Кто такой диджитал-маркетолог, чем он занимается и сколько зарабатывает
Он умеет и настраивать рекламу, и распределять бюджет, и создавать контент. Зачем компаниям такой специалист? Читайте в статье.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Диджитал-маркетолог умеет решать разные задачи: от составления бюджета до настройки рекламы. В сферу диджитал-маркетинга можно прийти с нуля и за несколько лет достичь ежемесячного заработка в 100 тысяч рублей и даже больше.
В этом материале рассказываем:
- кто такой диджитал-маркетолог;
- чем он занимается;
- какие навыки ему нужны;
- сколько он зарабатывает;
- как стать диджитал-маркетологом.
Кто такой диджитал-маркетолог
Диджитал-маркетолог — это маркетолог, который привлекает клиентов для бизнеса через цифровые каналы. Это все каналы в Сети и каналы, связанные с цифровыми устройствами: не только сайты и email-рассылки, но и, например, приложения на смартфоне или уведомления на умных часах.
Диджитал-маркетолога легко перепутать с интернет-маркетологом. Их главное различие в том, что диджитал-маркетолог продвигает бренд с помощью любых цифровых технологий, а интернет-маркетолог делает это только в Сети. То есть круг задач диджитал-маркетолога шире. Но работодатели часто не видят разницы между двумя профессиями и предлагают специалистам схожие задачи.
В диджитал-маркетинге много разных инструментов; у каждой компании своя стратегия. Поэтому задачи диджитал-маркетолога зависят от компании. Например, один диджитал-маркетолог может разрабатывать стратегию и контролировать подрядчиков, а другой — настраивать рекламу и писать тексты для пуш-уведомлений в приложениях сам. Подробнее о его задачах мы рассказываем ниже.
Как правило, диджитал-маркетологи работают в штате крупных компаний или в агентствах, реже — в штате малого и среднего бизнеса и на фрилансе. В среднем и малом бизнесе задачи диджитал-маркетолога также могут выполнять маркетологи, интернет-маркетологи или SMM-специалисты.
Курсы Skillbox Media для тех, кто хочет работать в маркетинге
- «Профессия Интернет-маркетолог» — с нуля освоить профессию и получить широкие компетенции, чтобы претендовать на хорошую должность.
- «Профессия Маркетолог-фрилансер» — начать работать на себя и иметь стабильный поток клиентов.
- «Интернет-маркетинг PRO» — глубоко погрузиться в управление маркетингом и командой и получить повышение.
Чем занимается диджитал-маркетолог
Главная задача диджитал-маркетолога — привлечь клиентов. Для этого он может выполнять множество разных задач — их список зависит от того, как построен маркетинг в компании. Перечислим задачи, которые часто упоминают в вакансиях.
Разрабатывать и реализовывать стратегию диджитал-маркетинга. Стратегия — это документ, который содержит план действий по продвижению бизнеса. В нём маркетолог описывает, что нужно делать для достижения поставленных целей: какие каналы и инструменты использовать, сколько средств на них тратить, как контролировать их эффективность.
Обычно стратегию составляют раз в квартал, полугодие или год. В процессе работы диджитал-маркетолог может её корректировать — например, если ситуация на рекламном рынке меняется.
Тестировать гипотезы. Диджитал-маркетолог стремится к тому, чтобы сделать маркетинг более эффективным: получать больше заявок, снижать стоимость получения заявок, повышать охват. Для этого он тестирует гипотезы: выдвигает предположения о том, как можно улучшить маркетинг, и проверяет их.
Анализировать целевую аудиторию, рынок, тренды, конкурентов. Это помогает понять, что предпочитают покупатели и где с ними можно взаимодействовать, насколько предложение соответствует интересам рынка, в чём отличие бренда от конкурентов и как от них можно отстроиться. Аудитория и рынок постоянно меняются, поэтому маркетолог проводит такой анализ регулярно.
Подбирать подходящие инструменты. При выборе инструментов маркетолог ориентируется на поведение целевой аудитории: как она ведёт себя в Сети, что предпочитает делать во время мероприятий, как реагирует на рекламу в приложениях.
К инструментам диджитал-маркетинга относятся, например, контекстная и таргетированная реклама, SEO и SMM, CRM- и email-маркетинг, ивенты. Диджитал-маркетолог, используя данные анализа, подбирает инструменты, с помощью которых можно взаимодействовать с целевой аудиторией. Если в команде есть специалисты, которые отвечают за разные инструменты, диджитал-маркетолог курирует их работу, назначает им задачи, генерирует новые идеи вместе с ними.
Управлять рекламными кампаниями и их бюджетом. Диджитал-маркетолог запускает рекламные кампании в разных каналах: «Яндекс Директе», «VK Рекламе», Telegram Ads и других. Он может сам заниматься этим — настраивать рекламу, анализировать её эффективность и оптимизировать, а может распределять бюджет, делегировать задачи другим специалистам и контролировать их работу.
Анализировать результаты кампаний и вести отчётность. Диджитал-маркетолог регулярно собирает данные о результатах маркетинговых действий, готовит отчёты для руководства и при необходимости вносит корректировки в стратегию.
Взаимодействовать с другими отделами. Диджитал-маркетолог в штате может, например, предлагать идеи для создания новых продуктов или доработки старых, обсуждать с отделом продаж возражения клиентов.
Также диджитал-маркетолог может, например, самостоятельно создавать контент: цепочки писем для email-маркетинга, тексты для пуш-уведомлений, изображения для рекламы, посты для соцсетей. Или управлять репутацией в Сети, организовывать PR-кампании, заниматься партнёрским маркетингом. Всё зависит от того, какие каналы продвижения использует компания, какая у неё целевая аудитория и как построен маркетинг внутри неё — например, есть ли в ней отдел маркетинга.
Какие навыки нужны диджитал-маркетологу
Навыки, необходимые специалисту, зависят от задач, которые он выполняет. Перечислим хард- и софт-скиллы, которые часто упоминают в вакансиях.
Навыки продвижения в диджитале. Диджитал-маркетолог может самостоятельно запускать рекламу, оформлять посты в соцсетях или, например, составлять сценарии для чат-ботов. Поэтому работодатели ожидают, что у маркетолога будет опыт работы с разными инструментами: это важно, чтобы специалист мог использовать инструменты сам или грамотно ставить задачи исполнителям.
Аналитическое мышление. Способность рассуждать логически и видеть причинно-следственные связи нужна, чтобы анализировать эффективность продвижения и понимать, как можно её повысить.
Навыки работы с сервисами аналитики. Диджитал-маркетологу нужно уметь работать в сервисах аналитики вроде «Яндекс Метрики», Google Analytics и других, чтобы анализировать поведение пользователей и эффективность продвижения. Желательно уметь работать в Excel и «Google Таблицах» — их используют для создания отчётов, а также в сервисах для создания презентаций.
Навыки планирования рекламного бюджета. Диджитал-маркетолог самостоятельно распределяет и контролирует бюджет рекламных кампаний. Важно разбираться в маркетинговых метриках, чтобы понимать, работа с каким каналом окупается, а с каким — нет, и распределять средства так, чтобы это было выгодно бизнесу.
Креативное мышление. Оно помогает придумывать гипотезы, разрабатывать рекламные концепции, генерировать идеи. Диджитал-маркетолог может работать с разными методиками решения креативных задач (ТРИЗ, дизайн-мышление, CRAFT) или с нейросетями (ChatGPT, Midjorney).
Многозадачность, тайм-менеджмент и делегирование. У диджитал-маркетолога много разных задач. Чтобы всё успевать, нужно уметь распределять имеющиеся ресурсы и работать с подрядчиками.
Ещё для диджитал-маркетолога важны насмотренность и знание трендов: он должен понимать, что и как работает (или не работает) у конкурентов не только на российском, но и на зарубежном рынке.
Диджитал-маркетинг — сфера, которая подходит людям с разным складом ума и с разными скиллами. Те, кому проще работать с цифрами, могут развиваться в аналитике. Те, кому нравится творчество, могут создавать концепции рекламных кампаний и креативы для них. Если у человека развиты коммуникативные навыки, он может управлять подрядчиками; а если общаться ему не нравится — заниматься запуском рекламы.
Сколько зарабатывают диджитал-маркетологи
Уровень зарплат в диджитал-маркетинге зависит от уровня компетенций. Есть три ступени: junior, middle, senior.
Junior — специалист без опыта, обычно стажёр или ассистент. По данным HeadHunter, он может зарабатывать от 40 тысяч рублей в месяц.
Стажёрам и ассистентам обычно доверяют простые задачи. Например, они могут помогать отделу маркетинга собирать и анализировать данные об успехе рекламных кампаний. Также джунам позволяют выполнять точечные задачи — например, участвовать в подготовке гипотез для тестирования или настраивать отдельные элементы рекламных кампаний.
От специалистов уровня senior работодатели ожидают навыков разработки стратегии, бюджетирования, тестирования гипотез, аналитики. А ещё прокачанных навыков менеджмента, позволяющих руководить командами. По данным HeadHunter, опытным специалистам готовы платить в среднем от 100 тысяч рублей.
Опытные специалисты могут зарабатывать ещё больше: брать на себя дополнительную ответственность и дополнительные задачи или, например, стать руководителем отдела маркетинга. Зарплата на позиции руководителя начинается от 200 тысяч рублей в месяц.
Как стать диджитал-маркетологом
Есть четыре точки входа в профессию: обучение в вузе, самостоятельное изучение основ, обучение на курсе и переход из смежной специальности. Расскажем о них подробнее.
Во многих высших учебных заведениях есть программы по специальности «Маркетинг». Также основы могут преподавать студентам направления «Менеджмент». Информация, которую дают в вузе, подаётся последовательно и структурированно, но обучение обычно занимает несколько лет — за это время многое в диджитал-маркетинге может измениться.
Изучить основы можно самостоятельно:
- читать статьи, например, в разделе «Маркетинг» Skillbox Media;
- смотреть видеоуроки на YouTube и бесплатные вебинары;
- читать книги — начать можно с базовых книг по маркетингу;
- читать блоги опытных маркетологов.
Курсы обычно длятся меньше, чем обучение в вузе, — чаще всего несколько месяцев или год. Информация в программах обычно структурирована, а кроме знаний, пользователи получают и практические навыки: во многих онлайн-школах есть домашние задания, разработанные на основе реальных задач.
Переход из смежной специальности — одна из самых простых способов стать диджитал-маркетологом. Если вы работаете, например, интернет-маркетологом, SMM-специалистом, таргетологом, у вас уже есть базовые знания о диджитал-маркетинге. Вы можете откликаться на вакансии для специалистов с минимальным опытом работы и получить недостающие навыки на практике.
Главное о работе диджитал-маркетолога в 4 пунктах
- Диджитал-маркетолог — это специалист, который привлекает клиентов для бизнеса через цифровые каналы. Он отвечает не только за продвижение в Сети, но и, например, за коммуникацию с пользователем через приложения и умные часы. Задачи диджитал-маркетолога в кампаниях различаются: в одних он может составлять стратегию и руководить подрядчиками, в других — настраивать рекламу сам.
- Специалисту нужно много разных навыков: от умения составлять стратегию продвижения и планировать рекламный бюджет до навыка работы в системах аналитики. Также ему пригодятся софт-скиллы — аналитическое мышление, креативность, умение работать в режиме многозадачности.
- Зарплата диджитал-маркетолога зависит от грейда. Новичок без опыта может рассчитывать на доход от 40 тысяч рублей в месяц; опытный специалист — на 100 тысяч рублей в месяц или больше, если будет развивать карьеру или брать на себя дополнительные задачи и ответственность.
- Чтобы стать диджитал-маркетологом, можно пройти обучение в вузе, на курсах, изучить основы самостоятельно или перейти в эту отрасль из смежной. Например, из таргетинга или SMM.
Как узнать больше о маркетинге
- Погружаться в тему можно начать со статей Skillbox Media про маркетинг и интернет-маркетинг. Вы узнаете, как в компаниях устроено продвижение продуктов и какие инструменты для этого используют.
- Если вы хотите разобраться в цифровых каналах и инструментах маркетолога, вам пригодятся материалы о таргетированной рекламе, SEO, SMM и email-маркетинге.
- Узнать больше о разработке стратегий можно из этого материала. Рассказали, как должна выглядеть стратегия и какие этапы работы над ней существуют.
- Тем, кто хочет освоить профессию, может подойти курс Skillbox «Профессия Интернет-маркетолог». На нём рассказывают об основах маркетинга, погружают в разные специализации и предоставляют курсы-тренажёры для практики. Ещё Skillbox предлагает помощь в трудоустройстве: карьерные консультации, учебное собеседование, вакансии от партнёров.
- Также в Skillbox есть отдельные программы по работе с разными каналами трафика: «Контекстная реклама с нуля», «Профессия Таргетолог с нуля до PRO», «Продвижение во „ВКонтакте“».
Читайте Читайте другие статьи Skillbox Media для маркетологов:
- Нужно ли маркетологу образование: отвечают опытные участники рынка
- Как быстро вырасти в креативной сфере: советы и истории топ-менеджеров индустрии
- 11 книг по маркетингу: что читают предприниматели и маркетологи
- Как раскрутить группу во «ВКонтакте»: 10 советов для (почти) любых сообществ
- 5 серьёзных ошибок в SMM, которые иногда совершают даже крупные бренды