Маркетинг
#Руководства

Как копирайтеру получить первый заказ

Как искать клиентов. О чём с ними разговаривать. И что сделать, чтобы вашу работу приняли.

 vlada_maestro / shutterstock

Нелегко быть новичком. Хорошего портфолио ещё нет, знакомых заказчиков тоже. Непонятно что делать, куда идти, как поступать. В этой статье мы расскажем, как справиться с трудностями, которые возникают у авторов при поиске первого заказа и общении с клиентами.

Где искать заказы

Есть два хороших источника заказов на копирайтинг — биржи и соцсети.

Биржи — это специальные сайты, где размещают заказы. Там их много и на разные темы. Проблема в том, что новичкам на биржах доступны только самые дешёвые заказы. Чтобы получить доступ к более дорогим, нужно набрать рейтинг, а на это могут уйти годы. Зато там безопасно — большинство бирж гарантирует, что вам точно заплатят за работу. Вот некоторые из них:

Тематические группы и каналы в соцсетях — там нет никаких рейтингов, можно предлагать свои услуги любым заказчикам. Но никто не гарантирует вам, что за работу заплатят, пишете на свой страх и риск. Впрочем, о безопасности подробно поговорим ниже. Вот несколько хороших сообществ и каналов:

Facebook*:

«ВКонтакте»:

Telegram:

Какие вакансии подойдут новичкам

Выберите тему, в которой разбираетесь. Умение писать не так важно, как профессиональные знания, — специалист справится с текстом лучше, чем любой копирайтер. Дело в том, что написать текст не так сложно, в школе всех этому учили, более или менее. Но действительно сложно найти информацию, разобраться в ней, выделить главное, написать об этом интересно и небанально.

Если вы не нашли таких тем, обратите внимание на рерайтинг, SEO-тексты и посты в соцсети.

  • Рерайтинг — это переписывание готового текста. Обычно вам дают статью и просят переписать её своими словами. Раньше рерайтинг использовали, чтобы легко и быстро получить уникальный текст на сайт. Поисковые системы не любят плагиат и могут не дать сайту высокое место в поисковой выдаче, если увидят на нём текст, скопированный из другого места. Сейчас это уже не так важно, как раньше, но рерайтинг статей всё равно заказывают.
  • SEO-тексты — это небольшие статьи, которые размещают на странице, чтобы поисковые системы лучше понимали, чему она посвящена. Классический пример — описание товара в интернет-магазинах. В крупных магазинах тысячи товаров, и к каждому из них нужно написать небольшой текст. Пользователи нечасто обращают внимание на эти описания, они больше нужны поисковым системам. Такие описания легко пишутся, но за них мало платят.
  • Посты в соцсети — их несложно писать. Обычно там не требуется особая экспертность. Да и вообще ничего, кроме умения развлекать аудиторию, не требуется.

Бывают задачи, которые действительно не подходят новичкам. Обычно они имеют отношение к контент-маркетингу. Это продающие тексты, тексты для лендингов, статьи в блоги, PR-материалы и многое другое. Эти статьи должны нравиться людям, оказывать на них влияние, стимулировать их к покупке. За такую работу хорошо платят, но и требуют много.

Контент-маркетинговая вакансия обычно выглядит вот так:

Видно, что люди активно занимаются контентом и ищут профессионала

Никто не мешает вам откликаться на такие вакансии, но будьте готовы к отказу.

Как откликнуться на заказ

Заказчики получают сотни откликов на одну вакансию. Чтобы на вас обратили внимание, нужно соблюдать несколько правил.

  • Пишите сдержанно и корректно. Избегайте подхалимства и панибратства. Вот так не надо: «Глубокоуважаемый Виктор Петрович! Ваша вакансия — просто песня! Мечта всей моей жизни — работать с вами».
  • Пишите, чем вы можете быть полезны. И ещё немного о своём опыте: «Здравствуйте, меня зовут Иван. Я занимаюсь программированием и пишу тексты. В копирайтинге я недавно, зато хорошо разбираюсь в программном обеспечении и могу написать вам карточки товаров. Готов начать сразу».
  • Не пишите одинаковые шаблонные письма всем заказчикам. Это сразу заметно и очень раздражает. О чём заказчику разговаривать с человеком, который поленился даже прочитать вакансию и написать нормальный отклик? Покажите, что вы прочитали задачу. Если заказчик просит опыт во флористике, расскажите об опыте во флористике или о том, что его нет, но вы готовы разобраться. Вообще, пройдитесь по пунктам вакансии и расскажите, что вы можете сделать то, о чём просит заказчик.

Всегда прикладывайте портфолио к отклику. Если у вас его нет, напишите несколько текстов не на заказ, а просто так, чтобы было что показать. Все копирайтеры с этого начинали.

О чём спросить заказчика

Не бегите писать текст сразу же, как получите заказ. Обсудите сроки и оплату, а потом задайте несколько вопросов о самом тексте.

Сначала задайте заказчику несколько вопросов. Это нужно, чтобы лучше понять клиента и избежать крупных проблем на этапе согласования текста. Вот несколько главных вопросов.

