«Разработка обучающего курса не решит любую проблему бизнеса»: история тренера-методолога
Анна прошла путь в ретейле от продавца-консультанта до тренера-методолога. А сейчас создаёт образовательные курсы и тренинги для бренда 12 Storeez.


Иллюстрация: Antony Colins / Freepik / Pngwing / Colowgee для Skillbox Media

Анна Житарь
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Разработанные ею внутрикорпоративные курсы помогают линейным менеджерам бренда 12 Storeez улучшать свои навыки и повышать эффективность бизнеса в целом.
Анна рассказала:
- с чего начинался её путь в сфере ретейла;
- какие достижения в работе считает главными;
- что подтолкнуло её к обучению на методиста;
- какие темы в программе считает самыми трудными, а какие — интересными;
- почему курсы не должны становиться панацеей для бизнеса;
- к чему стремится и для чего хочет развивать личный бренд.
В активном ритме и без офисной рутины: как я продвинулась от позиции продавца-консультанта до тренинг-менеджера
Мой профессиональный путь начался с работы продавцом-кассиром в магазине Stradivarius. Позже я занимала аналогичные должности в магазинах To Be Blossom и 12 Storeez. Тогда, в 18 лет, я посчитала, что ретейл — лучший вариант для получения первого опыта работы. И не разочаровалась: мне нравилось общаться с клиентами и выполнять свои задачи — поэтому долгое время я даже не думала о смене сферы деятельности.
Параллельно я заочно училась в РУДН на факультете журналистики. Выбор профессии был связан не только с моим личным интересом, но и с желанием закрыть семейный «гештальт» — я стала первой из близких родственников, кто получил высшее образование. И хоть работать по специальности я не планировала, полученные знания и навыки всё равно сильно мне пригодились.
Обучение на журналиста помогло мне расширить кругозор и привило привычку к постоянному развитию и движению.
Вскоре в 12 Storeez мне предложили перейти с позиции продавца-консультанта на только что открывшуюся должность тренинг-менеджера по полевому сопровождению. Это была очень интересная роль: в течение двух лет я выезжала в магазины, оценивала навыки продаж сотрудников и проводила обучение, помогая улучшить ключевые показатели. Также я вела адаптационные тренинги, где рассказывала о компании, клиентском сервисе, продукте и основах мерчандайзинга.

Фото: личный архив Анны Житарь
Особенно мне нравилось видеть результат работы — когда сразу после обучения сотрудники применяли новые знания на практике, улучшали продажи и становились увереннее. Это очень мотивировало. А ещё я ценила возможность постоянно оставаться «в полях» — работать в активном ритме и без офисной рутины.
Сложности возникали, только когда приходилось обучать команды с низкой мотивацией. Например, иногда я замечала, что воспринимаю негативную обратную связь сотрудников слишком лично, но со временем смогла это преодолеть — научилась сохранять эмоциональную устойчивость и фокусироваться на целях.
Работа тренинг-менеджером дала мне ценный опыт построения образовательных процессов с акцентом на измеримые результаты.
Я научилась отслеживать результаты обучения, понимать, какие методики эффективны, а какие, наоборот, требуют изменений или адаптации под другие задачи.
Выйти за пределы привычных задач: о главных достижениях и победах на разных позициях
За пять с половиной лет работы в 12 Storeez я успела попробовать себя в разных ролях: была тренинг-менеджером, менеджером по адаптации, ассистентом отдела обучения и даже разобралась в бизнес-процессах розницы.
Горжусь, что за всё время в компании мне удалось:
- на 100% выполнять личные KPI на протяжении всей работы;
- снизить процент увольнений сотрудников в первые три месяца работы;
- организовать обучение для сотрудников из разных городов с участием внешнего тренера;
- координировать фокус-группы для внедрения изменений в бизнес-процессы.

