Управление
#статьи

ИИ трансформирует офисы. Исчезнут ли бухгалтеры, HR, юристы, маркетологи?

Привычные профессии, необходимые в управлении бизнесом, скоро исчезнут. Или нет? Разбираемся, что предсказывают зарубежные эксперты.

сайт festivalsreda

Представьте себе самую обычную e-commerce-компанию. Она называется BottleKeeper и продаёт контейнеры для бутылок, которые сохраняют напитки холодными. Продукция популярна среди любителей холодного пива и колы.

Товар уходит в розницу и мелким оптом. Годовой объём продаж — 8 млн долларов, и через сайт компании проходит не меньше 150 тысяч покупателей в год.

Что интересного в этой компании? С такой выручкой в её офисе или на аутсорсе должны быть десятки сотрудников, хотя бы клиентских менеджеров. А у BottleKeeper за всю её большую историю не было ни одного — работали только два основателя. Всё было автоматизировано — общение с клиентами на сайте, обработка заказов и их передача в доставку, работа с претензиями. Исключение — аутсорсинг производства.

Программы учатся выполнять всё больше человеческой работы, и мы ожидаем, что с каждым десятилетием всё больше профессий будут заменять скрипты или искусственный интеллект. Вот несколько примеров: чат-боты и голосовые ассистенты вместо службы поддержки клиентов, биржевые роботы вместо трейдеров, беспилотные автомобили, не нуждающиеся в водителях.

Может ли ИИ заменить традиционные для бизнеса управленческие и «обслуживающие» профессии: юристов, кадровиков, маркетологов? Когда компании вместо бухгалтера будут нанимать онлайн-сервис? Мы начали разбираться и выяснили, что перечисленным профессиям прогнозируют совершенно разное будущее.

ИИ вместо младшего корпоративного юриста

Искусственный интеллект может за несколько секунд проделать юридическую работу, на которую у человека ушли бы сотни часов. Например, изучить архив документации. Поэтому ИИ уже активно применяют в юриспруденции, и его роль будет расти.

Как юристы используют системы на основе искусственного интеллекта? Даниэль Фагелла, руководитель отдела исследований компании Emerj, выделяет шесть основных направлений:

  1. Юридическая «разведка» — отбор и анализ документов для конкретных задач.
  2. Прогнозирование — исследование судебной практики, чтобы предсказать решение суда и дать рекомендации по юридической стратегии.
  3. Юридическая аналитика — поиск в документации дополнительной информации, которая может быть использована в разбирательствах.
  4. Автоматизированное составление документов.
  5. Аналитика интеллектуальной собственности — изучение существующих патентов, товарных знаков и авторских прав. Цель — дать рекомендации по составлению заявок на них.
  6. Электронный биллинг — автоматизированные системы проверки и выставления счетов за юридические услуги.

Основные технологии, которые используются для создания таких систем, — компьютерная лингвистика и машинное обучение.

Конструктор договоров — базовая функция для справочно-правовых систем. Скриншот: сайт «КонсультантПлюс»

Эта индустрия стремительно развивается. Так, в 2013 году компания Kira выпустила на рынок первую полноценную систему анализа юридических документов, основанную на ИИ. Сегодня на рынке существуют десятки фирм, предлагающих похожие сервисы. Их услугами пользуются 80% компаний из списка Global 500.

Компании покупают системы на базе ИИ, так как это позволяет сократить юридические затраты в сотни раз. Консалтинговое агентство McKinsey предсказывает, что автоматизация интеллектуального труда к 2025 году будет создавать профильному бизнесу убытки в 7 млрд долларов в год. Пострадает в том числе юридическая отрасль.

Однако наступление искусственного интеллекта не уничтожит, а трансформирует профессию. Так считают создатели Kira Ной Вайсберг и Александер Худек. Возможность массовой безработицы среди юристов они отвергают, приводя три аргумента.

Во-первых, ИИ неспособен решать сложные стратегические и творческие юридические задачи — и вряд ли научится в обозримом будущем. Такие задачи останутся за профессиональными юристами. Поэтому ИИ только уменьшит использование «ручного» труда в юридических компаниях и отделах.

Во-вторых, снижение стоимости юридических услуг приведёт к росту спроса на них. Небольшие компании смогут позволить себе юридические услуги более высокого уровня, а количество судебных разбирательств и внутрикорпоративных процессов будет расти.

В-третьих, квалифицированная юридическая помощь станет доступна физическим лицам. Это тоже огромный рынок.

