Маркетинг
#статьи

Накрутка подписчиков во «ВКонтакте»: зачем её используют и какие у неё бывают последствия

Поговорили с SMM-специалистами и маркетологами о спорном методе продвижения и выяснили, может ли накрутка оказаться полезной.

Кадр: мультфильм «Друзья нового поколения» / Netflix

Накрутка подписчиков считается сомнительным способом продвижения. Большинство маркетологов считают, что она портит статистику аккаунта и мешает алгоритмам соцсетей органически продвигать контент. Тем не менее многие продолжают накручивать подписчиков.

Мы разобрались, как работает накрутка, изучили сервисы для накрутки и обсудили метод с SMM-специалистами, таргетологами и маркетологами.

Как работает накрутка во «ВКонтакте»

Накрутить можно ботов и офферов.

Боты. Это программы, которые управляют фейковыми страницами во «ВКонтакте» и выполняют заданные действия. Как правило, ботов в большом количестве генерируют или закупают сервисы по накрутке подписчиков. Боты могут подписываться на страницу или сообщество, а также создавать активность — лайкать, оставлять комментарии, смотреть видео или истории.

Часто боты похожи на обычные страницы: у них есть аватарка и записи на стене. Но, по словам руководителя группы таргетологов Demis Group Александра Смирнова, ботов всё равно можно распознать. «Вот признаки ботов: незаполненная информация, отсутствие аватарки или явно стоковое фото, отсутствие активности или публикации в виде репостов, сделанные в один день, непропорциональное соотношение числа подписчиков и числа подписок», — перечисляет он.

Так может выглядеть фейковый аккаунт, которым управляет бот
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

Ещё один яркий признак — иностранное имя аккаунта, говорит директор по маркетингу Twiga CG Айта Лузгина. «Боты могут быть, например, с арабскими или азиатскими именами. Не исключено, что они настоящие, но в любом случае они не являются вашей целевой аудиторией».

«Можно также обратить внимание на комментарии в сообществе. Понять, что комментарии оставляют боты, легко. Обычно в них общие фразы ни о чём, смайлики, хвалебные возгласы вроде „Класс!“ или „Отлично!“. Или между постом и комментарием совсем нет логической связи», — добавляет Айта Лузгина.

Боты увеличивают число подписчиков, но не читают контент, не лайкают его и не пишут комментариев, если не получают соответствующего задания. Они не станут клиентами или читателями, поэтому не принесут пользы. Кроме того, «ВКонтакте» периодически блокирует ботов, поэтому со временем среди подписчиков будет много удалённых аккаунтов.

Так выглядит сообщество с накрученными подписчиками
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

Офферы. Это настоящие пользователи, которые подписываются на сообщество или страницу взаимно, за деньги или за другое вознаграждение. Таких пользователей можно найти в сервисах накрутки, на фриланс-биржах, на буксах. Также во «ВКонтакте» есть сообщества, в которых предлагают взаимные подписки.

Так выглядит объявление в группе со взаимными подписками
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

В отличие от ботов, офферы могут сами оставлять осмысленные комментарии под постами или лайкать их. Но большинство мотивированных пользователей не будут этого делать, потому что им неинтересно сообщество — они не являются его целевой аудиторией. Такие подписчики висят «мёртвым грузом» или отписываются после того, как получили вознаграждение.

Зачем накручивают подписчиков

Подписчиков накручивают в сообщества и на личные страницы с двумя целями — привлечь рекламодателей и показать большую аудиторию.

Привлечь рекламодателей. На стоимость рекламных интеграций во «ВКонтакте» влияет формат рекламы, ниша и размер аудитории. Поэтому авторы контента заинтересованы в том, чтобы у них была большая аудитория, и могут накручивать подписчиков, чтобы повысить стоимость рекламных интеграций.

Но многие рекламодатели проверяют, не накручены ли подписчики на странице или в сообществе, прежде чем заказать рекламу. Они запрашивают статистику или анализируют страницы в специальных сервисах и, если обнаруживают накрутку, не покупают рекламу.

Показать большую аудиторию. Вместе с числом подписчиков растёт медийный вес владельца страницы. Считается, что к крупным блогерам охотнее приходят не только рекламодатели, но и потенциальные деловые партнёры или клиенты.

