Разбор факторов ранжирования в «Яндексе» и Google. Что это, как они работают и какие бывают
Перечисляем важные факторы ранжирования и рассказываем, как их использовать для SEO.
Иллюстрация: freepik / flaticon / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Если сайт находится на первых позициях в выдаче, он получает много трафика. Чтобы оказаться на этих позициях, нужно много работать над факторами ранжирования.
В этом материале Skillbox Media разберём:
- что такое факторы ранжирования;
- как работают поведенческие факторы;
- что входит во внутренние факторы;
- какие внешние факторы существуют;
- о каких нюансах нужно помнить;
- как узнать больше о SEO.
Что такое факторы ранжирования и какие они бывают
Ранжирование — сортировка сайтов в поисковой выдаче по запросам. Чтобы понять, в каком порядке показывать ресурсы, поисковые системы оценивают «характеристики» страниц.
Факторы ранжирования — «характеристики» сайтов, на которые обращают внимание поисковые системы. Точного списка факторов нет — «Яндекс» и Google не раскрывают все параметры, которые учитывают при ранжировании. Но накопленный SEO‑специалистами опыт и некоторые заявления поисковых систем позволяют утверждать, что этих факторов сотни или даже тысячи.
Все факторы ранжирования в «Яндексе» и Google делят на три большие группы:
- поведенческие;
- внутренние;
- внешние.
Поведенческие факторы — и внешние, и внутренние одновременно. Их выделяют в отдельную группу из-за большого влияния на ранжирование.
Ниже мы перечислим все важные факторы, которые нужно учитывать при оптимизации сайта. Поисковые системы косвенно подтверждали их влияние на ранжирование.
Все факторы ранжирования подводят к одной рекомендации: делать качественные сайты, которые будут интересны, удобны и полезны пользователям.
Как работают поведенческие факторы ранжирования
Поведенческие факторы — параметры, отражающие то, как пользователи взаимодействуют с сайтом. По ним можно косвенно понять, насколько сайт или его страница оказались полезны и релевантны запросу пользователя.
Поведенческие факторы делят на внешние и внутренние. Внешние — то, как пользователи взаимодействуют с сайтом в выдаче. Вот самые известные метрики, по которым можно оценить внешние поведенческие факторы:
- CTR — кликабельность сниппета в поисковой выдаче;
- удовлетворённость ответом — возвращается ли пользователь к поисковой выдаче после посещения сайта;
- прямые заходы — как часто на сайт переходят не из выдачи, а напрямую: например, через закладки или по URL-адресу.
Внутренние факторы отражают то, как пользователи ведут себя на сайте. Вот распространённые метрики, по которым можно оценить поведение посетителей:
- Показатель отказов. В «Яндексе» это визиты на одну страницу длительностью до 15 секунд, в Google — визиты без перехода на другие страницы.
- Глубина просмотра — количество страниц, которые пользователи посещают за один сеанс.
- Время сессии — сколько минут или секунд в среднем пользователи проводят на сайте.
Хорошие поведенческие факторы у сайтов, с которыми пользователи часто взаимодействуют так: переходят из выдачи, посещают несколько страниц, внимательно изучают каждую и не возвращаются к результатам поиска.
Чтобы добиться такого результата, над сайтом работают комплексно:
- повышают кликабельность сниппетов в выдаче — прорабатывают заголовки, добавляют в текст поисковые запросы и расширяют сниппет;
- улучшают юзабилити, чтобы пользователям было удобно находиться на сайте;
- прорабатывают контент — делают страницы, максимально подходящие запросам пользователя;
- уменьшают скорость загрузки, чтобы снизить риск того, что пользователь уйдёт, не дождавшись её окончания.
Подробнее о работе с поведенческими факторами можно почитать в отдельном материале Skillbox Media.
Освоить SEO помогут курсы Skillbox
- «SEO-специалист от AMDG» — начать карьеру в диджитале на фрилансе или в штате агентства.
- «Профессия SEO-специалист с нуля до PRO» — получить новые компетенции, чтобы больше зарабатывать или понимать подрядчиков.
- «SEO PRO» — научиться искать точки роста трафика и управлять подрядчиками.
Что входит во внутренние факторы ранжирования
Формальное определение такое: внутренние факторы ранжирования в «Яндексе» и Google — параметры, на которые может влиять администратор сайта. На самом деле на внешние факторы тоже можно влиять. Внутренними факторами называют параметры, которые относятся к сайту. Проще говоря — его настройки и содержание.
Классификаций внутренних факторов ранжирования много. По одной из них все факторы делят на четыре группы.
Хостовые. К хостовым факторам относят общие для всего сайта параметры:
- наличие SSL-сертификата — он удостоверяет подлинность сайта и позволяет использовать зашифрованное соединение;
- количество проиндексированных страниц — чем их больше, тем лучше;
- наличие санкций и фильтров — сайты под фильтрами обычно сильно опускаются в выдаче;
- возраст сайта — поисковые системы обычно отдают предпочтение сайтам «с историей»;
- параметры домена — к ним относится его возраст, соответствие тематике сайта, наличие поискового запроса, доменная зона и «история».
Чтобы получить хорошие хостовые факторы, SEO-специалисты советуют покупать звучные домены с хорошей историей, подключить SSL-сертификат и следить за индексацией страниц сайта.
Технические. Они отражают, насколько сайт готов к переходам пользователей и роботов поисковых систем. Есть много технических факторов ранжирования — мы перечислим те, о важности которых говорят чаще всего:
- наличие мобильной версии и адаптивной вёрстки — благодаря им сайт нормально смотрится на разных устройствах и экранах;
- скорость загрузки — чем быстрее загружается сайт, тем лучше;
- файлы robots.txt и sitemap.xml — они помогают роботам поисковых систем находить и индексировать страницы;
- наличие дублей страниц — если дубли есть, это плохо влияет на ранжирование;
- наличие битых ссылок — оно тоже может негативно сказаться на позициях в выдаче.
Контентные. Это параметры контента, размещённого на сайте. К самым важным контентным факторам относят:
- метатеги — теги, которые описывают содержание страницы. Важно, чтобы они были релевантны запросам пользователей;
- вёрстку — заголовок, подзаголовки и другие элементы текста нужно правильно размечать с помощью HTML-кода;
- наличие поисковых фраз. Их важно использовать в метатегах, заголовках и тексте — так поисковые системы поймут, что страница релевантна запросу.
Также поисковые системы могут учитывать множество других параметров — длину текста, его оформление, структуру, разметку изображений и видео тегами и другие.
Главная рекомендация поисковых систем — делать так, чтобы контент на странице полностью отвечал запросу пользователя.
Коммерческие. Это характеристики, которые определяют, удобно ли пользователю оформить заказ или обратиться в компанию. К важным параметрам относят наличие:
- цен на каждые товар или услугу;
- кнопок «Купить» или «Заказать» рядом с каждым продуктом;
- контактной информации компании — номеров телефона, адреса офиса, email-адреса;
- информации об условиях оплаты и доставки, если она есть;
- ассортимента шире, чем у конкурентов.
У разных типов сайтов важные параметры свои. Например, для интернет-магазинов важно наличие фото в карточках товаров, для сайтов с предложениями услуг — страницы с примерами работ.
Какие внешние факторы ранжирования существуют
Внешние факторы ранжирования — параметры, которые показывают, что о сайте говорят внешние источники.
Больше всего влияния у обратных ссылок. Так называют ссылки на сайт с других ресурсов. Поисковые системы оценивают ссылочную массу одновременно по нескольким параметрам:
- количеству обратных ссылок — чем их больше, тем лучше;
- качеству сайтов, на которых размещены обратные ссылки, — посещаемые авторитетные ресурсы ценятся больше новых неизвестных;
- количеству доноров — желательно, чтобы их было много;
- релевантности доноров — важно, чтобы их тематика была близка вашей;
- релевантности ссылки тексту, в котором она размещена;
- и другим.
Чтобы получить хорошую ссылочную массу, компании часто размещают контент со ссылкой на свой сайт на других ресурсах. Например, в блогах других компаний или на популярных площадках вроде VC, Cossa и «Яндекс Кью».
К другим внешним факторам ранжирования относят:
- наличие аккаунтов компании в сервисах поисковых систем — например, в «Яндекс Бизнесе» и «Google Картах»;
- наличие аккаунтов компании в социальных сетях и активность в них;
- упоминания названия компании в СМИ и в авторитетных ресурсах.
Некоторые SEO-специалисты считают, что поисковые системы также оценивают социальные сигналы — то, как пользователи взаимодействуют с сайтом на внешних площадках. Например, если посетители сайта репостят статьи в соцсети — это хороший признак. В «Яндексе» и Google не подтверждали, что учитывают этот параметр.
О каких нюансах нужно помнить
Факторы ранжирования оценивают комплексно. Поисковые системы оценивают сотни факторов каждый раз, когда формируют результаты выдачи. Поэтому работать над оптимизацией сайта тоже нужно комплексно. Улучшить скорость загрузки и только за счёт этого войти в топ по нужным запросам не получится.
Влияние факторов на ранжирование неизвестно. «Яндекс» и Google не раскрывают, какие факторы влияют на позиции сайтов больше остальных. Мнения SEO‑специалистов не совпадают: по разным оценкам, вес поведенческих факторов колеблется от 20 до 50%.
Вес факторов может меняться. Поисковые системы выпускают новые алгоритмы, которые меняют логику выдачи. Например, один из последних алгоритмов «Яндекса» «Мимикрия» накладывает фильтр на сайты, похожие на известные ресурсы. Поэтому вес уникального дизайна и контента увеличился.
Главное о факторах ранжирования в пяти абзацах
Факторы ранжирования — «характеристики» сайтов, которые поисковые системы учитывают при формировании выдачи. Все их можно условно разделить на три группы: поведенческие, внутренние и внешние.
Поведенческие факторы ранжирования — то, как пользователи взаимодействуют с сайтом. Как часто переходят на него из выдачи, сколько времени проводят на нём, когда уходят. Чтобы улучшить эти факторы, нужно делать удобный сайт с полезным для пользователя контентом.
Внутренние факторы — «настройки» и наполнение сайта. Это, например, возраст сайта, наличие мобильной версии и поисковых фраз в тексте. Чтобы улучшить эти факторы, нужно разместить на сайте полную информацию о компании и продукте, создать релевантный запросам контент и заняться технической оптимизацией ресурса.
Внешние факторы — то, что известно о сайте из внешних источников. Самый важный из них — ссылочная масса: количество и качество ссылок на сайт с других ресурсов. Чтобы нарастить её, нужно размещать ссылки на сайт на авторитетных ресурсах.
Над факторами ранжирования нужно работать комплексно, потому что поисковые системы учитывают все их одновременно. Точный вес факторов неизвестен и может меняться из-за выхода новых алгоритмов.
Как узнать больше о поисковой оптимизации
- Линкбилдинг, или наращивание внешних ссылок, — важная часть оптимизации. В Skillbox Media есть материал о линкбилдинге: из него вы узнаете, работает ли покупка ссылок и как размещать их эффективно, чтобы не подпасть под санкции.
- Уникальность текста — спорный параметр. Некоторые причисляют его к факторам ранжирования, некоторые говорят, что уникальность неважна. Прочитайте эту статью, чтобы узнать об уникальности больше.
- Чтобы проанализировать факторы ранжирования и улучшить их, SEO‑специалисты используют разные инструменты. В эту подборку мы включили 15 сервисов для решения разных задач: от поиска запросов до анализа площадок перед размещением ссылок.
- За работу с факторами ранжирования отвечает SEO-специалист. Освоить эту профессию можно на курсе Skillbox «SEO-специалист от AMDG». На нём студентов учат основам продвижения сайтов разных типов. С этими знаниями можно будет брать заказы на фрилансе или устроиться в штат.
Другие материалы Skillbox Media о SEO
- Всё, что нужно знать о SEO-анализе текстов
- Как использовать поисковые подсказки для продвижения: кейсы и советы
- SEO-аудит: зачем он нужен и как правильно его провести
- Что такое интент поискового запроса и как с ним работать
- Подборка из 30 поименованных алгоритмов «Яндекса»