Сервис по автоматическому аудиту контрактов от Kira Solutions: нужно загрузить документ, и вы получите отчёт по нему. Скриншот: официальный сайт Kira Systems

Таким образом, компьютер заменит младшего корпоративного юриста, который отбирает, изучает и анализирует типовые юридические документы, а также составляет новые. Но стратега, который принимает решения, он не заменит. Юристы не исчезнут из корпоративных структур — напротив, их роль будет расти, а их услуги будут становиться доступнее.

Когда роботы заменят бухгалтеров?

Искусственный интеллект заменит бухгалтеров с 98-процентной вероятностью. Такие данные на своём сайте приводит HubSpot. ИИ хорошо справляется с задачами в бухгалтерии и аудите, ведь здесь ему приходится работать со стандартизированными данными. Однако не все эксперты согласны с HubSpot, и сейчас мы разберёмся почему.

Какие задачи решает ИИ в бухгалтерии и аудите уже сейчас?

  • Анализ юридической и финансовой документации. Это сопоставление информации из разных источников, сверка смет и счетов с банковскими выписками. Здесь ИИ нужно работать с неструктурированными данными, и он уже умеет это делать.
  • Автоматизация ввода данных.
  • Автоматическое составление документов — например, квитанций и счетов-фактур.
  • Исследование журналов транзакций на предмет подозрительных операций.
  • Контроль трат сотрудников и подразделений компании в реальном времени.
  • Автоматическая инициация платежей и заказов.
  • Изучение ценообразования.

Эти системы используют те же технологии ИИ, что и юриспруденция: машинное обучение, компьютерную лингвистику и RPA.

«Большая четвёрка» американских аудиторских компаний — Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG — активно внедряет ИИ в свою работу с середины 2010-х. Их нагоняют десятки и сотни небольших компаний. Такие сервисы — например, системы для малого бизнеса «Моё дело» или «Кнопка» — развиваются и в России.

ИИ выполняет мелкие бухгалтерские задачи в 10 раз быстрее человека, утверждает сайт сервиса «Кнопка». Скриншот: официальный сайт сервиса «Кнопка»

Пока мы поговорили только о том, как ИИ применяется в бухгалтерии уже сейчас. Теоретики бухгалтерского дела и бизнес-управления Гейб Дики, Сандра Бланке и Ллойд Ситон предсказывают, что в будущем ИИ сможет строить сложные прогностические модели. Они помогут находить неожиданные корреляции в бизнес-показателях. Более того — искусственный интеллект, способный распознавать голоса и лица людей, будет участвовать в корпоративных расследованиях.

С экспертами соглашается Шивани Говил, вице-президент компании CCC Intelligent Solutions, создающей бизнес-решения на основании ИИ. По её мнению, когда ИИ интегрирует более широкие потоки бизнес-информации в систему бухучёта, бухгалтеры смогут составлять более глубокие прогнозы. Они выйдут за пределы чисто финансового планирования и охватят другие области бизнеса.

«Например: мы увидим рост затрат у поставщика и сможем предсказать влияние этого на собственный бизнес. Бухгалтер, использующий ИИ, сможет посоветовать лучшие действия для устранения потенциального дефицита», — пишет Говил.

В том, что ИИ никогда не сможет полностью заменить квалифицированных бухгалтеров, уверен Уилл Лопес, глава бухгалтерского отдела цифровой аудиторской платформы Gusto. «Там, где программное обеспечение ограничивается оценкой конкретных входных данных, бухгалтеры используют и свою финансовую проницательность. Это и понимание бизнес-целей клиентов, и наблюдение за тонкостями коммуникации — например, интонациями голоса клиента», — пишет он.

«В будущем ИИ будет строить сложные прогнозы для бухгалтеров и даже участвовать в корпоративных расследованиях».

Гейб Дики, Сандра Бланке и Ллойд Ситон для CPA Journal

Российские эксперты также дают противоречивые прогнозы. Например, замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко и бывший министр финансов Алексей Кудрин утверждают, что ИИ заменит не только бухгалтеров, но и экономистов, и специалистов налоговой службы. Сами бухгалтеры этот прогноз отвергают: ИИ не умеет решать стратегические и коммуникационные задачи.

Возможно, с бухгалтерией произойдёт то же, что и с юриспруденцией, но в большем масштабе. Техническая работа будет автоматизирована, но важные решения останутся за человеком. Бухгалтер по-прежнему будет частью любой компании, но пять «вбивающих первичку» сотрудников заменит один стратег.