  • Чем занимается компания? Любую тему можно осветить с множества сторон.
  • Для кого пишем? Рассказ о детских игрушках будет сильно отличаться, если мы пишем для самих детей, их родителей или педагогов. Всех их интересуют разные нюансы, которые нужно осветить в тексте. Важно, что читатель уже знает по теме и что его интересует.
  • Какую пользу получит читатель? Зачем ему читать этот материал? В чём его проблема? Как текст поможет её решить?
  • В чём цель текста? Повысить узнаваемость бренда? Получить заказы? Поднять имидж компании в глазах клиента? От этого зависит, на что мы будем делать упор в тексте.

Эти вопросы влияют на ваше видение будущего текста. Когда есть чёткое понимание, о чём и для чего пишем, даже новичку легко работать. Не бойтесь показаться глупым: наоборот, хорошие вопросы выдают в вас профессионала.

Что сделать, чтобы вас не обманули

К сожалению, действительно существуют недобросовестные заказчики, которые не платят за работу. Распознать их сложно, но есть несколько методов, которые могут сильно снизить риски.

  • Работайте через биржи. Часто биржи фрилансеров гарантируют, что вам заплатят за работу. Когда заказчик создаёт заказ, с его счёта снимают сумму оплаты, а когда вы отправляете готовый текст, деньги переводят на ваш счёт. Это называется «безопасная сделка». Минус в том, что биржи берут комиссию за свои услуги — до четверти суммы. И не все заказчики хотят с ними работать. Но такой метод существует, о нём нужно помнить.
  • Работайте по предоплате. Такой метод тоже существует, но заказчики очень его не любят — недобросовестных копирайтеров ничуть не меньше, чем недобросовестных заказчиков. Берите предоплату хотя бы в 50%, если текст большой, а заказчик новый.
  • Работайте по договору. Оформите ИП или зарегистрируйтесь как самозанятый и оформляйте договор с новыми заказчиками. Тут только одна проблема — если речь идёт о небольшой сумме, это довольно бессмысленно, на оформление договора уйдёт больше денег, чем вы получите за заказ.
  • Пишите мелкими партиями. Отправляйте материалы по одному, подождите, когда вам заплатят, и отправляйте следующий. Не страшно потерять одну небольшую статью, над которой пришлось поработать пару часов.

Некоторые копирайтеры для безопасности отправляют материалы в файлах, защищённых от копирования. Это довольно бессмысленно — обходятся такие защиты за двадцать минут.

Что делать с правками

Очень часто главный конфликт с заказчиком возникает на этапе согласования. Копирайтеры ждут похвалы и восхищения, а заказчик просто ждёт хороший текст. Бывает, что авторы очень бурно реагируют на замечания, обижаются и сотрудничеству приходит конец. Чтобы этого не случилось, просто помните, что замечания и правки будут всегда, а хвалить вас, скорее всего, никто не станет.

Замечания появляются не потому, что вы ужасный, плохой, совершенно негодный копирайтер, а потому, что у вас с заказчиком разное видение текста. Когда дело доходит до правок, главное — не терять самообладание. Заказчики не всегда вежливо выражают своё мнение и не всегда могут объяснить, чего хотят. Ваша задача — докопаться до причины замечаний. Постарайтесь увидеть, что на самом деле смущает заказчика.

Например, заказчик пишет: «Всё плохо. Текст поверхностный, написан без любви к читателю. Кто вообще так пишет?» Не спешите посыпать голову пеплом и считать себя неудачником. Просто вежливо скажите, что хотите всё исправить, и попросите рассказать, в чём именно проблема. Часто оказывается, что речь идёт о пустяковых правках. Например: «Ну вот, у вас тут слово „деятельность“ повторяется четыре раза в трёх предложениях. И ещё текст начинается со слов „Дорогие читатели“. Мы что, советскую детскую книжку пишем, что ли? И ещё орфографические ошибки». Прочитайте замечания внимательно. Эмоций много, но поправить всё это можно за пять минут.

Бывают и крупные правки, когда текст нужно серьёзно переделать. Часто они означают, что вы задали недостаточно вопросов на этапе согласования и плохо поняли, чего хочет от вас заказчик.

В любом случае отнеситесь к правкам спокойно — это лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации.

Напоследок. Несколько сервисов, которые сильно облегчают жизнь

Заказчиков очень раздражают мелкие орфографические ошибки, тавтологии и тому подобное. К счастью, есть несколько полезных сервисов, которые помогут от них избавиться:

  • Text.ru — проверяет уникальность текста.
  • «Типограф» — проставляет правильные типографские знаки.
  • «Орфограммка» — проверяет грамматику, орфографию и пунктуацию.
  • «Главред» — ищет в тексте штампы, клише, некрасивые предложения и лишние слова.
  • «Свежий взгляд» — ищет тавтологии в тексте.
  • «Синонимайзер» — помогает найти синоним к слову и избавиться от повторов.

Желаю всем удачи с клиентами и интересных проектов!

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Копирайтер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована