Как управлять временем по методу Pomodoro: объясняем на томатах
Чтобы все успеть и не сойти с ума, нужно правильно распределить время. Рассказываем, как это сделать по методу Pomodoro.
При чём тут томаты
Представьте, что открываете холодильник, а там ― пять томатов. Какой вы захотите съесть первым?
Вы ещё здесь? Тогда продолжаем. Какой помидор вы выбрали? «Да любой подойдёт», ― подумали вы и сразу ошиблись. Мы здесь не салат готовим. Каждый помидор ― это время для задачи из вашего списка дел.
Эта томатная история началась в конце 1980-х годов, когда итальянский студент Франческо Чирилло понял, что устал. Он много учился каждый день, но не знал, куда уходит время. Пора было что-то с этим делать. Однажды Чирилло решил проверить, сможет ли концентрироваться на учёбе хотя бы десять минут. Нужно было засечь время, а под рукой как раз оказался кухонный таймер в виде помидора. Так появился Pomodoro ― метод планирования времени для увеличения продуктивности.
Основная идея ― работать короткими этапами: 25 минут работы, потом ― пять минут перерыва. Во время перерывов ― полная смена деятельности. Такой алгоритм нужно повторить четыре раза, то есть «съесть четыре помидора». А потом ― длинный перерыв, чтобы отдохнуть. Из инструментов понадобится только таймер (форма, цвет и принадлежность к овощам не имеют значения).
Как планировать время по методу Pomodoro
Представьте руководителя проекта по разработке веб-приложения. Каждый его день состоит из разноплановых и срочных задач. Нужно подготовить и согласовать план разработки, следить за процессом и помогать команде. Успевать общаться с заказчиком и собирать обратную связь. В общем, делать всё и сразу. Но как, если постоянно приходят коллеги с вопросами?
Давайте посмотрим на правила метода Pomodoro и на то, как их может использовать руководитель диджитал-проектов.
Правило томатов №1 ― выбирайте приоритетную задачу
Не самую большую и сложную, а ту, которая важнее в данный момент. На сегодня у руководителя проекта такой план: поставить задачи команде, составить отчёт, встретиться с заказчиком, подготовить доклад к конференции, спланировать следующий этап работы. Используя метод Pomodoro, руководитель оценит ситуацию целиком и поймёт, что важно сделать прямо сейчас, а что можно отложить.
Правило томатов №2 ― концентрируйтесь на одном деле
Даже если вам кажется, что вы можете делать всё одновременно, сбавьте обороты. Одна задача — на один отрезок времени. Не успели ― начинайте с неё же следующий. Следующая задача ― только после того, как закончили текущую. Когда руководитель проекта работает по методу Pomodoro, то не перескакивает с одного на другое. Если в этом отрезке по плану ― проанализировать результат работы, то этим project-менеджер и занимается, пока не прозвенит таймер.
Правило томатов №3 ― не отвлекайтесь
Во время работы над задачей ― только работа над задачей. Отключите раздражители, не отвечайте на письма и звонки. Руководитель проекта — потому и руководитель, что он как осьминог: решает свои задачи, а ещё постоянно отвечает на вопросы команды и заказчика. Но только после того, как прозвенит таймер.
Правило томатов №4 ― не старайтесь успеть
Если вы завели таймер на 25 минут, это не значит, что цель ― решить задачу за это время. Важна полная концентрация и сам процесс работы. Если будете стараться успеть, пока не сработал таймер, это может отразиться на качестве. Задача не в том, чтобы за 25 минут решить все дела. Она в том, чтобы сконцентрироваться на чём-то одном и не отвлекаться, а это сложно сделать в безумном графике project-менеджера.
Правило томатов №5 ― не пренебрегайте перерывами
Работать много тоже вредно. Короткий перерыв даст возможность восстановить силы, но не выпасть из рабочего процесса. Когда у руководителя перерыв, он идёт выпить кофе с командой. Чтобы отдохнуть и отвлечься от работы, нужно полностью сменить род деятельности.
Правило томатов №6 ― регулируйте нагрузку
Возможно, что лично вам для продуктивной работы мало 25 минут и перерыва в пять. Регулируйте время до тех пор, пока не станет комфортно. Если у руководителя проекта встреча с заказчиком и за 25 минут никак не успеть, то он не сбежит с середины совещания, потому что прозвенел таймер. Зато пометит в ежедневнике, что для встреч с заказчиком нужно запланировать больше времени.
Правило томатов №7 ― оценивайте результат
Посчитайте, сколько помидоров вам удалось «съесть» сегодня. Если вы не успели сделать что-то важное, пересмотрите процесс. Руководитель проекта всегда оценивает полученный результат. Если не хватило времени ― в следующий раз запланируйте на задачу больше. Если за день вы успели отработать пять помидоров, то завтра постарайтесь улучшить результат.
Важно!
Специфика работы project-менеджера такова, что не все правила метода Pomodoro ему подойдут.
Нельзя игнорировать вопросы команды, поэтому вряд ли получится полностью сконцентрироваться на задаче. Но Pomodoro ― гибкий метод, можно использовать только те принципы, которые вписываются в процесс.
Что общего у томатов и гибких методологий
Метод Pomodoro ― это алгоритм: «спланировать ― выполнить ― проверить ― исправить». Похожим образом работают agile-методологии, например Scrum.
Теперь вы знаете, что такое Pomodoro. Если хотите научиться управлять временем, это хороший старт, но есть и другие методы.
Если вы менеджер проектов и хотите попасть в сферу digital, то тайм-менеджмент будет полезным навыком, но далеко не главным. Также придётся научиться говорить с командой на одном языке, разобраться в технических терминах и циклах разработки ПО.
Если вы ― программист, который хочет стать руководителем, то вы уже хорошо подкованы в технической сфере. Осталось научиться тайм-менеджменту, тонкостям общения с командой и разобраться в методологиях управления.
Не так важно, на каком вы этапе. Если хотите понять кухню digital изнутри, помните правило: немного теории плюс много практики. Теория есть в интернете и специальной литературе, главное ― обращайтесь к проверенным источникам. Что насчёт практики? Выбирайте курсы, где дают не только посмотреть на процесс, но и «потрогать» его. Или, например, как в Skillbox — создать свой проект.