ИИ и маркетинг: многих уволят, но стратеги останутся

Ни одна стратегия интернет-рекламы не обходится без хотя бы элементарной формы ИИ. Роль искусственного интеллекта в системах PPC-рекламы, анализе посещаемости и поведения аудитории будет возрастать. Но как внедрение ИИ скажется на традиционных «человеческих» сегментах — продажах, контенте, работе аналитика?

Согласно исследованию американской маркетинговой компании HubSpot, в маркетинге самый высокий шанс потерять работу из-за ИИ у телемаркетологов. Им предсказывают 99-процентную вероятность замены машиной. Для аналитиков маркетинговых данных цифра составляет 61%, для продавцов рекламы — 54%. Однако менеджеров по маркетингу ИИ заменить не сможет — HubSpot оценивает вероятность всего в 1,4%.

Питер Генч, немецкий предприниматель и консультант по бизнес-управлению, в своей книге констатирует, что внедрение ИИ приведёт к сокращению рабочих мест и ручного труда в маркетинге. Однако, по его мнению, это случится не очень скоро — сегодня в этой сфере слишком много задач, которые компьютерный разум не может выполнять совсем без участия человека.

Генч называет восемь основных методов использования ИИ в маркетинге:

  1. Исследования потребительских инсайтов — системы анализируют отзывы о продукте в интернете. Это заменяет маркетинговые исследования в формате фокус-групп и опросов.
  2. Мониторинг инфополя на предмет информационных атак и дезинформации.
  3. Поиск и профилирование новых клиентов — ИИ исследует потребителей в поисках новых целевых аудиторий, а также прогнозирует их поведение.
  4. Исследования ценообразования — ИИ изучает текущую рыночную ситуацию и исторические данные. На основании этих сведений система предлагает лучшую цену для товара. Первыми такие системы внедрили у себя Amazon и его партнёры-поставщики.
  5. Автоматизация процессов по извлечению и обработке данных. В других сферах такие технологии используются с 1990-х, однако в маркетинг они пришли лишь несколько лет назад.
  6. Продукт-контентные рекомендации. ИИ помогает создавать персонифицированный контент для пользователей интернет-магазинов на основании данных об их поведении.
  7. Медиапланирование — ИИ изучает данные о поведении пользователей и даёт рекомендации по разработке медиастратегии, а также может самостоятельно создавать контент.
  8. Прогнозирование объёмов продаж. Сложные компьютерные модели для предсказания спроса и предложения существовали и раньше, однако ИИ позволяет проводить такие исследования более динамично, используя данные, получаемые в реальном времени.

Лидеры этого рынка — крупные корпорации, такие как Google и Amazon, а также компании, предлагающие комплексные решения, — например, Dynamic Yeld, Amplero, Reflection.

С Генчем соглашается его американская коллега София Бернаццани. По её мнению, ИИ облегчит работу маркетологов и поможет более эффективно управлять данными. Она ожидает, что некоторые рабочие места будут заменены машинами, как происходит во время любой промышленной революции. Но часть позиций сохранится, а технологии скорректируют карьерные стратегии маркетологов.

Но что произойдёт с контентом? ИИ заменит копирайтера? Сегодня ИИ умеет создавать простой маркетинговый контент: подводки для соцсетей, описания товаров. Однако более сложному тексту всё равно нужен редактор.

Через 10 лет роботы научатся писать сложные и длинные тексты. Так считает Дэйв Рогенмозер, руководитель компании Conversion AI — разработчика робота-копирайтера по имени Джарвис. Однако, по мнению Рогенмозера, ИИ заменит только низкоуровневых копирайтеров. Остальные превратятся в редакторов, которые будут дорабатывать тексты за программой.

ИИ и HR: непредвзятая оценка соискателей

Казалось бы, эта сфера находится дальше всего от ИИ — разве может машина оценивать людей? Тем не менее искусственный интеллект активно развивается и здесь.

В HR ИИ используют для поиска и отбора резюме. Это нужно, если соискателей на вакансию несколько сотен или тысяч. Сторонники ИИ указывают, что машина непредвзята: у неё нет расовых или гендерных предрассудков. Критики обращают внимание на то, что это утверждение спорно: если предрассудки содержатся в образцах, на которых обучается программа, то она воспроизведёт их и в своих решениях.

Как ИИ решает судьбу соискателей, мы разбирали в этой статье. Вкратце: хотя алгоритмы анализируют резюме соискателей в крупных компаниях, конечное решение всё равно принимает человек. Например, в HeadHunter автоматическая модерация оценивает 74% всех резюме. Однако, если резюме заблокируют, пользователь может обратиться в техподдержку.

Отбор резюме — не единственная сфера применения ИИ в HR. Также существуют:

  • чат-боты — их используют в общении с соискателями сервисы для поиска работы;
  • системы анализа навыков и компетенций сотрудников — здесь ИИ используют для разработки образовательных стратегий;
  • инструменты, помогающие соискателям правильно заполнить документы;
  • сервисы поддержки новичков, которые объясняют им, как устроены рабочие процессы в компании;
  • системы администрирования кадровой службы — они собирают данные об отпусках, отгулах, расписании, зарплате и эффективности сотрудников;
  • системы управления талантами — они помогают удерживать ценных сотрудников, прогнозируют вероятность их увольнения, планируют развитие навыков.

Крупные кадровые и консалтинговые компании сегодня предлагают решения, которые совмещают в себе все или почти все эти механики. Например, системы HireVue, наиболее известной компании в этой нише, или Sage HR. Компания Wade & Wendy действует в двух направлениях — Wade занимается персональным развитием сотрудников, а Wendy автоматизирует рутинные действия.

Чат-бот во «ВКонтакте» от компании HeadHunter. Скриншот: официальная страница HeadHunter во «ВКонтакте»

Сможет ли ИИ вытеснить живых HR-менеджеров? Вряд ли. Согласно рейтингу HubSpot, специалистов HR ИИ заменит всего в 0,55% случаев. Эксперты и предприниматели сходятся во мнении, что без человеческой проницательности и творческого подхода в этой сфере не обойтись.

Внедрение технологий в HR не приведёт к снижению количества рабочих мест, однако сильно трансформирует труд HR-менеджеров. Так считает Кен Лазарус, гендиректор кадрового агентства Scout Exchange. «В будущем ИИ возьмёт на себя значительную часть процессуальных и исследовательских задач, — считает он. — У HR-отделов появятся новые приоритеты: отбор наилучших технологий, используемых на рабочем месте, построение HR-бренда компании».

Сможет ли ИИ писать корпоративную стратегию?

Искусственный интеллект способен не только искать резюме и считать прибыль. ИИ умеет разрабатывать стратегические рекомендации по развитию компаний. Подобные системы могут оценить кредитный или законодательный риск, рассчитать цены, предсказать поведение конкурентов.

Государства уже используют ИИ для этих задач. Американские учёные разработали систему машинного обучения Policy Change Index (PCI). Она прогнозирует поведение руководства КНР на основании тона госпропаганды. Данные PCI получает из официальной газеты китайского правительства People’s Daily.

Технический директор консалтинговой ИИ-компании Lemay.ai Даниэль Шапиро отмечает, что пока популярны инструменты, помогающие моделировать один конкретный процесс. Но в ближайшем будущем появятся полноценные роботизированные системы, которые смогут свести все показатели воедино и создать корпоративную стратегию почти без участия человека. Главная опасность здесь, по мнению Шапиро, заключается в следующем: бизнесмены порой плохо понимают, как работают ИИ-алгоритмы, и могут неверно интерпретировать результаты их анализа.

Директор по алгоритмам платформы онлайн-стайлинга Stitch Fix и бывший вице-президент Netflix по обработке и анализу данных Эрик Колсон уверен, что ИИ может принести огромную пользу корпоративному стратегическому планированию. По его мнению, многие исследования, связанные со сбором и обработкой данных, лучше просто отдать ИИ, а участие людей в них минимизировать. Человек может предвзято относиться к отбору данных и просто не замечать то, на что обратит внимание беспристрастный ИИ.

Тем не менее, пишет Колсон, многие бизнес-решения требуют человеческого участия. «Видение будущего, корпоративная стратегия и корпоративные ценности, динамика рынка — всё это примеры информации, которая может быть обработана лишь человеческим разумом. Мы понимаем это через культуру и другие формы нецифровой коммуникации. Такая информация очень нужна для руководства бизнесом — и недоступна ИИ», — говорит он.

Вместо заключения давайте вернёмся к нашему примеру с BottleKeeper. Большую часть своего пути компания прошла, не имея ни одного сотрудника. Но сейчас в ней всё-таки трудятся пять наёмных сотрудников. Они возглавляют стратегические позиции: операционного директора, менеджера по развитию клиентов, email-, креативного и видеомаркетолога.


Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована