Маркетинг
#статьи

11 мифов о копирайтинге, которые мешают развиваться и зарабатывать

Нет, копирайтинг — это не «копировать и вставить». Страшной конкуренции за дорогие заказы тоже нет. И даже по ТЗ работать необязательно.

 vlada_maestro / shutterstock

Тут не будет банальностей о работе под пальмами на Бали и о «заказчик всегда прав». К тому же эти мифы касаются фриланса в целом, а не копирайтинга в частности. Я более десяти лет пишу тексты на заказ и за это время поняла, какие заблуждения мешают копирайтеру развиваться профессионально, а значит и достойно зарабатывать.

Копирайтинг — это переписывание текстов из интернета своими словами

Именно так видит нашу работу большинство далёких от маркетинга людей. Было время, когда меня это жутко злило. Бывает, ради написания одного короткого абзаца перебираешь 100 500 сайтов, смотришь длинные видео, а они называют это «переписать своими словами», ну да, ну да…

Этот миф родился из-за смешивания понятий «копирайтинг» и «рерайтинг». Последнее — это как раз переписывание исходного текста без привнесения в него новых смыслов. С идентификацией копирайтинга сложнее, на этой почве сломано немало копий. Одни понимают под копирайтингом написание любых текстов на заказ (куда относится и рерайтинг), другие — только текстов рекламного характера. На самом деле копирайтер (коммерческий писатель) может работать с разными форматами и задачами.

Копирайтером может стать каждый, кто хорошо писал сочинения в школе

Если бы всё было так просто… Копирайтинг — это прежде всего коммерческие, а не художественные тексты, и критерии качества здесь совсем другие. На первый план здесь выходит умение обрабатывать информацию и доносить её до целевой аудитории в понятной для неё форме. И если ЦА — гики или гопники, то писать нужно на их языке. В школе такому не учат.

Более того, привычка писать затейливо, растекаясь мыслию по древу, может существенно затормозить профессиональное развитие копирайтера. Многие отличники по русскому и литературе используют в текстах на заказ те же приёмы, что и в школьных сочинениях: длинные вступления и отступления, риторические вопросы, крышесносные речевые обороты. И очень удивляются, получая в качестве фидбека фразу «это не то, чего мы от вас ждали».

В копирайтинге жёсткая конкуренция, особенно за дорогие заказы

Всё как раз наоборот. Это в тендерах на копеечные заказы на биржах фриланса авторы расталкивают друг друга локтями. На проекты с солидной оплатой претендентов гораздо меньше. Почему так происходит?

Во-первых, большинство новичков-самоучек работает только на биржах. Для них это единственная возможность получить хоть какие-то заказы. Навыков самопрезентации у них нет, достойных работ в портфолио, с которыми можно было бы постучаться в агентство, — тоже.

Заказ по очень низкой для 2020 года цене (57 рублей за 1000 знаков) выложен всего полчаса назад, а на бирже уже нашлось 9 желающих его выполнить

Во-вторых, есть такая штука, как «синдром самозванца». Он поражает опытных авторов, которые и пишут хорошо, и дедлайны соблюдают, и в деловом общении вежливы и корректны, но годами работают на одном ценовом уровне. Проекты, где оплата на порядок выше, они воспринимают как сверхуровень, до которого ещё не доросли, даже если требования там минимальные. «Я никогда не писал так дорого, я не справлюсь!» — шепчет внутренний самозванец, и автор так и не решается предложить свои услуги.

Копирайтер только пишет, подбирать картинки — не его забота

Много вы видите постов и статей совсем без картинок? Лично я в последнее время такие совсем не встречала.

Визуальные элементы упрощают восприятие текста, особенно в длинных форматах контента. И подбором иллюстраций в большинстве случаев должен заниматься тот, кто писал текст.

На некоторых проектах эта задача возложена на контент-менеджеров, которые занимаются публикацией материалов. Но это какой-то сложный путь. Автору, который писал текст и погружался в тему, будет проще подобрать подходящий визуал, чем контентщику, который контактирует с текстом всего несколько минут.

От копирайтеров ждут умения не только подбирать картинки не из первых рядов выдачи «Гугла», но ещё и красиво их обрабатывать, создавать коллажи и мемы. Поэтому навык работы в Photoshop или других функциональных графических редакторах — мастхэв для автора, который хочет достойно зарабатывать.

Не лишним будет освоить и сервисы для построения графиков, диаграмм, инфографики. Это займёт не так много времени, зато потом не будет проблем с иллюстрированием статей.

Копирайтинг — профессия нестабильная. То густо, то пусто

Конкретно для меня эта работа оказалась самой стабильной за десять лет, в отличие от нескольких офлайн-профессий. А всё потому, что в копирайтинге можно выбирать, с кем и как сотрудничать.

Я предпочитаю работать над несколькими крупными проектами и ставить их в приоритет перед разовыми, даже очень «вкусными» заказами. За последние три года периоды, когда «Аааа, ещё один проект, пощадите! Ну ладно, посплю ещё на час меньше…» случались гораздо чаще, чем простои. Даже в острую фазу коронакризиса приходили новые клиенты. Правда, для этого пришлось разослать кучу резюме и напомнить о себе старым заказчикам.

На нестабильную занятость обычно жалуются те авторы, которые не умеют или не хотят продавать свои услуги. А это, как ни крути, важный навык для копирайтера, особенно того, кто работает на фрилансе. Позиция «сами предложат и сами всё дадут» обречена на провал.

Без личного бренда в копирайтинге не преуспеть

Замените «копирайтинг» на «инфобизнес», и это утверждение будет верным. Но если вы пишете, а не учите писать, лучше раскручивать не личный бренд, а нетворкинг. Простыми словами, это налаживание полезных профессиональных связей. Если клиенты и коллеги знают вас как крутого и ответственного автора, они порекомендуют вас знакомым. Инфа сотка.

Впрочем, и без нетворкинга в копирайтинге можно неплохо зарабатывать, устроившись штатным или внештатным автором в какое-нибудь крупное digital-агентство.

Солидные агентства не работают с новичками

Опыт в копирайтинге давно уже не воспринимается заказчиками как конкурентное преимущество. Важно только, как автор пишет и соблюдает дедлайны. В агентствах эти навыки проверяют тестовыми заданиями. Чтобы получить такое задание, бывает, нужно впечатлить эйчара примерами работ, но их количество большой роли не играет. Лучше показать пару-тройку убедительно написанных и грамотно проиллюстрированных статей, чем десятки слабых текстов, созданных по единому шаблону.

Информационные тексты уже не актуальны. Всем нужен продающий контент

Внезапно: информационные тексты также могут влиять на продажи. Например, их пишут для SEO, затем сайт высоко показывается в поиске и оказывается в поле зрения целевой аудитории. Пользователи переходят на статьи, читают и вовлекаются, переходят на страницы товаров/услуг, покупают.

Или есть внешний контент-маркетинг, когда инфотексты размещаются на сторонних площадках с большой посещаемостью (навскидку на ум приходят VC и Яндекс.Дзен). Тогда статьи работают больше на репутацию бренда, демонстрируют экспертность в том или ином вопросе, охватывают новую целевую аудиторию.

Так что спрос на информационные тексты сохраняется, да и вряд ли когда-нибудь исчезнет.

Копирайтеры работают только по ТЗ

Верно лишь частично. В моей практике технические задания к самым высокооплачиваемым проектам ограничивались одной фразой: «Пиши так, чтобы было интересно читать». Впрочем, приходилось работать и по чётким ТЗ с подробным тезисным планом и списком рекомендуемых источников. В основном это были задачи от студий контента, где с заказчиком общается не копирайтер, а менеджер проекта, он же и составляет техзадание.

ТЗ на биржах контента — отдельная песня. В них часто встречаются противоречивые требования по SEO-анализу текста (например, большое количество ключевых слов при низком показателе тошноты) или проверка по всем сервисам мира. Это всё далеко от адекватных техзаданий, которые помогают написать хороший текст, а не всячески мешают делу. Считать это нормой точно не стоит.

В тексте главное польза, форма значения не имеет

Если бы это было так, мы бы наблюдали на сайтах и в инстаграмах* крупных брендов тексты в формате потока сознания с кучей ошибок. Но почему-то оттуда на нас смотрят аккуратно причёсанные, структурированные материалы, по уму оформленные картинками и эмодзи. Вывод очевиден.

Копирайтингом много не заработаешь. Это подработка, а не серьёзный доход

Я уже несколько лет модерирую «Подслушано Копирайтинг» в VK, и вопрос «Сколько можно заработать на копирайтинге» раз за разом поднимается в группе. Там коллеги честно озвучивают свои доходы, и цифры там мелькают довольно солидные.

Конечно, далеко не все авторы выходят на такие суммы. Судя по комментариям, большинство копирайтеров зарабатывает 30–50 тысяч в месяц. Многие честно признают, что могли бы получать больше, если бы не дети / прокрастинация / основная работа и так далее.

Копирайтинг хорош тем, что тут можно каждый месяц пробивать свой потолок дохода. Знаю многих людей, для которых он из подработки превратился в основную профессию. Я тоже из их числа.

Если вы пока начинающий копирайтер без большого опыта, но вам нравится работа с текстами и вы готовы осваивать профессию серьёзно, — приходите на годовой курс «Профессия Копирайтер PRO» от Skillbox.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована