«Доверие покупателей — залог хороших продаж»: история менеджера маркетплейсов Снежаны Савчик
Снежана хотела найти удалённую работу со свободным графиком — и нашла. Теперь она менеджер Ozon и Wildberries в узкой нише аксессуаров для техники.
Иллюстрация: Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Снежана Савчик
Россия, Воронеж
Пройденные курсы
Достижения
Ушла в менеджмент маркетплейсов из сферы страхования и всего за месяц нашла работу по новой профессии.
✅ Помощь
Снежана рассказала:
- как бэкграунд в юриспруденции и страховании помогают ей в работе менеджером маркетплейсов;
- почему доверие к продавцу — основа для больших продаж;
- как уже со второй попытки устроилась на работу по новой профессии;
- что лучше — Ozon или Wildberries — и почему;
- за что любит работу на удалёнке и как в таком формате избежать выгорания.
Всем привет! Меня зовут Снежана. Ещё недавно я ходила в офис и была далека от интернет-профессий. А сейчас — работаю на удалёнке и начинаю свой день во сколько захочу. Как это возможно? Если вкратце: всё изменила моя новая специальность — менеджер маркетплейсов. А версию подлиннее расскажу ниже.
«Потеряла интерес»: о приходе в сферу маркетплейсов
Вообще, по образованию я юрист. Даже проработала по этой специальности пять лет, но больше не смогла — заскучала. Следующей «остановкой» стала сфера страхования автомобилей — там я задержалась аж на 15 лет.
Работа в страховании мне всегда нравилась: много коммуникации, интересные задачи, но в последние годы всё изменилось. Клиентский поток сильно уменьшился — все стали оформлять документы самостоятельно, онлайн. К нам приходили только пожилые люди — те, кто с интернетом на «вы». И я вновь потеряла интерес.
Стала искать что-то новое. Думала освоить какую-нибудь интернет-профессию и совмещать: ходить в офис на первую работу и заниматься удалённо второй. Оставался главный вопрос — а какую именно специальность выбрать? Я в новых направлениях совсем не разбиралась.
Помогли младшие сёстры: они рассказали, что есть такая профессия — менеджер маркетплейсов. Объяснили, что этот человек отвечает за организацию продаж и продвижение товаров на таких площадках, как Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет». Более подробно информацию о задачах я нашла уже сама и заинтересовалась.
Прошлый опыт нередко выручает меня в новой профессии. Благодаря юридическому бэкграунду я быстро разбираюсь в правилах и нововведениях площадок, а благодаря страховому — нахожу общий язык со всеми покупателями и хорошо отрабатываю негатив.
«Дружелюбное общение выделяет магазин на фоне конкурентов»: о личном опыте взаимодействия с маркетплейсами
Забавно, но до обучения я очень редко заказывала что-то на маркетплейсах. Как-то не было у меня к ним доверия. Казалось, что покупаю кота в мешке. Совсем другое дело — прийти в офлайн-магазин, пощупать вещь руками, присмотреться.
Сейчас, конечно, всё изменилось: почти весь мой шопинг перешёл в онлайн и я уже не представляю, как может быть иначе. Более того, я выработала свою механику оценки товара, довела её до автоматизма (спасибо работе и учёбе).
Итак, для начала стараюсь как можно точнее вбить ключевые слова — что именно и в каком виде хочу найти. Затем — перехожу в карточку и анализирую её: как составлена инфографика, на все ли вопросы есть ответы в описании. Дополнительно смотрю отзывы и то, как быстро продавец их обрабатывает. И на основе всего этого принимаю решение — покупать или не покупать.
При покупке у человека должно возникнуть доверие.
Кстати, очень часто, когда ищу что-то на маркетплейсе для себя, случайно натыкаюсь на классную идею и забираю её в работу для проекта, в котором задействована.
Например, не так давно я искала сыну на Wildberries какой-то меч из аниме. Нашла хорошего продавца и удивилась его дружелюбному стилю общения с клиентом — человеческому, не официозному. Мне эта «фишечка» очень понравилась — взяла себе на заметку.
Доброжелательное, нешаблонное общение с клиентами выигрышно выделяет магазин на фоне конкурентов.
«Мне тяжёло давался подбор ключевых слов»: о любимых и нелюбимых темах
Во время учёбы на курсе я не испытывала особых трудностей. Профессию менеджера маркетплейсов освоила с нуля всего за шесть месяцев — как и было заявлено на рекламной странице.
Со всеми базовыми принципами и инструментами для работы разобралась довольно быстро: смотрела лекцию, пробовала, запоминала. Если не получалось — пересматривала видеоурок ещё раз, искала дополнительную информацию в интернете и пробовала вновь.
Конечно, некоторые темы вызывали больше вопросов, чем другие. Например, расчёт юнит-экономики или подбор ключевых слов для поиска товара. Помню, я всё размышляла, как именно их определять: ну вот назову я крем для рук кремом, а вдруг кто-то другой назовёт его лосьоном — как мне это узнать и предусмотреть?
Оказалось, что всё это не нужно придумывать самому. Сейчас существует множество нейросетей, автоматически собирающих нужные вам ключевые слова на основе частых поисковых запросов.
Более того, крупные маркетплейсы сами показывают продавцам статистику по ключам: можно заранее посмотреть, какие работают в вашем сегменте, а какие нет.
Что до самой любимой темы в рамках курса — ею стала постановка технического задания дизайнерам. Мне очень нравилось продумывать и прописывать, как должны выглядеть фотографии и инфографика. Более того, в месте, где я работаю сейчас, дизайнера нет — поэтому карточки я оформляю сама. Программы использую разные: Canva, Figma, Photoshop.
Эффективность дизайна можно отследить по переходам на карточку из общей выдачи и по продажам. Обычно действуем так: обновляем оформление и в течение, например, недели замеряем, как изменились переходы и продажи. Сравниваем со старыми цифрами и делаем выводы.
«Накопившуюся усталость нужно перебороть»: о графике обучения и итоговом проекте
Учиться старалась каждый день. Совмещала со старой работой в страховании: пока офис пустовал и клиентов не было — смотрела лекции, вела конспекты. Обычно занималась минимум по часу. Если в какой-то день не успевала выкроить время — добавляла полчаса к следующему дню.
Удобно, что лекции короткие — по 15–20 минут. Так: а) можно делать небольшие перерывы; б) мозг не успевает устать; в) информация лучше усваивается.
Правда, признаюсь честно: под конец обучения, ближе к итоговому проекту, мотивация у меня всё-таки подупала. Было тяжело заставлять себя учиться, постоянно находились какие-то другие дела.
Сейчас я точно знаю, почему так происходило: всему виной — накопившаяся усталость и сопротивление психики перед объёмной работой. Где-то на подкорке я понимала, что делать дипломный проект — очень интересно и увлекательно, но мозг кричал: «Это же столько времени и работы! А ещё тебе придётся разобраться с документооборотом, налогообложением» — и руки опускались.
Конечно, в итоге всё получилось: я собралась с силами и сделала финальный рывок — выполнила и защитила итоговый проект. В его рамках с нуля создала магазин детских игрушек на Wildberries (провела анализ конкурентов, оформила карточки, подготовила описания, подобрала ключи, настроила рекламу).
«Уже второй отклик оказался успешным»: как найти работу всего за месяц
Сразу после «выпуска» с курса я обратилась в Центр карьеры за помощью в трудоустройстве. Вместе с консультантом мы подготовили моё резюме и опубликовали его на HeadHunter. Кроме того, мне предложили откликнуться на несколько вакансий от партнёров Skillbox. И — удача — всего со второй попытки меня взяли на работу.
Между окончанием курса и выходом на работу по новой специальности прошло меньше месяца.
Сейчас я работаю менеджером Ozon и Wildberries в магазине запчастей и аксессуаров (щёточек, тряпочек) для роботов-пылесосов. Да, товар довольно специфичный. Сперва я тоже подумала: «Что за ниша такая? Неужели на подобное есть спрос?» Оказалось, что есть. И конкурентов здесь очень много.
В мои обязанности входят все классические задачи менеджера маркетплейсов, которым нас обучали на курсе, — аналитика, оформление карточек, продвижение, работа с клиентами.
Из дополнительного: я также веду учёт товара в программе «МойСклад» — проверяю выставленные цены, количество продукции, габариты. Освоилась в ней довольно быстро.
Битва титанов, или Что лучше — Ozon или Wildberries
В вечной битве двух маркетплейсов-гигантов — Ozon и Wildberries — я скорее отдам свой голос первому. Объясню почему.
Ozon импонирует мне своей упорядоченностью и внутренней организованностью. Во-первых, там не бывает сюрпризов — обо всех изменениях площадка предупреждает. Во-вторых, у них хорошо работает служба поддержки — в любое время можно задать вопрос и довольно быстро получить ответ.
На Wildberries всё совсем иначе: сколько я ни пыталась общаться со службой поддержки, я так ни разу и не получила конкретного ответа на свой вопрос. Только шаблонные отписки.
В-третьих, Ozon предлагает больше возможностей для увеличения продаж: трафареты, продвижение в поиске, проверка индекса цен. А Wildberries в этом плане будто топчется на месте.
Наконец, по моим личным наблюдениям, у Ozon более лояльные покупатели.
У нас довольно специфичный товар — без уточняющих вопросов бывает не разобраться. И если пользователи Ozon всегда задают свои вопросы вежливо, здороваются, благодарят, то на Wildberries, как правило, начинают с претензии. Это лишь моё наблюдение.
«Я сама решаю, во сколько начнётся мой рабочий день»: о результатах смены профессии
Сейчас я очень довольна своей работой и жизнью. Удалёнка оправдала все мои надежды. Каждый день радуюсь, что могу не ехать по пробкам в офис, а просто сесть за компьютер или взять телефон в руки и начать работать.
Более того: я сама решаю, во сколько начнётся мой рабочий день. Сегодня приступлю в 10:00, а завтра, если захочу, в 11:00. Бывает, если вижу, что задачи не объёмные, то и вовсе еду на фитнес с утра и посвящаю день себе, а за работу сажусь только вечером.
Я вообще считаю: чтобы не выгореть, надо постоянно брать перерывы, отвлекаться от работы. Не сидите шесть часов подряд за ноутбуком, старайтесь каждые два часа проветривать голову.
Сейчас психологически я чувствую себя гораздо лучше, чем прежде: ощущаю прилив сил и энергии от новых достижений. Особенно когда вижу, что благодаря моим действиям продажи поднялись в два, а то и в три раза. В такие моменты просто не могу сдержать восторга. Берёт гордость за себя: «Я молодец, я понимаю, я могу!»
«Стою на распутье»: о планах на будущее и отношении к работе
Больших планов на будущее пока не строю. Сейчас стою на распутье: с одной стороны, хочу и дальше развиваться как менеджер — расти в должности и зарплате, с другой — думаю о выходе на маркетплейсы как продавец. Всё-таки опыт и понимание механики у меня уже есть. Осталось только определиться с товаром.
Пока ориентируюсь на своё состояние. Для меня самое важное — чувствовать себя уверенно в новой профессии, и вроде как сейчас я к этому пришла.
Если раньше я постоянно переживала, что руководитель задаст какой-то сложный вопрос, на который я не буду знать ответа, то теперь отношусь ко всему спокойнее: он ведь понимал, что взял новичка на работу, и это его устраивало.
Я пока учусь и чего-то не знаю. И это — совершенно нормально.
Да и вообще стараюсь смотреть на работу и жизнь так: безвыходных ситуаций не бывает, решение можно найти всегда.