Как запустить свой спортивный стартап, чтобы все остались в плюсе
В этой статье я поделюсь собственным опытом создания успешных спортивных стартапов и развею устоявшиеся мифы об этом бизнесе.
vlada_maestro / shutterstock
Ярослав Савин
эксперт
об авторе
Экс-СЕО сети магазинов Under Armour в России и академии FC Barcelona в России. Эксперт в спортивном менеджменте и маркетинге с опытом работы более 10 лет. Преподаватель курса «Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта» в Skillbox.
Привет! На связи Ярослав Савин, экс-CEO Under Armour и летнего лагеря «Барселона» в Москве. В Nike я отвечал за новое направление бренда — проекты с футбольными клубами «Спартак», «Зенит», «Локомотив», «Динамо», «Анжи» и «Рубин».
Когда я начинал свою карьеру, не было готовых методик и все тонкости в управлении спортивными проектами познавались на практике. Сегодня индустрия спортивного менеджмента только набирает обороты и наконец-то открывает двери для всех желающих.
В этой статье я расскажу о том, какие бывают спортивные стартапы, зачем они нужны, а также поделюсь собственным опытом создания успешных проектов.
Усаживайтесь поудобнее, поезд в мир спортивного менеджмента отправляется!
«Сим-сим, откройся!»,
или Где искать идеи для стартапа
В 2015 году я привёз в Россию футбольный лагерь клуба «Барселона». Это один из самых популярных футбольных клубов в мире, у которых есть крутая академия для детей. Лагерь стартовал в Москве и в Сочи, а сейчас трансформировался в футбольную школу.
Идея лагеря пришла, когда я был управляющим по работе с футбольными клубами в Nike. Я связался с коллегами в Европе, в Барселоне, в Манчестере, чтобы узнать, как они организовывают лагеря. Это было зимой, а летом мы уже запустили лагерь.
Честно говоря, мы летели на встречу в Европу без чемодана с деньгами, но с горящими глазами. Думаю, именно поэтому франшизу доверили нам, а не большим дядькам с миллиардами на счетах. Потом руководство «Барселоны» приехало к нам. Мы показали пространство, на котором планировали разместить лагерь, — послеолимпийский Сочи. Они увидели базу с современной инфраструктурой, вдохновились и с удовольствием согласились сотрудничать. В итоге за четыре месяца мы успели набрать команду и продать 600 путёвок, каждую стоимостью 2500 долларов.
Почему это сработало?
Правило №1
Найдите тот вид спорта, к которому у вас лежит душа
Главный секрет — в том, что, чем бы вы ни занимались, вы должны любить это. Если делаете спортивный стартап, вы должны любить тот вид спорта, в котором его запускаете. Я получаю невероятный прилив энергии, когда нахожусь на стадионе. Мне нравится эта атмосфера, рёв трибун, мне нравится запах футбольной травы. Это вдохновляет меня.
Правило №2
Забудьте о деньгах. Вдохновляйте своими идеями окружающих
«Хочу запустить стартап, но у меня нет денег», — типичная отговорка. Деньги вообще не главное.
Я запускал лагерь «Барселона» с нулём на счету. Но была идея, в которую я верил. И партнер нашёлся. Самое главное — идея; после её понимания вы обязательно найдёте деньги.
Вопрос не в том, где их найти, а в том, сможете ли вы презентовать себя как человека, который хочет сделать классный и мощный стартап.
Правило №3
Будьте настойчивы
Третий пункт — настойчивость. Это самый главный секрет успеха всех предпринимателей. Не бросать дело несмотря ни на что. Продолжать верить в свою идею и каждый день прилагать усилия к её достижению.
В мае 2019 года мы ездили в Соединённые Штаты Америки. Я несколько раз был в Штатах, но в этот раз я много общался с с ребятами из России — предпринимателями, переехавшими туда много лет назад, занятыми в различных областях: от стройки до индустрии развлечений. На мой вопрос: «Что нужно делать, чтобы всё получалось?» они говорили одно и то же: «Делай, и у тебя получится. Главное — делать». Я не встретил ни одного человека, который бы делал, но у него не получилось, — у всех получается.
В спорте для того, чтобы добиться результата, ты обязан быть настойчивым, потому что по-другому абсолютно никак. Ты должен выкладываться на тренировках, ты должен выкладываться на соревнованиях — и тогда ты добьёшься успеха.
Перспективные направления
в спорт-менеджменте: куда податься?
VR и AR
Глобальная экономика и мировые тренды прямо влияют на спортивную индустрию. А в тренде сейчас продукты для VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность): мобильные приложения, игры, стримы.
В NBA есть шикарные примеры проектов с дополненной реальностью. Пользователи могут посмотреть, как проходит матч, и почувствовать энергию стадиона, оставаясь дома в любимом кресле.
Оба направления тесно связаны с индустрией развлечений, которая постоянно развивается, ведь люди всегда будут хотеть хлеба и зрелищ.
Образование
Несмотря на то что образовательных программ по спортивному менеджменту очень мало, они дают качественный контент. На смену закостенелым и дающим академическое образование вузам приходят спортивные образовательные проекты. Например, курс по спортивному менеджменту в Skillbox.
Детский спорт
Однозначно детский спорт будет развиваться, потому что всё, что связано с детьми, растёт невероятными темпами. А куда тратить деньги? Ты заработал, родил детей, купил себе квартиру, машину. Дальше-то куда тратить? Верно: вкладываться в любимых отпрысков :) Поэтому детский спорт будет расширять свои границы.
Инновационное производство
Подтверждённый факт: небольшие стартапы шустрее реализуют свои идеи по сравнению с такими гигантами, как Nike и Adidas, где производственный процесс расписан на 2-3 года вперед. С точки зрения бизнеса это отличная возможность заявить о себе смелыми и полезными технологиями в одежде или, например, создать прототип нового тренажёра.
Как это работает на практике
Настоящий девиз любого спортивного стартапа — думать о том, как помочь аудитории стать лучше и получить новый опыт. Деньги — это фактор, который не будет вас мотивировать долго. Давайте познакомимся с тремя стартапами, которые успешно доказывают это.
1. Strategium — организаторы самых крупных спортивных конференций и форумов в России
Проект объединяет экспертов спортивной индустрии на ежегодных форумах. С точки зрения бизнес-идеи это прекрасный вариант, потому что вы начинаете продавать билеты до того, как начинается конференция, формируете спрос и денежный поток задолго до самого мероприятия.
Секрет проекта прост: организаторы искренне хотят помочь экспертам на рынке делиться знаниями и расширять круг знакомств. Уже сейчас Strategium проводит пять конференций по разным направлениям: спортивный маркетинг, спорт как бизнес, футбольный бизнес, форум по спонсорству — и вручает премии в области спортивного бизнеса, любительского и профессионального.
2. Quberten — дизайн-студия, специализирующаяся на спортивном брендинге
Пару лет назад основатель студии Дмитрий Алфёров захотел создать компанию номер один в спортивном дизайне. Объединив ведущих спортивных дизайнеров России, компания начала создавать брендинг и логотипы для футбольных клубов, дизайн футбольной формы и помогать в редизайне спортивных организаций, причём в различных видах спорта. Проект стартовал с полного нуля.
3. «Чемпионика» — сеть спортивных футбольных клубов для детей от трёх лет
Сейчас это франшиза номер один по версии Forbes в России. За последние 5-6 лет уже более 50 000 детей успели позаниматься в клубах в 120 городах России. Уверен, концепция сети родилась практически с нуля, базируясь на простой идее: помочь детям заниматься футболом с самого раннего возраста. Особое внимание к проекту было приковано после завершения чемпионата мира, когда гигантское количество людей ломанулись заниматься футболом, вдохновляясь игрой Дзюбы и Акинфеева.
Подводя итог, хочу пожелать всем начинающим спортивным стартаперам вдохновения, стойкости и веры в успех, и тогда даже самая безумная идея сможет найти своё место в мире спорта.