Кроме того, накрутку используют, чтобы у новых страниц, у которых пока нет подписчиков, появилась аудитория. Считается, что пользователи охотнее подпишутся на сообщество, в котором уже есть 100–200 подписчиков, чем на сообщество, в котором подписчиков всего несколько. Поэтому накрутку используют на старте, чтобы снизить стоимость привлечения подписчика.

Есть ли во «ВКонтакте» санкции за накрутку подписчиков

Санкции есть. Администрация «ВКонтакте» прямо заявляет, что «участие в накрутке приводит к блокировке аккаунта».

«ВКонтакте» блокирует и аккаунты, с которых совершают массовые действия — подписываются на сообщества, и сами сообщества, которые накручивают подписчиков. Страницы могут блокировать временно, а могут навсегда. Это происходит не со всеми страницами, но со многими.

Вероятность бана зависит от интенсивности накрутки, считает основатель агентства Limerence Digital Мария Сова. «Если набирать пользователей понемногу и осторожно, эта хитрость может остаться незамеченной для алгоритмов. Но если вы согласны наращивать аудиторию медленно, не лучше ли с помощью рекламы и легальных способов продвижения привлекать реальных пользователей, которым будет интересен ваш контент?» — говорит она.

Что о накрутке думают участники рынка SMM

Мы спросили SMM-специалистов, таргетологов и маркетологов, что они думают о накрутке подписчиков во «ВКонтакте». Они единогласно признали, что покупка подписчиков — не самый продуктивный способ продвижения.

Фёдор Жуков

Директор по партнёрскому маркетингу в Vitamin.tools (Yagla, LPgenerator). Спикер курса Skillbox «SMM-специалист с нуля».


С одной стороны, использование накрутки вполне логично. Для проекта это недорогой способ набрать первую аудиторию. Для новых людей, которые придут после рекомендаций или рекламы, — это фактор доверия. Мол, если здесь уже столько подписчиков, то и мы можем к ним присоединиться.

С другой стороны, для самой аудитории важно не количество подписчиков, а то, отвечает ли сообщество её интересам и способно ли оно решить её вопросы. Кроме того, для бизнеса накрученные подписчики не являются потенциальными клиентами, в отличие от тех, кого привлекли с помощью рекламы для целевой аудитории.

Вопрос: так ли нужно подписывать человека на сообщество или профиль, если важнее получить его контакты и вести по воронке продаж? Отсюда и ответ: легальные способы продвижения будут и выгоднее, и эффективнее.

Елена Королёва

Диджитал-стратег Demis Group.


На мой взгляд, пользователи используют накрутку по двум причинам:

  • Непонимание алгоритмов «ВКонтакте» и устаревшие знания. Действительно, был период, когда многочисленные «гуру» соцсетей транслировали мысль о том, что накрутка может помочь.
  • Психологический фактор. Многие думают, что чем больше подписчиков на странице, тем больше им будут доверять.

При этом они упускают из виду то, что аудитория стала более образованной и давно уже смотрит не только на количество подписчиков, но и на их активность. Также люди обращают внимание, присутствует ли компания на других площадках, как она себя позиционирует, что о ней говорят. Поэтому в соцсетях важно фокусироваться не только на количестве, но и на качестве подписчиков.

Мария Наумова

Трафик-менеджер агентства PR Doctor и PR-премии «Громче!».


Накрутка негативно скажется на продвижении и показах нужной аудитории, потому что во «ВКонтакте» работает рекомендательный алгоритм. Если вы подписаны на паблик, посты этого паблика будут показываться вашим друзьям.

Поэтому накрутка подписчиков невыгодна. Если большая часть подписчиков накручена, у них нет «живых» друзей и ваша страница попросту не будет «светиться» в рекомендательных алгоритмах.

Екатерина Гашнева

Тимлид таргетологов в агентстве Red Bananas.


Накрутка несёт только минусы. Если владелец сообщества будет его продвигать, накрученные подписчики будут серьёзно мешать работе алгоритмов, причём как при органическом продвижении сообщества, так и при рекламном.

«Мёртвые души» будут портить общую статистику и качество аудитории, ведь активности от них не будет. Не будет активности — «ВКонтакте» посчитает, что контент сообщества неинтересен, и не будет его продвигать.

С рекламным продвижением похожая ситуация. Если владелец сообщества обратится к специалисту, чтобы настроить таргетинг, адекватный анализ группы клиента сделать будет невозможно, потому что в подписчиках накрученные боты. Нельзя будет найти ни подходящую аудиторию look-alike, ни целевые сообщества для размещения рекламы.

Пусть будет лучше 200 живых подписчиков, чем 1000 неактивных и не заинтересованных ботов.

Анастасия Сучкова

Head of SMM.


Накрутка чаще ведёт к проблемам, чем к профиту. Вот какие проблемы она приносит:

  • Низкая вовлечённость. Спам-профили часто подписываются на много групп сразу и не реагируют на контент в них. Показатели сообщества снижаются.
  • Снижение органического охвата. Из-за низкой вовлечённости алгоритмы соцсетей будут считать, что вы создаёте неинтересный контент, и реже показывать его подписчикам в ленте новостей. Сообщество перестанет расти, вовлечённость продолжит снижаться.
  • Риск блокировки или удаления аккаунта. Администрация обозначает в правилах, что для «ВКонтакте» важна честная конкуренция и к тем, кто конкурирует нечестно, будут применены санкции.

Какие есть сервисы для накрутки подписчиков

Покупать подписки можно в специальных сервисах. Большинство сервисов универсальны — работают со всеми популярными соцсетями. Мы случайным образом выбрали три сервиса и изучили их предложения.


SMMPrime — сервис, обещающий постепенную «естественную» накрутку, которую не распознают алгоритмы площадки. Можно выбрать ботов или живых подписчиков. Доступна накрутка не только подписчиков, но и комментариев, просмотров, лайков к постам и даже прослушиваний плейлистов.

Есть три тарифа: «Стандартный», «РФ» и «Живые». Цена за одного подписчика начинается с 0,095 рубля.

Можно накрутить до 200 тысяч подписчиков за раз
Скриншот: SMMPrime / Skillbix Media

SMMSphere — сервис, который предлагает купить подписчиков, лайки, комментарии, репосты и просмотры публикаций.

На выбор есть шесть тарифов — от «Эконома» с ценой 0,42 рубля за подписчика до «Бизнеса» с ценой 2,60 рубля за подписчика. При этом не по всем тарифам можно купить подписки и на личный профиль, и на сообщество.

Различия между тарифами
Скриншот: SMMSphere / Skillbox Media

YouLiker. Сервис предлагает широкий спектр услуг — от подписок и лайков постов и комментариев и просмотров клипов.

Купить подписки можно по четырём тарифам. Самый дешёвый — 0,21 рубля за подписчика. По нему подпишутся боты, например «собачки» — удалённые аккаунты. Самый дорогой тариф — 2 рубля за подписчика. При этой цене накручивают живых подписчиков и дают гарантию — если заказ не будет выполнен, клиенту вернут деньги.

Тарифы в YouLiker
Скриншот: YouLiker / Skillbox Media

Главное о накрутке подписчиков во «ВКонтакте»

  • Накручивать можно ботов и офферов — мотивированных пользователей. И боты, и мотивированные пользователи чаще всего висят «мёртвым грузом» и не взаимодействуют с контентом.
  • Накрутку используют, чтобы повысить стоимость рекламы или показать большую аудиторию потенциальным партнёрам, клиентам или новым подписчикам.
  • «ВКонтакте» против накруток — в правилах социальной сети указано, что аккаунты, участвующие в накрутках, блокируют. Блокировать могут и сообщества, которые используют накрутку.
  • Эксперты считают, что накрутка вредит сообществам и страницам. Из-за неё снижается вовлечённость и падает охват — алгоритмы «ВКонтакте» перестают показывать контент страницы живым пользователям, потому что считают, что он им неинтересен.

Как узнать больше о продвижении во «ВКонтакте»

Больше материалов Skillbox Media о продвижении во «ВКонтакте»

Научитесь: Продвижение во ВКонтакте Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована