Кто такой лидер и что такое лидерство — рассказываем главное и разрушаем мифы
Рассказываем, что знает о лидерах современная теория управления: что они делают, как ими становятся и почему лидер и руководитель — не одно и то же.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Есть мнение, что продвигаться по карьерной лестнице могут только «прирождённые лидеры». Они умеют «поставить себя» в коллективе так, чтобы вчерашние коллеги признали их авторитет.
Так ли это на самом деле или лидером можно стать? Эта статья Skillbox Media поможет разобраться в теме.
- Что такое лидерство
- Кто такой настоящий лидер
- Что делает лидер в коллективе
- Какие качества нужны лидеру
- Какие есть типы лидерства
- Как стать лидером: советы
- Как узнать больше о лидерстве
Что такое лидерство
Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения цели.
Есть и другие трактовки этого понятия:
- Лидерство как деятельность — это процесс влияния на других людей с целью изменить их поведение, мотивировать на выполнение задач.
- Лидерство как черта характера — комплексная характеристика. Оно требует сразу нескольких качеств — например, умения слушать, гибкости и проактивности.
Лидер — это не должность, а статус. Можно руководить, но не быть лидером. А можно быть лидером, но подчиняться другому человеку в служебной иерархии.
Руководство всегда формализовано и обусловлено властью. Подчинённые могут не доверять руководителю и испытывать антипатию к нему, но они обязаны выполнять его распоряжения. У лидера может не быть власти, но у него есть влияние. К нему прислушиваются, за ним следуют добровольно.
Обучение в Skillbox для тех, кто хочет стать лидером
- «Эмоциональный интеллект и лидерство» — управлять своими и чужими эмоциями и наладить отношения с коллегами и подчинёнными.
- «Управление командами» — собирать команды с нуля или управлять уже сформированными, работать с мотивацией.
- «Эффективный руководитель» — управлять командами даже удалённо, выстраивать процессы и повышать эффективность труда.
Кого можно считать настоящим лидером
Мнения экспертов расходятся. Одни говорят, что лидер — это человек, умеющий слушать, не принимающий поспешных эмоциональных решений, гибкий.
Профессор психологии и менеджмента Роберт Бэрон считает, что лидера отличают напористость (амбиции в сочетании с энергией и инициативностью), честность и прямота, самоуверенность, креативность и желание оказывать влияние на других людей.
Другие эксперты говорят о профессиональном авторитете, эмоциональном интеллекте и умении коммуницировать, харизматичности, оптимизме и ответственности.
Ранее психологи даже выдвигали «концепцию физических качеств». Они считали, что лидер доминирует за счёт высокого роста, громкого голоса, физической силы и других подобных характеристик. Позже эта концепция была опровергнута: многие лидеры не обладали выдающимися внешними данными.
Все теории сходятся в одном: лидер обладает видением будущего и ведёт своих приверженцев к общей цели. При этом может использовать как убеждение, так и авторитарные методы — устанавливать правила и требовать соответствовать им.
Яркий пример лидера — основатель Санкт-Петербурга, российский император Пётр Ⅰ:
- Выделялся физической силой и высоким ростом — по официальной версии, его рост составлял 203 сантиметра.
- Был профессионально компетентен. Он обучался государственному управлению, судостроению, плотничеству, артиллерийскому искусству. Это позволило ему провести политические реформы, преобразовать армию и флот.
- Был уверен в себе и имел своё видение будущего. Верил в правильность европейского пути для России, с напором и энергией претворял свои идеи в жизнь. Реформы Петра Ⅰ изменили ход российской истории.
- Общался одинаково легко с представителями всех сословий.
- Брал ответственность и жертвовал собой. По официальной версии, в ноябре 1724 года Пётр Ⅰ несколько часов простоял в ледяной воде, чтобы спасти людей из севшего на мель бота в Финском заливе. Из-за переохлаждения усилилась болезнь почек, которая давно его беспокоила. Организм не смог с ней справиться, и 8 февраля 1725 года Пётр Ⅰ умер.
Что делает лидер в коллективе
То, чем занимается лидер в коллективе, в теории управления называют функциями лидера. Знать их полезно, если вы хотите занять лидерскую позицию.
Современные исследователи называют более десяти разных функций лидеров. Большинство сходятся в том, что лидер:
- мотивирует команду — например, поддерживает сотрудников, помогает им;
- выполняет роль наставника — отвечает на вопросы, помогает исправить ошибки, делится знаниями;
- «контейнирует» эмоции участников группы — считывает их и учит контролировать себя;
- ставит цели и подталкивает к их достижению;
- занимается «внешней политикой» — ведёт переговоры и защищает участников группы;
- разрешает конфликты между членами команды.
Какие качества нужны лидеру и можно ли их развить
У исследователей нет единого мнения о том, какие качества должны быть у лидера. Рассмотрим две точки зрения.
Андрей Шапенко из Московской школы управления «Сколково» перечисляет шесть качеств:
- умение быть руководителем на любой должности;
- талант мотивировать людей — даже в онлайне;
- способность быстро переучиваться;
- эмпатия к сотрудникам;
- ответственность за свои слова;
- готовность меняться.
Эксперт по вопросам лидерства Джон Максвелл в книге «21 обязательное качество лидера» называет признаками лидера твёрдость характера, харизматичность, преданность делу, умение общаться, компетентность, мужество, проницательность и другие. Максвелл утверждает, что ими обладают все великие лидеры.
Можно ли развить в себе лидерские качества? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Организационные психологи утверждают, что практики развития лидерства основаны скорее на гипотезах, чем на доказательствах. Некоторые исследователи считают, что лидерство — врождённая черта: если у человека нет задатков, развитие качеств ему не поможет.
При этом есть исследования, посвящённые эффективности программ развития лидерских качеств. Они показывают, что благодаря программам обучения те, кто уже занимает лидерские позиции, могут «добиться существенного улучшения как знаний, так и навыков».
Какие есть типы лидерства и лидеров
Есть разные классификации стилей или типов лидерства. Знать их полезно, чтобы понять, какой тип ближе вам и как коллеги будут реагировать на его проявления.
В Skillbox Media есть статья о стилях лидерства, в которой мы рассматриваем самую популярную классификацию. Она делит лидеров на авторитарных, демократических и либеральных. Кроме того, в статье описаны концепции комбинированного и ситуационного лидерства.
Здесь мы рассмотрим типы лидерства по теории Бернарда Басса. Он считает, что лидерство бывает трансформационным и транзакционным.
Транзакционный лидер — реализатор. Он организует работу людей так, чтобы они достигали целей. Согласно теории Басса, реализатор использует:
- Управление исключением — корректирует поведение сотрудников, если они совершают ошибки. Например, делает выговор.
- Возможное вознаграждение — мотивирует через вознаграждения: даёт понять, каких целей нужно достичь и какую награду за это получат сотрудники.
Лидер-трансформатор, или преобразователь, — это вдохновитель, мечтатель, идеалист. Он даёт жизнь новым идеям и мотивирует. Вот что использует преобразователь:
- Индивидуальный подход — прислушивается к потребностям и желаниям членов группы и старается укрепить их уверенность в себе.
- Интеллектуальную стимуляцию — поощряет последователей искать нестандартные решения, браться за сложные задачи.
- Вдохновляющую мотивацию — создаёт ясную картину будущего и делает так, чтобы другие стремились к ней. Например, описывает изменения, которые произойдут если команда достигнет целей.
- Идеализированное влияние — пытается быть образцом для подражания и жертвует своими интересами ради общих целей.
Бернард Басс говорит, что транзакционные лидеры стремятся сохранить последователей слабыми и зависимыми. Трансформационные же, наоборот, стремятся усовершенствовать человека, организацию или общество. В бизнесе нужны оба типа лидерства — и трансформационное, и транзакционное.
Как стать лидером: советы
Разные исследователи дают разные рекомендации. В Skillbox Media есть статья, в которой мы собрали популярные советы — и дополнили их ссылками на материалы о том, как развить нужные качества.
Коротко перечислим самые распространённые советы:
- Развивайте эмоциональный интеллект. Лидеру необходимо уметь управлять эмоциями и понимать эмоции других людей.
- Следуйте за мечтой, ставьте высокие цели. Если вы будете гореть своим делом, обязательно найдутся близкие по духу люди, которые пойдут вместе с вами.
- Если в работе возникли сложности, не ищите виноватых, а говорите: «Мы вместе это решим». Чувство локтя делает подчинённых максимально лояльными.
- Не бойтесь брать на себя ответственность.
- Дорожите своей командой. Принимайте во внимание желания и мнение сотрудников, чтобы они не чувствовали себя винтиками в системе.
- Будьте открыты к новому. Адаптивность — важное качество в турбулентный период.
Как узнать больше о лидерстве
- На выбор типа лидерства влияет корпоративная культура компании — набор правил, по которым сотрудники взаимодействуют друг с другом и с третьими лицами. В Skillbox Media есть статья о корпоративной культуре — прочитайте её, чтобы разобраться, какой стиль приживётся в вашем коллективе.
- От типа лидера зависят методы управления, которые он использует. Изучите этот гайд по методам управления, чтобы понять, какие из них можете использовать вы.
- Обратите внимание на курс Skillbox «Эмоциональный интеллект и лидерство». На нём можно узнать, как мотивировать себя и других, бороться с конфликтами, предотвращать их и делать так, чтобы вас понимали коллеги, подчинённые и руководители.
Эти материалы Skillbox Media будут полезны всем руководителям
- Что такое онбординг и как он помогает удерживать сотрудников
- Как правильно использовать тимбилдинг, чтобы коллектив стал командой
- 10 неочевидных ошибок лидера, разрушающих удалённую команду
- Как давать обратную связь, которая мотивирует и развивает: шаблоны и советы
- Что такое мотивация персонала и как правильно с ней работать