Как использовать поисковые подсказки в продвижении сайта: кейсы и рекомендации
Оказывается, подсказками можно управлять так, чтобы они приносили трафик. Рассказываем, как это делать.
Иллюстрация: Google Logo / Yandex Logo / Wikimedia Commons / Rogue / Freepng / Onome2 / Cleanpng / Meery Mary для Skillbox Media
Поисковые подсказки — фразы для автозаполнения, которые «Яндекс» и Google предлагают после ввода первых букв или слов запроса. Если пользователь кликнет на подсказку, то он попадёт в выдачу по этому запросу. Это упрощает поиск, поэтому поисковые подсказки получают часть трафика. Исследование Backlinko подтверждает: в Google люди кликают на них в 23% случаев.
В поисковых подсказках могут появляться какие угодно запросы, в том числе брендовые и коммерческие. Значит, их можно использовать для продвижения сайта. Разбираемся:
- как формируются поисковые подсказки и почему они у всех разные;
- как можно получать трафик через поисковые подсказки и в чём ещё они полезны;
- как попасть в поисковые подсказки с конкретным запросом;
- что эффективнее: продвигать поисковые подсказки или использовать их в семантике.
Как «Яндекс» и Google формируют поисковые подсказки
Поисковые системы подробно рассказывали о механизме формирования подсказок: «Яндекс» — в блоге, Google — в справке. В обоих поисковиках схожие принципы: в базу подсказок попадают реальные популярные запросы пользователей. Каждый раз, когда человек что-то ищет, алгоритмы анализируют его запрос и предлагают подходящие фразы для автозаполнения.
Поисковые системы формируют подсказки, учитывая персональные параметры пользователя:
- местоположение;
- интересы;
- историю поисковых запросов и другие.
Поэтому у людей могут быть разные подсказки, даже когда они вводят одинаковый запрос.
Чем фраза популярнее и релевантнее запросу пользователя, тем выше она находится в списке подсказок. Это подтверждает следующий кейс: в 2016 году Aviasales разыгрывала перелёт между пользователями, которые пройдут тест на знания о Южной Корее. Вопросы из теста благодаря большому числу запросов заняли топ в поисковых подсказках «Яндекса» за один день.
Спрос на разные поисковые фразы постоянно меняется, поэтому меняется и база подсказок. Если какой-то запрос попал туда сегодня, это не гарантирует, что пользователи будут видеть его и завтра.
Как можно получать трафик через поисковые подсказки и в чём ещё они полезны
С помощью поисковых подсказок получают дополнительный трафик на сайт. Есть несколько стратегий.
Первый способ работает так:
- Анализируют, по каким запросам сайт занимает топ выдачи в «Яндексе» и Google.
- Выводят эти запросы в поисковые подсказки.
- Получают рост трафика: пользователи сначала используют релевантную подсказку, потом переходят на сайт.
Метод работает с запросами, по которым сайт находится в топ-3. Согласно исследованию Semantica, первая позиция в выдаче получает 31,7% кликов, вторая — 24,71%, третья — 18,66%.
Второй способ — вывести в подсказки запросы с упоминанием своего бренда: например, «телефоны Xiaomi». Это позволяет не только получить трафик на сайт, но и сформировать спрос, улучшить узнаваемость бренда и повысить охваты.
Директор по маркетингу в Milarky.ru Сергей Евдокимов рассказал о небольшом лайфхаке. Нужно придумать дополнительное слово к популярному запросу, по которому никто не ищет, вывести страницу по нему в топ, а потом продвинуть его в поисковые подсказки. «Лучше выводить в топ-3 подсказок такую фразу, чтобы трафика было больше», — уточнил эксперт.
Основатель и руководитель студии продвижения YouTube-каналов Advazo Дмитрий Новиков поделился стратегией, с помощью которой в студии привлекают горячий целевой трафик. В Advazo создают видео на YouTube и оптимизируют их под подсказки на видеохостинге, а в описании, заставках, комментариях и подсказках оставляют ссылку на ресурс. Ролики занимают топ выдачи на YouTube, а иногда, дополнительно, — в «Яндексе» и Google. «Особенно хорошо такая стратегия работает для бизнеса и для узких ниш», — отмечает эксперт.
Поисковые подсказки можно использовать не только для того, чтобы выводить в них нужные фразы, но и для составления семантического ядра: фраз, по которым сайт продвигают в топ выдачи. Это дополнительный источник запросов: когда собирают ядро, подсказки изучают вместе с фразами конкурентов, фразами из «Яндекс.Вордстата» и блоками «вместе с этим ищут» в поисковой выдаче. Это помогает охватить выдачу по всем релевантным запросам и не упустить важные фразы. Собирают поисковые подсказки вручную или специальными сервисами: SE Ranking, Serpstat, Click и другими.
О значимости подсказок в семантическом ядре рассказал SEO-специалист агентства digital-маркетинга MediaNation Дмитрий Лашманов: «Например, мы оптимизируем страницу услуги SEO-аудита под коммерческие запросы. А в подсказках находятся в основном информационные запросы. Их можно использовать для привлечения дополнительного трафика — написать статьи о SEO-аудите». Пользователи, пришедшие на такие страницы, улучшат поведенческие факторы. Потенциальных клиентов можно перенаправить на страницу услуг или дальше работать с ними через ремаркетинг.
Также поисковые подсказки полезны в SERM — управлении репутацией в поисковых системах. Пользователи читают отзывы о продуктах — это подтверждает, например, опрос BrightLocal. И если в поисковых подсказках во время поиска информации о компании люди увидят негатив, это может повлиять на их решение о покупке. С помощью поисковых подсказок «плохие» фразы можно убрать из списка автозаполнения, а «хорошие» — продвинуть вверх.
Как попасть в поисковые подсказки с конкретным запросом
Способ, который может показаться самым простым, — накрутка поисковых подсказок. По мнению некоторых экспертов, она работает и в «Яндексе», и в Google. Показываете поисковым системам рост популярности конкретного запроса — и он попадает в подсказки по релевантным фразам. Есть и программы, в которых накрутка происходит автоматически, и специалисты и агентства, занимающиеся накруткой.
Услуги стоят по-разному: кто-то берёт 2000 рублей в месяц, кто-то — 4500 рублей за накрутку одной подсказки с частотностью до 1000 показов в месяц. Цена не всегда оправданна. Директор по маркетингу в Milarky.ru Сергей Евдокимов рассказал о накрутке в Google: за 20 000 рублей удалось вывести подсказку в топ-3 и получить с неё около 1000 визитов на сайт. «20 рублей за визит — довольно высокая цена, так как даже в сезон мы получали гораздо более дешёвый трафик с партнёрских проектов. Много переходов это тоже не приносит: максимально известный мне рост брендового трафика из кейсов коллег — 15%», — говорит эксперт.
Как реагируют на накрутку поисковые системы? Сергей Евдокимов объясняет, что при желании «Яндекс» и Google могут наказать за это. Но продвижение брендовых запросов в подсказках не вредит конечному пользователю, пока это не массовое явление. Поэтому с санкциями не спешат.
Руководитель отдела SEO хостинг-провайдера и регистратора доменов Reg.ru Роман Осипов считает, что при накрутке есть вероятность попасть под санкции. «Нередки случаи, когда, например, „Яндекс“ за накрутку поисковых подсказок банил сайт», — отмечает он. SEO-оптимизатор в Webit Евгения Гудкова тоже считает, что из-за накрутки могут наложить санкции за поисковый спам. Она рекомендует повышать спрос на услуги и товары, чтобы попасть в подсказки естественным путём.
Естественный путь — маркетинговые активности, направленные на повышение охвата. Чем больше рекламы онлайн и офлайн вы запускаете, тем больше людей могут интересоваться компанией и искать о ней информацию. Так в подсказки могут попасть брендовые запросы.
Об этой механике рассказано в кейсе руководителя компании «Бюро Погодаева» Сергея Погодаева. Чтобы продвинуть поисковую подсказку в топ, он запустил таргетированную рекламу во «ВКонтакте» с текстом: «Узнай у Яндекса, как Погодаев продвигает лендинги в топ». Благодаря этому в подсказках «Яндекса» появились слова «landing page Погодаева».
Занять первое место в поисковых подсказках можно, если вы показываете рекламу в «Яндекс.Директе». Система автоматически отбирает объявления с высокой эффективностью и показывает их в виде баннера над подсказками. Настроить подсказки как условие показа нельзя. «Яндекс» сам выбирает объявления с учётом CTR, ставки за клик, коэффициента качества и других факторов. Можно только увеличивать шанс попасть в специальный блок, повышая эффективность рекламы. О работе с эффективностью контекста можно почитать здесь.
По заявлению «Яндекса», CTR рекламной подсказки в среднем составляет 16%. Это позволяет получить рост трафика на 5% по отношению к «тому объёму, который объявление получало на первом месте премиум-показа».
Что эффективнее: продвигать подсказки или использовать их в семантике
Обе стратегии работают. Например, вот такие результаты продвижения через поисковые подсказки приводит блог Websarafan. Для московского вегетарианского кафе запустили рекламную кампанию: использовали интеграции с блогерами, размещение в городских сообществах, публикации на сторонних площадках и другие активности. За четыре месяца кампании сайт получил целевые переходы в среднем по 9 рублей за клик, а в поисковых системах отметили рост числа брендовых запросов.
В кейсе SiteClinic тоже отметили эффективность поисковых подсказок. Их использовали в комплексной стратегии поисковой оптимизации: собирали запросы с длинными «хвостами», среди которых были и подсказки, и оптимизировали страницы под них. Вместе с другими методами оптимизации это дало рост трафика на 255%.
SEO-оптимизатор в Webit Евгения Гудкова объясняет: выбор стратегии зависит от целей и сроков. Если вывести в топ новые подсказки с большим сроком жизни, можно долгое время получать по ним большой объём трафика. Но расширение ядра на запросы из уже имеющихся подсказок быстрее принесёт результат и в долгосрочной стратегии сработает лучше. На фразы уже есть спрос, поэтому на длинной дистанции они принесут больше трафика.
Руководитель отдела SEO хостинг-провайдера и регистратора доменов Reg.ru Роман Осипов считает, что с подсказками в любом случае надо работать: подсказки помогают формировать спрос и доверие к бренду, продавать товары/услуги и дополнять семантику. Оптимизация под большое количество среднечастотных и низкочастотных запросов из автозаполнения позволяет получить прирост трафика, а постоянный анализ подсказок — находить тренды в тематике. В подсказки часто попадают запросы, резко набравшие популярность, и, если правильно использовать их на сайте, можно одними из первых получить трафик с них.
SEO-специалист агентства digital-маркетинга MediaNation Дмитрий Лашманов говорит, что поисковые подсказки помогают понять, что хотят видеть пользователи на страницах сайта. В агентстве они мониторят, как меняются список подсказок и частота их запросов: это позволяет своевременно актуализировать контент на страницах сайта с учётом спроса.
Повторим: что важно знать о поисковых подсказках
Поисковые подсказки — реальные популярные запросы пользователей. «Яндекс» и Google регулярно обновляют базы подсказок и стремятся предлагать самые популярные и релевантные.
Из поисковых подсказок можно получать трафик, если вывести в автозаполнение фразы, под которые оптимизирован сайт. Также они нужны для расширения семантического ядра и работы с репутацией. Из подсказок можно убрать негативные запросы, чтобы улучшить репутацию компании.
Попасть в поисковые подсказки можно благодаря маркетинговой активности. Когда запускаете рекламные кампании, пользователи чаще ищут информацию о вас — это приводит к росту числа брендовых запросов. Также можно использовать накрутку. В «Яндексе» в подсказки можно попасть, если разместить рекламу в «Директе».
Эффективны обе стратегии — и продвижение поисковых подсказок, и расширение ядра за счёт них. В долгосрочной стратегии больше трафика приносит расширение семантического ядра.
Что ещё почитать в Skillbox Media о SEO
- Пошаговая инструкция: с чего начать продвижение сайта
- Подборка из 50 ресурсов по SEO для специалистов и новичков
- Руководство по правильной покупке ссылок для продвижения сайте
- Подборка из 15 SEO-инструментов для любых задач
- Руководство по оптимизации сайта с помощью ключевых фраз