Фото: личный архив Анны Житарь
Каждый из этих шагов стал важной вехой в моём профессиональном развитии. Сейчас я продолжаю работать в 12 Storeez, но уже тренером-методологом. Создаю обучающие программы для сотрудников розницы на LMS-платформе. Также я организую выездные тренинги, курирую проекты по обучению и помогаю нашему небольшому отделу решать задачи, связанные с развитием розницы.
Из своих последних проектов я бы особенно выделила:
- Образовательный курс по операционной маржинальности для директоров магазинов.
Такое обучение встречается в компаниях довольно редко. И именно поэтому я разрабатывала его практически с нуля: у меня почти не было вводной информации и референсов, и я просто не могла сравнить свой курс с другими. При этом работа с маржинальностью — ключевой навык для управляющих магазинов, ведь им важно не только выполнять план продаж, но и повышать рентабельность.
- Обучение сотрудников маркировке изделий.
Здесь передо мной в первую очередь стояла задача не просто мотивировать сотрудников к грамотной маркировке и доступно объяснить, как её проводить, а донести всю серьёзность вопроса — что работа с маркировкой напрямую влияет на работу магазина.
Если допустить ошибку, можно получить штраф от 300 тысяч до миллиона рублей, а также сделать вероятным закрытие магазина на 90 дней или даже привлечение CEO компании к уголовной ответственности.
- Проект по обучению сотрудников розницы английскому языку.
Мой любимый проект! Я провела интервью с компаниями, предоставляющими услуги по обучению языкам, выбрала подрядчика, и мы наконец вот-вот запустим курс. Благодаря ему бизнес сможет привлекать иностранных клиентов и давать им такой же высокий уровень сервиса, как и для русскоязычных.
Особенно курс стал актуален после открытия в декабре 2024 года точки 12 Storeez в ГУМе — ключевом туристическом месте Москвы. Без английского языка продавцам там просто не обойтись! Мы уверены, что новые клиенты повысят количество чеков и товарооборот магазина.

Изображение: Анна Житарь

Изображение: Анна Житарь

Изображение: Анна Житарь
Работа над корпоративным курсом по английскому помогла мне выйти за пределы привычных задач, научила эффективной коммуникации с подрядчиками и позволила создать обучающий продукт, полезный не только в работе, но и в жизни.
Решиться и попробовать свои силы: как неудачное собеседование подтолкнуло меня к развитию
Когда я решила, что хочу освоить профессию методиста, первым делом изучила программу курса и поняла, что она идеально соответствует моим потребностям. Это был момент, когда всё сложилось: и содержание курса, и доступность обучения.
Мне понравилось буквально всё, но особенно я оценила, что курс разбит на независимые модули. Это позволило мне изучать темы параллельно и не теряться в процессе. Структура продумана до мелочей, и благодаря этому обучение идёт логично и комфортно. А ещё порадовала скидка — это приятный бонус, доступный сотрудникам нашей компании.
Вообще, изначально к обучению меня подтолкнуло одно неудачное собеседование. Коллега, занимавшая должность менеджера по адаптации, ушла в декрет, и на её место открылась вакансия. Я давно задумывалась о развитии внутри компании и вот — решила попробовать свои силы.
Вот только во время собеседования выяснилось, что ожидания от роли изменились: кандидат должен был не просто выполнять прежние задачи коллеги, но также продумать новую систему адаптации и разработать для этого отдельный курс.
Фактически мне предлагали роль методиста, но я понимала, что ещё не обладаю необходимыми навыками и компетенциями. Это и стало для меня переломным моментом: я решила, что хочу рискнуть, начать учиться и развиваться в этой области.
Как завершить курс к определённому сроку: о процессе обучения
Признаюсь, обучение далось мне непросто. Причём дело было не в сложности самого курса или его тем, а в необходимости находить на учёбу время и постоянно поддерживать мотивацию — с этими внутренними вызовами предстояло справиться.
Когда на работе я занялась системой адаптации сотрудников, новые задачи временно отвлекли меня от обучения. Оно отошло на второй план, и, более того, я даже забросила его на некоторое время.
Чтобы всё-таки закончить начатое, придумала решение: договорилась с руководителем, что завершу курс к определённому сроку и покажу ему готовый результат, который впоследствии мы сможем использовать в работе.
Так и двигалась: после прохождения каждого мини-курса показывала руководителю сертификат. Это сильно мотивировало.
Сложнее всего было сохранять этот самый баланс между обучением и работой, а сами практические задачи были мне понятны: благодаря шаблонам, дополнительным материалам и поддержке кураторов я быстро с ними справлялась.
Легче всего мне, пожалуй, дались модули по коммуникации и тайм-менеджменту, поскольку эти темы были мне хорошо знакомы. А вот больше всего удовольствия я получила от работы с основным курсом по методологии.
Особенно ценю, что получилось установить близкий контакт с куратором: по интенсивности и объёму обратной связи это было даже скорее похоже на индивидуальное обучение.
Куратор всегда была очень вовлечена в мои проекты: тщательно проверяла домашние задания, давала правки и рекомендации. Я очень благодарна за такое внимание к деталям — это позволило добиться высоких результатов.

Фото: личный архив Анны Житарь
Теперь я знаю, как спроектировать продуманную и мотивирующую образовательную среду. Обучение дало понимание всего процесса: от анализа брифа заказчика до оценки итоговой программы и выявления точек роста. Я научилась использовать действительно эффективные инструменты для разработки качественных продуктов.
Моя итоговая работа была посвящена теме «Личный бренд в образовании». Я полностью спроектировала образовательную программу, а именно:
- проанализировала бриф заказчика;
- сформулировала образовательные цели для студентов курса;
- разработала содержание курса, включая дополнительные материалы и практические задания;
- продумала механику финальной аттестации.
Куратор дал положительный отзыв моей работе, отметив, что она получилась детально продуманной и структурированной.
Мой дипломный курс предназначен для тех, кто хочет развивать личный бренд в сфере образования. Он поможет экспертам — репетиторам, преподавателям, методистам, тренерам, продюсерам — грамотно сформировать стратегию построения личного бренда, продвигать себя в соцсетях и презентовать свои услуги для последующей монетизации.
Целевая аудитория курса — эксперты от 20 до 45 лет с опытом работы в образовании от года. Программа включает в себя практические задания, дополнительные материалы по работе с соцсетями и тестовые задания для проверки усвоения материала.
В результате у меня получился комплексный продукт, который способен помочь экспертам в образовании выйти на новый уровень в карьере.
Исключить всё лишнее: о разнице подходов в проектировании программ и ошибках методологов
Существуют разные подходы к проектированию образовательных программ. Мне ближе всего метод «от результата». Он позволяет сфокусироваться на главной цели: что должен уметь или знать человек после обучения. Опираясь на эти конкретные и измеримые знания, компетенции и навыки, я выстраиваю программу, исключая всё лишнее и оставляя только то, что действительно нужно.
Метод «от результата» делает обучение более целостным и эффективным.
А ещё при разработке курса очень важно учитывать формат его проведения — офлайн или онлайн. Дело в том, что восприятие информации в этих форматах сильно различается.
Так, в офлайне удерживать внимание участников проще: они уже доехали до нужного места и готовы учиться, что говорит о наличии базовой мотивации. В онлайне же, особенно в случае длительных курсов, поддерживать внимание сложнее. Приходится каждый раз искать новые форматы подачи материала — чтобы повысить вовлечённость студентов и при этом избежать перегрузки информацией.

Скриншот: Анна Житарь

Скриншот: Анна Житарь
Со временем, набираясь опыта и совершенствуясь в профессии, я поняла, что компетентный тренер-методолог должен обладать следующими ключевыми качествами:
- Слышать и учитывать обратную связь.
Это позволит адаптировать обучение под реальные потребности учащихся и из раза в раз улучшать программу.
- Постоянно стремиться к развитию.
Методологу важно следить за трендами, пробовать новые методики и внедрять инновационные решения.
- Обладать эмпатией и проводить нетворкинг.
В нашей профессии важно чувствовать и понимать людей, а также выстраивать долгосрочные отношения с коллегами и заказчиками.
- Владеть техническими инструментами.
В своей работе я активно использую «Google Таблицы» для структурирования информации, Miro для визуализации идей, Figma для создания дизайн-материалов, LMS-платформу для размещения курсов, CapCut для обработки видео, а также ChatGPT и другие ИИ-инструменты для генерации идей и автоматизации процессов. Эти программы — основа моей работы, они сильно меня выручают.
Самая распространённая ошибка методистов — создавать ненужные обучающие программы.
Поясню: нередко проблемы, требующие, как кажется на первый взгляд, дополнительного обучения, на самом деле решаются совсем иначе. Например, если у вашей компании есть ошибки в бизнес-процессах, обучение здесь бессильно — сперва нужно исправить сам процесс. Или ещё пример: если вашей команде не хватает инструкций, нужно просто обновить базу знаний и добавить недостающую информацию, а не создавать образовательный курс.
Раньше я сама нередко подменяла смыслы и совершала эту ошибку. Мне казалось, что обучение полезно по определению, но на деле оно только перегружало сотрудников ненужной информацией и снижало их мотивацию. Поэтому теперь я всегда проверяю, действительно ли обучение — это лучшее решение в каждом конкретном случае.
Делиться опытом, вдохновлять и поддерживать: о мечтах, целях и личном бренде
Недавно я начала посещать лекции и мероприятия для специалистов сферы обучения. Это помогает оставаться в курсе трендов и заводить новые полезные знакомства. Кроме того, я активно изучаю возможности искусственного интеллекта. Например, недавно протестировала платформу Lumen для генерации видео, что стало для меня настоящим открытием.
В будущем хочу расширить сферу своей работы: создавать образовательные программы не только для розницы, но и для других направлений в компании. Сейчас я пишу курсы для одной целевой аудитории, что, безусловно, приносит удовольствие, но хочется выйти на новый уровень и решать более сложные задачи.

Фото: личный архив Анны Житарь
Моя мечта — стать наставником и помогать другим начинающим специалистам в сфере образования.
Понимаю, что для такой амбициозной цели нужно больше работать над своим личным брендом, делиться своими проектами и кейсами, а также постоянно искать новые возможности для обучения и общения с коллегами. И я уже активно двигаюсь в этом направлении.