Накрутка подписчиков в «Инстаграме»*: как это работает и какие могут быть последствия
Поговорили о спорном методе продвижения с маркетологами и представителями сервисов для накрутки и написали гайд.
Кадр: мультфильм «Роботы» / Blue Sky Studios
Множество сервисов на рынке предлагают услуги накрутки подписчиков в «Инстаграме»*. На их сайтах написано, что накрутка — быстрый и дешёвый способ увеличить аудиторию. А многие маркетологи и SMM-специалисты считают, что накрутка только вредит аккаунту и использовать её нельзя.
Мы разобрались, как работает накрутка подписчиков в «Инстаграме»*, изучили сервисы для накрутки и поговорили с участниками рынка SMM.
- Как работает накрутка подписчиков
- Зачем нужна накрутка
- Какие у неё есть негативные последствия
- Что думают о накрутке участники рынка
- Какие бывают сервисы для накрутки
Как работает накрутка подписчиков в «Инстаграме»*
Есть два типа накрученных подписчиков: боты и мотивированные пользователи, которым заплатили за подписку.
Боты. Это программы, которые выполняют заданные действия. Для накрутки используют ботов, которые управляют аккаунтами в «Инстаграме»*. Эти аккаунты могут выглядеть как профили обычных пользователей.
Существуют разные категории ботов по цене и качеству, говорит создатель сервисов InstaHero и Taplike Анатолий Милов. Самые дешёвые аккаунты — пустые, у них нет даже аватарки. Более качественные — аккаунты, похожие на профили живых людей: в них есть несколько публикаций, фото, заполнена шапка. Как правило, это аккаунты из Китая, Индии или ближневосточных стран.
Самые дорогие боты — «пользователи» из США, Европы или России. При закупке таких «подписчиков» можно выбирать пол, возраст и страну проживания, а профили заполнены и выглядят довольно реалистично.
«Российские сервисы чаще всего не генерируют ботов самостоятельно. Вместо этого они покупают фейковых подписчиков у иностранных партнёров и перепродают своим клиентам по увеличенной цене. Например, при закупке один бот может стоить 50 копеек, а продают его за 1 рубль», — говорит Анатолий Милов.
Боты играют роль массовки и увеличивают число в графе «Подписчики», а ещё они могут ставить лайки к постам и даже оставлять комментарии. Чаще всего это несколько эмодзи или нейтральные фразы — например, «Здорово!» или «Как круто!». С появлением формата коротких вертикальных видео — Reels — ботов научили увеличивать число их просмотров.
Поскольку боты не настоящие люди, они не станут реальными покупателями, а активность на странице вырастет только на короткий срок.
Мотивированные пользователи. Это реальные пользователи, которые ставят лайки или подписываются на аккаунт в обмен на денежное вознаграждение. Как правило, либо у владельца сервиса для накрутки есть своя база мотивированных пользователей, либо он размещает заявку на фриланс-биржах или сайтах, где можно выполнять задания за деньги.
Ещё возможен взаимный обмен подписками. Например, человек может выполнять задания на бирже — подписаться на 100 аккаунтов, а затем сам разместить такое же задание для 100 человек.
Мотивированные пользователи подписываются на множество разных аккаунтов, а после выплаты гонорара могут быстро отписаться. Кроме того, они, как и боты, не заинтересованы в просмотре контента и не являются целевой аудиторией блогера или компании.
Почему накрутка подписчиков так популярна и зачем она нужна
Накрутка позволяет быстро увеличить количество подписчиков или создать видимость активности в аккаунте. Чаще всего ей пользуются, чтобы повысить конверсию посетителей в подписчиков и продать рекламу дороже.
К накрутке с целью повысить конверсию посетителей в подписчиков часто прибегают владельцы новых аккаунтов, у которых мало подписчиков. Считается, что профиль, где уже есть какая-то аудитория, вызывает больше доверия и «живые» пользователи охотнее на него подписываются. Поэтому владельцы профилей с помощью накрутки пытаются снизить стоимость привлечения подписчика.
К накрутке с целью продать рекламу дороже часто прибегают владельцы аккаунтов, на которых уже есть как минимум несколько тысяч подписчиков. Так они показывают рекламодателям, что у них большая аудитория.
Но рекламодатели могут запросить статистику профиля или проверить его в специальных сервисах. В статистике будет заметна низкая активность аудитории, а сервисы могут определить накрутку — и пометить профиль соответствующей меткой. То есть рекламодатели могут заметить накрутку и отказаться от идеи купить рекламу: им нужна активная аудитория, а не цифры в профиле.
Какие негативные последствия есть у накрутки подписчиков в «Инстаграме»*
Специалисты по SMM и продвижению выделяют несколько рисков, с которыми сталкивается большинство аккаунтов с накрученными подписчиками.
Санкции площадки. Прямого запрета на накрутку нет, но правила соцсети настоятельно рекомендуют этого не делать.
В некоторых случаях администрация «Инстаграма»* может вынести предупреждение, заблокировать аккаунт, накручивающий подписчиков, или удалить ботов из профиля. Соцсеть применяет санкции по своему усмотрению, официальной статистики по ним нет.
Низкий охват. Накрутка приводит к снижению охвата, считает SMM-специалист B2B-маркетплейса BirdsBuild Евгения Новикова. «Допустим, у вас есть тысяча подписчиков и вы накрутили ещё 20 тысяч. Система видит повышение интереса, но отмечает, что новые подписчики никак с вашим аккаунтом не взаимодействуют — значит, ваш контент некачественный. Поэтому алгоритм урежет показы ваших постов даже живой аудитории из тысячи человек», — объясняет Евгения Новикова.
Того же мнения придерживается и SMM Lead «Учебника Т—Ж» Виталий Вебер. «Если подписчиков много, а социальных реакций мало, то и вовлечённость будет низкой. Следовательно, и продвигать контент будет некому и некуда. Проблема в том, что алгоритм будет показывать контент не живым людям, а таким же мимикрирующим под реальные аккаунты ботам. Получается замкнутая система», — говорит он.
Потеря репутации. Распознать накрученную аудиторию можно «на глаз»: если при большом числе подписчиков на постах мало лайков и комментариев. Они могут посчитать это подозрительным — и отписаться от аккаунта.
Заметить можно даже накрутку комментариев, говорит маркетолог Екатерина Перескокова: «Сразу видно, например, много одинаковых фраз либо просто эмодзи. Ещё комментарии ботов часто не подходят к смыслу поста. Согласитесь, странно, когда публикация на серьёзную тему, а под ней „🔥🔥🔥“».
Что думают о накрутке специалисты по маркетингу и владельцы сервисов по накрутке
Мы спросили, что о накрутке подписчиков думают маркетологи, SMM-специалисты и владельцы сервисов по накрутке. Мнения разделились: маркетологи и SMM-специалисты считают, что боты только навредят аккаунту. Владельцы сервисов по накрутке не согласны и настаивают, что подписки можно покупать, главное — делать это с умом.
Мария Сова
Основатель маркетингового агентства Limerence Digital
Я против накрутки, поскольку пользователя не проведёшь: он видит, что у аккаунта много подписчиков, а активность нулевая. Это вызывает сомнения и портит репутацию бренда или блогера.
Даже если вы занимаетесь накруткой, чтобы вызвать у аудитории доверие или повысить шанс на рекламу у блогеров, нужно со временем удалять ботов. В противном случае ваш аккаунт «уйдёт на дно».
Ильяна Левина
Интернет-маркетолог и эксперт по личному бренду. Спикер курсов и вебинаров Skillbox
Считаю, что накрутка рано или поздно убьёт ваш аккаунт. Зачем нужны подписчики, которые будут висеть мёртвым грузом? Эти люди — если это вообще люди, а не боты — никогда ничего у вас не купят. Им всё равно, кто вы и что делаете.
Возникает ситуация, когда автор публикует контент, «Инстаграм»* показывает его подписчикам, а они не реагируют. Алгоритмы видят, что контент неинтересный, и не подбирают для него новую аудиторию, чтобы сделать популярным. Автор контента не видит реакции, выгорает и перестаёт вести блог.
Нунэ Степанян
Проджект-менеджер SMM-отдела агентства Demis Group
Самый большой вред, который вы можете нанести своей странице, — накрутить подписчиков. Важно понимать, что большинство сервисов добавляют не аккаунты живых людей, а пустые профили.
Накрутка подписчиков считается серым методом и жёстко карается «Инстаграмом»* — вплоть до блокировки аккаунта. Помимо этого, страница не будет показана вашей целевой аудитории — то есть потенциальным клиентам.
Анатолий Милов
Создатель сервисов InstaHero и TapLike
У накрутки скорее отрицательная репутация по нескольким причинам. Во-первых, все уже знают, что это такое, во-вторых, понятно, что толку от накрученной аудитории не будет.
Тем не менее я считаю, что накрутка может помочь молодым компаниям вызвать доверие у целевой аудитории. Например, новый бизнес зарегистрировался в «Инстаграме»*, но пока в профиле два подписчика — SMM-специалист и владелец. Компания запустила рекламу, начала приходить целевая аудитория. Если пользователи, пришедшие после рекламы, видят пустую страничку, они могут принять её за мошенническую.
В этом случае каждый подписчик обходится очень дорого и подписывается меньше людей, даже если это потенциальные клиенты. А если в профиле уже есть какое-то количество подписчиков, это вызовет больше доверия.
Роман Богатырев
Владелец сервиса SmmTouch
Накрутка — хороший ускоренный дополнительный метод продвижения. Она может приносить свои плоды при правильном использовании.
Накрутку следует использовать в комплексе с интересным, оригинальным и качественным контентом, взаимодействием с аудиторией и прочей активностью, чтобы достичь лучших результатов.
Тем не менее это не волшебный способ, который поможет зарабатывать миллионы просто так, а скорее помощник в продвижении аккаунта и контента в массы.
Какие сервисы можно использовать для накрутки в 2024 году
Сервисов по накрутке подписчиков много: они предлагают разные услуги и даже дают гарантии на свою работу. Мы случайным образом выбрали из поиска три сервиса и выяснили, какие услуги они предоставляют.
SMMPrime — российский сервис, который предлагает заказать «имитацию органического роста». Кроме подписчиков, накручивать с помощью SMMPrime можно, например, просмотры сторис, комментарии и лайки. Сервис обещает постепенную накрутку и только качественных ботов.
BossLike — российский сервис. В нём можно купить ботов и разместить задания на подписку для других пользователей. Также можно выполнять задания других пользователей.
PR Motion. В сервисе можно заказать не только подписки, но и лайки, комментарии, просмотры стримов и даже жалобы на страницы конкурентов. Подписчиков можно выбрать из нескольких категорий — живые, боты, казахстанские, белорусские, украинские. За накрутку с гарантией, что платные подписчики не исчезнут, цена выше.
Главное о накрутке подписчиков в «Инстаграме»* в 3 пунктах
- Накрутка — это искусственное увеличение аудитории в аккаунте. Её используют для повышения доверия аудитории или потенциальных рекламодателей. Чаще всего накрученные подписчики — это боты или пользователи, которые получают за подписку деньги.
- Накрутка не помогает обмануть алгоритмы «Инстаграма»* и повысить приток реальных лояльных подписчиков. Чаще всего охват, наоборот, снижается из-за большого количества неактивных ботов. Контент не попадает в рекомендации, так как алгоритм не может распознать аудиторию, которой бы он понравился.
- Специалисты по продвижению считают накрутку бесполезной и даже вредной практикой. Владельцы сервисов по накрутке с ними не согласны и считают, что главное — использовать этот инструмент с умом.
Больше материалов Skillbox Media о продвижении в социальных сетях
- Продвижение во «ВКонтакте»: главные вопросы о контенте, форматах, инструментах и рекламе
- Telegram Ads: как работает платформа и как запустить на ней рекламу
- Всё о рекламе в Telegram: какая она бывает, как выбрать каналы и запустить посевы
- Магазин во «ВКонтакте»: большое руководство. От добавления товаров до продвижения
- Боты в Telegram: какие они бывают, как работают и как сделать своего
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».