Главное об управлении IT-проектами для новичков и тех, кто хочет разобраться в теме
Тимлид SimbirSoft рассказал, как эффективно управлять IT-проектами, с какими трудностями можно столкнуться и как их преодолеть.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/c28/c285e82b5ffaba2748873795ea5d1469/604e319c241989f7d1438f93bbd7837e.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/c28/c285e82b5ffaba2748873795ea5d1469/604e319c241989f7d1438f93bbd7837e.jpg)
Кадр: фильм «Первый Мститель» / Marvel Studios Inc.
![](/upload/setka_images/06463007082024_5229bd13405a2e06364da05f6aca6f7322f4278e.jpg)
Советами и опытом поделился
Марсель Хабибуллин
Тимлид в IT-компании SimbirSoft. Управляет IT-проектами, учится на ошибках и передаёт опыт коллегам.
IT-проекты — проекты с меняющимися требованиями, поэтому их «выживаемость» зависит от того, насколько эффективно ими управляют. В этой статье рассказываю главное об управлении IT-проектами:
- какие бывают IT-проекты и зачем ими управлять;
- кто входит в команду IT-проекта;
- из каких этапов состоит управление IT-проектами;
- какие методологии применяют в управлении IT-проектами;
- с какими трудностями можно столкнуться;
- что ещё важно знать, чтобы управлять IT-проектами эффективно.
Какие бывают IT-проекты
К IT-проектам относят процессы разработки, внедрения, обслуживания и доработки какой-либо системы — например, программного и аппаратного обеспечения или сетевой инфраструктуры.
Цель любого IT-проекта — повысить эффективность работы процесса или организации в целом. Например, улучшить работу с клиентами, снизить расходы, повысить качество предоставляемых услуг или продуктов. Поэтому в зависимости от потребностей бизнеса у IT-проектов могут быть разные формы реализации.
Так, в проект по созданию IT-инфраструктуры может входить разработка ПО для автоматизации какого-то процесса. Либо проект может включать в себя внедрение новых технологий, оборудования или инфраструктуры — например, серверов, систем хранения данных, сетевых устройств.
Ещё IT-проектом может быть интеграция уже существующих систем. Например, объединение двух разных программных продуктов или перенос данных из одной системы в другую.
Зачем управлять IT-проектами
Любой IT-проект преследует свою цель — осязаемую точку в пространстве и времени, при достижении которой проект считается завершённым. Руководитель управляет проектом, чтобы достичь цели в срок и с заданным уровнем качества.
Для этого руководитель:
- Снижает риски, составляя план Б. Если в процессе выполнения проекта возникнет нештатная ситуация, каждый участник команды должен понимать, что ему нужно делать, чтобы вернуть проект обратно «на рельсы».
- Оптимизирует ресурсы. Чем масштабнее проект, тем больше в нём издержек. Планирование и проработка проекта позволит снизить издержки и, как следствие, общую стоимость проекта.
- Налаживает коммуникацию с заинтересованными сторонами. Чтобы достичь цели проекта, важно грамотно организовать коммуникацию членов команды с заказчиком или его представителями.
- Выбирает подходящий метод управления. Не всегда подходы, которые хорошо сработали в одном проекте, будут так же подходить и для другого. Подробнее о том, какие методологии бывают и как между ними выбирать, расскажем ниже.
- Измеряет производительность команды и постоянно её улучшает. Руководитель должен понимать, какой объём работ может выполнить команда. Эта метрика называется Velocity. Она показывает объём успешно выполненной работы в часах. Зная эту характеристику, можно эффективно планировать задачи.
- Эффективно и оперативно решает возникающие проблемы. Вероятнее всего, что-то в проекте пойдёт не по плану. Задача руководителя — вовремя обнаружить и устранить препятствия.
- Контролирует бюджет, сроки и содержание. Для этого используется модель проектного треугольника. Согласно ей, три важнейших элемента проекта — бюджет, срок и содержание — связаны между собой. Если изменить один элемент, то придётся менять и два других, чтобы треугольник сошёлся. Подробно о работе по этой модели мой коллега рассказывал в статье Skillbox Media.
В проектах из сферы IT больше правок, чем в других сферах: могут меняться требования заказчика, рынок или запросы целевой аудитории. Поэтому, чтобы выполнить проект в срок и в нужном качестве, им обязательно нужно управлять, а ещё нужно быть готовым к тому, что все перечисленные выше задачи придётся выполнить не по одному разу.
Курсы Skillbox по управлению проектами
- «Профессия Менеджер проектов» — освоить профессию с нуля, добавить сильный кейс в портфолио и найти высокооплачиваемую работу.
- «Управление проектами» — систематизировать знания, получить недостающие навыки и зарабатывать больше.
Кто входит в команду IT-проекта
Состав команды, как правило, зависит от задач проекта, условий клиента, формы взаимодействия сторон и прочих факторов. Основу команды составляют такие специалисты:
- Проектный менеджер управляет проектом, отвечает за планирование и реализацию проекта, соблюдение проектных ограничений. Подробнее о профессии менеджера проектов — в этой статье Skillbox Media.
- Пресейл-инженер уточняет требования, согласовывает с клиентом варианты реализации проекта, подключает других сотрудников для предварительной оценки сроков и стоимости разработки.
- Аккаунт-менеджер тесно взаимодействует с заказчиком и следит за тем, чтобы обе стороны выполняли обязательства.
- IT-аналитик собирает требования к продукту, согласовывает их и готовит артефакты для качественной реализации проекта.
- Архитектор продумывает технический фундамент проекта. Его задача — обеспечить надёжность и гибкость системы, возможность масштабировать её в будущем.
- Разработчики (бэкенд-, фронтенд-, мобайл-, веб-) пишут код и проводят его ревью, предлагают оптимальные для проекта технологии и инструменты.
- Специалист по обеспечению качества и SDET-инженер проверяют, соответствует ли функциональность системы техническим и бизнес-требованиям, составляют тестовую документацию.
Также в команду IT-проекта часто входят тимлиды и дизайнеры. Тимлид руководит командой разработки или тестирования и следит за тем, чтобы цели достигались в намеченные сроки. Дизайнер разрабатывает понятный для пользователей интерфейс системы.
Подробнее о том, какие специалисты нужны проекту на каждом этапе, а также о том, какие задачи они выполняют, рассказывали в этой статье.
Из каких этапов состоит управление IT‑проектами
Жизненный цикл IT-проекта включает в себя этапы инициации, планирования, выполнения, анализа и регулирования, завершения. Все эти этапы соответствуют этапам управления IT-проектами.
![](/upload/setka_images/06463007082024_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Этап 1. Инициация. На этом этапе определяют форму взаимодействия и налаживают коммуникацию между участниками проекта. Стороны приходят к общему пониманию того, какого результата нужно достичь и что для этого нужно сделать.
В первом этапе активно участвуют проектный менеджер и пресейл-инженер.
Этап 2. Планирование. На этом этапе собирают требования к проекту и определяют основные задачи, которые нужно выполнить. Затем проводят бизнес- и системный анализ, формируют карту рисков и составляют дорожную карту проекта.
Участвуют проектный менеджер, пресейл-инженер, группа аналитиков, архитектор, тимлиды разработки и тестирования.
Этап 3. Выполнение. Это активная фаза разработки проекта с демонстрацией промежуточных результатов заказчику.
Активно участвуют проектный и аккаунт-менеджеры, команды аналитиков, разработчиков и тестировщиков, тимлиды разработки и тестирования.
Этап 4. Анализ и регулирование. На этом этапе обрабатывают обратную связь заказчика и других участников проекта. Команда определяет, как внедрить изменения с наименьшими затратами ресурсов и наибольшей эффективностью, и вносит эти изменения.
Активно участвуют проектный и аккаунт-менеджеры, аналитики, тимлиды разработки и тестирования.
Этот этап, вместе с этапами планирования и выполнения, повторяют до тех пор, пока не будут достигнуты цели проекта.
Завершение. Цели проекта достигнуты. Заказчику передают закрывающие документы, техническую документацию к проекту и все необходимые артефакты.
Какие есть методологии управления IT‑проектами и для каких проектов они подходят
Обычно для управления IT-проектами выбирают один из этих подходов:
- Waterfall («Водопад»). Это каскадный метод разработки ПО. При нём этапы проекта идут последовательно друг за другом и не пересекаются. В управлении по каскадной модели большое внимание уделяют документированию каждого этапа проекта.
Приступая к работе, члены команды обсуждают все аспекты будущего продукта и фиксируют значимые аспекты. В ходе выполнения проекта нельзя отклоняться от первоначально утверждённого плана.
Подробнее о подходе Waterfall можно прочитать в этой статье Skillbox Media.
- Agile («Гибкий»). Это семейство методологий гибкого управления проектами. Самые популярные методологии Agile — Scrum и Kanban. Команды, которые работают по Agile, быстро адаптируются к изменениям в работе и новым вводным. Например, к новым требованиям заказчика или к другим неожиданным обстоятельствам.
В Agile основной упор делают не на документировании, а на том, чтобы отдать заказчику работающий продукт. Хотя своя документация в таких командах тоже есть.
Подробно о подходе Agile — в этой статье Skillbox Media.
- Lean Six Sigma. Это подход, в котором объединены две методологии управления проектами. Цель Lean (бережливое производство и бережливое управление) — создавать ценность, сокращая расходы на её производство. Цели Six Sigma («шесть сигм») — улучшить качество продукта или услуги, увеличить удовлётворенность пользователя, сократить потери и сроки проекта.
Обычно этот подход используют крупные компании и проекты, когда нужно максимально оперативно проверить гипотезу или улучшить качество уже действующего продукта. Подробно о применении Lean и Six Sigma в IT-проектах моя коллега рассказывала здесь.
Далее расскажу о преимуществах и недостатках наиболее распространённых подходов управления — Waterfall и Agile — и объясню, для каких проектов они подходят.
Waterfall
Каскадное управление используют в предсказуемых проектах с повторяющейся структурой, где невелика вероятность того, что что-то пойдёт не так. Например, Waterfall можно применять при разработке простого ПО.
В таблице главные плюсы и минусы каскадного подхода к управлению.
Плюсы: | Минусы: |
---|---|
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Agile
Методологии семейства Agile подходят для проектов с высокой степенью неопределённости. При работе над таким проектом непонятно, каким получится продукт: не видна конечная цель проекта. Или, наоборот, цель есть, но не виден путь, который нужно пройти, чтобы её достичь.
В таблице основные преимущества и недостатки гибких методологий управления.
Плюсы: | Минусы: |
---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
С какими трудностями можно столкнуться при управлении IT-проектом
Опытным проектным менеджерам «и море по колено». Для тех, кто только набирается опыта, поделюсь описанием ошибок, которые часто совершают при управлении IT-проектами.
Некорректно определяют лицо, принимающее решение (ЛПР). Часто требования к продукту запрашивают у человека, который на самом деле не является ЛПР. Результат — множество правок на финальной стадии проекта, когда настоящий ЛПР знакомится с итогами работы.
Понять, что перед вами не истинный ЛПР, можно по таким признакам: человек пересказывает не свои идеи; для принятия решения ему нужны дополнительные совещания. Уточните, собирается ли человек показывать результат кому-нибудь ещё — тот, кому будут показывать результат, и есть лицо, принимающее решение.
Неточно оценивают проект. Всегда есть риск ошибиться в оценке требований заказчика. Чтобы избежать этого риска, советую составлять техническое задание совместно с клиентом. Важно определить весь набор функций продукта с учётом особенностей бизнес-процессов компании.
Не фиксируют изменения. Все изменения и пожелания заказчика важно фиксировать после каждой демонстрации. Это поможет не только лучше разобраться в требованиях к продукту, но и избежать недопониманий между командой и заказчиком в будущем.
Увеличивают скоуп работ. Бывают ситуации, когда команда из соображений клиентоориентированности соглашается на все дополнительные работы и изменения, которые диктует заказчик. Если при этом не увеличивать сроки и бюджет проекта, это негативно скажется на здоровье как команды, так и всего проекта.
Не оптимизируют ресурсы. Рекомендую регулярно проводить анализ ресурсов проекта — их загруженности и эффективности использования. Возможно, некоторые ресурсы можно перевести на другие задачи.
Перегружают опытных членов команды. Работник А может выполнить работу в два раза быстрее работника Б. Но если по этой причине всё самое срочное и важное всегда отдавать работнику A, он может быстро выгореть и покинуть проект.
Поэтому старайтесь равномерно распределять загрузку специалистов так, чтобы на выполнение задач у них уходило примерно одинаковое количество времени.
Выстраивают процессы по аналогии с предыдущим проектом. Универсального подхода, который был бы одинаково эффективным во всех проектах, нет. Даже если создавать один и тот же продукт для разных компаний или сфер бизнеса, всегда найдутся свои особенности. Будьте гибкими и готовыми к корректировке процессов.
Что ещё важно знать, чтобы управлять IT‑проектами эффективно
В конце поделюсь рекомендациями, которые помогут эффективно управлять IT‑проектами и добиваться качественных результатов.
- Общайтесь с командой, будьте доброжелательны и принимайте обратную связь. Эффективная коммуникация с членами команды, заказчиком и другими заинтересованными сторонами — ключевой элемент успеха проекта. Открытую, прозрачную и доброжелательную коммуникацию, когда все участники могут открыто высказывать своё мнение и предложения, важно устанавливать на всех этапах проекта.
- Используйте специальные инструменты управления проектами. Существует много онлайн-инструментов, помогающих управлять задачами, сроками, ресурсами и коммуникацией, — например, Trello, Asana, Jira. Подробно о них рассказывал мой коллега в этой статье Skillbox Media.
- Оценивайте и корректируйте планы. Регулярно проводите оценку прогресса проекта, сравнивайте его с планом и вносите необходимые корректировки, чтобы оперативно реагировать на изменения и предотвращать возможные проблемы.
- Делегируйте. Не бойтесь передавать часть задач другим участникам команды — доверьтесь их квалификации и умениям. Это позволит распределить ответственность, увеличить производительность и выполнить проект быстрее и качественнее.
- Развивайтесь. В IT-сфере важно постоянно учиться и следить за новыми тенденциями. Так вы сможете использовать разные инструменты и методики и управлять проектами эффективнее.
Как узнать больше о проектном управлении и его методах
- В Skillbox Media есть материалы о главных подходах и методологиях управления проектами: об Agile и его разновидностях Scrum и Kanban, а также о противоположности Agile — Waterfall.
- Если вы только начали знакомиться с управлением проектами и разбираться в его элементах, прочитайте статью «Что такое проект: изучаем главное понятие проектного управления».
- Ещё у нас есть статья о профессии менеджера проектов. В ней подробно рассказали, чем занимаются проджекты, сколько они зарабатывают и какие нужны навыки, чтобы стать менеджером проектов.
- Управлять проектами, работать с бюджетом, сотрудничать с заказчиками, управлять командой и презентовать проекты можно научиться на курсе Skillbox «Профессия Менеджер проектов».
- После курса «Управление проектами» вы сможете запускать проекты и управлять ими в различных сферах бизнеса — от диджитала до ретейла.
Другие материалы Skillbox Media об управлении проектами
- Как достигать цели проекта с минимальными затратами времени и денег: главное о структуре проекта
- Как составить план проекта, чтобы прийти к намеченному результату
- Как завершить проект в срок с помощью метода критического пути
- Что такое проектный треугольник и почему уметь работать с ним должен каждый менеджер проектов
- В каких проектах стоит использовать свод знаний по управлению проектами PMBok