включает частое общение с коллегами. Поэтому без софт-скиллов никак не обойтись.
Коммуникационные навыки. Способность эффективно общаться с коллегами и руководством — важный навык для аналитика. Если вы умеете писать понятные и лаконичные отчёты и делать убедительные презентации, а также доходчиво объяснять и внимательно слушать, ваша ценность как специалиста точно увеличится.
Критическое мышление. Аналитик должен не только находить лучшие решения, но и постоянно подвергать свои выводы сомнению — это поможет совершать меньше ошибок и не строить бизнес-решения на ложных зависимостях.
Управление временем. Тайм-менеджмент — это инструмент, который позволит вам работать продуктивнее, сосредотачиваться на важном и с большей долей вероятности укладываться в срок.
Умение работать в команде. Одному сложно придумать лучшее решение, поэтому приходится обращаться к другим членам команды. Аналитик должен уметь делиться идеями и рекомендациями в конструктивной и профессиональной манере.
Сколько зарабатывают аналитики
Средняя зарплата аналитиков по России — 120 000 рублей. А медианная — 100 000 рублей. Это данные сайта zarplan.com. Но убедиться в этом можно на HeadHunter.
Бизнес-аналитик. Вбиваем в поиске специализацию и сразу видим две вакансии: младшего и ведущего аналитика. Разница огромная — 40 000 и 250 000 рублей. Но это как раз и показывает, что в профессии можно хорошо расти.
Продуктовый аналитик. Продуктовые аналитики зарабатывают примерно столько же, сколько и бизнес-аналитики.
Аналитик данных. Зарплаты дата-аналитиков колеблются от 50 000 до 400 000 рублей в месяц в зависимости от квалификации и опыта работы:
Системный аналитик. Здесь зарплаты похожи на доходы специалистов, описанные выше:
Веб-аналитик. Специалистам готовы платить в среднем от 58 000 до 150 000 рублей в месяц. Но это далеко не предел.
Финансовый аналитик. На начало 2023 года средняя зарплата финансового аналитика составила от 80 000 рублей. При этом опытные специалисты могут получать гораздо больше:
Где выучиться на аналитика
Чтобы стать хорошим аналитиком, нужно получить качественные знания. Сделать это можно в университете или на онлайн-курсах.
Университеты
Вузы — это отличный способ получить фундаментальные знания, которые помогут в будущем. Часто аналитики получают образование на экономическом факультете, а также факультетах маркетинга, информатики и вычислительной техники.
Университеты подходят для тех, кто хочет систематизированно освоить четырёхгодичную программу и подтвердить свои знания государственным дипломом. Однако не все хотят тратить столько времени на учёбу.
Онлайн-курсы
Любую специальность в аналитике можно освоить онлайн и в сжатые сроки. Обычно такое обучение идёт несколько месяцев, а в конце студенты пишут дипломные работы, благодаря которым закрепляют свои знания.
На онлайн-курсах упор сделан на практические задания — ученики делают их, а затем наставники проверяют их и дают обратную связь. К тому же учиться можно из дома и в большинстве случаев проходить уроки в свободном ритме.
Ещё образовательные платформы могут помочь с трудоустройством — составить портфолио, резюме и дать рекомендации по тому, как вести себя на собеседованиях.
Курсы Skillbox для старта в аналитике
Что запомнить
- Аналитик — это широкое определение, в которое включаются разные специализации.
- Бизнес-аналитик занимается оптимизацией бизнес-процессов компании.
- Продуктовый аналитик помогает разобраться, как пользователи отреагируют на нововведения.
- Дата-аналитик изучает большие данные и находит неочевидные взаимосвязи, которые помогают улучшить продажи.
- Системный аналитик занимается внедрением новых систем для компании и доработкой уже существующих.
- Веб-аналитик исследует поведение пользователей на сайте и предлагает варианты, как можно превратить их в покупателей.
- Финансовый аналитик ведёт финансовый учёт компании и прогнозирует будущую прибыль.